- Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Словообразование наречий
- Просмотр содержимого документа «Словообразование наречий»
Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка в 7 классе Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Словообразование наречий
Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).
Время образования наречий Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость Пример: здесь, там, так, тогда Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку, а также от старых форм ныне существующих имён Пример: поделом, справа, слева. Другие наречия более поздние по своему образованию Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.
Лексико-морфологические разряды наречий: Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий: 1) наречия, соотносительные с местоимениями; 2) наречия, соотносительные с именами существительными; 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными; 4) наречия, соотносительные с именами числительными; 5) наречия, соотносительные с глаголами.
Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией) морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.
Сложение разных видов: сложение слов: еле, еле – еле-еле; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Задание 1. Определите способ образования наречий: 1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …
Задание 1. Проверьте: 1) четырежды – … (суффиксальный); 2) засветло – … (приставочно-суффиксальный); 3) назавтра – … (приставочный); 4) давным-давно – … (сложение слов).
Задание 2. Определите способ образования наречий: вдали – медленно – мягко – быстро-быстро – тише – когда-то –
Задание 2. Проверьте: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный).
Задание 3. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно. Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное. Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом. Образец записи: не + мало – немало. Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
Спасибо за урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 322 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской содержит не только подробный теоретический материал о словообразовании наречий, но и практические задания для закрепления темы.
Цели и задачи урока
Знать: способы образования наречий
Уметь:
— определять способ образования наречий;
— образовывать наречия разными способами;
— правильно употреблять наречия.
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением
наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа
(дважды, вдвое, вдвоем);
наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества
(тепло, красиво, ласково, угрюмо);
наречия, образованные от глаголов, — со значением действия
(лежа, нехотя, шутя, немедля).
Номер материала: 132988
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Словообразование наречий
В презентации представлены задания по теме урока.
Просмотр содержимого документа
«Словообразование наречий»
- I.
- 1. Индивидуальное задание, анализ предложения.
- Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.
- Образец:артистично – артистичный.
- Певуче – (певучий);
- искусно – (искусный);
- щемяще – (щемящий);
- искусственно – (искусственный);
- вызывающе – (вызывающий).
- 2. Лингвистическая разминка.
- Задание.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- 1.
- 1) с двадцатью пятью рублями;
- 2) нет претензий;
- 3) хуже всего;
- 4) не ложите сюда тетради.
- Ответ:4) не ложите сюда тетради.
- 2.
- 1) в обеих сумках;
- 2) беги;
- 3) положь;
- 4) красивее.
- Ответ:3) положь.
- 3.
- 1) в пятистах шагах;
- 2) пять килограммов;
- 3) более красивее;
- 4) лягте на коврик.
- Ответ:3) более красивее.
- II. Объяснение нового материала.
- Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:
- 1) суффиксальный:быстрый – быстро, творческий – творчески;
- 2) приставочно-суффиксальный : сухой – досуха, изнанка – наизнанку;
- 3) приставочный : хорошо – нехорошо, куда – никуда;
- 4) сложение разных видов:
- сложение слов:еле, еле – еле-еле;
- сложение с первым элементомполу-: полулежа;
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса : мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Закрепление нового материала
- Задание. Определите способ образования наречий:
- 1)четырежды-
- (суффиксальный);
- 2)засветло—
- (приставочно-суффиксальный);
- 3)назавтра–
- (приставочный);
- 4)давным-давно–
- (сложение слов).
III. Тренировочные упражнения
- •Способ образования наречий.
- Задание 1.Определите способ образования данных наречий:
- вдали –
- (приставочно-суффиксальный);
- медленно –
- (суффиксальный);
- мягко –
- (суффиксальный);
- быстро-быстро –
- (сложение слов);
- тише –
- (суффиксальный);
Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе, когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса
Вкось, замуж, вплавь
Наречия, образованные путем сложения
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна
Наречия, образованные с помощью суффиксов
Наречия, образованные с помощью приставок
Наречие как часть речи
- Задание. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения.
- А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.
- Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.
- (М.Горький).
Приставочный способ словообразования.
- Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
- Образец записи:не + мало – немало.
- Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
- Задание 4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте синтаксический разбор 2 предложения.
- Он запел. Хрустально-чистый, звучный и необыкновенно сильный тенор зазвенел в комн_те. В самом тембре этого яркого, металлического голоса было что-то др_матическое, страс_ное.
- Плавно и нежно лились один за другим грудные, г_рячие, трепещущие звуки. Они лились свободно, с благородной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства, а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца, переполненной горячими, страс_ными звуками.
- Он пел о тоске любви. Негой, огнем и сл_зами дышали эти звуки.
Источник