Урок в 10 классе «Состав слова. Словообразование»
Тема: «Морфемика. Словообразование»
Цели: Систематизация знаний по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знаний о структуре слова, закрепление знаний о способах образования слов. Совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализов с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок пре-, при-; приставок на з,с; суффиксов -лив-, -чив-). Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии.
Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение урока.
Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Введение в тему. Работа с текстом.
а) Запись текста под диктовку .
Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…
Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.
— Объясните постановку знаков препинания в предложении.
— Какое значение привносят суффиксы в слово парень?
— Объясните написание выделенного слова.
в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова.
Цель морфемного анализа — установить, из каких значимых частей состоит слово.
Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.
План морфемного анализа дан каждому ученику в классе.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических
1.Повторение правописания прилагательных с суффиксом — лив-, -чив-.
Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.
б) Определите значение прилагательных с суффиксами -лив-, -чив- (обладание каким-
либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо).
в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя:
1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва?
Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный;
угодливый – угодный; запасливый — запасный, запасной.
Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.
г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по
звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении).
Морфемика и орфография.
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.
Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова — это выяснение того, как образовано данное слово,
т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране интерактивной доски).
Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.
План словообразовательного анализа дан каждому ученику.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
V . Повторение понятий о производных и непроизводных основах.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
VI . Повторение понятия словообразовательная пара.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение.
VII . Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику).
1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
Производное слово образуется от исходного.
Проверяем правильность выполнения этого задания.
Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII ).
2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.
Теоретический и практический материал
по теме «Морфемика. Словообразование».
Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Способы образования слов
приставочный — опасный – пре опасный
бежать — вы бежать
суффиксальный – день — ден ёк
луч – луч ист ый
белый — бел е ть
приставочно – курс — со курс ник
суффиксальный читать — в читать ся
немецкий – по -немецк и
бессуффиксный – заплывать – заплыв
сложение — слов — вечнозелёный, кресло-кровать
корней — сенокос, листопад
частей слов — универмаг, зарплата
звуков — МХАТ, ТЮЗ, вуз
переход слов рядовой (боец) – рядовой
из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)
в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)
Порядок морфемного разбора слова.
Определить, какой частью речи является слово.
Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
Укажите основу слова.
Выделите приставки (если есть).
Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
Слово является прилагательным.
Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»
(холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- ( холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).
6. Корень – холод.
Порядок словообразовательного разбора .
Дать толкование лексического значения слова.
Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.
Указать словообразующую морфему.
Построить словообразовательную цепочку.
Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных
тем же способом с помощью тех же морфем.
1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
2.Образовано от слова дно . Производящая основа — дон- (-//о).
3.Образовано с помощью приставки без — и суффикса – н- .
4. Дно – бездонный.
5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом ( бездомный,
Карточка по теме «Морфемика. Словообразование»
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
Производное слово образуется от исходного.
1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить,
по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.
Источник
Урок «Морфемика. Словообразование» в 10 тклассе
Тема: «Морфемика. Словообразование»
Цели: Систематизация знаний по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знаний о структуре слова, закрепление знаний о способах образования слов. Совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализов с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок пре-, при-; приставок на з,с; суффиксов -лив-, -чив-). Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии.
Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение урока.
Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Введение в тему. Работа с текстом.
а) Запись текста под диктовку .
Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…
Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.
— Объясните постановку знаков препинания в предложении.
— Какое значение привносят суффиксы в слово парень?
— Объясните написание выделенного слова.
в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова.
Цель морфемного анализа — установить, из каких значимых частей состоит слово.
Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.
План морфемного анализа дан каждому ученику в классе.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических
1.Повторение правописания прилагательных с суффиксом — лив-, -чив-.
Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.
б) Определите значение прилагательных с суффиксами -лив-, -чив- (обладание каким-
либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо).
в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя:
1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва?
Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный;
угодливый – угодный; запасливый — запасный, запасной.
Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.
г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по
звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении).
Морфемика и орфография.
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.
Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова — это выяснение того, как образовано данное слово,
т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране интерактивной доски).
Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.
План словообразовательного анализа дан каждому ученику.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
V . Повторение понятий о производных и непроизводных основах.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
VI . Повторение понятия словообразовательная пара.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение.
VII . Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику).
1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
Производное слово образуется от исходного.
Проверяем правильность выполнения этого задания.
Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII ).
2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.
Теоретический и практический материал
по теме «Морфемика. Словообразование».
Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Способы образования слов
приставочный — опасный – пре опасный
бежать — вы бежать
суффиксальный – день — ден ёк
луч – луч ист ый
белый — бел е ть
приставочно – курс — со курс ник
суффиксальный читать — в читать ся
немецкий – по -немецк и
бессуффиксный – заплывать – заплыв
сложение — слов — вечнозелёный, кресло-кровать
корней — сенокос, листопад
частей слов — универмаг, зарплата
звуков — МХАТ, ТЮЗ, вуз
переход слов рядовой (боец) – рядовой
из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)
в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)
Порядок морфемного разбора слова.
Определить, какой частью речи является слово.
Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
Укажите основу слова.
Выделите приставки (если есть).
Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
Слово является прилагательным.
Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»
(холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- ( холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).
6. Корень – холод.
Порядок словообразовательного разбора .
Дать толкование лексического значения слова.
Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.
Указать словообразующую морфему.
Построить словообразовательную цепочку.
Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных
тем же способом с помощью тех же морфем.
1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
2.Образовано от слова дно . Производящая основа — дон- (-//о).
3.Образовано с помощью приставки без — и суффикса – н- .
4. Дно – бездонный.
5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом ( бездомный,
Карточка по теме «Морфемика. Словообразование»
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист ; водосток – водосточный ; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
Производное слово образуется от исходного.
1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить,
по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.
Источник