- Как правильно пишется: «завуч» или «зауч»?
- Как правильно пишется?
- Происхождение и значение слова «завуч»
- Морфемный разбор
- Примеры предложений
- Ошибочное написание
- ЗАВУЧ
- Смотреть что такое ЗАВУЧ в других словарях:
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
Как правильно пишется: «завуч» или «зауч»?
Выбор правильного написания сложносокращенного существительного «завуч» или «зауч» зачастую вызывает сомнение. Чтобы не ошибиться с правописанием и выбрать тот вариант, который отвечает правилам грамматики русского языка, необходимо выяснить происхождение данного слова и сделать его морфемный разбор.
Как правильно пишется?
Данное существительное состоит из двух слогов «за-вуч» и предполагает написание второго слога с согласной буквой «в».
Правильно слово пишется так: «завуч».
Происхождение и значение слова «завуч»
Имя существительное «завуч» является одушевленным, нарицательным. Оно относится к 2 склонению и обозначает сотрудника образовательного учреждения, занимающего должность заместителя директора по учебной части.
Одним из распространенных способов словообразования в русском языке является соединение двух или более слов, их сокращенных основ, частей или начальных букв. Такие слова называют сложносокращенными.
Существительное «завуч» является сложносокращенным, так как образовано путем слияния частей и начальных букв следующих слов:
- заведующий (взята часть основы «зав»);
- учебной (использована начальная буква «у»);
- частью (взята начальная буква «ч»).
Морфемный разбор
Существительное «завуч» имеет два слога. Как видно из морфемного разбора, слово состоит из следующих частей:
зав у ч
- «зав» – корень;
- «у» – корень;
- «ч» – корень;
- окончание нулевое.
Как показал морфемный разбор, сомнительная согласная буква «в» расположена в первом корне слова.
Примеры предложений
- Уроки закончились, и классный журнал занял свое привычное место, за стеклом в кабинете завуча.
- Сегодня в классе Петьку ждал не очень приятный сюрприз: за преподавательским столом сидел завуч из его прошлой школы.
Ошибочное написание
Написание слова «завуч» без согласной буквы «в» в корне слова предполагает наличие у данного существительного следующих двух слогов: «за-уч».
Подобный вариант написания противоречит правилам русского языка, так как подразумевает наличие в данном слове приставки «за-».
Как показал приведенный выше морфемный разбор, приставка в сложносокращенном слове «завуч» отсутствует. Более того, правила грамматики и способ образования данного слова указывают на обязательное наличие во втором слоге согласной буквы «в».
Вариант написания, когда согласная «в» пропущена: «зауч», является ошибочным.
Источник
ЗАВУЧ
корень — ЗАВ; суффикс — У; суффикс — Ч; нулевое окончание;
Основа слова: ЗАВУЧ
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный
Слово Завуч содержит следующие морфемы или части:
- ¬ приставка (0): —
- ∩ корень слова (1): ЗАВ;
- ∧ суффикс (2): Ч; У;
- ⏰ окончание (0): —
Смотреть что такое ЗАВУЧ в других словарях:
ЗАВУЧ
ЗАВУЧ, -а, м. Сокращение: заведующий учебной частью, заместительдиректора школы (училища) по учебно-воспитательной работе.
ЗАВУЧ
завуч м. разг. Заведующий учебной частью (школы, училища и т.п.).
ЗАВУЧ
завуч м. разг. = заведующий учебной частью см. заведующий
ЗАВУЧ
завуч сущ., кол-во синонимов: 2 • заведующий (34) • профессия (336) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
1) Орфографическая запись слова: завуч2) Ударение в слове: з`авуч3) Деление слова на слоги (перенос слова): завуч4) Фонетическая транскрипция слова зав. смотреть
ЗАВУЧ
(2 м), Тв. за/вучем; мн. за/вучи, Р. за/вучейСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
-а, м. разг. Заведующий учебной частью (школы, училища и т. п.).Завуч средней школы.Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
за/вуч, -а Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
за́вуч, за́вучи, за́вуча, за́вучей, за́вучу, за́вучам, за́вуча, за́вучей, за́вучем, за́вучами, за́вуче, за́вучах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: заведующий, профессия. смотреть
ЗАВУЧ
м. (заведующий учебной частью) разг. censeur m
ЗАВУЧ
м. разг.(заведующий учебной частью) director (jefe) de estudios (en una escuela)
ЗАВУЧ
м.(заведующий учебной частью) разг. censeur mСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
з’авуч, -а, твор. п. -емСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
м разг.教务主任 jiàowù zhǔrènСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
сущ. муж. рода; одуш.завуч
ЗАВУЧ
імен. чол. роду, жив.завуч
ЗАВУЧ
Ударение в слове: з`авучУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: з`авуч
ЗАВУЧ
-а, ч. Скорочення: завідувач учбової частини.
ЗАВУЧ
завуч, з′авуч, -а, м. Сокращение: заведующий учебной частью, заместитель директора школы (училища) по учебно-воспитательной работе.
ЗАВУЧ
за́вучСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
м. vicepreside (di una scuola media), responsabile didattico Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
ЗАВУЧ, -а, м. Сокращение: заведующий учебной частью, заместитель директора школы (училища) по учебно-воспитательной работе.
ЗАВУЧ
за’вуч, за’вучи, за’вуча, за’вучей, за’вучу, за’вучам, за’вуча, за’вучей, за’вучем, за’вучами, за’вуче, за’вучах
ЗАВУЧ
завучСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
Начальная форма — Завуч, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное
ЗАВУЧ
сущ.муж.(сокр.: заведующий учебной частью) завуч; завуч школы шкул завуче
ЗАВУЧ
м. (заведующий учебной частью) завуч (окуу бөлүмүнүн башчысы).
ЗАВУЧ
(заведующий учебной частью) oquv işleri müdiri
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник