- Словообразование наречий в русском языке
- Словообразование наречий
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ образования наречий
- Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Таблица
- Видеоурок
- Образование наречий в русском языке
- Какими способами образуются наречия?
- Таблица
- Видеоурок
- Конспект урока по русскому языку по теме «Словообразование наречий» (7 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Словообразование наречий в русском языке
Словообразование наречий — это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и слияние. Большая группа наречий образована способом перехода слов других частей речи.
Словообразование наречий
В русском языке наречие сформировалась на базе других самостоятельных частей речи. Наречия возникли от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их грамматических форм. Укажем основные способы образования наречий в русском языке:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- постфиксальный
- сложение
- слияние
- переход из одной части речи в другую.
Рассмотрим подробно, с помощью каких способов образуются наречия.
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования характерен для всех самостоятельных частей речи русского языка. Слова одной и той же части речи образуются с помощью приставки, или префикса.
Понаблюдаем, какие наречия образованы этим способом:
- нельзя → до нельзя;
- ныне → до ныне;
- всегда → на всегда;
- против → на против;
- сквозь → на сквозь;
- вне → из вне;
- всюду → ото всюду.
Отрицательные местоименные наречия образованы от относительных наречий с помощью приставки не- и ни-:
- куда → не куда;
- когда → не когда;
- зачем → не зачем;
- откуда → ни откуда;
- где → ни где;
- как → ни как.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ востребован при словообразовании наречий от прилагательных и числительных.
С помощью суффиксов -о и -е образуем наречия от полных форм качественных прилагательных:
- радостный → радостн о смеяться;
- внятный → внятн о объяснить;
- внутренний → внутренн е расслабиться;
- скрипучий → скрипуч е прошептать.
Обратим внимание, что суффикс -е образует наречия от слов с основой на шипящий или мягкий согласный.
С помощью суффикса -и образуем наречия от прилагательных:
- сатирический → описать сатирическ и ;
- комический → изобразить комическ и ;
- мастерский → изготовить мастерск и .
От количественных числительных суффиксальным способом были образованы наречия:
- один → одна жды ;
- два → два жды посолить;
- три → три жды перекреститься;
- четыре → четыре жды переписать.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
С помощью сразу двух морфем, приставки и суффикса, образуем наречия от существительных:
- верх → с верх у ;
- начало → в начал е ;
- нутро → из нутр и ;
- век → во век и ;
- даль → в дал и .
От кратких форм прилагательных с помощью приставок из-/ис-, до-, с- и суффикса -а образованы наречия:
- из далек а
- ис кос а
- до сух а
- с лев а
Аналогично приставки в-, на-, за- и суффикс -о образуют слова этой же части речи:
Весьма продуктивно словообразование наречий от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и:
- домашний → по -домашн ему приготовить;
- новый → по -нов ому сделать;
- приятельский → по -приятельск и общаться;
- мужской → по -мужск и ответить;
- свой → поступить по -сво ему ;
- всякий → делать по -всяк ому .
Многие наречия образованы от прилагательных с помощью приставок в- и на- и суффикса -ую:
- темный → сыграть в тёмн ую ;
- круговой → занять оборону в кругов ую ;
- сухой → разгромить в сух ую ;
- рукопашный → драться в рукопашн ую ;
- прямой → идти на прям ую .
Порядковые числительные образуют наречия с помощью приставок в-/во- и суффикса -ых/-их:
- второй → во -втор ых ;
- седьмой → в -седьм ых ;
- третий → в -треть их .
Собирательные числительные являются производящей основой для ряда наречий:
- четверо → в четвер о сложить лист;
- двое → в дво ем работать;
- шестеро → в шестер ом справились;
- трое → на трое разрубить.
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ укажем в образовании неопределенных местоименных наречий с помощью частиц -то, либо, -нибудь:
- где → где- то ;
- куда → куда- либо ;
- как → как- нибудь .
Частица -таки образует новые слова этой части речи от однокоренных наречий:
- совсем → совсем- таки ;
- так → так- таки ;
- наконец → наконец- таки ;
- слишком → слишком- таки .
Сложение
Способом сложения образуются сложные наречия:
Слияние
Способ слияния двух слов в одно образовал наречия:
- сей час → сейчас;
- тот час → тотчас;
- сего дня → сегодня.
Переход из одной части речи в другую
Многие наречия образованы путем прямого перехода слов других частей речи и их грамматических форм.
Существительные в форме винительного и творительного падежа пополнили категорию наречий:
- потерпи капельку;
- помоги чуточку;
- спуститься с лестницы бегом;
- отправился следом;
- кататься на санках зимой.
Часть наречий возникла способом перехода глагольных форм:
Таблица
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ | ||
Мотивирующая основа | Способ словообразования | Примеры |
1. прилагательного | суффиксальный | привычн о , вызывающ е , творческ и , бос ик ом |
приставочно-суфф. | по — делов ому , по ровн у , в рассыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а | |
2. существительного | суффиксальный | дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , времен ами |
приставочно-суфф. | в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по близост и , из дал и , на утр о | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол сил ы , в пол голос а | |
3. числительного | суффиксальный | одна жды , два жды |
приставочно-суфф. | в дво ем , на дво е | |
4. глагола | суффиксальный | стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи |
приставочно-суфф. | в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях | |
слож.-суффикс. | мимо + ход ить ← мимоход ом | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол у леж а | |
5. причастия | суффиксальный | утверждающ е , ожидающ е |
6. наречия | ||
приставочный | на всегда, ото всюду, не зачем, по за вчера | |
приставочно-суфф. | внутрь → во внутрь ø |
Видеоурок
Источник
Образование наречий в русском языке
Способы образования наречий весьма разнообразны. Рассмотрим наиболее распространенные способы образования наречий от слов других частей речи.
Какими способами образуются наречия?
В морфологии русского языка наречие — это производная часть речи. Все наречия произошли и происходят от слов других частей речи и их грамматических форм. Эта самостоятельная часть речи образуется от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и других наречий.
Перечислим основные способы образования наречий:
Большая группа наречий возникла в результате прямого перехода в категорию наречий слов и их грамматических форм. К примеру, существительное в форме творительного падежа «рядом» превратилось в слово новой части речи.
Сравним:
Рассмотрим каждый способ словообразования в отдельности. Укажем, от слов какой части речи образованы наречия. Для большей наглядности все способы образования наречий представим в следующей таблице с примерами.
Таблица
Способ образования наречий | Производящая часть речи | Примеры |
---|---|---|
Приставочный способ | Наречие | как — ни как, когда — не когда, туда — от туда, завтра — после завтра, вчера — по за вчера, где — кое — где, вне — во вне | Прилагательные | быстрый — быстр о , сладкий — сладк о , искренний — искренн е , тягучий — тягуч е , отеческий — отеческ и , издевательский — издевательск и |
Числительные | один — одн а жды , два — два жды | |
Существительные | низ — с низ у , утро — на утр о , начало — с начал а , век — на век и , нутро — в нутр и , тайна — в тайн е | |
прежний — по -прежн ему , добрый — по -добр ому , волчий — по -волчь и , английский — по -английск и , левый — в лев о , правый — на прав о , долгий — за долг о , из редк а , до сыт а , с прав а , равный — на равн е , тройной — в тройне, чёрный — в черн е , прямой — в прям ую , крутой — в крут ую , новый — в новь , широкий — в ширь | ||
Местоимения | иной — по -ин ому , ваш — по -ваш ему | |
Числительные | первый — во -перв ых , третий — в -треть их , двое — на дво е , трое — на тро е , трое — в тро е , семеро — в семер ом | |
Глаголы | угадать — на угад , торопить — в тороп ях | |
Постфиксальный способ | Наречия | зачем- то , как- либо , куда- нибудь |
Сложение | Повтор наречий | чуть-чуть, едва-едва, тихо-тихо, белым-бело, темным-темно, волей-неволей, строго-настрого |
Сложение с суффиксацией | Наречие + глагол | мимо+ходить — мимоход ом |
Слияние слов | сего дня → сегодня, тот час → тотчас, сей час → сейчас | |
Переход из одной части речи в другую | Существительное в форме в.п. и т.п. | капельку, чуточку, верхом, осенью, стрелой, днём, нагишом, голышом |
Глагол (деепричастие) | крадучись, играючи, лёжа, стоя, шутя, молча, не спеша, нехотя |
Видеоурок
Источник
Конспект урока по русскому языку по теме «Словообразование наречий» (7 класс)
Урок русского языка в 7 «Б» классе.
Учитель русского языка средней школы № 11 г Орска Фролова И.М.
Тема урока: «Словообразование наречий».
1. обучающая: познакомить со способами образования наречий;
2. развивающая: развитие навыков словообразовательного анализа; орфографической зоркости, внимания, мышления, развитие речи;
3. воспитательная: способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание коммуникативных навыков.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
II . Цели и задачи. 2 минуты
III . Проверка домашнего задания. Актуализация изученного. 5 минут
IV . Закрепление изученного. 20 минут
10 минут Выборочный диктант.
минут Словообразовательный разбор.
8-5 минут Конструирование.
Если времени достаточно: «Четвёртое лишнее»
V . Домашнее задание 2 минуты
VI . Развитие речи. Работа с учебником. 9 минут
VII . Итоги урока 2 минуты
I . Организационный момент.
2 минуты II . Цели и задачи.
— Ребята, мы продолжаем работу по словообразованию наречий.
Сегодня наша цель — закрепить навыки словообразовательного анализа наречий.
Словарный диктант. 25-30 слов № 124, 142, 153
Притвориться рассерженным, симпатичный человек, сокращение территории, благословлять на защиту отечества, преодолеть препятствие, преследовать преступника, раздражать окружающих, приотворить ворота, повелительное наклонение, беспрекословное подчинение, научный конгресс, демократический строй, энциклопедический словарь, монологическая речь.
5 минут III . Проверка домашнего задания. Актуализация изученного.
Упражнение № 160. Вы должны были выписать наречия с корнем БОК из словообразовательного словаря учебника (стр 203), определить, каким способом образовано каждое наречие и каково его лексическое значение.
-Сколько наречий вы выписали? («на пальцах») 5
-Какими способами образованы наречия?
— Сколько наречий образованы приставочным способом? («на пальцах») 2
— Сколько наречий образованы суффиксальным способом? («на пальцах») 1
— Сколько наречий образованы приставочно-суффиксальным способом? («на пальцах») 2
-Объясните лексическое значение наречий.
Бочком – ( уменьш. от боком), плечом вперёд. Идти бочком.
Вбок – в сторону. Смотреть вбок.
На’бок – на сторону, вкривь. Склонить голову набок. Шляпа съехала набок.
По’боку – (прост.) в сторону, прочь. Всё дело побоку.
Сбоку – с боковой стороны чего-нибудь. Встать сбоку.
— Итак, какими способами могут образовываться наречия?
— От слов каких частей речи были образованы наречия в домашнем упражнении?
-Давайте посмотрим, а ещё от слов каких частей речи могут быть образованы наречия и какими способами.
20 минут IV . Закрепление изученного .
10 минут Выборочный диктант.
Выпишите из него наречия. У доски – двое, работаем в столбик, каждое слово с большой буквы.
Ох уж это наречие!
Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые . Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо , сиди ровно , говори правильно по-русски , пиши красиво , считай верно , делай всё быстро , аккуратно и на совесть , поступай по-товарищески , давай сдачу по-мужски ,» — только и слышу я ежечасно . Всё это непросто выполнить.
А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что вас видят насквозь .
Другому хочется безудержно носиться вскачь , а вот мне приятно возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо .
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому : весело , необыкновенно , а может быть, и по-прежнему кое-как .
2 половина текста
Проверяем. Сколько наречий вы выписали? («на пальцах»)
Другому хочется безудержно носиться вскачь , а вот мне приятно возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо .
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому :
Определите разряды наречий по значению.
Безудержно – образа действия
Вскачь — образа действия
Приятно — образа действия
Горизонтально — образа действия
тихо-тихо — образа действия
видимо-невидимо – меры и степени
по-новому — образа действия
5-7 минут Словообразовательный разбор.
Выполним словообразовательный разбор этих наречий (двое у доски):
Безудержно ← безудержный (суффиксальный)
Вскачь ← скакать (к//ч) (приставочный)
Приятно ← приятный (суффиксальный)
Горизонтально ← горизонтальный (суффиксальный)
Тихо-тихо ← тихо + тихо (сложение)
Видимо-невидимо ← видимо + невидимо (сложение)
Отныне ← ныне (приставочный)
По-новому ← новый (приставочно-суффиксальный)
-Какими же способами образованы данные наречия?
— От слов каких частей речи?
8-5 минут Конструирование. Теперь будем делать наоборот: от данных слов разных частей речи образуем наречия и определим способ словообразования.
Образуйте наречия от числительных второй, два.
Второй → во-вторых (приставочно-суффиксальный)
-Делаем вместе (Аня у доски)
Образуйте наречия от глаголов спешить, скользить.
Спешить → наспех (х//ш) (приставочный)
Скользить → вскользь (приставочный)
—Каждый ряд своё задание:
1 ряд. Образуйте наречия от местоимений мой, свой.
Мой → по-моему (приставочно-суффиксальный)
Свой → по-своему (приставочно-суффиксальный)
Образуйте наречия от прилагательных ответственный, весенний.
Ответственный → ответственно (суффиксальный)
Весенний → по-весеннему (приставочно-суффиксальный)
3 ряд. Образуйте наречия от наречий быстро, где.
Быстро → быстро-быстро (сложение)
Где → где-нибудь (суффиксальный)
Если времени достаточно:
Как вы думаете, в чём особенность морфемного строения наречий в отличие от других частей речи?
-У наречий нет окончаний.
-Правильно. Помнить об этом очень важно!
«Четвёртое лишнее» Среди данных найдите слова, соответствующие указанной модели:
Сегодня, лесник, прочитал, могуч.
Лисий, по-летнему, решён, открылся.
Диван-кровать, еле-еле, юго-запад, хитро-прехитро.
Жалюзи, улыбаясь, горяч, наверху.
2 минуты V . Домашнее задание
Открыли дневники, записываем ДЗ: §10, упр № 159
Опишите какое-нибудь природное явление (дождь, гроза, град и т.п.), используя наречия. Наречий должно быть не меньше 10.
9 минут VI . Развитие речи. Работа с учебником.
Сейчас выполним задание, подобное домашнему. Упражнение № 156. стр 65
Читай задание. … Опишите, употребляя наречия, движение ветра при урагане и в плохую погоду.
Используйте следующие наречия:
2 минуты VII . Итоги урока
— Итак, ребята. Давайте отметим, что мы узнали на уроке?
— Какими способами образуются наречия?
— От слов каких частей речи можно образовать наречия?
— В чём особенность морфемного строения наречий в отличие от других частей речи?
Работа с учебником. Выполним упражнение № 139 (с58)
4. Чем отличается от других самостоятельных частей речи?
5. Главный морфологический признак наречия.
6. В каком разделе языкознания изучаются наречия?
-Какие разряды наречий по значению выделяют?
-От каких частей речи чаще всего образуются наречия? (От сущ. и прил.)
1. «Диктант наоборот» Сейчас мы будем образовывать наречия от других ч. р.
Задание: узнай слово по его значению, запиши правильно, образуй от него наречие, определи способ словообразования, разбери наречие по составу.
О человеке с высоко развитым чувством долга, ревниво относящемся к своим обязанностям.(Облечённый правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами)
Комплексный анализ текста.
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .
Крупные, красивые птицы летели треугольник ом, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро , что воздух свистал вокруг . Ч удно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную
жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо
самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Словообразование наречий».
Цели урока: 1. обучающая: познакомить со способами образования наречий; 2. развивающая: развитие навыков словообразовательного анализа; орфографической зоркости, внимания, мышления, развитие речи; 3. воспитательная: способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитание коммуникативных навыков.
Тип урока : урок закрепления изученного.
Виды работы: словарный диктант, выборочный диктант, конструирование, «четвертое лишнее» и другие
Номер материала: ДБ-1331332
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник