- Определите способ образования наречий распределите наречия
- Определите способ образования наречий распределите наречия
- Способы образования наречий
- Как различать наречия от других частей речи.
- Алгоритм различения причастий, прилагательных и наречий на -о / -е
- Различение прилагательных и наречий не на -о/-е
- Как образуются наречия в русском языке
- Словообразование
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный способ
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Словообразование наречий (7 класс)
- Классификация по способу образования:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Определите способ образования наречий распределите наречия
Определите способ образования наречий распределите наречия
Определите способ образования наречий распределите наречия. Определите способ образования наречий распределите наречия Лучше всего сделать себе отдельную памятку в виде табличке и придумать свои примеры.
Определите способ образования наречий распределите наречия
Способы образования наречий
Способы образования наречий. Наречия образуются от слов разных частей речи следующими способами:
- Приставочным: долго —>надолго, приятно —>неприятно, туда —>оттуда.
- Суффиксальным: короткий —> коротко, когда —> когда-нибудь, три —> трижды.
- Приставочно-суффиксальным: давний —>издавна, новый —>по-новому, птичий —>по-птичьи.
- Путём перехода других частей речи в наречия: любоваться (чем?) зимой (сущ.) —> разговаривать ( когда?) зимой (нареч.), сидя на диване (дееприч.) —> разговаривать (как?) сидя (нареч.).
Многие наречия связаны по происхождению с именами существительными (бегом, шагом, рысью, с горя, под силу, домой и др.) и прилагательными (весело, темно, торжественно, по-дружески и др.). Переход слов других частей речи в наречия происходит очень медленно, постепенно, поэтому написание многих наречий нужно проверять по словарю .
- Сложением: мимо + ходить —>мимоходом , из + далёкий —>издалека , в + при + прыгать —>вприпрыжку .
- Сращением слов: сегодня, тотчас, послезавтра.
- Повторением слов: тихо-тихо, еле-еле, волей-неволей.
Как различать наречия от других частей речи.
Чтобы различать наречия и похожие на них имена существительные, имена прилагательные и местоимения с предлогами, нужно помнить, что:
- существительные могут иметь при себе зависимые слова, а наречия, как правило, нет.
Сравните: в начале (в начале чего? — сущ.) недели —> вначале (когда? — нареч.) он растерялся;
- имена прилагательные и местоимения согласуются с существительными, а наречия обычно примыкают к глаголам, деепричастиям и другим наречиям.
Сравните: по моему (мест.) мнению —> вышло по-моему (нареч.), по новому (прил.) закону —> переделав по-новому (нареч.), по осеннему (прил.) лесу —> по-осеннему (нареч.) сыро.
Как различать степени сравнений наречий и прилагательных рассказано тут.
Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о / -е
Различение прилагательных и наречий не на -о/-е
Конспект урока «Способы образования наречий«.
Как образуются наречия в русском языке
Образование наречий на основе именных частей речи и глаголов происходит многими способами. Вариантам словообразования многообразны. Формирование новой лексемы от производящей основы сохраняет смысловую связь с «родительским» словом, его формой. У существительного новое слово заимствует предметность, у числительного – числовое содержание, у прилагательного – значение качества, от глаголов – фактор действия.
Словообразование
Наречия отражены уже в древнерусских письменах, где они использовались неразрывно с глаголом для уточнения действия. Образование наречий в русском языке шло непрерывно. Количество первых употреблений было небольшим. Со временем обогащение речи, устной и письменной, привело к активному появлению производных лексем, образованных приставочным, суффиксальным и другими методами. Живая речь всегда обогащалась первой, но для закрепления неологизмов в языковой системе уходят десятилетия. В долгом процессе формировался новый смысловой аспект.
В классификацию раздела, как образуется наречие в русском языке, кроме вышеперечисленных, включены приемы:
- постфиксальный;
- слияние;
- субстантивация, или переход из одной части речи в другую.
Многообразные способы образования наречий обусловлены широким спектром значений. Вопросы, которые можно задать к данной части речи, разнообразны: сколько, когда, почему, как, где и др.
Приставочный способ
Наречия в русском языке формируются данным способом из различных частей речи:
- из числительных – сперва, впервые; втрое, натрое;
- из прилагательных – по-военному, сызнова, докрасна;
- от имен существительных – отроду, наверху, сбоку, внизу, замужем;
- от местоимений – потому, зачем, затем, по-моему;
- из наречий – оттуда, позавчера, отныне, надолго, неприятно.
Приставка не-, придающая отрицательное значение слову, является часто употребляемой: приятно – неприятно, легко – нелегко и др.
Суффиксальный способ
Слова, созданные суффиксальным способом, сохраняют смысловую зависимость от исходных лексем.
Создание наречий происходит также от иных частей речи:
- от глаголов – стоймя, немедля, волоком, играючи, играя, ощупью;
- от имен существительных – весною;
- от числительных – дважды, трижды;
- от прилагательных, причастий – взволнованно, организованно, умоляюще, угрожающе;
- от наречий – рановато, частенько.
Встречается использование редких модификаций суффиксов – стоймя, временами.
Приставочно-суффиксальный способ
Новые слова образуются посредством комбинаций морфем:
- из существительных – всухомятку, навстречу, вначале, сбоку, вдали, поутру;
- из прилагательных – издавна, по-дружески, снова, по-охотничьи, попусту, вблизи, навечно, допоздна.
Менее продуктивно создание слов от иных частей речи:
- числительных – вдвоем, надвое, вшестеро, в-третьих;
- глаголов – вдогонку;
- местоимений –по-нашему, по-другому;
- наречий – подолгу, понарошку.
Постфиксальный способ
Для создания неопределенных местоименных наречий характерен прием добавления постфикса. Например:
- где – где-то;
- какой – какой-либо;
- зачем – зачем-то, зачем-нибудь.
Сложение
В русском языке посредством сложения наречие можно образовать как в результате повтора (иногда с добавлением приставок), так и от основ исходных слов с присоединением суффикса:
- тихо-тихо;
- еле-еле;
- волей-неволей;
- мимо ходить – мимоходом;
- в три дорогой – втридорога.
Слияние
Процесс сращивания, или слияния, очевиден в присоединении предлогов к разным частям речи, параллельным образованием новых значений форм, превратившихся в самостоятельные слова:
Примеры образованных слиянием слов:
Переход из одной части речи в другую
Застывшие формы существительных представляют продуктивную группу наречий – шагом, даром, залпом, рысью, кубарем, порой. Иногда от исходных существительных новые слова отличает перенос ударения. Например:
В разговорной речи выражения «ужас как больно», «страсть как интересно», «страсть как поучительно» включают слова «страх», «ужас», «страсть» со значением усиления признака.
Новое значение у существительных с предлогами появляется реже. Примеры:
Наречия посредством перехода из другой части речи могут образовываться из деепричастий – играючи, стоя, крадучись, не спеша, молча, нехотя.
Смысловое преобразование отдельных частей речи протекает медленно. Правописание многих словесных конструкций нужно проверять по справочникам, словарям.
Изучение темы, как образуются наречия, требует погружения в смысловые оттенки слов, изучение контекста употребления, знания родственных форм и частей речи в русском языке.
Источник
Словообразование наречий (7 класс)
Тема урока : «Словообразование наречий».
Цель урока : познакомить учащихся с основными способами образования наречий .
Тип урока : изучение нового.
познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
учить определять способы образования наречий;
повторить основные знания о наречии как части речи;
учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;
учить морфемному разбору наречий;
учить образовывать наречия разными способами.
воспитывать культуру речи;
поддерживать интерес к урокам русского языка.
развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.
Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.
Подготовка к изучению новой темы. Словарная работа.
Сообщение темы урока. Объяснение нового.
Закрепление новой темы.
2. Подготовка к изучению новой темы.
3. Сообщение темы урока.
Закрепление новой темы.
— Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».
Посетить галерею, сосредоточенно работать, ему нездоровится, любуешься гирляндой, отворить калитку, показался силуэт, присутствовать на собрании, двигаться с колонной, претендовать на помощь, прекратить шептать, разыграть комбинацию, движущийся экспресс, взглянуть мельком, купленный аквариум, выровненная дорожка.
— Какие орфограммы встретились?
— Какие виды наречий вы знаете? (Вспомните, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?)
— Давайте проверим ваши знания по наречию. Пройдем небольшое тестирование. Надо отвечать только да или нет.
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречие – это служебная часть речи.
Наречие не имеет окончания.
Наречие – это изменяемая часть речи.
Наречие обозначает признак действия.
Наречие отвечает на вопрос сколько?
Наречие отвечает на вопрос какой?
Работа со схемами, записанными на доске:
— Определите, какая часть речи зашифрована в схемах.
— Что помогло вам это определить?
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Работа по тексту, записанному на доске.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!
— Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно.
— Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?
— Определите стиль текста.
— Чем интересен текст с точки зрения нашей темы?
— Зачем автор использует их?
— Назовите все наречия в предложениях.
— Каков же способ определения части речи?
— А как вы определили, что это наречия? Какие вопросы помогают нам определить, что это наречие? Какой вопрос вы задавали?
— Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы.
— Выстроите словообразовательные цепочки. Образец записан на доске.
На доске заранее записан образец.
— Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
Вывод:
а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;
б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
— От исходных слов каких частей речи еще могут образовываться наречия?
— Распределите наречия по частям речи исходного слова:
по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.
— Определите способы образования наречий.
— Выделите словообразовательные морфемы.
— Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?
Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.
Составление опорной схемы образования
— Какие два вопроса должны быть отражены в таблице?
У доски работает 1 человек по схеме.
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Имя числительное
— Какие способы образования наречий мы запишем в таблицу?
— От слов, записанных на доске, образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.
— Толкование слова еле .
— Составление предложений с данным словом.
— Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.)
-Почему? Подумайте, как они образовываются?
Классификация по способу образования:
суффиксальный: быстрый — быстро , творческий — творчески ;
приставочно-суффиксальный: сухой — досуха ;
приставочный: хорошо — нехорошо , куда — никуда ;
Сложение разных видов
сложение слов : еле, еле — еле-еле , опрометчиво — безумно ;
сложение с первым элементом полу- : полулежа ;
сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом , пол, сила — вполсилы .
Чтение выводов в учебнике.
Анализ прочитанного материала.
— Какими способами могут образовываться наречия?
— От каких частей речи могут образовываться наречия?
— Замените указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий.
— Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.
Быстрый…- быстрее – побыстрее.
Тонкий… — тоньше – потоньше.
Выполняй работу лучше. Когда жара стала мягче, отец объяснил мне, как надо косить. Это было страшнее всего. Снежинки опускались все ниже и ниже. Сокол выше солнца летает. Тише воды, ниже травы. Худой мир лучше доброй ссоры. Он был сильнее духом и вел себя мужественнее. Мишель становился все медлительнее, мучительное чувство зависти обуяло его. А жилось нам здесь вольнее, чем в деревне.
— Найдите наречия в данном тексте. Определите способ образования наречия, а также от какой части речи они образованы.
— Составьте с 3мя из них предложения.
— Какова тема нашего урока?
— Какие особенности вы можете отметить у наречий?
— Какие способы образования наречий теперь вы знаете?
— От каких частей речи могут образовываться наречия?
— Прочитать теорию, найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.
— Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны.
Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.
Учащиеся записывают число, «классная работа».
— Помогают “живописать” глаголы.
— Надо задать вопрос.
— «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?»
У доски работают 2 человека, остальные работают у себя в тетрадях.
У доски работают 2 человека, выбирают наречия, образованные от числительных и местоимений.
От существительных: вверх, снизу.
От прилагательных: заново, по-испански.
От местоимений: по-моему, затем.
От числительных: однажды, во-вторых.
— Исходное слово, способы образования.
— Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.
существительных, числительных, местоимений.
— У них нет окончаний.
— Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным.
существительных, числительных, местоимений.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-789360
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник