Определить способ связи задание

Виды подчинительной связи в словосочетании. Подготовка к ОГЭ. Сборник тренировочных упражнений.

В данной проектной работе изучены виды подчинительной связи в словосочетании, а также их синонимия; рассмотрены все возможные варианты данного задания, представленные в КИМах ОГЭ по русскому языку. На основе банка данных ФИПИ разработан сборник тренировочных заданий для подготовки к ОГЭ по данной теме, в котором представлены теоретические и практические материалы для подготовки к выполнению задания № 4 ОГЭ по русскому языку. В сборнике также представлены схемы видов подчинительной связи, алгоритм определения вида связи, алгоритм выполнения замены одного вида связи другим, подсказки, тренировочные упражнения двух видов: на определение вида связи в словосочетании и на преобразование одного вида связи в другой.

Скачать:

Вложение Размер
Виды подчинительной связи 16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник тренировочных упражнений

по выполнению задания 4 ОГЭ по русскому языку.

Автор: Богачёв Герман

Руководитель: Попова Е.В.

учитель русского языка и литературы

1.Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование – подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках, т.е. при которой формы рода, числа, падежа зависимого слова предопределяются соответственными формами стержневого слова.

Зависимое слово при согласовании может быть выражено:

1) Прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже

2) Местоимением (кроме его, ее, их)

5) Существительным – согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам)

Управление – подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него, т.е. при которой зависимое слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматической возможности главного слова и выражаемого им значения. Зависимая словоформа остается неизменной при изменении грамматической формы главного слова, в отличие от согласования, где изменяются обе словоформы одновременно.

При управлении устанавливаются отношения объектные, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – объект действия или носителя состояния (послать письмо, читать книгу), и субъектные, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя состояния.

Главное слово при управлении выражается:

1) Глаголом: читать книгу

2) Деепричастием: читая книгу

3) Существительным: чтение книги

4) Прилагательным: довольный успехом

Зависимое слово при управлении – существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования, т.е. при котором зависимое слово является неизменяемым, изолированным от системы падежей в силу своей принадлежности определённой части речи, зависимость от главного слова выражена семантически.

Главное слово при примыкании:

1) Глагол: бежать быстро

2) Прилагательное: очень быстрый

3) Наречие: очень быстро

4) Существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше

Зависимое слово при примыкании выражается:

1) Наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее

2) Деепричастием: говорил заикаясь

3) Инфинитивом: просил написать

4) Сравнительной степенью прилагательного: дети постарше

5) Неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки

6) Притяжательным местоимением его, ее, их: его дом

7) Существительным – несогласованным приложением: в газете «Известия»

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово — бассейн

2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?

3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.

Например : стеклянная крыша — крыша (из чего?) из стекла.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово — (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово — гнездо;

2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное.

Например : топот коня — топот (чей?) конский.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово — слушать (как?) внимательно: главное слово — слушать;

2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи — инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием.

Например : поехать работать — поехать на работу.

ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением

мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление),

лисья нора (согласование) – нора лисы (управление),

Петин карандаш (согласование) – карандаш Пети (управление)

смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление)

вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание)

временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

Источник

Словосочетание 1. Практикум. Ответы. ОГЭ. Задание 7

1. Определить способы связи слов в словосочетании:

1. вековые традиции — традиции (какие?) вековые – согласование
2. участвовать в походе — участвовать (в чём?) в походе – управление
3. второй из участников — второй (из кого?) из участников – управление
4. достойный уважения — достойный (чего?) уважения – управление
5. крайне застенчивый — застенчивый (в какой мере?) крайне — примыкание
6. очень темно — темно (в какой степени?) очень – примыкание
7. полезно для здоровья — полезный (для чего?) для здоровья – управление
8. блестящий успех — успех (какой?) блестящий – согласование
9. наши соотечественники — соотечественники (чьи?) наши – согласование
10. рано утром — утром (когда?) рано – примыкание
11. по-летнему жаркий — жаркий (как?) по-летнему – примыкание
12. объяснять не торопясь — объяснять (как?) не торопясь – примыкание
13. этим летом — летом (каким?) этим — согласование
14. поворот на площадь — поворот (на что?) на площадь – управление
15. уехать зимой — уехать (когда?) зимой — примыкание
16. лодка с мотором — лодка (с чем?) с мотором – управление
17. жить в деревне — жить (в чём?) в деревне – управление
18. красный от смущения — красный (от чего?) от смущения – управление
19. приказать вернуться — приказать (что сделать?) вернуться – примыкание
20. встретивший друга — встретивший (кого?) друга – управление
21. двадцать первый поезд — поезд (какой?) двадцать первый – согласование
22. их сумка, портфель, молоко — сумка (чья?), портфель (чей?), молоко (чьё?) их – примыкание
23. комната, проулок пошире — комната (какая?), проулок (какой?) пошире – примыкание

2. Заменить синонимичным словосочетанием с другим способом связи:

1. лесной запах – согласование — запах (чего?) леса — управление
2. мраморный памятник – согласование — памятник (из чего?) из мрамора – управление
3. бронзовая статуя – согласование — статуя (из чего?) из бронзы – управление
4. бассейн для плавания – управление — бассейн (какой?) плавательный – согласование
5. костюм для тренировки – управление — костюм (какой?) тренировочный – согласование
6. рассказывать с увлечением – управление — рассказывать (как?) увлечённо – примыкание
7. держаться с достоинством – управление — держаться (как?) достойно – примыкание
8. парк при море – управление — парк (какой?) приморский – согласование
9. гостиница при вокзале – управление — гостиница (какая?) привокзальная – согласование
10. шарф в клетку – управление — шарф (какой?) клетчатый – согласование
11. горный воздух – согласование — воздух (чего?) гор – управление
12. ветер с севера – управление — ветер (какой?) северный – согласование

3. Найти в предложении все словосочетания со способом связи согласование.

Их разноязыкие голоса, усиленные репродукторами, зазвенели в промытой буйной зелени, и к ним прислушивались пёстрые праздничные толпы людей и в самом Святогорском, около могилы поэта, и в Михайловском, на широком лугу у входа в усадьбу.

4. Найти в предложении все словосочетания со способом связи управление.

Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.

5. Найти в предложении все словосочетания со способом связи примыкание.

Медленно, но с нарастающим ускорением рассеивается, тает ночная мгла, всё полнее раскрывается даль, отчётливее проступают окружающие предметы, постепенно обретая свои цвета и формы, осторожно меркнут звёзды, и небеса становятся ослепительно синими.

рассеивается (как?) медленно
раскрывается (как?) полнее
проступают (как?) отчётливее
обретая (как?) постепенно
меркнут (как?) осторожно
синими (в какой степени?) ослепительно

6. Выбрать из предложения все словосочетания (сочинительные и подчинительные), определить способ связи в подчинительных словосочетаниях.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

собака (чья?) моя — согласование
приближалась (как?) медленно — примыкание
приближалась (к кому?) к нему — управление
воробей (какой?) старый — согласование
воробей (какой?) черногрудый — согласование
упал (как?) вдруг — примыкание
упал (как?) сорвавшись — примыкание
сорвавшись (с чего?) с дерева — управление
с дерева (какого?) близкого — согласование
упал (как? чем?) камнем — управление
упал (перед чем?) перед мордой — управление
перед мордой (чьей?) её — согласование
перед мордой (какой?) самой — согласование
взъерошенный (в какой степени?) весь — согласование
искажённый (в какой степени?) весь — согласование
прыгнул (с чем?) с отчаянием — управление
прыгнул (с чем?) с писком — управление
с писком (каким?) жалким — согласование
прыгнул (сколько раз?) два раза — управление
прыгнул (в чём?) в направлении — управление
в направлении (чего?) пасти — управление
пасти (какой?) зубастой — согласование
пасти (какой?) раскрытой — согласование

Источник

Способы связи предложений в тексте

В этом тесте мы закрепим знания о способах связи предложений в тексте.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Определите способ связи предложений в тексте: Неожиданно лодка на что-то натолкнулась. Это «что-то» оказалось погрузившимся в воду и, по-видимому, дремавшим бегемотом. Разбуженный и рассерженный зверь тотчас же вынырнул и, открыв свою громадную пасть, начал громко реветь.

Варианты ответов
  • последовательная
  • параллельная
Вопрос 2

Определите способ связи предложений в тексте: На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет жарким, грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костёр, и каждый из нас бросает в него свой хворост.

Варианты ответов
  • параллельная
  • последовательная
Вопрос 3

Определите способ связи предложений в тексте: В Крымских горах и на Кавказе когда-то во множестве водились орхидеи. Красота и незащищённость чудесных цветов сослужила им роковую службу. Неумеренная охота «любителей» природы ведёт их к массовому истреблению.

Варианты ответов
  • последовательная
  • параллельная
Вопрос 4

Определите способ связи предложений в тексте: Небо всё темнело. Казалось, весь мир поглотила эта бесформенная тьма, охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота, плеска с пугающей внезапностью обозначились белые гребни, и волна кидалась на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.

Варианты ответов
  • последовательная
  • параллельная
Вопрос 5

Определите способ связи предложений в тексте: Я посмотрел на часы. Теперь каждая минута приближала меня к Ленинграду на три-четыре километра. Мне хотелось перевести стрелки часов сразу на полтора часа. Через полтора часа я должен приземлиться в Ленинграде.

Варианты ответов
  • параллельная
  • последовательная
Вопрос 6

Определите способ связи предложений в тексте: И вот конец великому испытанию. Враг сложил оружие. Отгремели победные громы. Мир на земле!

Варианты ответов
  • последовательная
  • параллельная
Вопрос 7

Определите способ связи предложений в тексте: Как тиха и пустынна Москва! Ни души на улицах. Нигде ни огонька. Нет ни одного прохожего. Гулко раздаётся стук моих каблуков по мостовой.

Варианты ответов
  • параллельная
  • последовательная
Вопрос 8

Определите способ связи предложений в тексте: Волга — самая большая река Восточно-Европейской равнины. Начинается Волга-красавица на Валдайской возвышенности еле заметным ручейком. Дальше она принимает ряд притоков и становится сплавной рекой. От устья Тверцы Волга — судоходная река.

Варианты ответов
  • последовательная
  • параллельная
Вопрос 9

Определите способ связи предложений в тексте: Россия не только государство. Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Россия — это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами.

Варианты ответов
  • последовательная
  • параллельная
Вопрос 10

Определите способ связи предложений в тексте: Мальчика звали Коля Андрианов. Он спустился с бойцами в лог и повёл их прямо по грудь в снегу к малорослому хвойному леску. Порой Коля увязал по самые уши, и тогда начальник разведки вытаскивал его за воротник отцовского ватника. У мальчика были какие-то свои таинственные зарубки на молодых сосенках. Коля долго петлял по задворкам, но зато он вывел батальон как раз в тыл фашистам.

Источник

Читайте также:  Особенности эмпирического способа познания
Оцените статью
Разные способы