Определенный уровень освоения содержания образования знаний способов деятельности измеряется пример

Уровни усвоения учебного материала.В помощь педагогу.

Уровни усвоения – мера овладения обучающимся знаниями, умениями, навыками.

Уровни усвоения знаний (по В.П. Беспалько). Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как результат обучения, как мера качества усвоения учащимися учебного материала; во-вторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т.д.) мера глубины, подробности изучения материала. Выделяются 4 уровня усвоения знаний;

1 уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними.

2 уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.

3 уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.

4 уровень – знания-трансформации – предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.

Уровни усвоения умений (А.М. Новиков, К.К. Платонов):

1. Первоначальное умение – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок.

2. Частично умелая деятельность – овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений (технологий).

Уровни усвоения навыка (Платонов К.К.). Выделяются шесть этапов:

  1. Начало осмысления. Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения. Грубые ошибки при попытке выполнения действия.
  2. Сознательное, но неумелое выполнение. У обучающегося наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но выполнение его неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.
  3. Автоматизация навыка. Более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании. Устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка.
  4. Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий.
  5. Необязательный. Временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этап проявляется при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятельным поиском обучающимся собственного индивидуального стиля работы.
  6. Вторичная автоматизация навыка. Восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального «почерка» в выполнении действий.

Источники: 1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977; 2. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Высш. Шк., 1986.; 3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Асс. «Проф. образование», 1998.

Источник

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО
материал (1 класс) на тему

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО

Скачать:

Вложение Размер
metodika_opredeleniya_urovney_osvoeniya_obrazovatelnoy_programmy_noo.docx 27 КБ

Предварительный просмотр:

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся класса, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО нацелена на оценку результатов ее освоения.

В качестве оценивания используются следующие три вида: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Критерии оценивания — по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой учебной задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Оценки: «хорошо» и «нормально» (решение с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной учебной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Оценки «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) − решение не изучавшейся в классе учебной «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Оценка: «отлично» и «превосходно».

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4» почти отлично .

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный ( необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала: 50-69%

« 5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала: 70-100%

Оценка предметных результатов учащихся 4 класса по русскому языку

Источник

«Статья на тему Уровни усвоения знаний»

Выделяют 4 уровня усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение.

1.Узнавание (на этапе актуализации раннее полученных знаний)

Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по теме без их видоизменений.

Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»

2.Воспроизведение (на этапе постановки учебной задачи, а также актуализации знаний)

Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях.

3. Понимание (на этапе открытия новых знаний)

Цель: осмысленное восприятие новой информации.

4. Применение (на этапе рефлексии и контроля знаний, закрепления материала)

Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях.

При разноуровневой работе в классе важно вести систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем.

Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся быть вовлеченными в учебный процесс, чувствовать себя причастным к открытиям, получать удовольствие от процесса обучения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация теоретического семинара по теме: «Способы контроля усвоения материала и уровня сформированности умений»

Выбранный для просмотра документ Способы контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.docx

Способы контроля усвоения материала и уровня сформированности умений (результатов).

Зачем выявлять результаты?

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки: исполнительские, актёрские, педагогические.

Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню образования детей. В конечном счете, система контроля и оценки для педагога становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования, для прогнозирования направлений развития, внесения необходимых корректировок

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности.

Эмоциональная функция — эмоциональная реакция педагога должна соответствовать эмоциональной реакции воспитанника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.

Функция управления очень важна для самоконтроля, помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса.

Обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации в ходе процесса обучения должны различные методы контроля результативности. Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся и педагогической работы педагога. Методы контроля определяют и как способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности педагогического процесса.

При составлении схемы использованы методы, предложенные Ю.К. Бабанским, Г.М. Щукиной, В.Оконем

Наблюдение широко используется при текущем контроле знаний педагогом , систематическое изучение обучающихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом для корректировки процесса обучения.

Основу устного контроля составляет монологический ответ обучающихся или вопросно-ответная форма — беседа. Устный контроль, как и текущий, проводится на каждом занятии в индивидуальной, фронтальной или комбинированной формах

Индивидуальный опрос позволяет педагогу получить более полные и точные данные об уровне усвоения СУИ обучающимися. Однако он оставляет пассивным на занятиях других обучающихся.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Имеется в виду, прежде всего, проведение обучающимися лабораторных опытов, создание изделий, монтаж аппарата и т.д.

Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения (недостатки: лотерея, субъективность).

В современной педагогической практике выделяют 2 основные группы диагностических средств:

использующие для определения качественных показателей достижений обучающихся количественные методы – тесты

Тестами называются задания на выполнение деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценки. Чтобы измерить и оценить результаты выполнения теста, разрабатывается эталон, который представляет собой полный и правильный способ выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных.

В дидактике известны два типа тестов по тому, что они измеряют:

— тесты достижений, измеряющие уровень знаний;

— личностные тесты, которые обнаруживают социально-психологические качества личности.

В практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом можно представлять, в одних случаях, заполнением промежутка в тексте, в других случаях нужен выбор одного из предложенных ответов (4 — 5), в третьем случае конструируемый ответ (формируется самим обучающимся).

В современных тестах преобладают тесты с выборочным ответом.

основанные на методах экспертной оценки :

Собеседование (форма входного или текущего контроля, проводимая с целью выявления образовательного или творческого уровней детей, их интересов, способностей)

Реферат (объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой)

Зачет (форма текущего и итогового контроля, предполагающая выполнение воспитанниками индивидуальных заданий(как теоретических так и практических) в устной и письменной форме)

Хронометраж (выполнение задание на время)

Экзамен (форма итогового педагогического контроля с последующей выдачей документа об образовании)

Выставка (форма итогового педагогического контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей воспитанников)

Используемые формы контроля в объединениях различной направленности

Все описанные формы нельзя абсолютизировать. Только совокупность различных приемов, их комплексное использование могут дать результаты.

Процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров называется мониторингом .

Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач и, соответственно, получение системы результатов. К результатам образовательной деятельности в сфере дополнительного образования относят совокупность учебных, личностных и социальных достижений учащихся, полученную за определенный период обучения.

Можно выделить следующие группы параметров , по которым эти достижения будут отслеживаться: (см таблицу)

Уровень усвоения детьми содержания преподаваемого предмета (глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность практических действий)

Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности, коллективу

Направленность динамики личностных изменений

Приобщенность обучающихся к культурным ценностям

Уровень творческой активности детей

Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

Жизненное и профессиональное определение ребенка

Забота о здоровье

Охрана прав детства

Объем знаний по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий;

уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности).

Различные уровни усвоения знания определяются его качеством , под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.).

Отследить уровень усвоения детьми содержания образования можно по следующим показателям: (см таблицу)

1. Уровень усвоения детьми содержания преподаваемого предмета (глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность практических действий)

Освоение основных элементов содержания (правила, термины, технологии…)

Владение обучающимися метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях (приемах и средствах открытия нового знания)

Умение выполнять работу по образцу

Применение знаний по предмету в различных ситуациях

Самостоятельная практическая работа

Умение анализировать и перерабатывать информацию, выбирать оптимальную форму для ответа или решения задачи

Участие детей в обучении. Умение составлять собственные оригинальные задания

Количество учащихся, в полной степени освоивших программу

Качество детских творческих «продуктов», использование творческих элементов

Стабильность практических достижений обущающихся

2.Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности, коллективу

Положительные мотивы посещения

Осознание детьми социальной значимости и нужности деятельности для себя

Оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее

Широкое применение знаний на практике

Наличие преемников или детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом

( являются приоритетными в работе педагога ДО в силу их актуальности)

Показателями эффективности воспитательной деятельности выступают:

Планомерная систематическая воспитательная работа

Доброжелательная атмосфера в коллективе

Число правонарушений и конфликтов

Уровень ориентации на общечеловеческие ценности

Динамика культуры поведения

Поддержание традиций коллектива, участие в общей деятельности

Показатели степени творческой активности детей:

Наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей

Настроение и позиция творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность)

Эмоциональных комфорт при работе над нестандартным заданием

Наличие детей, занимающихся сверх программы, наличие изделий, выполненных вне занятий

Активность детей в учебном процессе

Приоритет репродуктивной или творческой деятельности

Показатели творческих достижений обучающихся:

Существование системы педагогической работы по демонстрации практических и творческих достижений обучающихся

Точность и грамотность исполнения изделия

Творческие традиции коллектива

Имеющиеся награды, участие в различных выставках, соревнованиях, творческих встречах…

Организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, формирование ЗОЖ

Взаимодействие с семьей

Действия педагога, направленные на профессиональное определение обучающихся

Аналитические материалы педагога, фиксирующие и отслеживающие судьбы выпускников

Участие в разрешении затруднительных для детей ситуаций, поиск специалистов, способных оказать помощь

Материальная поддержка детей (стипендия, премия…)

Выдача сертификатов об образовании

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним программами.

Виды оценочных шкал.

количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;

абсолютная шкала – оценка знаний и усилий выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – «5», одна ошибка – «4» и т. д.;

относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния воспитанника с его же состоянием некоторое время назад.

порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития. Частный случай шкалы – рейтинговая система.

— уровневая шкала : высокий, средний, низкий.

— словесная шкала : отлично, хорошо, удовлетворительно

Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень воспитанника.

Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками.

Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы.

Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.

Сроки проведения контроля, его цели и формы фиксируются в специальной таблице.

Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность , ступенчатость:

Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр.

Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.

Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр.

Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.

Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.

Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.

Есть ещё один вид результата. Он больше касается воспитанника, нежели педагога. Это когда воспитанник может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (танец, этюд, композицию и пр.). Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.

Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

Где фиксировать результаты?

Существуют различные способы фиксирования и обобщения достижений обучающихся:

в Журнале учета работы детского объединения

в индивидуальном плане воспитанника

в карте (дневнике) педагогических наблюдений

в протоколах и таблицах классификационных соревнований

в зачетной карте воспитанника

в дневнике самоконтроля

в таблице этапных показателей освоения образовательной программы

в таблице контроля знания учебного материала

в диагностической карте

в Папке достижений

в Творческой программе

Творческую программу получает каждый ребенок в начале года. На ней черно-белым цветом изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления ребенок закрашивает изображение изделия. Если же ребенок выполнил изделие вне программы, самостоятельно, то он дорисовывает его изображение в программе.

в личной творческой карте

17 слайд (как пример)

Таблица контроля знания учебного материала

Все описанные способы нельзя абсолютизировать. Только совокупность различных приемов, их комплексное использование могут дать результаты.

Современный педагог – исследователь, идущий к глубинам личности и коллектива. Чем многообразнее и тоньше его педагогические инструменты, тем лучше.

С. В. Дровосекова Результат образовательной деятельности в сфере ДО. Дополнительное образование. № 9, 2010 г., стр.3-8

А. Я. Журкина, М. М. Солдатова,…Контроль и оценка качества в системе управления деятельностью учреждения ДО детей. Внешкольник. № 1 2012 г., стр. 54-64

Соловьёва А.А . ( педагог дополнительного образования ГОУ ДТД и М , г. Москва)

Реферат на тему : «Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процес са в учреждении дополнительного образования детей» , г. Москва 2011 год

Выбранный для просмотра документ способы контроля.pptx

Источник

Читайте также:  Средний заработок способы исчисления
Оцените статью
Разные способы