- Конспект урока и презентация по русскому языку на тему: «Словообразование имен существительных» (6 класс)
- Созвездие
- Словообразование
- Способы словообразования в русском языке
- Какие способы словообразования существуют?
- Морфологический способ образования слов
- Определите способ словообразования : Созвездия, распушенные, пристанища (хотя бы пристанища)?
- Определите способ словообразования в словах?
- Определите способ словообразования добела , ледокольный , спешка, мвд?
- Определите способ словообразования слова Долетали?
- Пристанище?
- Определите способ словообразования слова столяр?
- Пожалуйста напишите синонимы к словам : старые , древнем, встречались, горести , радости , общего, пристанища, волшебник , объядинил?
- Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы?
- Определите способ словообразования : Прибрежный , умничать, ариинтересно, неглупо?
- Пожалуйста напишите синонимы к словам : старые , древнем, встречались, горести , радости , общего, пристанища, волшебник , объядинил?
- Синтаксический разбор предложения многие обитатели таиги тундры гор озер и болот находят на гостиприимство острове безопасное пристанище и обильный корм?
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему: «Словообразование имен существительных» (6 класс)
Выбранный для просмотра документ Конспект урока по русскому языку.docx
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 22
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 6-ом классе на тему «Словообразование имен существительных»
Урок построения системы знаний
Русский язык. 6 класс. Учебн. для общеобразовательных организаций . В 2 ч. Ч.1/ [ Л.М.Рыбченкова,
О.М.Александрова, О. В. Загоровская, А.Г.Нарушевич]. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014.- 159
Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.М.Рыбченкова, И. Г. Добротина. -2-е изд. –М.:Просвещение, 2015. – 159 с.
Образовательная (познавательная) — отработать способы словообразования имен существительных, выработать алгоритм по определению способа словообразования, создать кластер «Словообразование имен существительных»
Развивающая – создание условий для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры; развивать регулятивные УУД (высказывание, суждение , умение выполнять самооценку и взаимооценку ) и развивать коммуникативные УУД (путем организации работы в группе).
Воспитательная – создание условий для формирования умения слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные – определить способы словообразования имен существительных, отработать морфемный разбор имен существительных
Метапредметные – формировать умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному заданию;
Личностные – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, понимание её значимости, мотивация к учебной деятельности.
Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, словообразовательный словарь.
Технологическая карта урока
Приветствуют учителя. Рассаживаются на свои места.
Давайте с вами изменим порядок начала урока.
Вы задаете мне вопрос, по которому я смогла бы определить, какую часть речи вы изучаете. И какие признаки данной части речи изучены.
морфологические признаки существительного
воспроизведение и применение учебного материала
Имя существительное; морфологические признаки существительного
Раздел «Имя существительное» очень большой, поэтому мы остановимся на морфемном разбор существительного.
Для дальнейшей работы откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для записи темы, которую определим позднее.
Обратите внимание, для каждого из вас подготовлен маршрутный лист, в котором вы будете отмечать результаты своей деятельности по этапам урока.
Записывают в тетрадь
аргументированное оценивание своих результатов
Задание 1. Выполните морфемный разбор следующих слов: снежинка, непогода, волшебство, отблеск.
Выполняют задание №1
воспроизведение и применение учебного материала
Морфемный разбор слов
Разберем слово снежинка совместно. Остальные слова разберите самостоятельно.
Разбор у доски проведем по цепочке
Проверяем правильность выполнения задания. Если есть ошибки, исправляем.
Учащиеся проговаривают результат разбора каждого слова
Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности
На маршрутном листе отметим итог выполнения задания.
Отмечают результат на маршрутном листе
Итог этапа работы
О чем нужно помнить при выполнении морфемного разбора?
О порядке действий
Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности
Учащиеся готовы к последующей работе.
Определение темы, цели и задачи урока
У меня к вам дополнительный вопрос.
Какие понятия мы повторили в ходе выполнения этого задания?
Морфема, приставка, корень, суффикс, словообразование
решение проблем поискового характера
Ученики формулируют цель и задачи урока совместно с учителем.
В перечислении, которое я повторила на слайде, есть понятие, которое и станет темой нашего урока. Его особенность — оно объединяет все остальные.
Кто сможет дать ответ?
Сформулируйте тему урока
Запишите ее в тетрадь.
Словообразование имен существительных
определять цель, обнаруживать и формулировать проблему
Тема урока «Словообразование имен существительных»
Сформулируйте цель нашего урока
Выделить способы образования имен существительных и научиться выполнять словообразовательный анализ
Личностные: осознание, исследование и принятие
Обратимся к морфемному разбору, который мы с вами выполнили. Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов
Приставка, суффикс, основа, окончание, корень,
А что насчет окончания?
Это не словообразующая, а формообразующая морфема
Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования.
Что это за способы?
Приставочный и суффиксальный
Образуйте новые существительные приставочным и суффиксальным способом от следующих слов: снег, мороз, город, лед, погода
Выполняют задание 2.
Снег – снежок, снежинка и т.д.
Мороз – морозко, морозец и т.д.
Город – городок, пригород, городище и т.д.
Лед – ледок, льдина и т.д.
Погода – непогода и т.д.
Регулятивные: ставить учебную задачу
Образование существительных приставочным и суффиксальным способом
Перед совместной проверкой задания, обменяйтесь тетрадями друг с другом за партой и проверьте работу
Проверяют работу друг друга, отмечают + и – ответы.
На маршрутном листе отметим итог выполнения задания.
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Чтобы работать над следующими способами словообразования, давайте определим универсальный порядок действий на примере слова «морозец».
Как определить способ образования?
Формулируют порядок действий
Составить словообразовательную пару
Обозначить в обоих словах основы, морфемы
Определить, с помощью какой морфемы образуются слова
Источник
Созвездие
Созвездие. Слово созвездие образовано приставочно-суффиксальным способом от слова звезда с помощью приставки со- и суффикса –ие-.
Слайд 103 из презентации «Основные способы словообразования»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Основные способы словообразования.ppt» можно в zip-архиве размером 6422 КБ.
Словообразование
«Способы образования наречий» — Разряды наречий по значению. Подходящие по смыслу наречия. Упражнения. Сочинение-миниатюра. Меры и степени. Собери пословицы. Наречия добрались и до существительных. Фокус с прилагательными. Добрались наречия и до числительных. Составьте и запишите 5-7 предложений. Существительные с предлогами. Образование наречий.
«Способы образования существительных» — Приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных. Что такое основа слова? Бес + порядок = беспорядок с + путник = спутник Под + заголовок = подзаголовок. Ученики называют разные слова. Слушайте внимательно! Не правда ли ,интересно? приставочный способ образования имен существительных Возьмем три слова.
«Группы родственных слов» — Гармония. Физминутка. Слова. Родник. Использование в тексте. Лексическое значение. Напиши слово. Словарная работа. Собираем родственников. Корень слова. Корень. Мы все из одного гнезда. Снег.
«Родственные слова» — Паронимы 10. Выдра и выдрать не родственные слова. Происходит от общеслав. слова «бить». Этимология 10. Гарантийный – предоставляющий гарантию Гарантированный – обладающий гарантией. Вол и волынка не родственные слова. Caput – голова. На родственность слов указывают сочетания РЕ и ЕРЕ. Gubt «гнуться», «изгибаться» — гибнуть.
«Словообразование в русском языке» — Алгоритм рассуждения при выполнении заданий В2 — В4 (ГИА). Результаты контрольных срезов 9 класс. Предмет исследования: словообразовательный уровень современного русского языка. «Дешифровщик». Способы словообразования. Объект исследования: речь воспитанников дошкольной группы и учащихся Черемичкинской школы.
«Образование деепричастий» — Условия образования деепричастий. Домовенок. Какие деепричастия образованы правильно. Глагол. Тест. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний. От глаголов образуйте деепричастия. Примеры. Переплыть. Скорлупа яичная. Организовать. Ответьте на вопрос. Диадох. Деепричастия. Кузька осмотрелся.
Всего в теме «Словообразование» 24 презентации
Источник
Способы словообразования в русском языке
Какие способы словообразования существуют?
Существует 4 основных способа образования слов:
- Морфологический;
- Неморфологические:
- Морфолого-синтаксический;
- Лексико-синтаксический;
- Лексико-семантический.
- Неморфологические:
Выясняя способ образования того или иного слова, необходимо правильно определить производящую основу. Это поможет верно выявить способ образования.
Рассмотрим каждый способ словообразования подробнее.
Морфологический способ образования слов
Слова образуются при помощи словообразовательных морфем (приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного).
Такой способ образования слов встречается чаще других. При данном способе выделяется производящая основа и словообразовательная морфема (приставка, суффикс, постфикс, соединительный гласный).
- Приставочный (петь ? за — петь, добрый ? пре — добрый).
- Суффиксальный (камень ? камен — щик, бел(ый) ? бел — изн — а, досрочн(ый) ? досрочн — о).
- Приставочно-суффиксальный (домашн(ий) ? по — домашн — ему,
- пе(ть) ? при — пе — ва(ть)).
Определяя способ образования стоит помнить о скрытом суффиксе — [ j???] или [иj???], который встречается в словах и представляет определённую проблему:
- Постфиксальный (решить ? реши-ть-ся).
- Приставочно-постфиксальный (бежать ? раз — бежать — ся)
- Бессуффиксный способ (нулевой словообразовательный суффикс):
Бессуффиксным способом образуются только имена существительные со значением действия или признака!
От глагола (при этом происходит усечение производящей основы):
Повтор(Ить) ? повтор — ?
ход, бег, отвод, подрыв, обгон, объезд, разворот, поворот, выезд и т.д.
От прилагательных образуются существительные только женского рода
глухой — глушь, тихий — тишь, синий — синь.
Сложение основ с помощью соединительной гласной:
Сер(а) + о + водород ? сер — о — водород
Сложение слов без соединительной гласной:
Диван + кровать ? диван — кровать
Сложно-суффиксальный способ ( сложение основ с одновременным присоединением суффикса):
Чёрн(ая) + смородин(а) ? чёрн-о-смородин-н-ый.
НО! Водопроводный ? водопровод – н – ый (суффиксальный)
Сложно-приставочный способ (сложение основ с одновременным присоединением приставки)
Умиротворить ? у-мир-о-творить
Чтобы не ошибаться при определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы и приставки, необходимо определить, на какой ступени образования слова появилась морфема.
Неморфологические способы образования слов (при данном способе образования не используются словообразовательные морфемы, но может измениться часть речи, лексическое значение):
- Морфолого-синтаксический ( субстантивация, или переход из одной части речи в другую):
столовая (ложка) ? уютная столовая;
- Лексико-синтаксический (происходит сращение двух и более слов):
- Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы):
Источник
Определите способ словообразования : Созвездия, распушенные, пристанища (хотя бы пристанища)?
Русский язык | 5 — 9 классы
Определите способ словообразования : Созвездия, распушенные, пристанища (хотя бы пристанища).
«пристанище» : приставка [при] + корень [стан] + суффикс [ищ] + окончание [е]
Основа(ы) слова : пристанищ
Способ образования слова : префиксально — суффиксальный
«созвездие» : приставка [со] + корень [звезд] + суффикс [и] + окончание [е]
Основа(ы) слова : созвезди
Способ образования слова : префиксально — суффиксальный
«распущенная» : приставка [рас] + корень [пущ] + суффикс [енн] + окончание [ая]
Основа(ы) слова : распущенн
Способ образования слова : префиксально — суффиксальный.
Определите способ словообразования в словах?
Определите способ словообразования в словах.
Определите способ словообразования добела , ледокольный , спешка, мвд?
Определите способ словообразования добела , ледокольный , спешка, мвд.
Определите способ словообразования слова Долетали?
Определите способ словообразования слова Долетали.
Пристанище?
Определите способ словообразования слова столяр?
Определите способ словообразования слова столяр.
Пожалуйста напишите синонимы к словам : старые , древнем, встречались, горести , радости , общего, пристанища, волшебник , объядинил?
Пожалуйста напишите синонимы к словам : старые , древнем, встречались, горести , радости , общего, пристанища, волшебник , объядинил.
Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы?
Определите способ словообразования, выделите словообразовательные морфемы.
Определите способ словообразования : Прибрежный , умничать, ариинтересно, неглупо?
Определите способ словообразования : Прибрежный , умничать, ариинтересно, неглупо.
Пожалуйста напишите синонимы к словам : старые , древнем, встречались, горести , радости , общего, пристанища, волшебник , объядинил?
Пожалуйста напишите синонимы к словам : старые , древнем, встречались, горести , радости , общего, пристанища, волшебник , объядинил.
Синтаксический разбор предложения многие обитатели таиги тундры гор озер и болот находят на гостиприимство острове безопасное пристанище и обильный корм?
Синтаксический разбор предложения многие обитатели таиги тундры гор озер и болот находят на гостиприимство острове безопасное пристанище и обильный корм.
Перед вами страница с вопросом Определите способ словообразования : Созвездия, распушенные, пристанища (хотя бы пристанища)?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
Источник