- Способы передачи чужой речи и знаки препинания при них
- теория по русскому 🐻 пунктуация
- Прямая речь
- Косвенная речь
- Несобственно-прямая речь
- Диалог
- Цитирование
- Пунктуация в предложениях с прямой речью, диалогом и цитированием
- Способы передачи чужой речи
- 1. Предложения с косвенной речью
- Предложения с прямой речью и знаки препинания в них
- Цитаты и знаки препинания при них
Способы передачи чужой речи и знаки препинания при них
теория по русскому 🐻 пунктуация
В зависимости от способа передачи в русском языке различают следующие разновидности чужой речи:
- прямая
- косвенная
- несобственно-прямая
- диалог
- цитирование
Прямая речь
Прямая речь – это форма передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и др. Прямая речь (сокращённое обозначение «П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В произведениях художественной литературы она часто используется как средство характеристики героев.
Примеры: «Славная погода завтра будет», – заметил я, глядя на светлое небо. (И.С. Тургенев); Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти. (А.С. Пушкин)
Косвенная речь
Косвенная речь – это чужая речь, которая вводится автором в повествование в форме придаточного предложения. Она не передаёт речь говорящего дословно, отражая её приблизительно. Слова автора находятся в главной части, чужая речь – в придаточной. В таких случаях главная часть стоит всегда перед придаточной, слова автора сопровождаются глаголами, обозначающими речевую деятельность (сказать, говорить, произнести, заявить, рассказывать, ответить и др.). С помощью подчинительных союзов и союзных слов прямая речь легко переделывается в косвенную.
Пример: Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними. (В.П. Астафьев) (В виде прямой речи – Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне: «Левонтьевские детишки собираются на увал по землянику, сходи с ними»)
Несобственно-прямая речь
Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоциональное своеобразие, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. В подобных случаях мысли и чувства героя сливаются с авторскими.
Пример: Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далёком Дунае! (Л.Н. Толстой)
Диалог
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, который используется в случае необходимости передать несколько реплик собеседников. При диалоге каждая реплика записывается с красной строки, перед ней ставится тире, слова автора часто отсутствуют.
– Ты видел? – сказал он, крепко пожимая мне руку, – это просто ангел!
– Отчего? – спросил я с видом чистейшего простодушия.
– Разве ты не видал?
– Нет, видел: она подняла твой стакан … (М.Ю. Лермонтов)
Цитирование
Цитирование – это дословное воспроизведение фраз из высказываний или сочинений кого-либо при пояснении или аргументации собственного мнения.
Пример: Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»
Пунктуация в предложениях с прямой речью, диалогом и цитированием
Если косвенная речь и несобственно-прямая речь подчиняются правилам обычных простых и сложных предложений, то при работе с прямой речью, диалогом или цитированием следует помнить о знаках препинания.
Прямая речь всегда заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, между ними ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы.
Схемы: А: «П». А: «П!» А: «П?»
Пример: Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со слова: «Вы очень мало взяли». (Н.В. Гоголь)
Если прямая речь идёт перед словами автора, они разделяются тире. Если в конце прямой речи не стоит восклицательный или вопросительный знак, мы ставим сначала запятую, а потом тире.
Схемы: «П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
Пример: «Вы кто такой будете, гражданин?» – испуганно спросил Никанор Иванович. «А вы поройтесь у себя в портфеле, Никанор Иванович», – сладко предложил Коровьев. (М.А. Булгаков)
Если прямая речь прерывает слова автора и снова продолжается, в кавычки ставится всё предложение. Между словами автора и частями прямой речи ставится запятая и тире при отсутствии других знаков.
Схемы: «П, – а, – п». «П, – а. – п». «П! – а. – п». «П? – а. – п».
Пример: «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо» (Б.Ш. Окуджава)
Пунктуация в диалоге
При оформлении диалога действуют те же правила, что и при прямой речи, исключая кавычки. Каждая реплика оформляется с новой строки, перед ней ставится тире.
– Я и не возлюбленная, – пробормотала она.
– Не половинка и не целое. Так… фрагмент…
– А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. (Э.М. Ремарк)
При цитировании цитата или её часть закавычивается и может быть оформлена как:
- прямая речь: Пастернак писал: «Быть знаменитым некрасиво»;
- косвенная речь: Пастернак считал, что «быть знаменитым некрасиво»;
- предложение с вводными словами и словосочетаниями: По мнению Б.Л. Пастернака, «быть знаменитым некрасиво»;
- отдельные слова и словосочетания: Осень в восприятии Пушкина – лучшее время года, чья «прощальная краса» вдохновляет на творчество.
Важно!
Цитаты из стихотворений не пишутся в кавычках, если соблюдаются стихотворные строки.
В стихотворениях М.Ю. Лермонтова общение с природой даёт человеку ощущение гармонии:
И счастье я могу постигнуть на земле,
Источник
Способы передачи чужой речи
К способам передачи чужой речи относятся:
1. Прямая речь (П) — это точно воспроизведённое высказывание какого-либо лица, которое сопровождается словами автора (а), указывающими, кому принадлежит речь, к кому обращена, при каких условиях она была произнесена и т.д.
Прямая речь на письме пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
Постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью объясним на схемах.
1) А: «П». Николай заметил : » Мне поручено записать данные в журнал «.
2) «П?» — а. » Вы ответили на письмо Сергея Ивановича? » — уточнила Екатерина.
3) «П, — а, — п». » Сегодня прогноз погоды не соответствует реальности , — рассуждала Марина Александровна, — поэтому не стоит ему доверять «.
4) «П! -а. — П». » Не может быть ! — не унимался он. — Это вне всяких принципов «.
5) А: «П» — а. Доктор взглянул на больного, прошептав: » Бог с Вами » — тревога его улеглась.
2. Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение, в котором слова автора содержатся в главном предложении, а прямая речь — в придаточном изъяснительном, присоединённом к главному союзами или союзными словами что, чтобы, ли и др.
► При замене прямой речи косвенной учитывается тип предложения по цели высказывания.
1) Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене её косвенной речью используется союз что:
• Саша сказала: «Они не спешат ехать, ждут, пока всё уладится». — Саша сказала, что они не спешат ехать, ждут, пока всё уладится.
2) Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то в косвенной речи используется в роли союза частица ли:
• Артемий спросил её: «Ты позволишь уточнить обстоятельства встречи?» — Артемий спросил, позволит ли она уточнить обстоятельства встречи.
3) Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при её замене косвенной речью используется союз чтобы:
• «Не тратьте деньги впустую!» — умолял Гринёва Савельич. — Савельич умолял о том, чтобы Гринёв не тратил деньги впустую.
► Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются:
• Он часто говорил бабушке: «Ах, моя дорогая! Как мне спокойно с тобой!» — Он часто говорил бабушке, что она хорошая, что ему спокойно с ней.
3. Монолог (от греч. mо́поs — один и lógos — речь) — это пространная речь одного лица, обращённая к самому себе, зрителям, слушателям, читателям.
Монолог заключается в кавычки. Знаки внутри монолога ставятся в соответствии с общими правилами.
Доктор в накинутой на одно плечо шубе стоял на крыльце. «Что я наделал? Отдал, отрёкся, уступил. Броситься бегом вдогонку, догнать, вернуть. Лара! Лара!
Не слышат. Она думает, что всё сложилось как нельзя лучше, по её желанию. Её Юрочка, фантазёр и упрямец, наконец, смягчился, слава Создателю, и отправляется вместе с ней куда-то в верное место, к людям поумнее их, под защиту законности и порядка».
. Всем своим сознанием он был прикован к далёкой точке в пространстве. В это открытое место падал в данное мгновение свет низкого, готового к заходу солнца.
(Б. Пастернак. Доктор Живаго)
4. Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Каждая реплика диалога начинается с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире, кавычки не употребляются.
Маленький старичок, начальник станции, спросил:
— Стало быть, сами из России будете.
— Из Белокаменной, — ответил гость.
— Московские. Всего повидали, небось?
— Преувеличивают. Но, правда, всего навидались.
5. Несобственно-прямая речь — это свободная косвенная речь, или несобственно-прямая, в которой автор от своего лица передаёт чужие заявления, размышления.
Она ничего не говорила, не думала. Ряды мыслей, общности, знания, достоверности привольно неслись, гнали через неё, как облака по небу и как во время их прежних ночных разговоров. Вот это-то, бывало, и приносило счастье и освобождение. Не головное, горячее, друг другу внушаемое знание. Интуитивное, непосредственное.
О, какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они думали, как другие напевают.
(Б. Пастернак. Доктор Живаго)
6. Цитирование — это разновидность прямой речи, представляющая собой дословные выдержки из каких-либо источников, высказываний, сочинений.
1) «Цитата», — а.
«Есть писатели такие, что их хоть на Мадагаскар посылай на вечное поселение — они и там будут писать роман за романом. А мне надо родное, всякое — хорошее, плохое — только родное», — писал А.И. Куприн, находясь в Париже.
2) А: «Цитата. «
В письме от 6 августа 1924 года И.А. Куприн жаловался И.Е. Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня. »
3) А: «. цитата».
Чуть ниже читаем: «. отдалённость от родины приплюснула мой дух к земле».
4) А: «Цита. та». (многоточие на месте пропуска слов в цитате).
И.А. Куприн говорил: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность . но в любви».
5) Текст + цитата как часть предложения (указание на автора)
И.А. Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив» (слова И.А. Бунина), что его повествование о том, чем является повседневная жизнь рядового человека, не просто любимо читателем, но бессмертно.
6) При цитировании стихотворения с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся:
А И. Куприн, когда создавал свои книги, не раз мысленно обращался к стихотворению Г. Р. Державина:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
7) Эпиграф — изречение (или цитата), помещаемое перед произведением, в кавычки не берётся; ссылка на источник даётся на следующей строке без скобок.
Повести И.А. Куприна «Суламифь» предшествует такой эпиграф:
Положи мя, яко печать, на сердце твоем,
яко печать, на мышце твоей:
зане крепка, яко смерть, любоеь;
жестока, яко смерть, ревность:
стрелы ее — стрелы огненные.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Способы передачи чужой речи – это правила, которые описывают оформление предложений с косвенной речью, предложений с прямой речью и предложений с цитатами в них.
1. Предложения с косвенной речью
Предложения с косвенной речью необходимы для того, чтобы передавать суть чужого высказывания при этом, не сохраняя особенностей речи говорящего данную речь.
Предложения с косвенной речью являются сложноподчинёнными предложениями: в них главное предложение отражает слова автора, а зависимое (придаточное) – отражает чужую речь.
Косвенная речь представляет собой чужую речь, которая передается в форме зависимого (придаточного) предложения. Как правило, косвенную речь помещают после слов автора.
Косвенная речь присоединяется к словам автора при помощи союзов и союзных слов что, чтобы, будто, где, когда и др., союза- частицы ли.
При помощи союзов что, как, будто косвенно передаётся содержание повествовательных предложений чужой речи.
В.А. Пертров написал: «Все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени».
В.А. Пертров написал, что все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени.
Еще один пример:
Иннокентий сообщил: «Сегодня выдающийся день, когда мы сможем претворить все наши мечты в реальность».
Иннокентий сообщил, что сегодня выдающийся день, когда они смогут претворить все их мечты в реальность.
При помощи союза чтобы можно косвенно передать содержание побудительных предложений чужой речи.
Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене: «Ты бы смотрела под ноги!»
Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене, чтобы она смотрела под ноги.
Еще один пример:
Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота: «Заходи в гости, когда вернешься из столицы!»
Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота, чтобы он заходил в гости, когда вернется из столицы.
При помощи союзных слов что, кто, какой, как, где, когда и др. и союза-частицы ли можно косвенно передать содержание вопросительных предложений чужой речи.
«Вы хотите еще чаю с плюшками?» — спросила матушка, наклоняясь к нам поближе.
Спросила матушка, наклоняясь к нам поближе, не хотим ли мы еще чаю с плюшками.
Или еще один пример:
«Когда Вы собираетесь покинуть Санкт-Петербург?» — поинтересовался мужчина, не смотря нам в глаза.
Мужчина поинтересовался, не смотря нам в глаза, когда мы собираемся покинуть Санкт-Петербург.
Таким образом, для передачи чужой речи существует несколько способов.
- Предложения с прямой речью, которые воспроизводят чужую речь, не изменяя ее.
- Предложения с косвенной речью, которые передают содержание чужой речи при этом, не сохраняя всех особенностей речи говорящего.
- Простые предложения с вводными словами и вводными предложениями также можно использовать при передачи чужой речи. Содержание чужой речи передаётся самим предложением, вводные слова и предложения заменяют слова автора.
- Простое предложение с дополнением, которое используется для передачи темы чужой речи.
Предложения, которые воспроизводят чужую речь различными вариантами, можно назвать синтаксическими синонимами.
Предложения с прямой речью и знаки препинания в них
Правила оформления прямой речи часто вызывают сложности у учащихся 9 класса. Именно поэтому сегодня мы расскажем, как правильно ставить нужные знаки препинания при оформлении текста, имеющего прямую речь.
Итак, в том случае, если прямая речь находится непосредственно возле слов автора, то необходимо поставить кавычки в начале и в конце прямой речи. Слова автора же не выделяются кавычками.
Рассмотрим несколько вариантов.
- Когда при разрыве прямой речи словами автора не должен находиться знак препинания или должна быть запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то в этом случае как перед словами автора, так и после них нужно поставить запятую и тире. Прямая речь после слов автора начинается со строчной буквы.
Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, — слова автора, — прямая речь».
Пример: «Я тебе, Вася, — сказал Михаил Иванович, — расскажу интересную историю о войне».
Или еще один пример:
«Сегодня мы, — сказал Петрович, — сможем завершить начатое так много лет назад».
- Когда при разрыве прямой речи словами автора должна находиться точка, то перед словами автора мы заканчиваем прямую речь запятой и тире, а после слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.
Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, — слова автора. — Прямая речь».
Пример: «Поехали, Вася, — сказал Михаил Иванович.- По дороге я расскажу тебе интересную историю о войне».
Или еще один пример:
«Ты заходи почаще, — сказала бабушка Вероника. – Я всегда с радостью расскажу тебе все, что помню о тех днях».
- Когда при разрыве прямой речи словами автора должен находится вопросительный или восклицательный знак или многоточие, то очень важно, что данные знаки препинания должны быть сохранены, а после них необходимо поставить тире. После слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.
Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь!(?) — слова автора. — Прямая речь».
Пример: «Вот это да! — воскликнул Михаил Иванович.- Мне очень понравилась эта история о войне».
Или еще один пример:
«Как еще мне до тебя докричаться! – воскликнула Анастасия. – Мне так жаль, что это произошло».
В случае если прямая речь находится внутри слов автора, то до начала прямой речи нужно поставить двоеточие, а в конце нее запятую и тире, если прямая речь не заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора после прямой речи пишутся со строчной буквы.
Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь», — слова автора.
Пример: Вася ответил: «Сегодня прекрасная погода», — и пошел плавать в озере.
Или еще один пример:
Маргарита сообщила: «Завтра я выхожу замуж», — и не сказав больше не слова, развернулась и ушла прочь.
Если же прямая речь заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки, то данные знаки сохраняются, а после них ставится тире. Все остальное оформление также, как описано выше.
Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь! (?)» — слова автора.
Пример: Вася воскликнул: «Какая сегодня прекрасная погода!» — и пошел плавать в озере.
Или еще один пример:
Петр удивленно сказал: «От тебя я этого никак не ожидал!» — и молча вышел за дверь.
Цитаты и знаки препинания при них
Цитаты — это такие выдержки, которые дословно взяты или из определенного текста или из устного высказывания. Цитаты используются для того, что подтвердить или пояснить мысли другого говорящего.
Выделение цитат в письменной речи подвержено определенным правилам. Обязательным условием является выделение их в кавычки и обязательное указание на первоисточник. В том случае, если цитата из текста или высказывания взяла не полностью, а лишь частично, то вместо пропуска слов ставят многоточие.
В книге Маркова сказано, что «неопределенность – это важная часть процесса …, который в свою очередь предопределяет последствия» (Марков М.В., Сборник сочинений, 1998, с. 62).
Еще один пример:
Поэзия Лермонтова, по словам К.П.Кич «органичный продукт …, не обремененный грузом отчаяния» (Кич К.П. Избранное, 1987, с. 77).
Существует еще несколько правил оформления цитат в письменной речи.
- Цитата может быть прямой речью в том случае, если она сопровождена словами автора. В такой постановке цитат она оформляется по всем правилам и нюансам прямой речи, которые описаны выше.
А.С. Пушкин писал: «Поэтом быть сложно, но так важно».
Еще один пример:
В.В. Прахин ответил: «Я не могу утверждать за всех, но сам абсолютно уверен в том, что он был прав и как ученый и как простой обыватель».
- Косвенная речь также может представлять собой цитирование. В такой постановке цитата выделяется кавычками, но первая буква строчная.
К.К. Кир писал, что «сегодняшнее сообщество представляет собой единый организм мыслей и идей, которые обязательно найдут свое проявление в дальнейшем».
Еще один пример:
В.Г. Белинский подтвердил, что «все произведения автора уникальны, но противоречивы, так как совершенно не соотносятся с внутренним миром автора».
- Цитата может быть введена в речь другого автора при помощи вводных слов или даже вводных предложений.
По мнению Царева В.Г., «это слишком длительный процесс, который должен контролироваться государством».
Еще один пример:
В соответствии с мнением В.Г. Адрианова, «сегодня важно не упустить момент и ввести в оборот данную новую криптовалюту, так как рынок абсолютно к ней готов».
- Если необходимо процитировать стихотворение, то в том случае, если цитирование полное и все строки данного произведения полностью соблюдены, то кавычки ставить не нужно.
Здесь нужно вспомнить стихотворное произведение Лермонтова «Молитва» (1839 г.):
В минуты жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Таким образом, передача чужой речи представляет собой сложный процесс, но подчиняется определенным правилам, которые важно соблюдать.
Источник