Определите каким способом распространяются семена этих растений

Распространение плодов и семян таблица с примерами (3 класс, окружающий мир)

Растения производят огромное количество семян. Для их прорастания и дальнейшего благополучного роста и развития необходимо достаточное количество влаги, питательных веществ, места. Если все семена останутся возле материнского растения, то шансов, что большинство из них получит благоприятные условия для существования, будет гораздо меньше. Задача распространения семян решается растениями с помощью плодов.

Способы распространения плодов и семян

Возможные варианты распространения плодов и семян удобно представить в таблице.

Способ распространения плодов и семян

Приспособление к распространению

Семена покрыты пушистыми волосками

Берёза, ясень, клён

Плоды лёгкие, не тонут в воде

Ольха, кокосовая пальма

Створки плода высыхают, разрываются, скручиваются, семена разбрасываются

Недотрога, горох, фасоль, акация

Острые зубчки, крючки, цепляющиеся за шерсть, одежду

Семена с плотной непереваривающейся оболочкой находятся внутри сочных плодов. Обычно зрелые плоды приобретают яркую окраску, привлекающую птиц и других животных-распространителей.

Рябина, малина, калина, брусника, черемуха

Таким образом, семена растений распространяются:

Плоды не только защищают семена, но и способствуют их распространению.

Орехи кокосовой пальмы преодолевают большие расстояния, плавая в морской воде. Благодаря этому кокосовая пальма расселилась по тропическим побережьям и островам.

Рис. 1. Так путешествуют плоды кокосовой пальмы.

Семена преодолевают океан с помощью человека

Семена некоторых растений через океан переправились с помощью человека. И речь здесь не только о культурных растениях, таких как томат, картофель, баклажан, кукуруза и других, прибывших к нам из Южной и Центральной Америки. Например, всем известный подорожник проделал обратный путь на обуви первых европейцев, высадившихся на американский берег. Индейцы даже прозвали неведомый им до того подорожник «следом белого человека». А всё потому, что клейкие семена подорожника пристают к обуви и так распространяются.

Рис. 2. Плоды подорожника готовы к распространению.

Когда семена растений попадают в благоприятные условия, где могут получить всё необходимое для дальнейшего развития, они прорастают и начинают осваивать новую территорию. Конечно, получают такой шанс далеко не все семена, а потому растения и производят их в таких больших количествах.

Бешеный огурец получил свое название за особый способ распространения семян. В процессе созревания внутри плода создается высокое давление, и в один момент жидкость вместе с семенами «выстреливает» на расстояние свыше шести метров.

Рис. 3. Бешеный огурец разбрасывает семена.

Что мы узнали?

Семена растений распространяются с помощью ветра, по воде, путем саморазбрасывания, при участии животных и человека. Плоды растений снабжены приспособлениями, помогающими распространять семена разными способами. О разных способах распространение семян можно рассказать в докладе на уроке по окружающему миру в 3 классе.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Распространение плодов и семян

Распространение плодов и семян

В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.

В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).

Рис. 1 Саморазбрасывание семян

Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.

У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.

Читайте также:  Работа с бумагой нетрадиционными способами

Рис.2 Распространение семян ветром

Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.

У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).

Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).

Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой

Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.

Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка

У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.

Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.

От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.

Плоды

Источник

Разработка открытого урока по биологии в 6 классе на тему: «Распространение плодов и семян»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА — 2009» КАА-ХЕМСКОГО РАЙОНА РТ

Урок-путешествие по биологии в 6 классе на тему:

«Распространение плодов и семян»

Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе и ее относительности;

Познакомить учащихся с биологическим значением и различными способами распространения плодов и семян;

Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и наглядными пособиями, сравнивать их, обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания;

Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;

Электронные таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, видеоролики “Способы распространения плодов и семян”,

коллекции натуральных плодов и семян по каждому способу их распространения, рабочая тетрадь по данной теме,

Презентация Power Point к уроку,

колонки для прослушивания музыки для релаксации.

Формы организации познавательной деятельности:

Подготовительная работа (за 1-2 дня до урока):

Сформировать рабочие группы.

Выявить их уровень подготовленности.

Разъяснить их роль на предстоящем уроке

План урока (40мин.):

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Проверка знаний (5 мин.)

Ответить на вопросы

Заполнение рабочей тетради.

3. Изучение нового материала (20 мин.)

Вступительное слово учителя.

Мотивация и целеполагание.

Работа в группах.

Отчёт каждой группы по плану.

Заполнение обобщающей таблицы и формулирование вывода.

4.Закрепление и применение ЗУН (10 мин.) .

5.Подведение итогов и задание на дом (3 мин.)

1.Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

— Добрый день дорогие друзья! Я рад видеть вас сегодня на уроке. Урок сегодня у нас необычный. Уважаемые ребята я приглашаю вас на увлекательное путешествие в загадочный и интересный мир растений. У вас на столах лежат газетные панамы путешественников. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

2. Проверка знаний.

а) – Перед совершением путешествия проведём небольшую проверочную работу: ответить на вопросы (Слайд).

Читайте также:  Домашние крема способ приготовления

И пусть слова Конфуция “Достаточно, чтобы слова выражали смысл” стимулируют работу ваших мыслей.

— Полученные результаты сверим с ответами на слайде.

в) Заполнение рабочей тетради.

3.Изучение нового материала.

а) Вступительное слово учителя:

— Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это “зрелый цветок”. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Тема нашего урока “Распространение плодов и семян”.

в) Мотивация и целеполагание.

редька полевая ежегодно образует 160 семян.

незабудка средняя – 700 семян

фиалка трехцветная – 2500 семян

одуванчик лекарственный – 5 000 семян

мак самосейка – 20000 семян

тополь черный – 28000000 семян

Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособление растений к распространению плодов и семян в природе.

Способы распространения плодов и семян (просмотр видеороликов)

Распространение саморазбрасыванием: бешеный огурец и недотрога.

Комментарии к видеоролику : Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
Не менее интересна недотрога обыкновенная . Плод недотроги — длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Когда они созревают, слой крупных клеток, находящихся непосредственно под кожицей, сильно набухает и оказывается в напряженном состоянии. Одновременно происходит ослабление связи между плодолистиками по линии их сочленения из-за разрушения веществ, склеивающих клетки друг с другом. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как связь между плодолистиками нарушается, они быстро закручиваются внутрь

Распространение через внешние агенты: ветром (перекати-поле и семя лианы)

Распространение водой (кокосовая пальма);

Комментарии: Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы — кокосовые орехи. Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Её высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы — волокнистые костянки массой 1,5—2 кг. Содержимое незрелой костянки сначала совсем жидкое — знаменитое кокосовое молоко, загустевает по мере созревания. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся 110 близлежащим островам. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревании, даже после 100 дней плавания по морским волнам эти плоды не теряют всхожести. Попав на берег, часть плодов оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения, — на голом песке. Помогает пальме выжить в этих условиях большой запас питательных веществ, содержащихся в плоде.

Распространение при помощи насекомых, животных, птиц и человека.

Комментарии: (муравьи) Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видел, конечно. Не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки.
Вероятно, многим приходилось встречать обильные заросли чистотела возле муравейников. У этого растения листья светло – зелёные, нежные, глубоко – перистораздельные. К верхушке стебля листья мельче, чем нижние. Стебель покрыт редкими торчащими волосками и имеет золотистого цвета сок, которым в народной медицине выводят бородавки. Но муравьёв в этом лекарственном растении привлекает не нежность листвы, не золотистые цветки, не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.

Комментарии: (животные – лопух или репейник) — Репейник, он же лопух, мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», — «Вот лопух!», но репейник не обижается. Тем более что он изрядно преуспел в жизни. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Оттого – то и растёт лопух повсюду. Выйди из дома, оглянись. И наверняка увидишь, где-нибудь поблизости большие листья этого умеющего приспосабливаться растения.

Читайте также:  Способ регулирования внутриличностного конфликта

Комментарии: Осенью дрозды и свиристели склевывают сочные плоды — ягоды рябины. Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте. Птицы рассеивают их с пометом. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных-распространителей, часто ярко окрашены (клюква, черника и другие).

— Эти знания вы получите самостоятельно, выполняя задания в рабочих тетрадях.

Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.

Учащиеся внимательно читают задание №3 в рабочих тетрадях и приступают к исследованию. Парам предоставляются плоды и семена (натуральные и муляжи). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

Определите тип плода у нескольких растений по вашему выбору.

Впишите названия этих растений в таблицу и составьте характеристику этих плодов.

Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян этих растений.

Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных группе растений, и впишите эти способы в таблицу.

Определите, какие приспособления имеются у этих семян к данному способу распространения. Сведения занесите в таблицу.

Подготовьте выступление одного участника от группы по плану: а) способ распространения плодов и семян изученных растений; б) примеры растений и приспособлений их плодов и семян к распространению.

Приспособления к распространению

Простой или сложный

Сочный или сухой

г) Заслушиваются и рецензируются ответы учащихся по плану, уточняются и дополняются, если это необходимо.

е) Вопросы учителя к классу и формулирование учащимися первого вывода:

-Какими способами распространяются плоды и семена?

-Какие приспособления возникли у плодов и семян в связи с различными способами распространения?

— Какое значение имеет распространение семян?

Формулирование первого вывода: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд)

Прошу всех закрыть глаза. (Включается музыка ветра).

— Дорогие друзья, мысленно переходим в летнюю, солнечную поляну. Там очень тепло и светло, Дует летний ветерок. Мысленно оглянитесь в назад. Там вы увидели небольшой, но очень красивый замок. Вы подходите, и врата замка открываются. Вы попали в мир цветов, вам улыбаются прекрасные ромашки, гвоздики, пионы, и королева цветов – алая роза. Каждый из вас выберите из всех цветов – только один понравивший вам. Оставьте внутри себя только самые добрые и светлые впечатления о вашем цветке. Вдруг с небес начинают падать белые пушистые снежинки – это тополиный пух. Вам становится свежее и прохладнее. Жаль, что замок может принять гостей всего лишь 5 минут. Давайте все дружно выйдем из замка. Закроем дверь. И возвращаемся к нашему уроку.

4. Закрепление и применение ЗУН.

а) Учащиеся вызываются к доске и выполняют задание «Верно-неверно».

Учащиеся называют растения, которые распространяются несколькими способами.

Но большинство растений приспособлено к распространению плодов и семян только одним способом.

б) Беседа по вопросам и формулирование второго вывода: в процессе эволюции под действием естественного отбора у растений выработались приспособления для распространения плодов и семян определённым способом в конкретных условиях среды, такая приспособленность называется относительной.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд)

5. Подведение итогов урока.

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Достигнута ли цель урока?

— Что мы для этого делали?

— Что у нас получилось хорошо?

-Что нам пока не удаётся?

-Как оценивают свою работу группы?

Домашнее задание (Слайд №16):

Читать § 31 стр. с 147 – 151;

Написать к каждому типу распространения по одному примеру;

Мини – сочинение или сказка «Путешествие одного семени».

Учитель биологии Лопсан С.М.

Приложение №1 «Загадки для тех, кто работали менее активно»

Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. ( Шиповник .)

Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех
Называется…(Орех.)

С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого. ( Желудь .)

Загадка для 4-го звена

Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. ( Земляника .)

Источник

Оцените статью
Разные способы