Определить способ связи определение

2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений

1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня ; клетчатое (какое?) платье; платье (какое?) в клетку ; мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы .

2. Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.

Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.

3. По способу выражения определения делятся на две разновидности:

  • согласованные определения;
  • несогласованные определения.

Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

Ср.: родной край; родного края; в родных краях.

При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

Способы выражения согласованного определения

Форма Примеры
1. Полное прилагательное Солнечный день; любимая книга; отцовы слова.
2. Полное причастие Выполненное дело; зеленеющий лес.
3. Местоимение-прилагательное Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума.
4. Порядковое числительное Первый день; во втором ряду.
5. Числительное один Одно перо; одна тетрадь.

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Ср.: дом из камня ; в доме из камня ;

примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Ср.: яйцо всмятку ; шапка набекрень ; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

Способы выражения несогласованных определений

Форма Примеры
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Полёт лётчика ; блузка в горошек ; дама в шляпе ; юбка складками ; мебель из берёзы ; аллея перед домом ; баночка из-под крема .
2. Инфинитив Жажда познать ; стремление увидеть .
3. Наречие Поворот налево ; глаза навыкате .
4. Прилагательное в сравнительной степени Деревья поменьше ; арбузы поспелее .
5. Притяжательные местоимения его, её, их Её брат; их забота.
6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным Девушка с голубыми глазами ; девушка высокого роста ; человек большого ума .

4. Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.

Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема , юбка в складку , желание познать , поворот налево ). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Например:
Мужчина шёл с чемоданом .
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом .

В первом предложении ( Мужчина шёл с чемоданом ) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении ( Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом ) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке ; человек большого ума ; блузка в горошек . Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома . – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки ; Мы вошли (куда?) в зал . – Вход (какой?) в зал был закрыт .

4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

Значение Способ выражения Примеры
1. Принадлежность Существительное в родительном падеже Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата (ср.: книга принадлежит брату).
2. Носитель признака Существительное в родительном падеже Зелень парков (ср.: парки зелены), белизна снега (ср.: снег белый).
3. Содержание определяемого понятия Существительное в родительном падеже Правила поведения ; политика мира .
Существительное в предложном падеже с предлогом о (об) Вопрос о наследстве ; книга об открытиях .
Инфинитив Страсть противоречить ; желание учиться .
4. Производитель действия Существительное в родительном падеже Пение птиц (ср.: птицы поют); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл).
5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве) Цельное словосочетание в родительном падеже Человек большого ума ; человек высокого роста ; девочка трёх лет .
Существительное в винительном падеже с предлогом в Платье в горошек ; галстук в искорку .
Существительное в творительном падеже с предлогом с Дом с мезонином ; лодка с парусом .
Существительное в предложном падеже с предлогом в Дама в шляпе ; человек в очках ; озеро в лесу .
Наречие Надпись по-английски ; яйцо всмятку ; глаза навыкате .
6. Материал Существительное в родительном падеже с предлогом из Дом из камня ; платье из ситца ; ваза из хрусталя .
7. Происхождение Существительное в родительном падеже с предлогом из Генерал из солдат ; староста из мужиков .
8. Вещество, содержащееся в предмете Существительное в родительном падеже с предлогом из-под Бутылка из-под молока ; банка из-под крема .
9. Источник Существительное в родительном падеже с предлогом от Пояс от платья ; воронка от снаряда .

1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.

Открытие Колумба ; открытие Америки – Колумб открыл Америку .

Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).

План разбора определения

  1. Указать тип определения (согласованное – несогласованное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено определение.

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).

Детскую ( радость ) – согласованное определение, выраженное именем прилагательным. ( Радость ) бабушки – несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.

Упражнение к теме «2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений»

Читайте также про определение и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Определение вида подчинительной связи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Зависимое слово неизменяемая часть речи?

Да — примыкание

Нареч., инфин., деепр., простая сравн. степень прил. (дети постарше), неизм. прил. (цвет хаки),

сущ. – несоглас. приложение (в газете «Известия»), притяж. мест. его, её, их: сказал (как?) не подумав, дневник (чей?) его.

Нет. Есть предлог? Отвечает на вопросы косвенных падежей?

Не меняется при изменении формы главного слова?

Да — управление

Существительное, любая часть речи в функции сущ.: местоим., числительное, субстантивированное прил. или причастие: книга (кого?) мамы, книгу мамы, книга у мамы

Изменяется род, число, падеж?

Да — согласование

прил.(о тяжком бремени), мест. (из вашей книги, какой ценой), полн. прич. (разрывающий ураган) порядк.числ. (девятый год), сущ. – соглас.прилож (мамой-учителем): книга (чья?) мамина,

книгу мамину, нет книги маминой

Не являются подчинительными словосочетаниями:

  1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет;
  2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову;
  3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
  4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;
  5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Следует запомнить, что не являются словосочетаниями: самостоятельное слово с предлогом; сочетание слов в составе фразеологизма; подлежащее и сказуемое; составные словоформы.

Чтобы правильно определить тип связи в словосочетании, необходимо выполнить следующие действия:

1) найти главное и зависимое слово;

2) определить, какой частью речи является зависимое слово; если это неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательные местоимения «его, ее, их», сравнительная степень прилагательного или наречия, несклоняемые прилагательные), то перед нами примыкание;

3) задать вопрос к зависимому слову; если это вопрос того или иного падежа, то перед нами управление;

4) на всякий случай попробовать изменить одно из слов в словосочетании; если вместе с ним меняется и второе, то это согласование.

Источник

Читайте также:  Как понять основным способом
Оцените статью
Разные способы