Определите каким способом образованы данные наречия

Словообразование наречий в русском языке

Словообразование наре­чий — это при­ста­воч­ный, суф­фик­саль­ный, приставочно-суффиксальный спо­соб, а так­же сло­же­ние и сли­я­ние. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на спо­со­бом пере­хо­да слов дру­гих частей речи.

Словообразование наречий

В рус­ском язы­ке наре­чие сфор­ми­ро­ва­лась на базе дру­гих само­сто­я­тель­ных частей речи. Наречия воз­ник­ли от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и их грам­ма­ти­че­ских форм. Укажем основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий в рус­ском языке:

  • при­ста­воч­ный
  • суф­фик­саль­ный
  • приставочно-суффиксальный
  • пост­фик­саль­ный
  • сло­же­ние
  • сли­я­ние
  • пере­ход из одной части речи в другую.

Рассмотрим подроб­но, с помо­щью каких спо­со­бов обра­зу­ют­ся наречия.

Приставочный способ

Приставочный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния харак­те­рен для всех само­сто­я­тель­ных частей речи рус­ско­го язы­ка. Слова одной и той же части речи обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки, или префикса.

Понаблюдаем, какие наре­чия обра­зо­ва­ны этим способом:

  • нель­зя → до нель­зя;
  • ныне → до ныне;
  • все­гда → на все­гда;
  • про­тив → на про­тив;
  • сквозь → на сквозь;
  • вне → из вне;
  • всю­ду → ото всю­ду.

Отрицательные место­имен­ные наре­чия обра­зо­ва­ны от отно­си­тель­ных наре­чий с помо­щью при­став­ки не- и ни-:

  • куда → не куда;
  • когда → не когда;
  • зачем → не зачем;
  • отку­да → ни отку­да;
  • где → ни где;
  • как → ни как.

Суффиксальный способ образования наречий

Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван при сло­во­об­ра­зо­ва­нии наре­чий от при­ла­га­тель­ных и числительных.

С помо­щью суф­фик­сов и обра­зу­ем наре­чия от пол­ных форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • радост­ный → радостн о смеяться;
  • внят­ный → внятн о объяснить;
  • внут­рен­ний → внут­ренн е расслабиться;
  • скри­пу­чий → скри­пуч е прошептать.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс обра­зу­ет наре­чия от слов с осно­вой на шипя­щий или мяг­кий согласный.

С помо­щью суф­фик­са обра­зу­ем наре­чия от прилагательных:

  • сати­ри­че­ский → опи­сать сати­ри­ческ и ;
  • коми­че­ский → изоб­ра­зить коми­ческ и ;
  • мастер­ский → изго­то­вить мастерск и .

От коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом были обра­зо­ва­ны наречия:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды посолить;
  • три → три жды перекреститься;
  • четы­ре → четы­ре жды переписать.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

С помо­щью сра­зу двух мор­фем, при­став­ки и суф­фик­са, обра­зу­ем наре­чия от существительных:

  • верх → с верх у ;
  • нача­ло → в начал е ;
  • нут­ро → из нутр и ;
  • век → во век и ;
  • даль → в дал и .

От крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- и суф­фик­са обра­зо­ва­ны наречия:

  • из далек а
  • ис кос а
  • до сух а
  • с лев а

Аналогично при­став­ки в-, на-, за- и суф­фикс обра­зу­ют сло­ва этой же части речи:

Весьма про­дук­тив­но сло­во­об­ра­зо­ва­ние наре­чий от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому-/-ему, -и:

  • домаш­ний → по -домашн ему приготовить;
  • новый → по -нов ому сделать;
  • при­я­тель­ский → по -при­я­тельск и общаться;
  • муж­ской → по -мужск и ответить;
  • свой → посту­пить по -сво ему ;
  • вся­кий → делать по -всяк ому .

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в- и на- и суф­фик­са -ую:

  • тем­ный → сыг­рать в тёмн ую ;
  • кру­го­вой → занять обо­ро­ну в кру­гов ую ;
  • сухой → раз­гро­мить в сух ую ;
  • руко­паш­ный → драть­ся в руко­пашн ую ;
  • пря­мой → идти на прям ую .

Порядковые чис­ли­тель­ные обра­зу­ют наре­чия с помо­щью при­ста­вок в-/во- и суф­фик­са -ых/-их:

  • вто­рой → во -втор ых ;
  • седь­мой → в -седьм ых ;
  • тре­тий → в -треть их .

Собирательные чис­ли­тель­ные явля­ют­ся про­из­во­дя­щей осно­вой для ряда наречий:

  • чет­ве­ро → в чет­вер о сло­жить лист;
  • двое → в дво ем работать;
  • шесте­ро → в шестер ом справились;
  • трое → на трое раз­ру­бить.

Постфиксальный способ

Постфиксальный спо­соб ука­жем в обра­зо­ва­нии неопре­де­лен­ных место­имен­ных наре­чий с помо­щью частиц -то, либо, -нибудь:

  • где → где- то ;
  • куда → куда- либо ;
  • как → как- нибудь .

Частица -таки обра­зу­ет новые сло­ва этой части речи от одно­ко­рен­ных наречий:

  • совсем → совсем- таки ;
  • так → так- таки ;
  • нако­нец → наконец- таки ;
  • слиш­ком → слишком- таки .

Сложение

Способом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные наречия:

Слияние

Способ сли­я­ния двух слов в одно обра­зо­вал наречия:

  • сей час → сейчас;
  • тот час → тотчас;
  • сего дня → сегодня.
Читайте также:  Удобный способ вычисления что это такое

Переход из одной части речи в другую

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны путем пря­мо­го пере­хо­да слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм.

Существительные в фор­ме вини­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жа попол­ни­ли кате­го­рию наречий:

  • потер­пи капельку;
  • помо­ги чуточку;
  • спу­стить­ся с лест­ни­цы бегом;
  • отпра­вил­ся следом;
  • катать­ся на сан­ках зимой.

Часть наре­чий воз­ник­ла спо­со­бом пере­хо­да гла­голь­ных форм:

Таблица

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ
Мотивирующая осно­ва Способ сло­во­об­ра­зо­ва­ния Примеры
1. при­ла­га­тель­но­го суф­фик­саль­ный при­вычн о , вызы­ва­ющ е , твор­ческ и , бос ик ом
приставочно-суфф. по — делов ому , по ровн у , в рас­сыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а
2. суще­стви­тель­но­го суф­фик­саль­ный дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , вре­мен ами
приставочно-суфф. в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по бли­зост и , из дал и , на утр о
слож.-пр.-суффикс. в пол сил ы , в пол голос а
3. чис­ли­тель­но­го суф­фик­саль­ный одна жды , два жды
приставочно-суфф. в дво ем , на дво е
4. гла­го­ла суф­фик­саль­ный стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи
приставочно-суфф. в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях
слож.-суффикс. мимо + ход ить ← мимо­ход ом
слож.-пр.-суффикс. в пол у леж а
5. при­ча­стия суф­фик­саль­ный утвер­жда­ющ е , ожи­да­ющ е
6. наре­чия
при­ста­воч­ный на все­гда, ото всю­ду, не зачем, по за вче­ра
приставочно-суфф. внутрь → во внутрь ø

Видеоурок

Источник

Образование наречий в русском языке

Способы обра­зо­ва­ния наре­чий весь­ма раз­но­об­раз­ны. Рассмотрим наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий от слов дру­гих частей речи.

Какими способами образуются наречия?

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Все наре­чия про­изо­шли и про­ис­хо­дят от слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи обра­зу­ет­ся от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и дру­гих наречий.

Перечислим основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наречий:

Большая груп­па наре­чий воз­ник­ла в резуль­та­те пря­мо­го пере­хо­да в кате­го­рию наре­чий слов и их грам­ма­ти­че­ских форм. К при­ме­ру, суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа «рядом» пре­вра­ти­лось в сло­во новой части речи.

Сравним:

Рассмотрим каж­дый спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния в отдель­но­сти. Укажем, от слов какой части речи обра­зо­ва­ны наре­чия. Для боль­шей нагляд­но­сти все спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий пред­ста­вим в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Таблица

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Прилагательные

Способ обра­зо­ва­ния наре­чий Производящая часть речи Примеры
Приставочный способ Наречие как — ни как,
когда — не когда,
туда — от туда,
зав­тра — после зав­тра,
вче­ра — по за вче­ра,
где — кое — где,
вне — во вне
Прилагательные быст­рый — быстр о ,
слад­кий — сладк о ,
искрен­ний — искренн е ,
тягу­чий — тягуч е ,
оте­че­ский — оте­ческ и ,
изде­ва­тель­ский — изде­ва­тельск и
Числительные один — одн а жды ,
два — два жды
Существительные низ — с низ у ,
утро — на утр о ,
нача­ло — с начал а ,
век — на век и ,
нут­ро — в нутр и ,
тай­на — в тайн е
преж­ний — по -прежн ему ,
доб­рый — по -добр ому ,
вол­чий — по -волчь и ,
англий­ский — по -английск и ,
левый — в лев о ,
пра­вый — на прав о ,
дол­гий — за долг о ,
из редк а ,
до сыт а ,
с прав а ,
рав­ный — на равн е ,
трой­ной — в тройне,
чёр­ный — в черн е ,
пря­мой — в прям ую ,
кру­той — в крут ую ,
новый — в новь ,
широ­кий — в ширь
Местоимения иной — по -ин ому ,
ваш — по -ваш ему
Числительные пер­вый — во -перв ых ,
тре­тий — в -треть их ,
двое — на дво е ,
трое — на тро е ,
трое — в тро е ,
семе­ро — в семер ом
Глаголы уга­дать — на угад ,
торо­пить — в тороп ях
Постфиксальный спо­соб Наречия зачем- то ,
как- либо ,
куда- нибудь
Сложение Повтор наре­чий чуть-чуть,
едва-едва,
тихо-тихо,
белым-бело,
темным-темно,
волей-неволей,
строго-настрого
Сложение с суффиксацией Наречие + глагол мимо+ходить — мимо­ход ом
Слияние слов сего дня → сегодня,
тот час → тотчас,
сей час → сейчас
Переход из одной
части речи в другую
Существительное
в фор­ме в.п. и т.п.
капель­ку, чуточку,
вер­хом, осенью,
стре­лой, днём,
наги­шом, голышом
Глагол
(дее­при­ча­стие)
кра­ду­чись, играючи,
лёжа, стоя, шутя,
мол­ча, не спе­ша, нехотя

Видеоурок

Источник

Конспект урока по русскому языку по теме «Словообразование наречий» (7 класс)

Урок русского языка в 7 «Б» классе.

Учитель русского языка средней школы № 11 г Орска Фролова И.М.

Тема урока: «Словообразование наречий».

1. обучающая: познакомить со способами образования наречий;

2. развивающая: развитие навыков словообразовательного анализа; орфографической зоркости, внимания, мышления, развитие речи;

3. воспитательная: способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание коммуникативных навыков.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

II . Цели и задачи. 2 минуты

III . Проверка домашнего задания. Актуализация изученного. 5 минут

IV . Закрепление изученного. 20 минут

10 минут Выборочный диктант.

минут Словообразовательный разбор.

8-5 минут Конструирование.

Если времени достаточно: «Четвёртое лишнее»

V . Домашнее задание 2 минуты

VI . Развитие речи. Работа с учебником. 9 минут

VII . Итоги урока 2 минуты

I . Организационный момент.

2 минуты II . Цели и задачи.

— Ребята, мы продолжаем работу по словообразованию наречий.

Сегодня наша цель — закрепить навыки словообразовательного анализа наречий.

Словарный диктант. 25-30 слов № 124, 142, 153

Притвориться рассерженным, симпатичный человек, сокращение территории, благословлять на защиту отечества, преодолеть препятствие, преследовать преступника, раздражать окружающих, приотворить ворота, повелительное наклонение, беспрекословное подчинение, научный конгресс, демократический строй, энциклопедический словарь, монологическая речь.

5 минут III . Проверка домашнего задания. Актуализация изученного.

Упражнение № 160. Вы должны были выписать наречия с корнем БОК из словообразовательного словаря учебника (стр 203), определить, каким способом образовано каждое наречие и каково его лексическое значение.

-Сколько наречий вы выписали? («на пальцах») 5

-Какими способами образованы наречия?

— Сколько наречий образованы приставочным способом? («на пальцах») 2

— Сколько наречий образованы суффиксальным способом? («на пальцах») 1

— Сколько наречий образованы приставочно-суффиксальным способом? («на пальцах») 2

-Объясните лексическое значение наречий.

Бочком – ( уменьш. от боком), плечом вперёд. Идти бочком.

Вбок – в сторону. Смотреть вбок.

На’бок – на сторону, вкривь. Склонить голову набок. Шляпа съехала набок.

По’боку – (прост.) в сторону, прочь. Всё дело побоку.

Сбоку – с боковой стороны чего-нибудь. Встать сбоку.

— Итак, какими способами могут образовываться наречия?

— От слов каких частей речи были образованы наречия в домашнем упражнении?

-Давайте посмотрим, а ещё от слов каких частей речи могут быть образованы наречия и какими способами.

20 минут IV . Закрепление изученного .

10 минут Выборочный диктант.

Выпишите из него наречия. У доски – двое, работаем в столбик, каждое слово с большой буквы.

Ох уж это наречие!

Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые . Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо , сиди ровно , говори правильно по-русски , пиши красиво , считай верно , делай всё быстро , аккуратно и на совесть , поступай по-товарищески , давай сдачу по-мужски ,» — только и слышу я ежечасно . Всё это непросто выполнить.

А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что вас видят насквозь .

Другому хочется безудержно носиться вскачь , а вот мне приятно возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо .

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому : весело , необыкновенно , а может быть, и по-прежнему кое-как .

2 половина текста

Проверяем. Сколько наречий вы выписали? («на пальцах»)

Другому хочется безудержно носиться вскачь , а вот мне приятно возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо .

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому :

Определите разряды наречий по значению.

Безудержно – образа действия

Вскачь — образа действия

Приятно — образа действия

Горизонтально — образа действия

тихо-тихо — образа действия

видимо-невидимо – меры и степени

по-новому — образа действия

5-7 минут Словообразовательный разбор.

Выполним словообразовательный разбор этих наречий (двое у доски):

Безудержно ← безудержный (суффиксальный)

Вскачь ← скакать (к//ч) (приставочный)

Приятно ← приятный (суффиксальный)

Горизонтально ← горизонтальный (суффиксальный)

Тихо-тихо ← тихо + тихо (сложение)

Видимо-невидимо ← видимо + невидимо (сложение)

Отныне ← ныне (приставочный)

По-новому ← новый (приставочно-суффиксальный)

-Какими же способами образованы данные наречия?

— От слов каких частей речи?

8-5 минут Конструирование. Теперь будем делать наоборот: от данных слов разных частей речи образуем наречия и определим способ словообразования.

Образуйте наречия от числительных второй, два.

Второй → во-вторых (приставочно-суффиксальный)

-Делаем вместе (Аня у доски)

Образуйте наречия от глаголов спешить, скользить.

Спешить → наспех (х//ш) (приставочный)

Скользить → вскользь (приставочный)

Каждый ряд своё задание:

1 ряд. Образуйте наречия от местоимений мой, свой.

Мой → по-моему (приставочно-суффиксальный)

Свой → по-своему (приставочно-суффиксальный)

Образуйте наречия от прилагательных ответственный, весенний.

Ответственный → ответственно (суффиксальный)

Весенний → по-весеннему (приставочно-суффиксальный)

3 ряд. Образуйте наречия от наречий быстро, где.

Быстро → быстро-быстро (сложение)

Где → где-нибудь (суффиксальный)

Если времени достаточно:

Как вы думаете, в чём особенность морфемного строения наречий в отличие от других частей речи?

-У наречий нет окончаний.

-Правильно. Помнить об этом очень важно!

«Четвёртое лишнее» Среди данных найдите слова, соответствующие указанной модели:

Сегодня, лесник, прочитал, могуч.

Лисий, по-летнему, решён, открылся.

Диван-кровать, еле-еле, юго-запад, хитро-прехитро.

Жалюзи, улыбаясь, горяч, наверху.

2 минуты V . Домашнее задание

Открыли дневники, записываем ДЗ: §10, упр № 159

Опишите какое-нибудь природное явление (дождь, гроза, град и т.п.), используя наречия. Наречий должно быть не меньше 10.

9 минут VI . Развитие речи. Работа с учебником.

Сейчас выполним задание, подобное домашнему. Упражнение № 156. стр 65

Читай задание. … Опишите, употребляя наречия, движение ветра при урагане и в плохую погоду.

Используйте следующие наречия:

2 минуты VII . Итоги урока

— Итак, ребята. Давайте отметим, что мы узнали на уроке?

— Какими способами образуются наречия?

— От слов каких частей речи можно образовать наречия?

— В чём особенность морфемного строения наречий в отличие от других частей речи?

Работа с учебником. Выполним упражнение № 139 (с58)

4. Чем отличается от других самостоятельных частей речи?

5. Главный морфологический признак наречия.

6. В каком разделе языкознания изучаются наречия?

-Какие разряды наречий по значению выделяют?

-От каких частей речи чаще всего образуются наречия? (От сущ. и прил.)

1. «Диктант наоборот» Сейчас мы будем образовывать наречия от других ч. р.

Задание: узнай слово по его значению, запиши правильно, образуй от него наречие, определи способ словообразования, разбери наречие по составу.

О человеке с высоко развитым чувством долга, ревниво относящемся к своим обязанностям.(Облечённый правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами)

Комплексный анализ текста.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .

Крупные, красивые птицы летели треугольник ом, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро , что воздух свистал вокруг . Ч удно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную
жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая
победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо
самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Словообразование наречий».

Цели урока: 1. обучающая: познакомить со способами образования наречий; 2. развивающая: развитие навыков словообразовательного анализа; орфографической зоркости, внимания, мышления, развитие речи; 3. воспитательная: способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание коммуникативных навыков.

Тип урока : урок закрепления изученного.

Виды работы: словарный диктант, выборочный диктант, конструирование, «четвертое лишнее» и другие

Номер материала: ДБ-1331332

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Нетрадиционный способ рисования старшая группа
Оцените статью
Разные способы