- Способы словообразования
- Просмотр содержимого документа «Способы словообразования»
- Презентация по русскому языку на тему:»Морфологический способ словообразования»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы словообразования
Данная разработка будет полезна учителям русского языка не только в СУЗ, но и для старшеклассников общеобразовательных школ.
Просмотр содержимого документа
«Способы словообразования»
Группа ОПУТ 18.29 Дата__________
Тема «Способы образования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ».
расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; умение распознавать способы образования слов.
формировать у учащихся навыки работы со словами, образованными различными способами, развивать логическое мышление, внимание, устную речь, языковое чутье.
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Тип занятия: Изучение нового материала
Вид занятия: практикум
Литература Антонова Е.С. Русский язык Учебник для студ.учреждений сред.проф. образования/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к занятию, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (13 минут): взаимопроверка (по вариантам)
а) Слова со свободными корнями:
без¬ВКУС-иц-а, ис¬ПОЛЬЗ-ова-ть, ЗНАК-□, СТРИЖ-к-а, под¬СТРИЧь-□, СТРИЖ-и
б) Слова со связанными корнями:
у¬ЗНА-ва-ть, ЗНА-ни[j’]-[э], от¬МЫЧ-к-а, за¬МК-ну-ть, при¬ВЫК-а-ть, на¬ВЫК-□, за¬ПЛЫ-В-а-ть, ПЛЫ-в-ун-ы, под¬ВЕРГ-а-ть, из¬ВЕРЖ-ени[j’]-[э], до¬БАВ-к-а, у¬БАВ-и-ть, по¬ПЛАВ-ок-□, при¬ОБРЕТ-а-ть
***Корни выделены заглавным шрифтом. Все морфемы отделены черточками (до корня – приставка¬, после корня – суффиксы, постфикс и окончание □).
Группы однокоренных слов:
стриЖка, подстриЧь, стриЖи
безвкусица, приобретать, использовать, знак, поплавок
Прост-ой прост-от-а за-прост-о у-прощ-ённ-о
Прав-иль-н-о прав-ил-о по-прав-и-ть за-прав-и-л-а
Работ-ник пере-рабат-ыва-ющ-ий об-работ-к-а за-работ-ок лес-о-раз-работ-к-и
Прям-от-а вы-прям-и-ть прям-о-уголь-ник
III. Актуализация знаний (подготовка обучающихся к восприятию новой информации)
Что такое словообразовательная цепочка?
Что такое словообразовательное гнездо?
Словообразовательное гнездо- это все однокоренные слова, образованные от одного слова. Словообразовательная цепочка –это словообразовательные пары.
Образец: работа –работник
Составьте словообразовательные гнезда и словообразовательные цепочки: на базе упр.69:
вариант- 1 строка, 2 вариант – 2 строка. 2 человека – с обратной стороны доски.
IV. Изучение нового материала.
В основе гнезда лежит одно слово. Что это за слово? Почему от одних слов образуются новые лексемы, а от других нет. Ответить на вопросы нужно, изучив материал учебника на с.125-126. Составить схему «Виды основ».
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным.
Основа же слова, которая ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Задание. Дайте характеристику основы (производная/непроизводная)
Работа с карточками.
Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные: стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
V. Способы словообразования
Морфологические способы образования.
При образовании словообразовательной цепочки вы учитывали присоединение различных морфем, то есть, пользовались различными способами словообразования. Сейчас вам предстоит изучить эти способы и вписать пропущенные слова (учебник с.127-129)
В русском языке способы словообразования делятся на ______________ и __________________
Способ, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся приставки, называется ___________________________
Способ, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся суффикса, называется ___________________________
Способ, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся приставки и суффикса одновременно, называется ___________________________
Способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется постфикс, называется ___________________________________________
Способ словообразования, при котором слово лишается всех аффиксов, называется _______________________________________________________________________________
Способ, при котором новые слова образуются путём соединения
А) двух или более основ при помощи интерфикса,
Б) самостоятельных знаменательных слов без помощи интерфикса,
В) одной или нескольких основ с самостоятельным словом,
Г) компонента, имеющего интернациональное значение, с самостоятельным словом
Способ словообразования, при котором происходит соединение двух самостоятельных знаменательных слов, связанных подчинительной связью (а) существительное + прилагательное или причастие, б) наречие + прилагательное или причастие) называется _________________________________________________
Способ словообразования, при котором происходит сложение сокращенных элементов слов, называется ________________________________________
Способ словообразования, для которого характерно сокращение производящей основы, называется ________________________________________.
Цифровой диктант «Определи способ словообразования»
1. Определи способ образования слова ПРИГОРОД.
2. Определи способ образования слова ВЫХОД.
3. Определи способ образования слова ПО – ОСЕННЕМУ.
4. Определи способ образования слова СЕРДЦЕВИНА.
5. Определи способ образования слова БЕЗДЕЛЬЕ.
6. Определи способ образования слова ВЕСЕЛЬЕ.
7. Определи способ образования слова БОГОМОЛЬЕ.
8. Определи способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ.
9. Определи способ образования слова ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ.
Шифр способа словообразования:
3. приставочно – суффиксальный;
3. Неморфологические способы словообразования
Какие неморфологические способы образования слов вы знаете?
Дополняем знания, используя учебник (с.129). Разбираем.
Среди неморфологических способов словообразования различают:
I. Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов:
среда (день недели) — среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) — ампер (единица измерения силы тока).
II. Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую:
столовая (ложка) – имя прилагательное столовая (помещение) – имя существительное; караул – имя существительное караул! — междометие.
III. Лексико-синтаксический способ — появление новых слов в результате
сращений сочетаний слов:
высококачественный высоко + качественный; тотчас тот час.
4.Задание. Заполните таблицу: распределите слова в зависимости от способа словообразования.
Благодаря (за помощь) – благодаря (помощи), вышеуказанный, край (крайний) – край (краевой), коса (косить) – коса (косичка), легкораненый, малограмотность, мороженое, нижеподписавшийся, неизвестный, раненый, соломинка, столовая, тотчас, труднопроходимый, умалишенный, честолюбие.
VI. Закрепление материала
Укажите способы образования слов. Сделайте их словообразовательный анализ.
Работа с текстом
1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.
2. Обозначьте орфограммы в первом абзаце.
3. Укажите морфемный состав выделенных слов.
4. Выпишите слово с формообразующим суффиксом.
5. Укажите способ образования слова лучисто-веселое
Осл__пительно ярк__м утром мы с отцом шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули к льняному полю. Босые ноги т__нули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами разл__лась синяя морская 2 волна. От набежавшего ветерка синева ст__новилась то тёмной то совсем светлой.
Подходим 2 . Я уже различаю в этой с__неве о__дельные тонкие стебельки льна. Это от них получает(?)ся такая красивая морская волна.
Син___ волны пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались словно о крутой 2 берег. Стою с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л впервые.
Сколько Не живи природа всегда открывает для человека что (то) новое неизвес(т)ное красивое. И каждое поколение буд__т дивит(?)ся извечному чуду пр__роды заново.
VII. Итоги занятия:
Что изучается в разделе «Словообразование»?
Какие виды основ вы знаете?
Какие способы словообразования существуют?
На какие группы делятся способы словообразования?
2) Слово учителя.
Чем помог урок? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?
VIII. Домашнее задание: выучить теоретический материал, упр.75.
Источник
Презентация по русскому языку на тему:»Морфологический способ словообразования»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Морфологический способ словообразования
Морфологическими называются способы образования новых слов с использованием морфем. Морфологические способы являются основными способами словообразования в русском языке.
Выделяют два основных морфологических способа словообразования: — аффиксация — сложение
Аффиксация — образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.
Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов: оружие — вооружить (приставочно-суффиксальный морфологический способ) вооружить — вооружение (суффиксальный морфологический способ) люди — нелюдимый (приставочно-суффиксальный морфологический способ) нелюдимый — нелюдимость (суффиксальный морфологический способ)
Бессуффиксный (безаффиксный) способ характерен для образования существительных от глаголов и прилагательных.
При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис, или полуслитно: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии. При сложении основ образуются сложные слова, которые пишутся слитно. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии. Сложение — это способ образования новых слов путём соединения двух и более основ или слов. Различают сложение слов и сложение основ.
Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных (интерфиксов) -о-, -е-: чернозём, сталевар. С помощью интерфиксов могут соединяться основа и целое слово: нефтедобыча, металлорежущий, засухоустойчивый.
Сложению основ часто сопутствует суффиксация. Такой способ словообразования называется сложносуффиксальным (сложение с суффиксацией): добрая воля — добровольный плавить сталь — сталеплавильный иной город — иногородний
При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова — аббревиатуры (от лат. abbreviare — сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращения основы выделяются несколько типов аббревиатур.
1. Определи способ образования слова ПРИГОРОД. 2. Определи способ образования слова ВЫХОД. 3. Определи способ образования слова ПО – ОСЕННЕМУ. 4. Определи способ образования слова СЕРДЦЕВИНА. 5. Определи способ образования слова БЕЗДЕЛЬЕ. Цифровой диктант «Определи способ словообразования»
6. Определи способ образования слова ВЕСЕЛЬЕ. 7. Определи способ образования слова БОГОМОЛЬЕ. 8. Определи способ образования слова БЛАГОДАРЯ (подруге). 9. Определи способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ. 10. Определи способ образования слова ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1679630
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник