Определите способ образования прибрежный приусадебный

Урок в 10 классе «Состав слова. Словообразование»

Тема: «Морфемика. Словообразование»

Цели: Систематизация знаний по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знаний о структуре слова, закрепление знаний о способах образования слов. Совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализов с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок пре-, при-; приставок на з,с; суффиксов -лив-, -чив-). Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии.

Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение урока.

Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Введение в тему. Работа с текстом.

а) Запись текста под диктовку .

Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…

Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.

— Объясните постановку знаков препинания в предложении.

— Какое значение привносят суффиксы в слово парень?

— Объясните написание выделенного слова.

в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова.

Цель морфемного анализа — установить, из каких значимых частей состоит слово.

Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.

План морфемного анализа дан каждому ученику в классе.

Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.

Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических

1.Повторение правописания прилагательных с суффиксом — лив-, -чив-.

Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.

б) Определите значение прилагательных с суффиксами -лив-, -чив- (обладание каким-

либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо).

в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя:

1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва?

Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный;

угодливый – угодный; запасливый — запасный, запасной.

Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.

г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по

звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении).

Морфемика и орфография.

Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.

Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.

Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.

Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику.

Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательный анализ слова — это выяснение того, как образовано данное слово,

т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране интерактивной доски).

Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.

План словообразовательного анализа дан каждому ученику.

Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.

Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.

Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.

V . Повторение понятий о производных и непроизводных основах.

Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.

Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

VI . Повторение понятия словообразовательная пара.

а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список

ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.

б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное

средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы

Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение.

VII . Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику).

1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и

дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

Читайте также:  Решение задач по геометрии разными способ

Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.

Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.

Производное слово образуется от исходного.

Проверяем правильность выполнения этого задания.

Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII ).

2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.

К каждому пункту подберите примеры.

3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Теоретический и практический материал

по теме «Морфемика. Словообразование».

Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Способы образования слов

приставочный — опасный – пре опасный

бежать — вы бежать

суффиксальный – день — ден ёк

луч – луч ист ый

белый — бел е ть

приставочно – курс — со курс ник

суффиксальный читать — в читать ся

немецкий – по -немецк и

бессуффиксный – заплывать – заплыв

сложение — слов — вечнозелёный, кресло-кровать

корней — сенокос, листопад

частей слов — универмаг, зарплата

звуков — МХАТ, ТЮЗ, вуз

переход слов рядовой (боец) – рядовой

из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)

в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)

Порядок морфемного разбора слова.

Определить, какой частью речи является слово.

Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.

Укажите основу слова.

Выделите приставки (если есть).

Выделите словообразующие суффиксы (если есть).

Слово является прилагательным.

Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»

(холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- ( холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).

6. Корень – холод.

Порядок словообразовательного разбора .

Дать толкование лексического значения слова.

Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.

Указать словообразующую морфему.

Построить словообразовательную цепочку.

Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных

тем же способом с помощью тех же морфем.

1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2.Образовано от слова дно . Производящая основа — дон- (-//о).

3.Образовано с помощью приставки без — и суффикса – н- .

4. Дно – бездонный.

5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом ( бездомный,

Карточка по теме «Морфемика. Словообразование»

Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.

Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.

Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.

Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.

Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.

Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список

ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.

б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное

средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы

Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и

дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.

Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.

Производное слово образуется от исходного.

1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.

К каждому пункту подберите примеры.

2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить,

по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Источник

Читайте также:  Энтерофурил детский способ применения

Урок «Морфемика. Словообразование» в 10 тклассе

Тема: «Морфемика. Словообразование»

Цели: Систематизация знаний по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знаний о структуре слова, закрепление знаний о способах образования слов. Совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализов с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок пре-, при-; приставок на з,с; суффиксов -лив-, -чив-). Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии.

Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение урока.

Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Введение в тему. Работа с текстом.

а) Запись текста под диктовку .

Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…

Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.

— Объясните постановку знаков препинания в предложении.

— Какое значение привносят суффиксы в слово парень?

— Объясните написание выделенного слова.

в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова.

Цель морфемного анализа — установить, из каких значимых частей состоит слово.

Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.

План морфемного анализа дан каждому ученику в классе.

Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.

Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических

1.Повторение правописания прилагательных с суффиксом — лив-, -чив-.

Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.

б) Определите значение прилагательных с суффиксами -лив-, -чив- (обладание каким-

либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо).

в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя:

1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва?

Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный;

угодливый – угодный; запасливый — запасный, запасной.

Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.

г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по

звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении).

Морфемика и орфография.

Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.

Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.

Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.

Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику.

Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательный анализ слова — это выяснение того, как образовано данное слово,

т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране интерактивной доски).

Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.

План словообразовательного анализа дан каждому ученику.

Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.

Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.

Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.

V . Повторение понятий о производных и непроизводных основах.

Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.

Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

VI . Повторение понятия словообразовательная пара.

а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список

ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.

б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное

средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы

Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение.

VII . Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику).

1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и

дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

Читайте также:  Способы отбора проб скважина

Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.

Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.

Производное слово образуется от исходного.

Проверяем правильность выполнения этого задания.

Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII ).

2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.

К каждому пункту подберите примеры.

3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Теоретический и практический материал

по теме «Морфемика. Словообразование».

Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Способы образования слов

приставочный — опасный – пре опасный

бежать — вы бежать

суффиксальный – день — ден ёк

луч – луч ист ый

белый — бел е ть

приставочно – курс — со курс ник

суффиксальный читать — в читать ся

немецкий – по -немецк и

бессуффиксный – заплывать – заплыв

сложение — слов — вечнозелёный, кресло-кровать

корней — сенокос, листопад

частей слов — универмаг, зарплата

звуков — МХАТ, ТЮЗ, вуз

переход слов рядовой (боец) – рядовой

из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)

в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)

Порядок морфемного разбора слова.

Определить, какой частью речи является слово.

Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.

Укажите основу слова.

Выделите приставки (если есть).

Выделите словообразующие суффиксы (если есть).

Слово является прилагательным.

Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»

(холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- ( холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).

6. Корень – холод.

Порядок словообразовательного разбора .

Дать толкование лексического значения слова.

Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.

Указать словообразующую морфему.

Построить словообразовательную цепочку.

Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных

тем же способом с помощью тех же морфем.

1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2.Образовано от слова дно . Производящая основа — дон- (-//о).

3.Образовано с помощью приставки без — и суффикса – н- .

4. Дно – бездонный.

5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом ( бездомный,

Карточка по теме «Морфемика. Словообразование»

Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.

Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.

Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.

Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.

Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.

Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список

ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.

б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное

средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы

Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и

дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.

Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.

Производное слово образуется от исходного.

1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.

К каждому пункту подберите примеры.

2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить,

по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Источник

Оцените статью
Разные способы