Определи способ образования данных прилагательных удачливый пресимпатичный

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • способы образования имён прилагательных.
  • делать разбор по составу имён прилагательных;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.

бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.
Читайте также:  3 примера образованные приставочным способом примеры

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

  1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.

Проверьте себя по эталону:

Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина

Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник

Тема: Способы образования имён прилагательных

Содержимое разработки

по русскому языку для 6 класса

(школ с русским языком обучения)

учителя русского языка

и литературы школы № 208

Мирзо Улугбекского района,

Яминовой Умиды Туйчиевны

Разработка урока по русскому языку для 6 класса

(школ с русским языком обучения) на тему:

«Способы образования имён прилагательных»

Способы образования имён прилагательных

Восприятие нового материала

Познакомить с основными способами образования имён прилагательных.

Дать знания о суффиксальном способе образования слов.

Развить навыки и умения образования имён прилагательных суффиксальным способом и правильного употребления их в речи.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

1.Подготовка к активному восприятию сведений о способах образования имён прилагательных.

2.Конструирование предложений с использованием прилагательных, образованных суффиксальным способом.

3.Обогащение словаря учащихся.

Технология и организация учебного процесса

Аудирование, говорение, чтение, письмо

Индивидуально-дифференцировыанная работа, работа в парах, коллективная учебная деятельность.

Мультимедийная учебная презентация

Работа по таблице, беседа по вопросам

Вопросно-ответная беседа(фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, словарный диктант)

Научит правильному употреблению имён прилагательных , образованных морфологическим способом

Сумеетразобрать имена прилагательных по составу, определить способ образования

Продолжит формирование у учащихся навыков составления текста, на заданные темы

Примут активное участие в составлении текстов с употреблением имён прилагательных

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку.

Проверка домашнего задания.

Учитель проходит по рядам и проверяет наличие в тетрадях выполненного упражнения 325, заданного на дом.

Проверяет, как учащиеся усвоили пройденную тему «Морфологический разбор имени прилагательного».

На доске записаны 2 предложения. Учащиеся с места читают предложения, выделяют имена прилагательные и делают морфологический разбор.

Порядок устного разбора: Прилагательное узкой. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Начальная форма узкий, качественное, полное, употреблено в форме единственного числа, дательного падежа, женского рода; в предложении является определением.

Объяснение нового материала.

Сообщение учителем темы урока: «Способы образования имён прилагательных». Запись темы на доске и в тетрадях.

Организация фронтальной беседы по изученной ранее теме «Состав слова. Словообразование».

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как образуются слова в русском языке.

Ученик: С помощью приставки и суффикса.

Учитель: Что такое приставка?

Ученик: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: Как называется способ образования слов с помощью приставки?

Ученик: Приставочный или префиксальный.

Учитель: Что такое суффикс?

Ученик: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Учитель: Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

Учитель: А какие значимые части слова вы ещё знаете?

Учитель: А что у нас составляет основу слова?

Ученик: Приставка, корень, суффикс(или часть слова без окончания).

Учитель: Для чего служит окончание?

Ученик: Для связи слов в предложении.

Учитель: А что такое морфема?

Ученик: Это каждая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.

Учитель: Молодцы, ребята. А какие способы образования слов мы ещё с вами знаем?

Ученик: Приставочно-суффиксальный и сложение корней, основ, слов.

Учитель: Как называется такой способ образования слов?

Ученик: Морфологическим способом образования слов.

Учитель: А теперь внимание: имена прилагательные, также как и имена существительные образуются с помощью приставок и суффиксов, а сложные имена прилагательные с помощью сложения слов (основ, корней).

Имена прилагательные образуются от разных частей речи: имён существительных, глаголов, других прилагательных.

Работа по таблице. Таблица проецируется на экран или вывешивается на доске.

Учитель: Посмотрите на экран (или доску). На доске вывешена (на экране проецируется) таблица с основными способами образования имён прилагательных.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Префиксальный, или приставочный

Суффиксальный, или суффиксный

кожа кожаный и т.д.

Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса)

море заморскийи т.д.

Сложение корней, основ, слов

синие глаза синеглазый

любит труд → трудолюбивый

черный и белый → черно-белый

север и восток → северо-восточный

вечно зелёный → вечнозелёный

Учащиеся читают отдельные примеры из таблицы под руководством учителя. Учитель обращает их внимание на то, как образованы имена прилагательные и от каких частей речи.

Словарный диктант. Запись под диктовку 6-8 словосочетаний сущ.+ прил., выделение в прилагательных суффиксов.

Грустный мальчик, чугунная сковородка, мужественный человек, лиственный лес, дыхательные пути, дружеский жест, человеческий детеныш, ворчливый человек, дырявое ведро, кожаная обувь, звериные повадки.

Проверка. Учащиеся читают написанные словосочетания, называют выделенные ими суффиксы.

Организация индивидуально-дифференцированной работы.

Учащиеся самостоятельно работают по одному из трёх вариантов карточек. Степень сложности заданий в трёх вариантах разная с учётом уровня речевой подготовки учащихся, но одно задание во всех вариантах сформулировано одинаково: выделить суффиксы в прилагательных. Поэтому дифференциация заданий по уровню сложности внешне не проявляется, так как при проверке выполнения учащиеся будут читать словосочетания и указывать суффиксы в прилагательных.

I вариант (сложный уровень).Списать словосочетания. В прилагательных выделить суффиксы. С тремя словосочетаниями составить предложения на тему «Весна».

Весеннее солнце, зелёная травка, звонкие песни, удивительная пора, жаркие дни, дождливые дни, приятный ветерок, солнечная погода.

II вариант (средний уровень).Прочитать текст, выписать словосочетания сущ.+прил., в прилагательных выделить суффиксы.

С голубого весеннего неба льются солнечные лучи. Из дальних стран возвращаются перелётные птицы. Зверипросыпаются после зимней спячки. Скоро деревья оденутся в зелёный наряд.

III вариант(низкий (слабый) уровень).Списать текст, вставив пропущенные имена прилагательные. В прилагательных выделить суффиксы.

Хорош … денёк! … солнышко пригревает. Радостно звучат … голоса. Несколько дней стоит … погода. Веет … ветерок. По небу плывут … облака.

Проверка выполненной работы. Прослушивание монологических высказываний отдельных учащихся.

Работа по картинам на тему «Весна». Задание составить по 3 предложения, используя имена прилагательные, образованные префиксальным, суффиксальным или префиксально-суффиксальным способами.

В качестве образца учитель предварительно вместе с учащимися составляет предложения по одной из картинок.

Выставление и комментирование оценок.

Письменное выполнение упражнения 328, данного в учебнике «Русский язык» для 6 класса школ с русским языком обучения, Зеленина В.И., Т.2013

Объяснение домашнего задание производится путём разбора 1-2 слов из упражнения в качестве образца.

При наличии времени учитель может предложить учащимся сыграть в игру «Кто быстрее?»Игра организуется для закрепления полученных умений.Учащимся предлагается ряд вопросов, ответом на который служит прилагательное, образованное морфологическим способом.

Цель игры: Научить навыкам самостоятельного составления новых слов-прилагательных и умение выделять в них морфему.

Как называют зверя, у которого большие клыки? (клыкастый)

Человек, обладающий сильным и звучным голосом (голосистый)

Если у человека нет голоса, то он … (безголосый)

Если у ящерицы оторвать хвост, она станет … (бесхвостой)

Если у человеке острое зрение и он всё подмечает, то о нём говорят… (глазастый)

Поступок, который совершает человек не думая (бездумный)

Неловкий, неумелый в работе человек (безрукий)

Если у человека нет усов он… (безусый), а если есть … (усатый)

Человек с большой бородой (бородатый)

Человек, который сутулится может стать (горбатым).

Как называют человека, у которого нет таланта (бездарный, неталантливый)

Существо, не причиняющее обиды или вреда (безобидный или безвредный).

Источник

Читайте также:  Графический способ решения системы уравнений 7 класс презентация
Оцените статью
Разные способы