- Определите каким способом образованы имена существительные
- Словообразование имён существительных
- Конспект урока русского языка «Способы образования имён существительных»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Презентация к уроку литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»
- Конспект урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»
- Презентация к беседе «Легко ли признаться в ошибке?
- Презентация исследовательского проекта «Влияние напитка «Кока-Кола» на организм человека.»
- Презентация для классного часа на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)
- Классный час на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)
- Рабочая программа кружка «Наши руки не для скуки» (1класс)
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1класс)
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Определите каким способом образованы имена существительные
Словообразование имён существительных
Существительные образуются от разных частей речи следующими способами:
- суффиксальным,
- приставочным,
- приставочно-суффиксальным,
- сложением слов или основ слов
Существительные образуются от разных частей речи следующими способами:
- суффиксальным,
- приставочным,
- приставочно-суффиксальным,
- сложением слов или основ слов
Существительные образуются суффиксальным способом от разных частей речи. Например:
Существительное волейболист образовано от существительного волейбол при помощи суффикса ист—
Существительное прыгун образовано от глагола прыгать при помощи суффикса ун—
Существительное разрушение образовано от глагола разрушить при помощи суффикса ени—
Существительное пустота образовано от прилагательного пустой при помощи суффикса от—
Суффиксы разделяются на основные группы:
1) суффиксы, образующие существительные со значением лица, это суффиксы: —ист, —тель, —чик, —щик, —ник, —к-:
футболист←футбол, учитель←учить, грузчик←грузить, каменщик←камень, дворник←двор, незнакомка← незнакомый;
футболис, учитель, грузчик, каменщик, дворник, незнакомка
2) суффиксы, образующие имена существительные с отвлечённым значением, это суффиксы: —ость, —от(а), —ени(е):
смелость, чистота, усвоение
3) суффиксы, образующие существительные со значением конкретных предметов, это суффиксы: —ник, —лк(а) эл-ка, лка, —к(а) к (кратко), ка
чайник, зажигалка, печка
4) суффиксы, образующие существительные со значением уменьшительным, увеличительным, ласкательным, пренебрежительным, это суффиксы: —к-, —оньк-, —еньк-, —ик, —ек, —ышк-, —ишк-, —ушк-, —юшк-, —иц-, —ищ-:
речка, берёзонька, ключик, гнёздышко, платьице, домище
Существительные женского рода часто образуются от существительных мужского рода с помощью разнообразных суффиксов:
Артистка, сторожиха, докторша, учительница
Существительные образуются приставочным способом от других существительных. Например:
пригород ←город, непогода ←погода, демонтаж ← монтаж
Существительное пригород образовано от существительного город при помощи приставки при—
Существительное непогода образовано от существительного погода при помощи приставки не—
Существительное демонтаж образовано от существительного монтаж при помощи приставки де—
Существительные образуются приставочно-суффиксальным способом от других существительных. Например:
подоконник ←окно, пододеяльник ←одеяло
Существительное подоконник образовано от существительного окно при помощи приставки под— и суффикса –ник-.
Существительное пододеяльник образовано от существительного одеяло при помощи приставки под— и суффикса –ник-.
Сложные существительныеимеют чаще два корня и образуются путем сложения двух или нескольких слов или их частей.
Сложные существительные образуются:
- путём сложения слов. Например:
платье-костюм←платье и костюм, генерал-лейтенант←генерал и лейтенант, вагон-ресторан← вагон и ресторан
Существительное платье-костюм образовано путём слияния существительных платье и костюм
Существительное генерал-лейтенант образовано путём слияния существительных генерал и лейтенант
Существительное вагон-ресторан образовано путём слияния существительных вагон и ресторан
- Сложные существительные образуются также путём сложения основ слов с помощью соединительных гласных о, е. Например:
серо-синий←серый + синий, грязеводолечебница ←грязь + вода + лечебница
Существительное серо-синий образовано путём сложения основы слова серый и слова синий при помощи соединительной гласной о
Существительное грязеводолечебница образовано путём сложения основ слов грязь, вода и слова лечебница при помощи соединительных гласных е, о
- Сложные существительные образуются также путём сложения начальных букв слов. Например:
ТЮЗ ←Театр юного зрителя, вуз ←высшее учебное заведение
Существительное ТЮЗ образовано путём сложения начальных букв слов Театр юного зрителя
Существительное вуз образовано путём сложения начальных букв слов высшее учебное заведение
Повторим
Существительные образуются суффиксальным способом:
- от существительных;
- от глаголов;
- от прилагательных.
Существительные образуются приставочным способом от других существительных.
Существительные образуются приставочно-суффиксальным способом от других существительных.
Сложные существительные имеют чаще два корня и образуются путем сложения двух или нескольких слов или их частей без помощи или с помощью соединительных гласных.
Источник
Конспект урока русского языка «Способы образования имён существительных»
Урок русского языка 13 марта
Тема урока: «Способы образования имён существительных»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.
¾ обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова;
¾ учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.
¾ развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся;
¾ развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание), умение анализировать свою деятельность.
¾ содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая благожелательную творческую атмосферу.
Планируемые результаты: представление о способе образования имён существительных путём сложения целых слов без соединительных гласных и способе их правописания.
Личностные умения: осознание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
Познавательные: использование приобретённых знаний для выполнения заданий.
Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия.
Коммуникативные: умение учитывать позицию партнёра, различные мнения, стремление выражать собственную точку зрения.
Предметные умения: группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.
Формы работы: фронтальная групповая, индивидуальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Начинаем наш урок.
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять…
-Кто готов с интересом применять свой ум?!
-Запишите число, классная работа.
1. Дети потягиваются, встают ровно.
3. Читают девиз урока.
4. Поднимают руки, отвечая на вопросы учителя.
2. Актуализация знаний учащихся.
— Запишите сочетания букв в тетрадь.
под про за на над вы во с в
ник ик ек ок онок ёнок чик тель иц ец
— Подумайте, что у них общего.
— Почему именно эти части слов мы сегодня вспомнили?
— Только ли эти части слов участвуют в образовании новых слов.
— Как вы думаете, какой будет тема урока?
Дети записывают сочетания букв на разных строчках.
— Приставки и суффиксы. Записывают
— Ещё корень и соединительные гласные (о), (е).
Записывают
3. Сообщение темы урока.
«Способы образования имён существительных» (открываю на доске).
— Какие ключевые слова можно выделить в названии темы?
Чем будем заниматься на уроке?
— Все ли способы знаем?
— Какие задачи поставим перед собой?
— Проверим ваши гипотезы дружно работая на уроке.
— Образовывать новые слова-существительные.
-Узнать какими способами образуются сущ.
-Сколько таких способов
— Научиться образовывать новые сущ.
4.Организация восприятия и осмысления нового знания
1) Исследова-тельская работа по карточкам.
2)Проверка исследовательской работы.
3)Дифференцированная работа в парах.
4)Проверка самостоятельной работы.
5)Открытие нового знания.
Для этого проведём исследование. Разделение по рядам.
— Рассмотрите предложенные вам слова.
— Как они связаны с темой урока?
— Какое задание вы могли бы выполнить?
— Приступайте к работе.
Неудача, невезение, неуважение.
— Определить способ образования имён существительных в группе, выделить.
Образец устного ответа:
Непогода – когда нет хорошей погоды.
Не + погода = непогода
Грибок, лесок, гномик.
-Списать и разобрать имена существительные по составу.
-Определить способ образования в группе.
Образец устного ответа:
Дубок – маленький дуб.
Подстаканник, подоконник, подлокотник.
-Списать и разобрать имена существительные по составу.
-Определить способ образования в группе.
Образец устного ответа:
подсвечник – подставка под свечу.
Под- + свеча + -ник- = подсвечник
К доске сейчас от каждого ряда пойдёт человек и на доске выполнит разбор одного слова из предложенных по составу, а также разберет данное слово по составу
-Какие существительные были вам предложены?
Какой вывод вы сделали?
После ответов детей напротив каждого номера прикрепляется способ образования сущ.)
№1
№2
№3
— Все ли известные способы образования слов вспомнили?
№4 (о,е)
— Чтобы все дети могли ответить на этот вопрос необходимо пополнить свой речевой запас.
В этом нам поможет наш друг учебник.
— Откройте с.75 упр.3.
— Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения.
— 3 группа ребят поработает с дополнительными карточками .
— Кому не хватило пары поработаем у доски (индивидуально со слабыми учащимися).
Карточки для 3 группы.
-Какие слова образовали?
-От какой ошибки можно предостеречь учащихся?
— Что необычного? (о)
-К огда же приставка может оказаться в середине слова?
-Назовите такие существительные.
— Сколько способов образования сущ. выявили в ходе исследовательской работы. Какие?
— Совершили мы новое открытие?
-Как вы думаете, это все способы образования слов?
— Когда возникает проблема, что мы делаем на уроке?
— Только ли учебник помогает совершать открытия?
1) — Узнайте, что за книга поможет нам сегодня?
Очень любим их читать,
Добро и зло в них различать,
-Сказки предлагают для исследования группу слов.
— Как сказочные слова можно связать с темой урока?
2) — А как их записать?
-Как решить возникшую проблему?
-Как называется такой способ образования сущ?
-С помощью чего записывается?
— Какие будут предложения по созданию модели этого способа образования слов.
После дискуссии на доске появляется схема-опора. —
Запишите существительные из сказки, используя новые знания.
4) А в жизни можно встретить такие слова?
-Какие бы из них вы объединили?
-Очень важно обращать внимание на лексическое значение слов.
— К какой части речи относятся записанные слова? Как мы их записали?
Дети объединяются в группы.
— Определить способ образования существительных.
Самостоятельная работа в
-Определяли способ образования существительных в группе.
— Нет. Способ сложения двух корней с помощью соединительных гласных
— Основной состав класса работают в парах, составляя слова.
— Сильные учащиеся самостоятельно по карточкам.
— Слабые – индивидуально с учителем у доски.
— Правильно писать соед. гласную.
— Приставка в середине слова.
-Когда второе слово начинается с приставки.
приставочно – суффиксальный, сложения двух корней с помощью соединительных гласных
— Дети у доски объединяют сущ. в пары.
-Посмотреть в учебник.
-Работают над правилом.
— Способом образования слов сложением целых слов без соединительных гласных.
— Запись слов на доске и в тетради: Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, Жар-птица, сапоги-скороходы.
— Дети предлагают варианты.
Записывают: дом-музей, диван-кровать, лётчик-космонавт.
— Новый способ образования слов.
5. Первичное закрепление
Упр 6 письменно в тетради
Самостоятельная работа детей.
— приставочно – суффиксальный способ
1.Возьмите карточки своего варианта. Рассмотрите. Какое задание предлагаете выполнить?
-Определить способ образования сущ, а также выделить все части слова.
Перелесок, девица , самолёт, поход , рыба-пила .
Снегопад , пересадка ,дымок , гуси-лебеди , заход .
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
— Какая тема урока?
-Сколько способов образования сущ. исследовали?
-Было ли открытие нового знания?
Кто может про себя сказать:
-Как бы вы оценили свою работу?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация к уроку литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»
Конспект урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»
Презентация к беседе «Легко ли признаться в ошибке?
Презентация исследовательского проекта «Влияние напитка «Кока-Кола» на организм человека.»
Презентация для классного часа на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)
Классный час на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)
Рабочая программа кружка «Наши руки не для скуки» (1класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310047 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник