Определить размер способ рифмовки вид рифмы друзья мои прекрасен наш союз

Рифма и рифмовка в стихотворении Пушкина «19 октября» 1825 года

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется рифма с ударением на второй слог.

То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.

Пример на первых двух строках стихотворения:

ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр

сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле

Ударные и безударные гласные чередуются.

Стихотворный размер — пятистопный ямб (подробный разбор строчек здесь).

В стихотворении используется 2 способа рифмовки, которые повторяются каждые 8 строк: кольцевая АВВА и перекрестная АВАВ:

  • кольцевая (первая строка рифмуется с 4-й, а вторая строка рифмуется с третьей):
    «Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор…»
  • перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая строка рифмуется с 4-й):
    «… Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук…»

Источник

Определите размер, способ рифмовки и вид рифмы:
Друзья мои, прекрасен ваш союз!
Он, как душа, не разделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Срочно.

Мигель Сервантес иносказательно-иронически изобразил приключений героя, пародирующего своим обликом, языком и действиями облик, деяния и язык героев рыцарской эпики.
Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части, автор «Дон Кихота» создал
не литературную пародию как таковую (самое слово «пародия» он нигде не использовал) , а новый тип повествования.
Трансформируя мотив «свихнутости» героя Сервантес представляет «рассудительное сумасшествие» Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста.
Воспоминания о былой славе предков смешались в сознании Дон Кихота с впечатлениями, полученными от чтения рыцарских романов, которые создавались и издавались в огромном количестве в Испании и в Португалии на протяжении первой половины XVI века.
Подобно ребенку. Дон Кихот считает, что если какую-нибудь вещь назвать соответствующим именем и пожелать, чтобы она была тем-то и ничем иным, то так
оно и будет. Так, он «признает» и «решает» , что его мослатый жеребец, если его назвать звучным именем Росинант, будет вполне добрым конем, а деревенская девица Альдонса Лоренсо, названная Дульсинеей, вполне сгодится на роль дамы его сердца, поскольку странствующий рыцарь обязан иметь таковую.
Претворяя в жизнь свой «неписаный» рыцарский роман, герой Сервантеса постоянно оглядывается на устав мифического ордена странствующих рыцарей, членом которого себя осознает. Поэтому нельзя сказать, что Дон Кихот ведет себя по собственному усмотрению, стараясь ни в чем не походить на других, в чем нередко заключается чудачество героев более позднего времени. Напротив, его поведение «запрограммировано» канонами рыцарского повествования и идеей подражаня. . Но подражание деяниям и любовным страданиям книжных рыцарей помимо воли самого идальго превращается в пародирование — в передразнивание. Слова и дела Дон Кихота попадают не в тот контекст. Накладываются на «низкий» текст обыденной действительности, что иронически обыгрывается автором.

Интерпретация «Дон Кихота» как пародии на рыцарский эпос правомерна по отношению к его отдельным эпизодам, мотивам и образам, к некоторым повествовательным приемам, используемым автором, но не охватывает роман Сервантеса как целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций.

Читайте также:  Определи способ словообразования лесостепь лес степь

Источник

Урок литературы в 6 классе «Двусложные размеры стиха»

Выбранный для просмотра документ двусложные размеры стиха.docx

Урок литературы в 6 классе № 16 по теме: «Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры»

Цели и задачи: выявить отличия стихотворной речи от прозаической, познакомить со стихотворными размерами, научить определять размер стихотворения, познакомить со способами рифмовки и видами рифм, повторить тропы и определить их значение для стихотворной речи.

Предметные: у ченик научится владеть: изученной терминологией по теме .

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач .

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Что такое поэзия?

Один стихотворец определил её так:

«Разберите стихи на слова,
Отбросьте бубенчики рифм,
Ритм и размер,
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если всё же останется что-то,
Это и будет поэзия».

Как образовано слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор- .)

Назовите родственные слова к данному слову . ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)

Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.

А чем пользуется поэт? ( Словом .)

Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.

Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

Определите вид тропа.

1.Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает. ( сравнение + олицетворение )

2. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души. (К. Бальмонт) (олицетворение, эпитет, сравнение)

3.В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. ( С.А. Есенин ) (метафора)

Зачем поэты используют литературные тропы?

(Вводя тропы в текст, автор хочет, чтобы его не только услышали, но и представили, увидели изображенные словом картины. Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение. Кстати, тропы уместны не только в поэзии, но и в художественной прозе.)

Слайд 2. У берите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:

За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.

И листочки ……………… по дорожке,

( Скупой текст, никаких ярких образов. Читать неинтересно. Так может сочинить каждый).

Стихи напоминают прогулку по лесу, ведь чтобы понять стихотворение, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным, как во время сбора грибов. Так мы и ищем тропы, словно заблудившиеся грибники тропинку в лесу. А найдя, радуемся, потому что это помогает нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам представить нарисованную словами картину. Да, трудно представить себе стихи без тропов.

А без чего ещё, по-вашему, не могут существовать стихи? (Без рифмы.)

Работа по теме урока.

Что такое рифма? (Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.)

Концы с концами я свожу путём рифмовки,
Над каждым словом ворожу движеньем ловким,
Приделав лёгкие крыла к слогам конечным,
Чтоб вечно музыка была в пространстве вечном
. (Л.Е. Миллер)

Читайте также:  Гидроизоляция фундаментов виды гидроизоляции способы ее применения

1. Парная (смежная):

Выткался на озере алый свет зари, А

На бору со звонами плачут глухари. А

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Б

Только мне не плачется — на душе светло. Б

Унылая пора! Очей очарованье! А

Приятна мне твоя прощальная краса- Б

Люблю я пышное природы увяданье, А

В багрец и в золото одетые леса… Б

3. Кольцевая (опоясывающая):

Глядел я, стоя над Невой, А

Как Исаака-великана Б

Во мгле морозного тумана Б

Светился купол золотой. А

Мужская рифма с ударением на последнем слоге (окно – давно).

Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром).

В небе тают облак`а, (мужская)

И, лучистая на зн`ое, (женская)

В искрах катится рек`а, (мужская)

Словно зеркало стальн`ое. (женская)

Что ещё, кроме рифмы, организует стихотворную речь?

Ритмом называют равномерное повторение чего-то одинакового. Многое в нашей жизни основано на ритме. Докажите это.

ритмичное повторение времени суток (день – ночь – день – ночь – …);

ритмичное повторение времен года (зима – весна – лето – осень – …);

ритмичное биение сердца (тук – тук – тук – тук — …);

ритмичное раскачивание маятника часов (тик – так – тик – так- … и т. д.

Ритм обязательно есть и в стихотворении (даже если в нем нет рифмы). Стихотворение можно “продирижировать” равномерными отмашками руки, можно “отстукать”, “отхлопать”. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. А чтобы хорошо понять и прочитать стихи, надо непременно прислушаться к музыке ритма, при чтении подчиниться ему.

Практическая работа.
Сравним 2 предложения:

1. Новый день, шумя, приходит в город…

2. Шумя, в город приходит новый день…

Смысл в обоих предложениях один и тот же?

Однако где речь стихотворная, а где прозаическая?

( 1 – стих. речь, 2 – проза. Вывод: нет ритма – нет стихотворения! )

Значит, чтобы получилась стихотворная строка, необходимо равномерное повторение ударных и безударных слогов.

Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, ударные и безударные слоги обозначьте разными значками:

Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…

Что получилось? (Узор, орнамент, состоящий из равномерно повторяющихся элементов).

Попробуйте то же самое сделать с прозаической строкой.

Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день…

Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая – нет.)

А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы это предложение вновь зазвучало как стихотворение?

(Нужно переставить местами слова.)

Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение:

Астры осыпаются в садах,

Под окошком желтеет стройный клён,

И холодный туман на полях

Неподвижно белеет целый день…

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет…

Трудно? Конечно, трудно. И без таланта и знаний здесь не обойтись.

«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить»
— так написал А. С. Пушкин о своём герое Евгении Онегине.

Хорей и ямб – это стихотворные размеры.

Изучение нового материала.

Цель нашего сегодняшнего урока – научиться отличать ямб от хорея.

Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов.

ХОРЕЙ — двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Мчатся тучи, вьются тучи…

Мч`ат- ся т`у- чи, вь`ют-ся т`у- чи…

_́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ — 4 – х стопный хорей

Читайте также:  Способы исследования дипломной работы

стопа (это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе).

ЯМБ — двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Люблю грозу в начале мая…

Люб-л`ю гро-з`у в на-ч`а-ле м`а-я…

__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ — 4 – х стопный ямб

Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Вы, наверно, почувствовали и рифму, и ритм стихотворения. Благодаря этим составляющим, многие стихи легко ложатся на музыку. Послушайте романс на стихи Пушкина. Какие эмоции вызвал в вас этот романс?

Определите размер стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», способ рифмовки и вид рифмы.

Б`у-ря мгл`о-ю н`е-бо кр`о-ет…

_́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ — 4 – х стопный хорей

Буря мглою небо кр`оет, Перекрёстная рифмовка, жен. и муж. рифмы.

Вихри снежные крут`я,

То, как зверь, она зав`оет,

То заплачет, как дит`я…

Определите размер, способ рифмовки и вид рифмы:

1. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…

__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / 5 – стопный ямб, кольцевая рифмовка, мужская и женская рифмы.

2. Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

_́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ /

4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы.

— Спондей — это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.

3. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

__ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, женская и мужская рифмы.

4. Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

__ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / 4 – стопный ямб, перекрёстная рифмовка, муж. и жен. рифмы.

Пиррихий – это стопа с «пропущенным» ударением при сочетании двух или более безударныхслогов.

5. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

_́_ __ / _́_ __ / __ __ / _́_ __ / 4 – стопный хорей, парная рифмовка, жен. и муж. рифмы.

У каждого искусства свои правила. Чтобы создать настоящее произведение искусства, музыканту надо до тонкостей постичь особенности своего инструмента, певцу – много трудиться, чтобы поставить голос, художнику тоже нужно пройти серьёзную школу, чтобы создать достойное творение.

Поэт должен научиться умело пользоваться свойствами языка. Одно из этих свойств – умение придать своей фразе поэтическое звучание. Для этого и нужно знание существующих в родной поэзии размеров.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?

2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?

3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?

4. Какова роль тропов в стихотворении?

Вы можете спросить, зачем вам нужно изучать стихотворные размеры, ведь поэтами вы становиться не собираетесь. Как знать, а вдруг кто – то из вас в дальнейшем станет поэтом и прославит и школу, и вашу Родину, кто – то выберет другой путь в жизни. Главное, что знания всегда необходимы и никому ещё не помешали.

Задавание домашнего задания.

Определить размер у любого стихотворения Пушкина.

Источник

Оцените статью
Разные способы