- Морфология. Имя прилагательное
- Список вопросов теста
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 47
Морфология. Имя прилагательное
Тест предназначен для учащихся 9-11 классов. Цель данного теста: проверить знания и навыки учащихся по теме «Имя прилагательное». Тест состоит из 25 вопросов с одним вариантом ответа из 5 предложенных.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?
Варианты ответов
- Прилагательное
- Существительное
- Наречие
- Числительное
- Местоимение
Вопрос 2
Определите вариант с прилагательным, употребленным в переносном значении
Варианты ответов
- Золотая цепочка
- Детская игрушка
- Золотое сердце
- Круглый стол
- Высокий юноша
Вопрос 3
Определите качественное прилагательное
Варианты ответов
- Большое яблоко
- Деревянная посуда
- Лисья нора
- Горная тропинка
- Бабушкина книга
Вопрос 4
Определите относительное прилагательное
Варианты ответов
- Большое яблоко
- Деревянная посуда
- Теплые рукавицы
- Лисья нора
- Заячий след
Вопрос 5
Определите притяжательное прилагательное
Варианты ответов
- Весенняя погода
- Хорошая погода
- Вчерашний звонок
- Медвежья берлога
- Теплые рукавицы
Вопрос 6
Определите прилагательное, которое имеет только полную форму
Варианты ответов
- Резкий
- Сладкий
- Стеклянный
- Робкий
- Гладкий
Вопрос 7
Определите прилагательное в форме простой сравнительной степени
Варианты ответов
- В лесу береза выше и стройнее.
- Зима в этом году была более холодной.
- Этот ребенок способнее всех.
- Байкал-глубочайшее озеро.
- Он решил самую трудную задачу.
Вопрос 8
Определите прилагательное в форме сложной сравнительной степени
Варианты ответов
- Слово акына острее клинка и нежнее волоска.
- Здоровье дороже золота.
- Необдуманно сказанное слово более опасное.
- Человек тверже камня, нежнее цветка.
- Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
Вопрос 9
Определите прилагательное в форме простой превосходной степени
Варианты ответов
- Этот студент самый способный.
- Снежный барс сильнее медведя.
- Дуб крепче березы.
- Алматы – красивейший город.
- Зима в прошлом году была менее холодная.
Вопрос 10
Определите прилагательное в форме сложной превосходной степени
Варианты ответов
- Самые отличные условия
- Крупнейший комплекс
- Наикрасивейший пейзаж
- Чистейшая вода
- Высочайшая скорость
Вопрос 11
Определите прилагательное, в котором пропущена –Н-
Варианты ответов
- Мужестве…ый человек
- Совреме…ое оборудование
- Песча…ый берег
- Демонстрацио…ый зал
- Стари…ая книга
Вопрос 12
Определите прилагательное, в котором пропущена –Н-
Варианты ответов
- Деревя…ый дом
- Чугу…ый рельс
- Авиацио…ый завод
- Утре…ий туман
- Румя…ые щеки
Вопрос 13
Определите прилагательное, образованное суффиксальным способом
Варианты ответов
- Заполярный
- Каменный
- Предвыборный
- Безграмотный
- Бесшумный
Вопрос 14
Определите прилагательное, образованное приставочным способом
Варианты ответов
- Зернистый
- Запасливый
- Антисанитарный
- Отзывчивый
- Талантливый
Вопрос 15
Определите прилагательное, приставка которого указывает на противоположность признака
Варианты ответов
- Зарубежные новости
- Антиколониальный режим
- Предвыборный график
- Дошкольное воспитание
- Бездеятельный человек
Вопрос 16
Определите прилагательное с суффиксом –К-
Варианты ответов
- Казах…ий язык
- Брат…ий привет
- Сибир…ий мороз
- Уз…ий коридор
- Завод…ой двор
Вопрос 17
Определите прилагательное с суффиксом –К-
Варианты ответов
- Ткац…ий станок
- Герои…ий поступок
- Учитель…ий стол
- Депутат…ий значок
- Брат…ий привет
Вопрос 18
Определите прилагательное с суффиксом –СК-
Варианты ответов
- Глад…ий пол
- Рез…ий толчок
- Тибет…ая медицина
- Ред…ий талант
- Немец…ий сувенир
Вопрос 19
Определите правильный вариант пропущенный окончаний.
Повеяло холодн.. ветром, любовались вечерн… зарей, на дальн… севере, на восок… сосне, хорош… урожая
Варианты ответов
- ым-ей-им-ай-ого
- ом-ей-им-ой-его
- ом-ей-ем-ой-ого
- ым-ей-ем-ой-его
- ым-ей-им-ой-его
Вопрос 20
Определите вариант с прилагательным мужского рода в творительном падеже
Варианты ответов
- по синему небу
- морозной ночью
- поздним вечером
- в тяжелой походке
- широким полем
Вопрос 21
Определите вариант, в котором прилагательное с НЕ пишется слитно
Варианты ответов
- Этот ученик нисколько (не)внимательный
- (Не)ряшливый человек вызывает (не)приятное впечатление.
- (Не)мягкий, а твердый карандаш.
- Вода в озере была отнюдь (не)чистой.
- Фильм был (не)интересный, а скучный.
Вопрос 22
Определите вариант, в котором прилагательное с НЕ пишется слитно.
Варианты ответов
- (Не)доброе слово больней огня жжет.
- Хлеб был (не)свежим, а черствым.
- Ничуть (не)веселое представление.
- Далеко (не) надежный лед.
- Сообщение (не)интересное, а скучное.
Вопрос 23
Определите вариант, в котором прилагательное с НЕ пишется раздельно
Варианты ответов
- (Не)правый постоянно во всем оправдывается.
- Шел (не)престанный дождь.
- День (не)жаркий, а прохладный.
- (Не)настная осень выдалась в этом году.
- (Не)интересный доклад вызвал шум в зале.
Вопрос 24
Определите вариант, в котором прилагательное пишется через дефис
Варианты ответов
- (Высоко)образованный человек
- (Кругло)суточная работа
- (Древне)русский памятник
- (Бело)снежная скатерть
- (Научно)фантастический роман
Вопрос 25
Определите вариант, в котором прилагательное пишется слитно
Источник
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 47
217. Образуйте приставочным способом новые слова от данных глаголов.
писать — НАписать, Списат, ПРОписать, ПЕРЕписать.
бросить — Сбросить, ПЕРЕбросить,
бежать — Сбежать, ПРОбежать, Убежать.
строить — ПОстроить, Устроить, НАстроить.
218. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки, с помощью которых образованы слова.
Бессловесный (бес), преуспевающий (пре), приберечь (при), воспеть (вос), безденежный (без), рассыпать (рас), испечь (ис), растолочь (рас), безвкусный (без).
219. Спишите. Выпишите слова, образованные приставочным морфологическим способом. Выделите приставки.
Ты строишь планы, ты хлопочешь,
Ты рассчитаешь (рас) все по дням,
А жизнь захочет (за) — захохочет (за),
Ей смех и слезы пополам.
220. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы приведенные слова. Рядом запишите слова с производящей основой.
рыбный от рыба — суффикс н
221. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами.
голодание, заболевание — суффикс -ани-
снижение, учение, удивление — суффикс -ени-
братский, детский, светский — суффикс -ск-
ковровый, дворовый, сосновый — суффикс -ов-
задиристый, заливистый — суффикс -ист-
222. Обозначьте суффиксы в словах.
Зарядка — суффикс [к]
Заряженный — суффикс [яж] + суффикс [енн]
Открыто — без суффикса
Кукушонок — суффикс [он] + суффикс [ок]
Разбрызгивать — суффикс [ива]
Кривизна — суффикс [изн]
Безоглядный — суффикс [н]
Росистый — суффикс [ист]
Живучесть — суффикс [уч] + суффикс [есть]
По-дружески — без суффикса
Безбоязненно — без суффикса
Ограниченность — суффикс [енн] + суффикс [ость]
Разведывать — суффикс [ыва]
223. Образуйте приставочно-суффиксальным способом новые слова от приведенных ниже.
224. Обозначьте приставки и суффиксы, посредством которых образованы слова. Укажите слова с производящей основой.
225. От приведенных ниже глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации образуйте существительные. Какие изменения, происходят с производящей основой?
бежать — бег, дрожать — дрожь, грохотать-грохот, мутный- муть, хохотать- хохот, визжать- визг, лязгать — лязг, пищать — писк, густой — гуща, гладкий — гладь, носить — ноша, скучать — скука
226. Обозначьте в словах суффиксы, находящиеся после окончаний.
Раздеваться (ся), какой-то (то), раздевающийся, кто-либо, что-нибудь, купаться (ся), гнаться (ся).
227. Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?
1) сложением слов; платье-костюм, кафе-клуб, зверосовхоз, скороспелый, железобетон, 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; кареглазый, газопровод, рыболов, змеелов, снегопад, громоотвод, самовар.3) сложением с использованием суффиксов; землеройка, Черноморский, картофелеуборочный, плодоовощной, соковарка, железнодорожник, 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; широкоплечий, 5) сложением частей основ МВТУ, АПН, ВТО, техпомощь (здесь часть основы ТЕХНИЧЕСК + слово)
228. Определите, каким способом образованы следующие слова.
сварщик — суффиксальный от глагола сварить
гниль — бессуффиксальный от прилагательного гнилой
беспокойный — приставочно — суффиксальный от слова покой
железнодорожник — суффиксальный ( ик) от железнодорожный
подставка — суффиксальный (к) от глагола поставить
военрук — соединение частей слов
заграничный — приставочно — суффиксальный
229. Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме:
В упражнении нет подходящих слов
230. Для приведенных ниже слов укажите слова с производящей основой. Выделите словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы.
Подземный — земля, глубь — глубокий, расшуметься — шуметь, высота — высь, поджарка — поджарить, пододеяльник — одеяло, безоблачный — облако, приглядеться — глядеть, выкупаться — выкупать, кофемолка — молоть + кофе, вездеход — ходить + везде, надкостница – кость.
Источник