Урок № 54. Способы образования имён прилагательных
Вопросы, рассматриваемые на уроке
способы образования имён прилагательных.
делать разбор по составу имён прилагательных;
оценивать результаты своей деятельности.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков?какая? какова? какое? каково?какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные –красивый, и краткие –красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение– способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Способы образования имён прилагательных видео-урок
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Разберите по составу несколько имён прилагательных.
бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый
Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.
Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний –предпоследний, полярный –заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море –заморский, победить – непобедимый, думать –бездумный.
Словосложение– способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.
Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.
Проверьте себя по эталону:
Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.
От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.
Проверьте себя по эталону:
Алёшин
Селькин
Егоров
Галкин
Горина
Большова
Быстрова
Беседина
Кольцов
Огурцов
Рощин
Правдин
Распределите имена прилагательные в три столбика.
Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).
Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).
Источник
Тема: Способы образования имён прилагательных
Содержимое разработки
по русскому языку для 6 класса
(школ с русским языком обучения)
учителя русского языка
и литературы школы № 208
Мирзо Улугбекского района,
Яминовой Умиды Туйчиевны
Разработка урока по русскому языку для 6 класса
(школ с русским языком обучения) на тему:
«Способы образования имён прилагательных»
Способы образования имён прилагательных
Восприятие нового материала
Познакомить с основными способами образования имён прилагательных.
Дать знания о суффиксальном способе образования слов.
Развить навыки и умения образования имён прилагательных суффиксальным способом и правильного употребления их в речи.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
1.Подготовка к активному восприятию сведений о способах образования имён прилагательных.
2.Конструирование предложений с использованием прилагательных, образованных суффиксальным способом.
3.Обогащение словаря учащихся.
Технология и организация учебного процесса
Аудирование, говорение, чтение, письмо
Индивидуально-дифференцировыанная работа, работа в парах, коллективная учебная деятельность.
Мультимедийная учебная презентация
Работа по таблице, беседа по вопросам
Вопросно-ответная беседа(фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, словарный диктант)
Научит правильному употреблению имён прилагательных , образованных морфологическим способом
Сумеетразобрать имена прилагательных по составу, определить способ образования
Продолжит формирование у учащихся навыков составления текста, на заданные темы
Примут активное участие в составлении текстов с употреблением имён прилагательных
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку.
Проверка домашнего задания.
Учитель проходит по рядам и проверяет наличие в тетрадях выполненного упражнения 325, заданного на дом.
Проверяет, как учащиеся усвоили пройденную тему «Морфологический разбор имени прилагательного».
На доске записаны 2 предложения. Учащиеся с места читают предложения, выделяют имена прилагательные и делают морфологический разбор.
Порядок устного разбора:Прилагательноеузкой. Обозначает признак предмета, отвечает на вопроскакой?Начальная формаузкий, качественное, полное, употреблено в форме единственного числа, дательного падежа, женского рода; в предложении является определением.
Объяснение нового материала.
Сообщение учителем темы урока: «Способы образования имён прилагательных». Запись темы на доске и в тетрадях.
Организация фронтальной беседы по изученной ранее теме «Состав слова. Словообразование».
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как образуются слова в русском языке.
Ученик: С помощью приставки и суффикса.
Учитель: Что такое приставка?
Ученик: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: Как называется способ образования слов с помощью приставки?
Ученик: Приставочный или префиксальный.
Учитель: Что такое суффикс?
Ученик: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Учитель: Как называется способ образования слов с помощью суффикса?
Учитель: А какие значимые части слова вы ещё знаете?
Учитель: А что у нас составляет основу слова?
Ученик: Приставка, корень, суффикс(или часть слова без окончания).
Учитель: Для чего служит окончание?
Ученик: Для связи слов в предложении.
Учитель: А что такое морфема?
Ученик: Это каждая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.
Учитель: Молодцы, ребята. А какие способы образования слов мы ещё с вами знаем?
Ученик: Приставочно-суффиксальный и сложение корней, основ, слов.
Учитель: Как называется такой способ образования слов?
Ученик: Морфологическим способом образования слов.
Учитель: А теперь внимание: имена прилагательные, также как и имена существительные образуются с помощью приставок и суффиксов, а сложные имена прилагательные с помощью сложения слов (основ, корней).
Имена прилагательные образуются от разных частей речи: имён существительных, глаголов, других прилагательных.
Работа по таблице.Таблица проецируется на экран или вывешивается на доске.
Учитель: Посмотрите на экран (или доску). На доске вывешена (на экране проецируется) таблица с основными способами образования имён прилагательных.
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Префиксальный, или приставочный
Суффиксальный, или суффиксный
кожа → кожаный и т.д.
Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса)
море → заморскийи т.д.
Сложение корней, основ, слов
синие глаза →синеглазый
любит труд → трудолюбивый
черный и белый → черно-белый
север и восток → северо-восточный
вечно зелёный → вечнозелёный
Учащиеся читают отдельные примеры из таблицы под руководством учителя. Учитель обращает их внимание на то, как образованы имена прилагательные и от каких частей речи.
Словарный диктант. Запись под диктовку 6-8 словосочетаний сущ.+ прил., выделение в прилагательных суффиксов.
Проверка.Учащиеся читают написанные словосочетания, называют выделенные ими суффиксы.
Организация индивидуально-дифференцированной работы.
Учащиеся самостоятельно работают по одному из трёх вариантов карточек. Степень сложности заданий в трёх вариантах разная с учётом уровня речевой подготовки учащихся, но одно задание во всех вариантах сформулировано одинаково: выделить суффиксы в прилагательных. Поэтому дифференциация заданий по уровню сложности внешне не проявляется, так как при проверке выполнения учащиеся будут читать словосочетания и указывать суффиксы в прилагательных.
I вариант (сложный уровень).Списать словосочетания. В прилагательных выделить суффиксы. С тремя словосочетаниями составить предложения на тему «Весна».
II вариант (средний уровень).Прочитать текст, выписать словосочетания сущ.+прил., в прилагательных выделить суффиксы.
С голубого весеннего неба льются солнечные лучи. Из дальних стран возвращаются перелётные птицы. Зверипросыпаются после зимней спячки. Скоро деревья оденутся в зелёный наряд.
III вариант(низкий (слабый) уровень).Списать текст, вставив пропущенные имена прилагательные. В прилагательных выделить суффиксы.
Хорош … денёк! … солнышко пригревает. Радостно звучат … голоса. Несколько дней стоит … погода. Веет … ветерок. По небу плывут … облака.
Проверка выполненной работы. Прослушивание монологических высказываний отдельных учащихся.
Работа по картинам на тему «Весна». Задание составить по 3 предложения, используя имена прилагательные, образованные префиксальным, суффиксальным или префиксально-суффиксальным способами.
В качестве образца учитель предварительно вместе с учащимися составляет предложения по одной из картинок.
Выставление и комментирование оценок.
Письменное выполнение упражнения 328, данного в учебнике «Русский язык» для 6 класса школ с русским языком обучения, Зеленина В.И., Т.2013
Объяснение домашнего задание производится путём разбора 1-2 слов из упражнения в качестве образца.
При наличии времени учитель может предложить учащимся сыграть в игру «Кто быстрее?»Игра организуется для закрепления полученных умений.Учащимся предлагается ряд вопросов, ответом на который служит прилагательное, образованное морфологическим способом.
Цель игры: Научить навыкам самостоятельного составления новых слов-прилагательных и умение выделять в них морфему.
Как называют зверя, у которого большие клыки? (клыкастый)
Человек, обладающий сильным и звучным голосом (голосистый)
Если у человека нет голоса, то он … (безголосый)
Если у ящерицы оторвать хвост, она станет … (бесхвостой)
Если у человеке острое зрение и он всё подмечает, то о нём говорят… (глазастый)
Поступок, который совершает человек не думая (бездумный)
Неловкий, неумелый в работе человек (безрукий)
Если у человека нет усов он… (безусый), а если есть … (усатый)
Человек с большой бородой (бородатый)
Человек, который сутулится может стать (горбатым).
Как называют человека, у которого нет таланта (бездарный, неталантливый)
Существо, не причиняющее обиды или вреда (безобидный или безвредный).