Определить способ контроля качества

Приложение А. Виды контроля качества, термины и определения

Виды контроля качества, термины и определения

А.1 Виды контроля классифицируются по следующим признакам:

А.1.1 В зависимости от места и времени проведения контроля в технологическом процессе (стадия контроля):

— входной контроль — контроль поступающих материалов, изделий, конструкций, грунта и т.п., а также технической документации. Контроль осуществляется преимущественно регистрационным методом (по сертификатам, накладным, паспортам и т.п.), а при необходимости — измерительным методом;

— операционный контроль — контроль, выполняемый в процессе производства работ или непосредственно после их завершения. Осуществляется преимущественно измерительным методом или техническим осмотром. Результаты операционного контроля фиксируют в общих или специальных журналах работ, журналах геотехнического контроля и других документах, предусмотренных действующей в данной организации системой управления качеством;

— приемочный контроль — контроль, выполняемый по завершении строительства объекта или его этапов, скрытых работ и других объектов контроля. По его результатам принимают документированное решение о пригодности объекта контроля к эксплуатации или выполнению последующих работ.

Приемочный контроль одного и того же показателя может осуществляться на нескольких уровнях и разными методами (например, плотность грунта отдельных слоев и насыпи в целом). При этом результаты контроля низшего уровня могут служить предметом контроля высшего уровня (например, акты освидетельствования скрытых работ по приемке основания насыпи представляются при приемке насыпи в целом). Результаты приемочного контроля фиксируют в актах освидетельствования скрытых работ, актах промежуточной приемки ответственных конструкций, актах испытания свай пробной нагрузкой и других документах, предусмотренных ГОСТ 16504.

А.1.2 В зависимости от охвата контролируемых параметров (объем контроля):

— сплошной контроль, при котором проверяют все количество контролируемой продукции (все стыки, сваи, конструкции, вся поверхность основания и т.п.);

— выборочный контроль, при котором проверяют какую-то часть (выборка) контролируемой продукции. Объем выборки устанавливается РД. Если строительные нормы требуют случайного размещения точек контроля, выборка устанавливается по ГОСТ 18321 так же, как для продукции, представляемой на контроль способом «россыпь».

А.1.3 В зависимости от периодичности контроля (периодичность контроля):

— непрерывный контроль, когда информация о контролируемом параметре технологического процесса поступает непрерывно;

— периодический контроль, когда информации о контролируемом параметре поступает через определенные промежутки времени;

— летучий контроль, выполняемый в случайное время (эпизодически), преимущественно при нецелесообразности применения сплошного, выборочного или периодического контроля (например, контроль плотности грунта при обратной засыпке траншей).

А.1.4 В зависимости от применения специальных средств контроля (метод контроля):

— измерительный контроль, выполняемый с применением средств измерений, в том числе лабораторного оборудования;

— визуальный контроль — по ГОСТ 16504;

— технический осмотр — по ГОСТ 16504;

— регистрационный контроль, выполняемый путем анализа данных, зафиксированных в документах (сертификатах, актах освидетельствования скрытых работ, общих или специальных журналах работ и т.п.). Применяется при недоступности объекта контроля (например, заделка анкера) или нецелесообразности выполнения измерительного или визуального контроля (например, вид грунта для насыпи при наличии материалов инженерно-геологических изысканий по карьеру).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Определить способ контроля качества

ГОСТ Р 50779.30-95

Читайте также:  Корвалол способ применения дозы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Statistical methods. Acceptance sampling.
General requirements

ОКС 03.120.30
ОКСТУ 0011

Дата введения 1996-07-01

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 «Стандартизация статистических методов управления качеством», Нижегородским научно-исследовательским центром контроля и диагностики технических систем (НИЦ КД)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 02.06.95 № 280

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и нормативно-методическому обеспечению статистического приемочного контроля качества (СПК) совокупностей любой продукции, контролируемых и поставляемых в виде партий, потоков, масс и объемов. Документ распространяется на контроль качества продукции, проводимый поставщиком, изготовителем, потребителем и третьей стороной, в том числе при окончательном контроле, приемке, входном контроле, сертификации, инспекции и надзоре за соблюдением требований стандартов, а также при контроле в случае арбитражного или судебного рассмотрения дел. Стандарт может быть применен и в тех случаях, когда поставщики и потребители не являются юридическими лицами, например представляют подразделения предприятия.

Стандарт рассматривает процедуры контроля поставщика, потребителя, третьей стороны как единую систему согласованных планов и схем контроля. Она практически исключает спорные решения по результатам контроля, возможные из-за статистического характера процедур контроля и различных интересов сторон. Согласованность планов и схем контроля обеспечивается правилами и порядком назначения и согласования определенных исходных данных, необходимых для выбора конкретных планов и схем. Система устанавливает максимально широкие права каждой из сторон по выбору планов и схем контроля, защищая при этом другие стороны от ошибочных решений.

Требования настоящего стандарта следует учитывать в общетехнических стандартах, содержащих схемы, планы и правила статистического приемочного контроля, в стандартах для групп однородной и конкретных видов продукции, в технических условиях, в стандартах предприятий и других документах, определяющих процедуры статистического приемочного контроля.

Стандарт исходит из того, что в соответствии с Законом о защите прав потребителя поставщики (изготовители) обязаны полно и достоверно информировать потребителей, общественность о качестве изготовляемой продукции, в связи с чем процедуры контроля рассматриваются как средства подтверждения или проверки (в зависимости от того, кто их проводит) верности информации о качестве продукции, предоставляемой поставщиком. На изготовителей (поставщиков) возлагается бремя доказывать методами контроля достоверность сообщаемой информации о качестве. Потребители и третьи стороны имеют право проверки верности этой информации, в том числе и верности результатов контроля изготовителя. Но при этом, в случаях возможности предъявления претензий к изготовителю (поставщику) или придания гласности результатам своего контроля, они должны доказывать неверность информации изготовителя (поставщика) о качестве продукции.

Учитывая, что в силу статистической природы контроля всегда возможны с некоторой вероятностью ошибочные решения, каждая сторона, проводящая контроль, должна защитить другие стороны от ошибочных решений, затрагивающих их интересы. Настоящий стандарт устанавливает требования к достоверности соответствующих решений, принимаемых по результатам контроля, позволяющие количественно реализовать сформулированные выше положения.

При оптовых поставках (закупках) продукции партии или другие совокупности продукции являются предметом правовых отношений между поставщиками, потребителями и третьими сторонами, определенных контрактами и законодательством. Недоброкачественные партии не должны быть поставлены потребителям, а при нарушении этого условия и обнаружении таких партий потребителем они могут быть, в частности, возвращены поставщику целиком. При этом необходимы четкие представления о том, какие партии являются недоброкачественными.

В стандарте используются групповые показатели качества, такие как, например, уровни несоответствий, являющиеся количественными показателями качества совокупностей продукции.

Требования к таким показателям становятся критериями качества партий и других совокупностей продукции, позволяющими построить четкие отношения между сторонами при оптовых поставках (закупках), в том числе и в части организации и методологии статистического приемочного контроля.

Читайте также:  Способ разработки пластовых месторождений

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Стандарт распространяется на:

— контроль поставщика (окончательный контроль, приемку, сертификацию продукции в форме заявления изготовителя);

— контроль потребителя (входной контроль, инспекционный контроль, эксплуатационный контроль, приемку продукции представителем потребителя);

— контроль третьей стороны (сертификацию продукции, инспекцию и надзор за соблюдением требований стандартов, контроль качества продукции, выполняемый при судебном и арбитражном рассмотрении дел, а также по заказу поставщика или потребителя).

Настоящий стандарт подлежит применению при:

— разработке государственных стандартов, устанавливающих правила, порядок, схемы и планы статистического приемочного контроля, в том числе для целей сертификации;

— разработке технических условий, стандартов предприятий, инструкций, определяющих выборочные методы контроля и испытаний и правила приемки;

— разработке методик, правил, рекомендаций и программных средств для компьютеров в области статистического приемочного контроля качества;

— разработке инструкций для проведения СПК при рассмотрении в Государственном арбитраже или суде дел, касающихся качества продукции;

— разработке рекомендаций, правил и методик проведения СПК для государственных и общественных инспекций по качеству.

Требования настоящего стандарта также подлежат применению при составлении договоров на поставку в контрактных ситуациях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 40.9001-88 Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании

ГОСТ 40.9002-88 Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже

ГОСТ 40.9003-88 Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях

ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 15895-77 (СТ СЭВ 547-84) Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18242-72 (СТ СЭВ 548-77, СТ СЭВ 1673-79) Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля*

ГОСТ 20736-75 (СТ СЭВ 1672-79) Статистический приемочный контроль по количественному признаку. Планы контроля*

* Настоящий стандарт допускает возможность использования указанных государственных стандартов в рамках системы согласованных планов и схем контроля поставщика, потребителя и третьей стороны, ограничивая сферу их применения в соответствии с приложением Д.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

Поставщик — сторона, несущая ответственность за изделия, процесс или услугу и способная гарантировать обеспечение их качества.

Примечание — Это определение может распространяться на изготовителей, оптовых торговцев, импортеров, посредников, организации по предоставлению услуг и т.д.

Изготовитель — сторона, ответственная за изготовление продукции и способная обеспечить качество этой продукции настолько, насколько это соответствует всем требованиям договора или (и) стандарта (или стандартов), или (и) представленной информации о продукции.

В более широком смысле это определение может также быть отнесено к юридическим лицам, занятым в сфере распределения, при условии, что они отвечают требованиям, предъявленным к изготовителю.

Потребитель — сторона (предприятие, организация или частное лицо), приобретающая продукцию в пользование или собственность.

Примечание — Потребитель обладает правом на полную и достоверную информацию о качестве продукции и защиту интересов в случае несоответствия качества продукции информации поставщика, изготовителя или требованиям стандартов.

Третья сторона — организация, независимая от сторон, участвующих в торговых операциях или связанных контрактом, соглашением, договором в отношении той или иной продукции.

Читайте также:  Залог как способы обеспечения исполнения договора

1 Роль третьей стороны могут выполнять государственные, региональные или общественные инспекции по качеству, государственные арбитражи, сертификационные и испытательные центры, лаборатории, страховые общества и компании, а также любые организации, выполняющие контроль качества продукции в целях проверки, надзора, инспекции или арбитража по заказу поставщика или потребителя, по своей инициативе или по заказу любой другой организации, в том числе суда или арбитража.

2 Новые понятия, термины и определения установлены с учетом того, что СПК может быть проведен неоднократно разными сторонами: поставщиком (изготовителем), потребителем, третьей стороной.

Контроль поставщика — контроль продукции, проводимый поставщиком или изготовителем для подтверждения достоверности документированно представленной им информации о качестве продукции.

Контроль потребителя — контроль продукции, проводимый потребителем для проверки правильности информации о качестве продукции и результатов контроля поставщика.

Контроль третьей стороны — контроль продукции, проводимый третьей стороной для подтверждения или проверки правильности информации поставщика о качестве продукции и (или) результатов ее контроля.

Новые понятия и термины, использованные в настоящем стандарте, также приведены в приложении А. Некоторые известные термины (например, риски поставщика и потребителя) изложены в новых формулировках, продиктованных концепцией данного документа, и ограничены сферой его действия.

— групповой показатель качества;

или — нормативное значение группового показателя качества;

— нормативное значение риска поставщика при контроле потребителя;

— нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика;

— уровни доверия, используемые при построении доверительных интервалов (множеств).

4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Статистический приемочный контроль качества продукции проводят в целях подтверждения или опровержения верности информации поставщика о соответствии качества контролируемых совокупностей продукции (в том числе жидкостей, сыпучих веществ, материалов и т.п.) установленным требованиям.

4.2 Система согласованных планов и схем контроля поставщика, потребителя и третьей стороны, определяемая настоящим стандартом, представляет собой совокупность порядка и правил назначения и согласования между заинтересованными сторонами исходных требований и выбора на их основе конкретных планов и схем контроля. При этом каждая сторона может выбирать планы и схемы контроля без согласования с другими сторонами и использовать различные планы и схемы контроля, исходя из своих индивидуальных целей и возможностей, соблюдая лишь назначенные и (или) согласованные исходные требования.

Такими исходными требованиями, например, являются требования к групповым показателям качества, риски потребителя при контроле поставщика и риски поставщика при контроле потребителя. Перечень исходных требований и правила их назначения и согласования приведены в разделе 5.

Примечание — Установленные в стандарте порядок и правила назначения и согласования исходных требований обеспечивают воспроизводимость решений, принимаемых различными сторонами по результатам контроля продукции неизменного качества. В частности, если по результатам контроля поставщика принято положительное решение, то маловероятно получить отрицательное решение при контроле потребителя или третьей стороны. В этом смысле планы и схемы контроля, выбираемые в соответствии с настоящим стандартом, являются согласованными.

4.3 СПК может быть осуществлен:

— поставщиком (изготовителем) при окончательном контроле, приемке или сертификации продукции;

— потребителем при входном, инспекционном или эксплуатационном контроле, приемке и сертификации продукции;

4.4 Требования к качеству совокупности продукции устанавливаются поставщиком в нормативной и (или) договорной документации либо по согласованию с потребителем, либо в одностороннем порядке.

Требования к качеству совокупности продукции следует задавать в виде соответствующих норм на групповые показатели качества, которые обозначаются (normative quality level) или . Пояснение группового показателя дано в приложении А.

Источник

Оцените статью
Разные способы