Определи вид эссе по способу изложения

Как работать над сочинением

Пр.занятие).

Тема: «Развитие связной речи учащихся. Методика подготовки и написания сочинений».

Погружение в проблему.Сочинение – это общее название разнообразных видов упражнений связного, развернутого изложения какого-либо содержания. Школьное сочинение – вид творческого задания, в результате выполнения которого учащимися создается текст определенного типа, стиля, композиционной формы.

Особенности сочинений состоят в том, что в них в наибольшей степени отражается: внутренний мир ученика (его мировоззрение, отношение к окружающим, самому себе и т.п.); в сочинении проявляются знания учениками фактического материала, умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

Задание 1. Сочинения различаются (Т.А. Ладыженская):

1) на лингвистическую тему;

2) на литературную тему (на основе изучаемых литературных произведений);

3) на свободную тему;

· по типу создаваемых текстов:

· по форме и стилю речи:

3) на основе книжного или разговорного стиля речи.

· по источнику получения материала:

1) на основе литературных источников (сочинения по литературным произведениям)

2) на основе жизненного опыта.

Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим. грамматическим, стилистическим и др.

Дополнительное задание: назвать еще и другую классификацию (со ссылкой).

Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:

Основания, по которым классифицируются сочинения Виды сочинений
1. По цели проведения I Обучающие сочинения – научающие писать сочинения II Контрольные сочинения III Сочинения с грамматическим заданием
2. По источнику и характеру материала I Сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала II По одному или нескольким источникам III Сочинения с применением наглядностей и ТСО IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе. V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов.
3. По объему готового сочинения I Развернутые сочинения II Сочинение-миниатюра III Сочинения заданного объема
4. По тематике I Сочинения на лингвистическую тему II Сочинения на литературную тему III Сочинения на свободную тему
5. По способу изложения мысли I Описание, повествование, рассуждение II Сочинения смешанного типа речи III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение — научное сообщение.
6. По степени самостоятельности I С длительной подготовкой II Без предварительной подготовки III Самостоятельное

Педагогу необходимо учитывать и проблемы психолого-педагогического и научно-методического характера: память, опыт, сложившиеся представления (в социуме, дома, в школе), наблюдательность, воображение учащихся, уровень развития речи. При этом деликатно направлять, сопровождать и корректировать некоторые представления о мире, прошлом и настоящем (о культуре речи в том числе).

Процесс подготовки к сочинению:

-подготовка на специальном уроке развития речи.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4.Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.

Под жанрами сочиненийтрадиционно понимают типы текстов — повествование, рассуждение и описание. Так, выделяют сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и сочинение-описание. «Чистые» жанры дополняются смешанными: сочинение-повествование с элементами описания и т. д.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сюжета по началу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, например по пословице (выдуманные рассказы) На самостоятельно выбранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на вопрос, заключенный в теме Рассуждение на тему дискуссионного характера Рассуждение, требующее раскрытия понятия

Задание 2. Составить список литературы по теме: «Развитие связной речи учащихся. Методика подготовки и написания сочинений».

Основная литература (учебники, учебные пособия):

1. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., 1974.

Читайте также:  Каким способом решить определенную проблему

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1987.

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991.

5. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. /Составитель Т.П. Сальникова. — М., 2000.

1. Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению-описанию природы.// РЯШ 2006.− №2

2. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. — М.: Ленинград, 1960.

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. — М., 1969.

4. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19.

5. Калмыкова Ю.А. Методика проведения лексико-синтаксической подготовки к сочинению //РЯШ. −1983. −№4

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Просвещение.1985.- 237 с

7. Сычугова Л.П. Когда сочинение в радость.// РЯШ. −2004.−№1.

8. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4.

9. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12.

10. Храмова Г.И. Учимся писать сочинение-рассуждение.// Русский язык в школе. −1995.− №10.

В качестве пожелания:

1.Основная литература (учебники, учебные пособия) – 4-5 источников. Обратите внимание: Работа над сочинением по картине.

2. Дополнительная литература (ж. «Русский язык в школе»» 8-10 источников). Обратите внимание: Работа над сочинением по картине.

3.Нормы оценки изложений и сочинений (хранить у себя в портфолио).

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения:

в V классе — 100—150 слов,

в VI классе — 150—200 слов,

в VII классе — 200—250 слов,

в VIII классе — 250—350 слов,

в IX классе — 350—450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений:

в V классе — 0,5—1,0 страницы,

в VI классе — 1,0—1,5,

в VII классе — 1,5—2,0,

в VIII классе — 2,0— 3,0,

в IX классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

– богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Читайте также:  Способы получения гражданства франции

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

Источник

Виды изложений и методика их проведения

Виды изложений и методика их проведения

Система и проведение письменных работ

приведёт к положительным результатам,

даст развитие учащимся, обогатит их навыками

изложения мысли, сэкономит время, повысит

Основные положения методики развития речи при написании изложений

Конечная цель обучения – сформировать у учащихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для создания текста в различных ситуациях общения.

Базой формирования умений являются теоретические (речеведческие) знания, которые должны быть усвоены.

Изложение – одно из средств формирования коммуникативных умений.

Каждый следующий вид изложений (с учётом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения) призван закреплять имеющиеся и формировать новые умения связной речи.

В методике обучения связной речи учителем (при проведении любого урока по развитию речи) должна вестись работа над важными основными признаками текста:

Тематическое и смысловое единство

Все части текста связаны с коммуникативной задачей пишущего (говорящего): общение, сообщение, воздействие – с темой и основной мыслью высказывания.

Возможность деления текста на более мелкие части (разные по объёму), взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Части и отдельные предложения текста связаны между собой не только по смыслу, но и лексико — грамматически (повторы слов, синонимы, союзы, личные и указавтельные местоимения, местоименные наречия, порядок слов, единый видо-временной план и др).

При этом или каждое следующее предложение связано с предыдущим (цепная связь), или все предложения, начиная со второго, связаны с первым, раскрывают его содержание (параллельная связь).

по способу восприятия по характеру воспроизведения

По способу восприятия текста изложения делятся на

изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух

(читает учитель или под запись на диске);

изложения, в которых текст воспринимается зрительно

(перед глазами ученика, например, текст учебника или

Читайте также:  Допустимый способ денежного измерения объектов бухгалтерского учета

3. изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно

Есть и такая классификация изложений (Т. А. Ладыженская)

По отношению к содержанию исходного текста

— изложение с дополнительным заданием

По осложнённости языковым заданием

— с лексическим заданием

— с грамматическим заданием

— с синтаксическим заданием

По восприятию исходного текста

— изложение услышанного (воспринятого на слух)

— изложение воспринятого и на слух и зрительно

По степени знакомства с исходным текстом

— изложение незнакомого текста

— изложение знакомого текста, известного учащимися.

По характеру воспроизведения текста изложения различаются

Содержание исходного текста

— воспроизводится полно, со всеми подробностями,

— сохраняется тип текста,

— выдерживаются его композиционные и языковые особенности.

Главная дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты разных типов и стилей.

Задача ученика – понять позицию автора, осмыслить текст как определённое смысловое, структурное и стилистическое целое и адекватно воспроизвести его.

У учащихся при работе над подробным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение раскрыть тему и основную мысль высказывания определённого типа и стиля;

— умение использовать композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора;

— умение совершенствовать написанное.

В процессе работы над таким изложением будут развиваться и совершенствоваться и более частные речевые умения и навыки :

— умение выделить и осмыслить композиционные и языковые средства данной жанровой и стилистической разновидности повествования;

— умение составить и оформить план, отражающий основную мысль, структуру и стиль текста;

— умение правильно (с точки зрения литературной нормы) и целесообразно употребить определённые лексические и грамматические средства.

— Воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой;

— изменяется тип исходного текста;

— подвергается и изменениям и его композиция.

Выборочное изложение – вид работы, « при котором происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, , вычленение из него того, что относится к данной теме, обобщение отобранного и устная и письменная передача содержания в определённой логической последовательности » (Е. А. Баринова.)

Главная дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение вычленять нужный материал, систематизировать отобранное, привести в систему всё выбранное (расположить логически верно и связать части собранного).

У учащихся при работе над выборочным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение выбрать из текста (текстов) материал на заданную тему;

— умение определить основную мысль предстоящего высказывания в случае её несовпадения с основной мыслью исходного текста;

— умение систематизировать собранный материал в соответствии с основной мыслью нового высказывания;

— умение построить высказывание иного типа по сравнению с типом исходного текста;

— умение в соответствии с поставленной коммуникативной задачей использовать речевые средства исходного текста, а также находить «свои» слова и словосочетания для связи отобранного материала.

До проведения урока написания выборочного изложения ученики должны научиться выполнять разнообразные по характеру подготовительные упражнения:

— извлечение из текста какой-то части,

— определение темы изложения,

— устное выборочное изложение.

Найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой.

Найти в тексте и прочитать часть, соответствующую изображённому на иллюстрации.

Ученикам предлагается тема, материал к которой рассредоточен в тексте. Его надо выбрать, затем прочитать.

Это списывание, в основе которого лежит тематический отбор.

Выписать из текста часть, где говорится о том, что …;

Выписать из текста предложения, в которых раскрывается указанная тема;

Выписать предложение, в котором заключена основная мысль и т. д.

Извлечение из текста какой-то части

— Каждое предложение читается под углом зрения его отношения к заданной теме.

— Нужный материал подчёркивается.

Определение темы изложения

— Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем).

— Задача ученика – определить тему высказывания и доказать её.

Устное выборочное изложение

— устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки созданных текстов,

— учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом,

— использовать свои языковые средства при создании нового высказывания.

Источник

Оцените статью
Разные способы