- Комбинированные способы определения места судна
- Определение места судна в море
- Определение места судна в море
- Определение места судна по двум пеленгам
- Определение места судна по расстояниям
- Комбинированные способы определения места судна
- Определение места судна по крюйс-пеленгу
- Опознание места судна по глубинам
- Визуальные способы определения места судна
- Главная > Документ
- Визуальные способы определения места судна
- Общая характеристика визуальных способов определения места судна в море.
- Определение места судна по двум горизонтальным углам.
- Определение места судна по трем визуальным пеленгам
- Определение места судна по двум визуальным пеленгам
- Определение места судна по пеленгу и вертикальному углу.
Комбинированные способы определения места судна
По пеленгу и расстоянию. Этот способ применяется в тех случаях, когда в пределах видимости находится только один ориентир, нанесенный на карте. Сущность способа заключается в том, что, измерив расстояние до ориентира и взяв на него пеленг по компасу, обсервованное место получается в точке пересечения двух линий положения — пеленга и дуги окружности (рис. 253).
При применении этого способа следует выполнять следующие рекомендации:
Ø если ориентир находится близко к траверзу (курсовой угол составляет около 90″), то сначала следует измерить расстояние, а затем взять пеленг;
Ø если ориентир находится на остром (тупом) курсовом угле, то сначала берется пеленг, а затем измеряется расстояние
Ø если расстояние рассчитывается по вертикальному углу, измеренному секстаном, то сначала следует измерить угол, а затем брать пеленг, т.к. измерения секстаном требуют большого времени;
Ø если измерения производятся одним наблюдателем, то результаты необходимо приводить к одному моменту.
По горизонтальному углу и расстоянию. Этот способ применяется, если на судне отсутствует или неисправен компас. Сущность определения места судна заключается в том, что при помощи секстана измеряется горизонтальный угол между двумя хорошо видимыми ориентирами и определяется расстояние до одного из этих ориентиров. Расстояние может быть определено по РЛС или дальномеру, либо рассчитывается по вертикальному углу, измеренному секстаном.
Место судна определяется совмещением угла а с дугой окружности, проведенной радиусом, равным расстоянию D (рис. 254).
Дата добавления: 2015-02-28 ; просмотров: 1124 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Определение места судна в море
Определение места судна в море
Ведение счисления во время плавания не исключает возможных ошибок в поправке компаса, учете пройденного расстояния (особенно без наличия на судне лага), а также в учитываемом влиянии ветра и течения. Суммируясь, эти ошибки могут привести к значительным отклонениям фактического нахождения судна в данный момент времени от счисленного на карте места. Поэтому судоводитель должен периодически определять место судна всеми возможными способами, что обеспечит контроль за его движением и исключит влияние неизбежных ошибок при счислении.
При плавании вблизи берегов применяются навигационные способы определения места судна, основанные на визуальном наблюдении и измерении навигационных параметров. При плохой видимости, а также при плавании вдали от берегов место судна определяется с помощью радиотехнических средств (радиопеленгаторов, радиомаяков, радиолокаторов и т.п.).
Навигационные параметры — это измеренные углы, пеленги, расстояния до береговых ориентиров, координаты которых известны и эти ориентиры нанесены на карте. При этом ориентирами могут служить вершины гор, мысы, башни и т.п., а также средства навигационного оборудования (СНО) — маяки, знаки, огни и др.
Каждому навигационному параметру соответствует геометрическое место точек, из которых наблюдатель получает одинаковые результаты наблюдений. Если соединить эти точки, то полученная линия (прямая, дуга, окружность и т.д.) называется изолинией. При нанесении на карту измеренных параметров на ней проводится не вся изолиния, а только ее небольшой отрезок, который называется линией положения. Если место судна определено пересечением двух или более линий положения, то оно называется обсервованным местом, а координаты этого места — обсервованными (φ о , λ о ).
На карте обсервованное место обозначается кружком с точкой в центре .
Расхождение между обсервованным и счислимым местом называется невязкой или общим сносом и обозначается буквой С. Невязка определяется направлением от счислимого к обсервованному месту, а также расстоянием и записывается в судовой журнал после каждой обсервации. Например: С = 130° — 2,3 мили. Пример изображения обсервованного места и невязки показан на рис. 213.
Рис. 213. Изображение обсервованного места и невязки на карте.
В некоторых способах определения места судна, наряду с использованием линий положений, вводятся и элементы счисления. Такие определения места называются счислимо-обсервованными и на карте обозначаются треугольником с точкой в центре.
Ошибки при навигационных обсервациях . Точность определения места судна зависит от совершенства приборов, от вида наблюдений и выбора ориентиров, от квалификации судоводителя и других факторов. Любое измерение в море неизбежно сопровождается ошибками, которые можно разделить на три вида: систематические; случайные; промахи.
Систематические ошибки возникают в результате неточности определения поправок навигационных приборов и непостоянства этих поправок, нарушения методики пользования приборами, неточность их регулировки, а также из-за индивидуальных особенностей судоводителя. Для устранения этого вида ошибок необходимо тщательно выверять приборы, систематически проверять и уточнять поправки приборов, строго выполнять методику наблюдений.
Случайные ошибки не имеют закономерности и возникают в основном по случайным внешним причинам (качка, вибрация корпуса, сильный ветер, необычная рефракция и т.п.), из-за ограниченности органов чувств судоводителя, неизбежных погрешностей инструментов, предельной точности отсчета шкал и делений. Эти ошибки нельзя исключить, но их влияние можно уменьшить путем серийных наблюдений с последующим осреднением результатов (например: берется подряд несколько раз пеленг на маяк, а затем рассчитывается среднее значение пеленга), систематических тренировок судоводителя в выполнении навигационных наблюдений в различных погодных условиях.
Промахи — грубые ошибки (просчеты) во время наблюдений или обработки результатов. Никаким закономерностям промахи не подчиняются и могут быть обнаружены только при повторных наблюдениях и вычислениях. Если своевременно не обнаружить и не устранить допущенные промахи, то они могут привести к серьезным негативным последствиям — аварии. Поэтому судоводителю необходимо быть предельно внимательным и сосредоточенным при наблюдениях и расчетах.
При определении места судна для уменьшения ошибок следует подбирать ориентиры, дающие линии положения, пересекающиеся под углом близким к 90° (от 60° до 120°). Без крайн необходимости не рекомендуется пользоваться ориентирами, линии положений которых пе секаются под углом менее 30° или более 150°. В светлое время суток первым следует пеленговать ориентир, находящийся на острых ил тупых курсовых углах (ближе к диаметральной плоскости судна), т.к. пеленг такого ориенти меняется значительно медленнее, чем пеленг на ориентир близкий к курсовому углу 90°. В ночное время первым пеленгуется ориентир, который хуже виден и требует большего вн мания для пеленгования. На большой скорости при определении места по двум ориентирам пеленг первого ориентира берется дважды (до и после пеленгования второго ориентира), затем полученные значения осредняются:
Если место определяется по трем ориентирам, то следует взять 5 пеленгов и привести их к одному моменту. С этой целью в намеченной заранее последовательности берутся подряд пеленги всех трех ориентиров, замечается время и отсчет лага (если он есть), а затем повторно пеленгуются второй и первый ориентиры. Значения этих двух пеленгов осредняются. После приведения пеленгов к одному моменту, рассчитываются истинные пеленги и на карте проводятся линии положений. Если место судна определяется по расстоянию до ориентиров, то первым измеряется расстояние близкое к траверзу (курсовому углу близкому к 90°), т.к. расстояние до него изменяется медленнее. Точность определения места судна зависит также и от быстроты выполнения операций (пеленгование, измерение углов, определение расстояний).
Определение места судна по двум пеленгам
Этот способ прост и наиболее широко применяется в практике.
Соблюдая правила выбора ориентиров и порядок их пеленгования, судоводитель берет по компасу с помощью пеленгатора два пеленга, рассчитывает истинные пеленги и проводит на карте две линии положения. Полученная точка пересечения и есть обсервованное место (рис. 214) , которое обозначается известным способом, а рядом записывается время обсервации (в числителе) с точностью до минуты и отсчет лага (если он есть на судне) с точностью до 0,1 (в знаменателе).
Определение места судна по расстояниям
Определение расстояния . Расстояние до ориентира определяется с помощью дальномера, бинокля с сеткой, либо по вертикальному углу, измеренному с помощью секстана. На судах, оборудованных радиолокационными станциями, расстояния определяются с помощью этих РЛС.
Комбинированные способы определения места судна
По пеленгу и расстоянию . Этот способ применяется в тех случаях, когда в пределах видимости находится только один ориентир, нанесенный на карте. Сущность способа заключается в том, что, измерив расстояние до ориентира и взяв на него пеленг по компасу, обсервованное место получается в точке пересечения двух линий положения — пеленга и дуги окружности (рис. 220).
Определение места судна по крюйс-пеленгу
Этот способ применяется в случаях, когда виден только один ориентир, расстояние до которого измерить не представляется возможным. Сущность состоит в том, что ориентир пеленгуется дважды в различные моменты времени и место судна определяется на момент взятия второго пеленга. При этом определение производится с учетом курса и пройденного расстояния за время между пеленгованиями. Полученное место судна называется счислимо-обсервованным и обозначается на карте треугольником в месте пересечения линий положения .
Опознание места судна по глубинам
По линии положения и изобате . В районах плавания с равномерно изменяющимися глубинами, нанесенные на карте (плане) изобаты можно использовать в качестве дополнительной линии положения — изолиния. В этом случае, когда в поле зрения находится только один ориентир, на него берется пеленг или измеряется (рассчитывается) расстояние и на карте прокладывается соответствующая линия положения.
Источник
Визуальные способы определения места судна
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Визуальные способы определения места судна
Общая характеристика визуальных способов определения места судна в море.
Визуально наблюдаемыми ориентирами называют наземные ориентиры, которые штурман видит невооруженным глазом, либо при помощи бинокля или оптического пеленгатора. Для определения места используются различные ориентиры. Перечислим их в порядке предпочтения:
Береговые средства навигационного оборудования – маяки, навигационные знаки и их огни; список и характеристика береговых СНО даются в навигационных пособиях.
Искусственные ориентиры – нанесенные на навигационную карту и выделенные специальным знаком различные башни, вышки, антенны, мачты, трубы, церкви, e.t.c.
Естественные ориентиры – вершины гор, характерные мысы, устья рек, e.t.c.
Дальность видимости визуальных ориентиров сравнительно невелика, поэтому визуальные способы определения места судна используются в прибрежном плавании и их называют методами ближней навигации.
Основными визуальными способами определения места судна являются (в порядке их точности):
Два горизонтальных угла;
Пеленг, вертикальный угол (т.е. расстояние до ориентира);
Пеленг, горизонтальный угол;
а также некоторые другие комбинации.
Существуют также крюйс-способы, но они занимают особое место, так как дают не обсервованное место судна, а счислимо-обсервованное.
Определение места судна по двум горизонтальным углам.
Способ двух горизонтальных углов является одним из наиболее точных способов определения места судна. Способ применим, если штурман располагает тремя ориентирами.
Горизонтальные углы измеряются с помощью секстана. Измеренные величины исправляются поправкой секстана
В случае, когда возникает случай неопределенности. Это условие выполняется тогда, когда все три ориентира находятся в створе или все три ориентира и оба горизонтальных угла вмещает одна и та же окружность.
Чтобы избежать такой ситуации, при выборе ориентиров штурман должен мысленно провести окружность через три ориентира, и если счислимое место судна будет рядом с ней, то, возможно, возникнет неопределенность. Кроме того, об отсутствии случая неопределенности судят по четырем признакам:
все три расположены на одной прямой, а счислимое место находится вне этой прямой;
средний ориентир находится ближе к счислимому месту, чем крайние;
все три ориентира равноудалены от счислимого места;
счислимое место судна находится внутри треугольника, образованного ориентирами
Последовательность действий штурмана является следующей:
нанести счислимое место судна на момент планируемой обсервации;
выбрать ориентиры на местности и опознать их на карте, убедиться в отсутствии неопределенности, по карте измерить углы для счислимого места;
подготовить секстан и определить его поправку;
выполнить измерения, отсчеты секстана исправить поправкой;
выполнить прокладку горизонтальных углов на навигационной карте;
определить невязку, сделать запись в судовой журнал.
Прокладка горизонтальных углов может выполняться с помощью протрактора, кальки или построением изогон (изолиний навигационного параметра горизонтальный угол).
Определение места судна по трем визуальным пеленгам
Данный способ является основным и наиболее распространенным в штурманской практике.
При прокладке пеленгов на карте чаще всего появляется треугольник погрешностей. Его появление обусловлено следующими причинами:
промах в опознании хотя бы одного ориентира;
промах в измерении и прокладке хотя бы одного пеленга;
погрешности, вызванные неодновременным измерением пеленгов;
систематические погрешности пеленгов, как правило, связанные с неверной поправкой компаса;
случайные погрешности пеленгования.
П
орядок подготовки к измерениям точно такой же, как в вышеописанном способе. Следует обязательно учитывать то обстоятельство, что углы между пеленгами должны быть в пределах 30 0 – 150 0 . Следует отдавать предпочтение ориентирам, расположенным по всему горизонту. Порядок взятия пеленгов следующий:
при скорости судна менее 12 узлов днем пеленгуются первыми те ориентиры, которые находятся на острых курсовых углах; ночью первыми пеленгуются те, у которых характеристика огня хуже;
при скорости судна более 12 узлов последовательность сохраняется, только первый и второй ориентиры пеленгуются дважды (второй раз после пеленгования третьего ориентира).
Определение места судна по двум визуальным пеленгам
Данный способ отличается от способа трех пеленгов лишь тем, что берутся всего два пеленга. Отсутствие дополнительного навигационного параметра увеличивает вероятность промаха и ухудшает точность определения места судна. Однако, существует возможность оценить возникновение повторяющихся погрешностей в пеленгах. Существуют следующие признаки действия таких погрешностей. Признаки основаны на многократном определении места судна по двум пеленгам одних и тех же ориентиров.
Последовательные обсервованные точки образуют на навигационной карте кривую второго порядка.
Линия, проходящая через две обсервованные точки, составляет некоторый угол с учитываемой линией пути.
Расстояние на карте между обсервованными точками непропорционально соответствующим интервалам плавания.
Определение места судна по пеленгу и вертикальному углу.
В данном способе используются два навигационных параметра: пеленг (П) на ориентир и вертикальный угол. По вертикальному углу ориентиры определяется навигационный параметр — расстояние до ориентира, который легко прокладывается на карте.
Скажем несколько слов по поводу определения расстояния до ориентира по вертикальному углу.
Для определения вертикального угла используется навигационный секстан. При использовании навигационного секстана для определения расстояния до ориентира необходимо всякий раз различать два варианта:
ориентир удален от судна на расстояние большее дальности видимого горизонта (D y D e ); в таких случаях говорят, что основание ориентира скрыто горизонтом; в этом случае измеряется угол между направлением на вершину ориентира и направлением видимого горизонта
ориентир удален от судна на расстояние меньшее дальности видимого горизонта (D y D e ); в этих случаях говорят, что ориентир находится в пределах видимого горизонта; измеряется угол между направлением на вершину ориентира и направлением на береговую черту
В тех случаях, когда ориентир находится в пределах видимого горизонта расстояние до него можно получить приближенным способом. Высоту ориентира h можно найти в пособии «Огни и знаки» или «Огни» (для зарубежных вод). Для некоторых ориентиров высоты показаны на навигационной карте. Вертикальный угол В – это отсчет секстана, исправленный поправкой секстана .
В этом случае расстояние до ориентира можно определить по формуле .
Приближенность этого способа состоит в том, что в нем не учитывается кривизна поверхности Земли, не учитывается земная рефракция, не учитывается высота глаза наблюдателя.
Таким образом, проложив на навигационной карте измеренный оптическим пеленгатором и исправленный поправками пеленг на ориентир, и отложив от ориентира расстояние, полученное описанным способом мы определим место судна по пеленгу и вертикальному углу.
Источник