- ШАГАТЬ
- Смотреть что такое ШАГАТЬ в других словарях:
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- ШАГАТЬ
- Урок русского языка на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс).
ШАГАТЬ
корень — ШАГ; окончание — АТЬ;
Основа слова: ШАГ
Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой
Слово Шагать содержит следующие морфемы или части:
- ¬ приставка (0): —
- ∩ корень слова (1): ШАГ;
- ∧ суффикс (0): —
- ⏰ окончание (1): АТЬ;
Смотреть что такое ШАГАТЬ в других словарях:
ШАГАТЬ
ШАГАТЬ, -аю, -аешь; несов. 1. Идти шагом, а также (прост.) вообще идти.Ш. по дороге. Шагай отсюда! (уходи!). 2. Переступать, делать шаг. Ш. черезпорог. И однокр. шагнуть, -ну, -нешь (ко 2 знач.). Ш. вперед (также перен.:продвинуться в своем раз-витки, сделать успех). II сущ. шагание, -я, ср. (к1 знач.). смотреть
ШАГАТЬ
шагать несов. неперех. 1) а) Идти размеренным шагом; маршировать. б) Идти, ходить. 2) перен. разг. Достигать заметных успехов в каком-л. деле; двигаться вперед, развиваясь. 3) Переступать, перешагивать. 4) Передвигаться на шагающем ходу (о машинах, механизмах). 5) разг.-сниж. Отправляться куда-л.
ШАГАТЬ
шагать 1. (ступать) step; (ходить) walk; (большими шагами) stride; (мерными шагами) pace бодро шагать — walk with vigorous strides, step out briskly ш. смотреть
ШАГАТЬ
шагать См. ходить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. шагать направлять стопы, направлять шаги, шлендать, ступать, шкандыбать, маршировать, вышагивать, прохаживаться, трепаться, направлять свои шаги, семенить, направляться, печатать шаг, чапать, чеканить шаг, шлифовать, похаживать, расхаживать, идти, шляться, переть, шлепать, шастать, обращать стопы, хлюпать, направлять путь, топать, держать свой путь, выступать, держать путь, направлять свой путь, дефилировать, переться, ходить, шлендрать, хромать, шествовать, следовать, хряпать, хилять, проходить, переступать, мотаться, тянуться, шпирлять, рындать, чалить. Ant. стоять Словарь русских синонимов. шагать 1. см. ходить 1. 2. см. идти 1. 3. см. переступать Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. шагать гл. несов. • идти • ступать • топать • вышагивать • выступать • шествовать • переть • переться Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. . Антонимы: стоять. смотреть
ШАГАТЬ
-а́ю, -а́ешь; прич. наст. шага́ющий; несов. 1.Ступать, делать шаги при ходьбе.Шагал он твердо, ровно и споро, повизгивая по снегу сапогами. Бунин, Игн. смотреть
ШАГАТЬ
ШАГАТЬ, шагнуть, ступать ногами, переступать, идти, ходить, переставлять ноги. Журавль межи не знает, а через шагает. Шагнул — и царство покорил, Державин. Не шагай, так, а то не догоню тебя! Верблюд валко шагает. Шагай, поколе шагается! безличн. Вшагаешься, так идется. Вшагнул в комнату. Вышагнуть из круга. Дошагнешь ли до порога? Зашагали, зачастили! Отшагали, кончили ученье. Пошагай-ка с наше! Перешагнул через ров. Прошагали мимо. Расшагались бойко. Сшагни с ковра. За ним не ушагаешь. Шаганье ср. действ. по глаг. Шаг м. каждый переступ ноги. Веди мерный шаг, аршинный шаг. Прибавь шагу! *Удвоить шаг, шаги, спешить. Как мера, шаг считается в аршин; крестьяне местами считают его 11/4 арш., по два шага на маховую сажень. Тащатся (звери) шаг за шаг, чуть держатся в них души, Крылов. Ехать шагом, самою тихою конской побежкой. Поплелись шажком. Шагала м. ходок, кто шибко, широко шагает. Шаговой, к шагу относящ. Шагистая и твер. шажистая лошадь, с крупным шагом, с ходою. Шагомерное расстоянье, измеренное шагами. Шагистика шуточн. солдатское ученье, маршировка и построения.
ШАГАТЬ
шага́ть, шага́ю, шага́ем, шага́ешь, шага́ете, шага́ет, шага́ют, шага́я, шага́л, шага́ла, шага́ло, шага́ли, шага́й, шага́йте, шага́ющий, шага́ющая, шага́ющее, шага́ющие, шага́ющего, шага́ющей, шага́ющего, шага́ющих, шага́ющему, шага́ющей, шага́ющему, шага́ющим, шага́ющий, шага́ющую, шага́ющее, шага́ющие, шага́ющего, шага́ющую, шага́ющее, шага́ющих, шага́ющим, шага́ющей, шага́ющею, шага́ющим, шага́ющими, шага́ющем, шага́ющей, шага́ющем, шага́ющих, шага́вший, шага́вшая, шага́вшее, шага́вшие, шага́вшего, шага́вшей, шага́вшего, шага́вших, шага́вшему, шага́вшей, шага́вшему, шага́вшим, шага́вший, шага́вшую, шага́вшее, шага́вшие, шага́вшего, шага́вшую, шага́вшее, шага́вших, шага́вшим, шага́вшей, шага́вшею, шага́вшим, шага́вшими, шага́вшем, шага́вшей, шага́вшем, шага́вших (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Антонимы: стоять. смотреть
ШАГАТЬ
• двигаться vonulni• lépkedni • lépni • menetelni * * * несов. — шага́ть, сов. — шагну́ть1) (идти) menni; lépkedni; haladni 2) (шагать) járni, járkálni. смотреть
ШАГАТЬ
несов.1) marchar vi, andar (непр.) vi, ir (непр.) vi, dar pasosмерно шагать — andar con paso mesuradoшагать в ногу — llevar el paso, ir al paso2) (пере. смотреть
ШАГАТЬ
шага’ть, шага’ю, шага’ем, шага’ешь, шага’ете, шага’ет, шага’ют, шага’я, шага’л, шага’ла, шага’ло, шага’ли, шага’й, шага’йте, шага’ющий, шага’ющая, шага’ющее, шага’ющие, шага’ющего, шага’ющей, шага’ющего, шага’ющих, шага’ющему, шага’ющей, шага’ющему, шага’ющим, шага’ющий, шага’ющую, шага’ющее, шага’ющие, шага’ющего, шага’ющую, шага’ющее, шага’ющих, шага’ющим, шага’ющей, шага’ющею, шага’ющим, шага’ющими, шага’ющем, шага’ющей, шага’ющем, шага’ющих, шага’вший, шага’вшая, шага’вшее, шага’вшие, шага’вшего, шага’вшей, шага’вшего, шага’вших, шага’вшему, шага’вшей, шага’вшему, шага’вшим, шага’вший, шага’вшую, шага’вшее, шага’вшие, шага’вшего, шага’вшую, шага’вшее, шага’вших, шага’вшим, шага’вшей, шага’вшею, шага’вшим, шага’вшими, шага’вшем, шага’вшей, шага’вшем, шага’вших. смотреть
ШАГАТЬ
yürümek; aşmak* * * несов.; сов. — шагну́ть, однокр. 1) тк. несов. yürümekшага́ть по доро́ге — yolda yürümek2) aşmak шага́ть через поро́г — (adım atıp). смотреть
ШАГАТЬ
ШАГАТЬ шагаю, шагаешь, несов. 1. Итти размеренным шагом, маршировать. Солдаты с ружьями и мешками на плечах медленно шагали по пыльной дороге. Л. Толстой. Шагал с барабаном впереди ребят, одетых в немецкие костюмы. А. Н. Толстой. || Итти, ходить. Он бодр, он за сохой шагает. Некрасов. Павел устало шагал по тихим улицам. М. Горький. Ни привидение, ни тать не могут громко так шагать. Фофанов. || перен. Двигаться вперед, развиваясь. Народы Востока быстро шагают по пути прогресса. Безостановочно шагает колхозная деревня к зажиточной жизни. 2. через кого-что. Переступать. Шагать через канаву. Шагать через порог.
ШАГАТЬ
ШАГАТЬ
шагать направлять стопы, направлять шаги, шлендать, ступать, шкандыбать, маршировать, вышагивать, прохаживаться, трепаться, направлять свои шаги, семенить, направляться, печатать шаг, чапать, чеканить шаг, шлифовать, похаживать, расхаживать, идти, шляться, переть, шлепать, шастать, обращать стопы, хлюпать, направлять путь, топать, держать свой путь, выступать, держать путь, направлять свой путь, дефилировать, переться, ходить, шлендрать, хромать, шествовать, следовать, хряпать, хилять, проходить, переступать, мотаться, тянуться, шпирлять, рындать, чалить. Ant. стоять
ШАГАТЬ
1) Орфографическая запись слова: шагать2) Ударение в слове: шаг`ать3) Деление слова на слоги (перенос слова): шагать4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть
ШАГАТЬ
несов.1) 走 zǒu, 步行 bùxíngшагать по улице — 在街上步行2) перен. (двигаться вперёд) 前进 qiánjìn3) (переступать через что-либо) 跨过 kuàguò, 迈过 màiguòшагать через. смотреть
ШАГАТЬ
шагатьפָּסַע [לִפסוֹעַ, פּוֹסֵעַ, יִפסַע] ; צָעַד [לִצעוֹד, צוֹעֵד, יִצעַד] ; הִפסִיעַ [לְהַפסִיעַ, מַ-, יַ-]* * *דרךלהצעידלהתהלךללכתלפסועלצעודצעדАнтон. смотреть
ШАГАТЬ
schreiten (непр.) vi (s) шагать через что-либо — etw. (A) überschreiten (непр.) Антонимы: стоять
ШАГАТЬ
шагать = несов. 1. (делать шаги) step; walk; 2. (ходить размеренным шагом) stride*, расе; 3. (развиваться) make* progress; быстро шагать по пути прогресса make* rapid strides along the road of progress; 4. (через вн.; переступать) step (across, over); шагающий тех. self-propelled; шагнуть сов. step, take* a step; шагнуть через порог step across the threshold; далеко шагнуть go* far.
ШАГАТЬ
несов. camminare vt (a), marciare vi (a) широко шагать — camminare a passi larghi с трудом шагать — camminare a stento шагать вперед — avanzare vi (a), procedere avanti; progredire vi (a) тж. перен. шагай отсюда! разг. груб. — fila via!; smamma! •• шагать (нога) в ногу — andare di pari passo (con) Итальяно-русский словарь.2003. Антонимы: стоять. смотреть
ШАГАТЬ
ШАГАТЬ, -аю, -аешь; несовершенный вид 1. Идти шагом, а также (прост.) вообще идти. Шагать по дороге. Шагай отсюда! (уходи!). 2. Переступать, делать шаг. Шагать через порог. И однокр. шагнуть, -ну, -нёшь (ко 2 значение). Шагать вперёд (также перен.: продвинуться в своем раз-витки, сделать успех). || существительное шагание, -я, ср. (к 1 значение). смотреть
ШАГАТЬ
шагать, шаг′ать, -аю, -аешь; несов.1. Идти шагом, а также (прост.) вообще идти. Ш. по дороге. Шагай отсюда! (уходи!).2. Переступать, делать шаг. Ш. чер. смотреть
ШАГАТЬ
глагол несоверш. вида что делать?; неперех.Деепричастная форма: шагав, шагаякрокуватиДієприслівникова форма: крокуючи
ШАГАТЬ
marcher viмерно шагать — marcher à pas mesurésшагать через. — enjamber vtАнтонимы: стоять
ШАГАТЬ
нсвmarchar vi; (идти) andar vi, caminhar vi; (переступать, делая шаг) atravessar vt, passar por cima deАнтонимы: стоять
ШАГАТЬ
• žygiuoti (ja, žigiavo)• pėstinti (a, o)• styrinti (a, o)• žengti (ia, ė)
ШАГАТЬ
шагать глаг.несов. (1) инф. но стало быть глагол шагать никак не может быть причисленПр17.
ШАГАТЬ
несов. 1. (идти размеренным шагом) кадамдоо, кадам жасоо, бут шилтөө, басуу; шагать по дороге жол менен басуу; мерно шагать кадамын бир калыпта басуу; 2. через кого-что (переступать) аттоо, аттап өтүү, секирип өтүү; шагать через канаву арыктан аттап өтүү. смотреть
ШАГАТЬ
(I), шага/ю, -га/ешь, -га/ютАнтонимы: стоять
ШАГАТЬ
1) (идти) gehen vi (s) шагать в ногу — im (gleichen) Schritt gehen 2) (через что) (перешагивать) schreiten vi (s) (über A) 3) (ходить) auf und ab gehen vi (s), schreiten vi (s) шагнуть — einen Schritt tun шагнуть далеко — große Fortschritte machen. смотреть
ШАГАТЬ
marcher vi мерно шагать — marcher à pas mesurés шагать через. — enjamber vt
ШАГАТЬ
несов. жүру, абайлап басу;- шагать по дороге жолмен жүріп отыру;- мерно шагать бір қалыпты адымдау;через кого-что (переступать) аттау, аттап өту;- шагать через канаву ордан аттап өту;- шагать через порог табалдырықтан аттау. смотреть
ШАГАТЬ
несовер. крочыцьшагаць ступаць ісці хадзіць пераступаць, ступацьшагать через канаву — пераступаць (ступаць) цераз канавушагать (нога) в ногу — ісці (ст. смотреть
ШАГАТЬ
Шага́ть-fanya (-piga, -vuta) hatua, -twanga mguu;шага́ть из угла́ в у́гол — -enda masia;шага́ть широко́ — -tanua miguu, -enda magamaga
ШАГАТЬ
Czasownik шагать kroczyć stąpać iść
ШАГАТЬ
Несовер. крочыць, шагаць, ступаць, ісці, хадзіць, пераступаць, ступаць, шагать через канаву — пераступаць (ступаць) цераз канаву шагать (нога) в ногу — ісці (ступаць, крочыць) (нага) у нагу. смотреть
ШАГАТЬ
Несов. 1. addımlamaq, yerimək, getmək; 2. məc. irəliləmək, irəli addım atmaq, inkişaf etmək, atlamaq, aşıb keçmək; шагать (нога) в ногу bax нога (идти нога в ногу). смотреть
ШАГАТЬ
Начальная форма — Шагать, винительный падеж, действительный залог, единственное число, мужской род, неодушевленное, переходный, несовершенный вид, прошедшее время. смотреть
ШАГАТЬ
Ударение в слове: шаг`атьУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: шаг`ать
ШАГАТЬ
• chodit• jít• krokovat• kráčet• vykračovat si• šlapat
ШАГАТЬ
атлау, атлап бару; ш. по дороге юлдан атлау; ш. в ногу бер аяктан атлау; ш. через порог бусагадан атлау 4.сөйл.(атлап) бару; куда шагаешь? кая барыш?
ШАГАТЬ
1. kroczyć, stąpać;2. przestępować;3. posuwać się;4. iść, maszerować;
ШАГАТЬ
шаг||атьнесов βαδίζω, βηματίζω/ περπατώ (ходить):
через что-л. δρασκελίζω (или ὑπερπηδώ) κάτι·
в ногу со временем συμβαδίζω μέ τήν ἐποχή.
ШАГАТЬ
فعل استمراري : گام برداشتن ، قدم برداشتن ، قدم زدن ؛ گذشتن
ШАГАТЬ
шагать schreiten* vi (s) шагать через что-л. etw. (A) überschreiten*Антонимы: стоять
ШАГАТЬ
шаг’ать, -‘аю, -‘аетАнтонимы: стоять
ШАГАТЬ
шагать в ногушагать по трупамАнтонимы: стоять
ШАГАТЬ
imperf; ks шагastua, astella, harpata
ШАГАТЬ
глаг.несов. ут, утӑмла, утса пыр; шагать по тропинке сукмакпа утса пыр; шагать в ногу харӑссӑн пусса ут
Источник
Урок русского языка на тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс).
Русский язык. 6 класс. Урок № 6.
§ 6. Основные способы образования слов в русском языке.
Цель: сформировать представление об основных способах образования слов в русском языке.
познавательные : познакомиться с основными способами образования слов в русском языке.
регулятивные : развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память, моторную и слуховую память.
коммуникативные : воспитывать любовь и уважение к предмету, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям.
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
Способы образования слов:
При ехать ехать
мячик мяч
За морский море
Переход переходить
5. Сложение основ:
Луноход Луна, ходить.
6. Сложение слов:
Диван-кровать, парнишка-боец, ракета-носитель.
7. Переход из одной части речи в другую:
Ванная комната ванная.
вуз высшее учебное заведение.
МГУ Московский государственный университет.
Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования.
Водянистый водяной вода.
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Ключ (см. презентацию):
сложение основ и слов
переход одной части речи в другую
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
сложение основ и слов
переход из одной части речи в другую
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
(1) газета — газетчик; летчик, наводчик, переводчик.
(2) мяч — мячик; мячик, шарик, топорик.
(3) почет — почетный; грамотный, знатный, платный.
(4) рад — радость; внешность, бледность, жалость.
(5) день — денёчек; замочек, мешочек, платочек.
(6) садовый — садовник; печник, ученик, лесник.
(7) сказка — сказочка; лавочка, саночки, баночка.
(8) умный — умненький; беленький, серенький, тоненький.
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
(1) Славный – бес/славный (приставочный),
(2) двор – двор/ец (суффиксальный),
(3) барабан – барабан/щик (суффиксальный),
(4) беру – раз/беру (приставочный),
(5) дно – без/дон/н/ый (приставочно-суффиксальный),
(6) выходить – выход (бессуфиксный).
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
(1) Вода, проводить — водопровóд.
(2) ловить, рыба — рыболов.
(3) копать, земля — землекоп.
(4) строить, самолеты — самолетостроитель.
(5) газ, проводить — газопровóд.
(7) общий, жить — общежитие.
(8) атом, ходить — атомоход.
(9) буря, ломать — бурелом.
(10) путь, шествовать — путешествие.
(11) луна, ходить — луноход.
(12) вода, падать – водопад.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
(1) Барабан – барабан/щик, (2) табун – табун/щик, (3) трактор – трактор/ист, (4) журнал — журнал/ист, (5) программа – программ/ист, (6) артиллерия – артиллер/ист, (7) учить – учи/тель, (8) воспитать – воспита/тель.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
(1) Интерес – интерес/н/ый, (2) учеба – учеб/н/ый, (3) гигант – гигант/ск/ий, (4) стихия – стихий/н/ый, (5) магистраль – магистраль/н/ый.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
(1) Давний . (недавний)
недавно;
(2) теннис . (теннисист)
теннисистка;
(3) велосипед . (велосипедист)
велосипедистка;
(4) блистать . (блистательный)
блистательность;
(5) разделить . (разделитель)
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал.
(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется.
(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко.
(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (Прилагательное — существительное).
(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (Существительное – прилагательное).
(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (Прилагательное — существительное).
(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм. (Существительное – прилагательное).
Упражнения №№ 36, 38.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Морфемика и словообразование
Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:
(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.
Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:
Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.
Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:
Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):
(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.
Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:
(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:
(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.
Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):
(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.
Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:
(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.
Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:
(1) Давний .
недавно; (2) теннис
.
теннисистка; (3) велосипед
.
велосипедистка; (4) блистать
.
блистательность; (5) разделить
.
разделительный.
Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?
(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник