Определите прилагательное образованное суффиксальным способом

Морфология. Имя прилагательное

Тест предназначен для учащихся 9-11 классов. Цель данного теста: проверить знания и навыки учащихся по теме «Имя прилагательное». Тест состоит из 25 вопросов с одним вариантом ответа из 5 предложенных.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?

Варианты ответов
  • Прилагательное
  • Существительное
  • Наречие
  • Числительное
  • Местоимение
Вопрос 2

Определите вариант с прилагательным, употребленным в переносном значении

Варианты ответов
  • Золотая цепочка
  • Детская игрушка
  • Золотое сердце
  • Круглый стол
  • Высокий юноша
Вопрос 3

Определите качественное прилагательное

Варианты ответов
  • Большое яблоко
  • Деревянная посуда
  • Лисья нора
  • Горная тропинка
  • Бабушкина книга
Вопрос 4

Определите относительное прилагательное

Варианты ответов
  • Большое яблоко
  • Деревянная посуда
  • Теплые рукавицы
  • Лисья нора
  • Заячий след
Вопрос 5

Определите притяжательное прилагательное

Варианты ответов
  • Весенняя погода
  • Хорошая погода
  • Вчерашний звонок
  • Медвежья берлога
  • Теплые рукавицы
Вопрос 6

Определите прилагательное, которое имеет только полную форму

Варианты ответов
  • Резкий
  • Сладкий
  • Стеклянный
  • Робкий
  • Гладкий
Вопрос 7

Определите прилагательное в форме простой сравнительной степени

Варианты ответов
  • В лесу береза выше и стройнее.
  • Зима в этом году была более холодной.
  • Этот ребенок способнее всех.
  • Байкал-глубочайшее озеро.
  • Он решил самую трудную задачу.
Вопрос 8

Определите прилагательное в форме сложной сравнительной степени

Варианты ответов
  • Слово акына острее клинка и нежнее волоска.
  • Здоровье дороже золота.
  • Необдуманно сказанное слово более опасное.
  • Человек тверже камня, нежнее цветка.
  • Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
Вопрос 9

Определите прилагательное в форме простой превосходной степени

Варианты ответов
  • Этот студент самый способный.
  • Снежный барс сильнее медведя.
  • Дуб крепче березы.
  • Алматы – красивейший город.
  • Зима в прошлом году была менее холодная.
Вопрос 10

Определите прилагательное в форме сложной превосходной степени

Варианты ответов
  • Самые отличные условия
  • Крупнейший комплекс
  • Наикрасивейший пейзаж
  • Чистейшая вода
  • Высочайшая скорость
Вопрос 11

Определите прилагательное, в котором пропущена –Н-

Варианты ответов
  • Мужестве…ый человек
  • Совреме…ое оборудование
  • Песча…ый берег
  • Демонстрацио…ый зал
  • Стари…ая книга
Вопрос 12

Определите прилагательное, в котором пропущена –Н-

Варианты ответов
  • Деревя…ый дом
  • Чугу…ый рельс
  • Авиацио…ый завод
  • Утре…ий туман
  • Румя…ые щеки
Вопрос 13

Определите прилагательное, образованное суффиксальным способом

Варианты ответов
  • Заполярный
  • Каменный
  • Предвыборный
  • Безграмотный
  • Бесшумный
Вопрос 14

Определите прилагательное, образованное приставочным способом

Варианты ответов
  • Зернистый
  • Запасливый
  • Антисанитарный
  • Отзывчивый
  • Талантливый
Вопрос 15

Определите прилагательное, приставка которого указывает на противоположность признака

Варианты ответов
  • Зарубежные новости
  • Антиколониальный режим
  • Предвыборный график
  • Дошкольное воспитание
  • Бездеятельный человек
Вопрос 16

Определите прилагательное с суффиксом –К-

Варианты ответов
  • Казах…ий язык
  • Брат…ий привет
  • Сибир…ий мороз
  • Уз…ий коридор
  • Завод…ой двор
Вопрос 17

Определите прилагательное с суффиксом –К-

Варианты ответов
  • Ткац…ий станок
  • Герои…ий поступок
  • Учитель…ий стол
  • Депутат…ий значок
  • Брат…ий привет
Вопрос 18

Определите прилагательное с суффиксом –СК-

Варианты ответов
  • Глад…ий пол
  • Рез…ий толчок
  • Тибет…ая медицина
  • Ред…ий талант
  • Немец…ий сувенир
Читайте также:  Назовите способы измерительной фотосъемки
Вопрос 19

Определите правильный вариант пропущенный окончаний.

Повеяло холодн.. ветром, любовались вечерн… зарей, на дальн… севере, на восок… сосне, хорош… урожая

Варианты ответов
  • ым-ей-им-ай-ого
  • ом-ей-им-ой-его
  • ом-ей-ем-ой-ого
  • ым-ей-ем-ой-его
  • ым-ей-им-ой-его
Вопрос 20

Определите вариант с прилагательным мужского рода в творительном падеже

Варианты ответов
  • по синему небу
  • морозной ночью
  • поздним вечером
  • в тяжелой походке
  • широким полем
Вопрос 21

Определите вариант, в котором прилагательное с НЕ пишется слитно

Варианты ответов
  • Этот ученик нисколько (не)внимательный
  • (Не)ряшливый человек вызывает (не)приятное впечатление.
  • (Не)мягкий, а твердый карандаш.
  • Вода в озере была отнюдь (не)чистой.
  • Фильм был (не)интересный, а скучный.
Вопрос 22

Определите вариант, в котором прилагательное с НЕ пишется слитно.

Варианты ответов
  • (Не)доброе слово больней огня жжет.
  • Хлеб был (не)свежим, а черствым.
  • Ничуть (не)веселое представление.
  • Далеко (не) надежный лед.
  • Сообщение (не)интересное, а скучное.
Вопрос 23

Определите вариант, в котором прилагательное с НЕ пишется раздельно

Варианты ответов
  • (Не)правый постоянно во всем оправдывается.
  • Шел (не)престанный дождь.
  • День (не)жаркий, а прохладный.
  • (Не)настная осень выдалась в этом году.
  • (Не)интересный доклад вызвал шум в зале.
Вопрос 24

Определите вариант, в котором прилагательное пишется через дефис

Варианты ответов
  • (Высоко)образованный человек
  • (Кругло)суточная работа
  • (Древне)русский памятник
  • (Бело)снежная скатерть
  • (Научно)фантастический роман
Вопрос 25

Определите вариант, в котором прилагательное пишется слитно

Источник

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → без звуч н ый (без звука);
  • бере­за → под берез ов ик (под березой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Источник

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 47

217. Образуйте приставочным способом новые слова от данных глаголов.

писать — НАписать, Списат, ПРОписать, ПЕРЕписать.

бросить — Сбросить, ПЕРЕбросить,

бежать — Сбежать, ПРОбежать, Убежать.

строить — ПОстроить, Устроить, НАстроить.

218. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки, с помощью которых образованы слова.

Бессловесный (бес), преуспевающий (пре), приберечь (при), воспеть (вос), безденежный (без), рассыпать (рас), испечь (ис), растолочь (рас), безвкусный (без).

219. Спишите. Выпишите слова, образованные приставочным морфологическим способом. Выделите приставки.

Ты строишь планы, ты хлопочешь,

Ты рассчитаешь (рас) все по дням,

А жизнь захочет (за) — захохочет (за),

Ей смех и слезы пополам.

220. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы приведенные слова. Рядом запишите слова с производящей основой.

рыбный от рыба — суффикс н

221. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами.

голодание, заболевание — суффикс -ани-

снижение, учение, удивление — суффикс -ени-

братский, детский, светский — суффикс -ск-

ковровый, дворовый, сосновый — суффикс -ов-

задиристый, заливистый — суффикс -ист-

222. Обозначьте суффиксы в словах.

Зарядка — суффикс [к]

Заряженный — суффикс [яж] + суффикс [енн]

Открыто — без суффикса

Кукушонок — суффикс [он] + суффикс [ок]

Разбрызгивать — суффикс [ива]

Кривизна — суффикс [изн]

Безоглядный — суффикс [н]

Росистый — суффикс [ист]

Живучесть — суффикс [уч] + суффикс [есть]

По-дружески — без суффикса

Безбоязненно — без суффикса

Ограниченность — суффикс [енн] + суффикс [ость]

Разведывать — суффикс [ыва]

223. Образуйте приставочно-суффиксальным способом новые слова от приведенных ниже.

224. Обозначьте приставки и суффиксы, посредством которых образованы слова. Укажите слова с производящей основой.

225. От приведенных ниже глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации образуйте существительные. Какие изменения, происходят с производящей основой?

бежать — бег, дрожать — дрожь, грохотать-грохот, мутный- муть, хохотать- хохот, визжать- визг, лязгать — лязг, пищать — писк, густой — гуща, гладкий — гладь, носить — ноша, скучать — скука

226. Обозначьте в словах суффиксы, находящиеся после окончаний.

Раздеваться (ся), какой-то (то), раздевающийся, кто-либо, что-нибудь, купаться (ся), гнаться (ся).

227. Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?

1) сложением слов; платье-костюм, кафе-клуб, зверосовхоз, скороспелый, железобетон, 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; кареглазый, газопровод, рыболов, змеелов, снегопад, громоотвод, самовар.3) сложением с использованием суффиксов; землеройка, Черноморский, картофелеуборочный, плодоовощной, соковарка, железнодорожник, 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; широкоплечий, 5) сложением частей основ МВТУ, АПН, ВТО, техпомощь (здесь часть основы ТЕХНИЧЕСК + слово)

228. Определите, каким способом образованы следующие слова.

сварщик — суффиксальный от глагола сварить

гниль — бессуффиксальный от прилагательного гнилой

беспокойный — приставочно — суффиксальный от слова покой

железнодорожник — суффиксальный ( ик) от железнодорожный

подставка — суффиксальный (к) от глагола поставить

военрук — соединение частей слов

заграничный — приставочно — суффиксальный

229. Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме:

В упражнении нет подходящих слов

230. Для приведенных ниже слов укажите слова с производящей основой. Выделите словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы.

Подземный — земля, глубь — глубокий, расшуметься — шуметь, высота — высь, поджарка — поджарить, пододеяльник — одеяло, безоблачный — облако, приглядеться — глядеть, выкупаться — выкупать, кофемолка — молоть + кофе, вездеход — ходить + везде, надкостница – кость.

Источник

Читайте также:  Форте для декоративно лиственных растений способ применения
Оцените статью
Разные способы