Оповещение различными способами для создания широкой известности с целью привлечения потребителей

Оповещение различными способами для создания широкой известности,привлечения потребителей

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Оповещение различными способами для создания широкой известности,привлечения потребителей «, 7 (семь) букв:
реклама

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова реклама

Примеры употребления слова реклама в литературе.

Ее создают и распространяют тысячи разного рода специалистов и учреждений, занятых формированием общественного сознания, а также школы, университеты, газеты, журналы, литература, кино, телевидение, реклама, церковь, секретные службы, политики.

Только Абдулла, наклонив свою бритую голову и раскрыв рот, жадно впитывал широко открытыми глазами все до мельчайших подробностей, от трамвайных рельсов и марок автомашин до световых реклам и многообразия типов.

К мускусной спальне Бэбз с землянично-розовым альковом и двумя окнами, выходящими на Чаринг Кросс Роуд, в которые всю ночь, с противоположной стороны улицы, светило мерцающее пламя огромной рекламы джина Портера.

Неоновые рекламы безустанно мигали, но были затемнены мощным светом новой Луны.

Теперь с помощью новейшей компьютерной технологии стало возможным пользоваться такой техникой в масштабе реального времени, и таким образом на заднем плане за спиной игрока с битой могла появляться реклама местного банка или автомобильной фирмы, тогда как на самом деле задний план представлял собой всего лишь зеленое поле бейсбольного стадиона.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Реклама — оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п.

Реклама. Всё о рекламе

РЕКЛАМА (франц. reclame — от лат. reclamo — выкрикиваю) — информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства и др.

Реклама (франц. réclame, от лат. гесlamo — выкрикиваю):

1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.

2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности. В английском языке Реклама обозначается терминами advertising и publicity, во французском — publicité, в немецком — Werbung.

Простейшие формы Рекламы существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и др. местах скопления народа. Наибольшее развитие Реклама получила в эпоху капитализма. Возникновение печатной Реклама (начало 17 в.) связано с именами У. Кэкстона (Англия) и Т. Ренодо (Франция). В 1611 в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.

Современными средствами Рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты и пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и др. В индустриально развитых странах 1-е место по затраченным средствам занимает газетно-журнальная (около 40% ), 2-е — телевизионная, 3-е — радиореклама.

Искусство Рекламы синтетично по своему характеру. В Реклама широко используются промышленная графика, плакат, оформительское искусство, малые формы архитектуры.

Развитие Рекламы в капиталистических странах вызвано борьбой за рынки сбыта, за получение максимальных прибылей. Реклама — один из методов неценовой конкуренции, одна из функций маркетинга. Помимо достижения чисто экономических целей, она используется для политической и идеологической обработки населения. Реклама, формирующая потребности и жизненный стандарт буржуазного общества, — социальное оружие эксплуататорского класса. С помощью средств Рекламы, находящихся в руках монополий, осуществляется навязывание излишних потребностей, воспитание конформистских взглядов (см. Конформизм), насаждаются стандарты «массовой культуры», культ моды.

Реклама через систему массовой информации охватывает подавляющее большинство членов «общества потребления», способствует всё большему отчуждению личности. Она стала мощным средством идеологического воздействия на население в периоды предвыборных и иных кампаний, навязывая угодные монополиям политические фигуры. Реклама широко используется для пропаганды западного, в частности американского, образа жизни, буржуазной идеологии.

Рекламой занимаются специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделении и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний и крупных предприятий, издательств и т. д. Для буржуазных периодических изданий, радио и телевизионных компаний доходы от рекламных объявлений составляют значительную долю их прибылей. По оценочным данным, на каждого жителя США ежедневно низвергается поток примерно в 1500 рекламных объявлений. На десять крупнейших агентств («Дж. Уолтер Томпсон», «Мак-Кэн-Эриксон», «Янг энд Рубикен», «О`Гилви энд Мазер, инк.» и др.) приходилось почти 30% объёма рекламного бизнеса США (1970). В Японии насчитывалось более 300 рекламных агентств с общим числом занятых около 30 тыс. чел.; четверть всех средств, расходуемых в стране на Реклама, приходилась на одно из крупнейших в мире агентств «Дэнцу» (1966). Расходы на Реклама, включаемые в издержки обращения, достигли гигантских размеров. В США в 1972 они составили 22,1 млрд. долл. Расходы на Реклама через механизм монопольных цен перекладываются на потребителя, достигая в цене отдельных новых товаров, внедряемых на рынок, 50%.

Реклама в 20—30-е гг. в СССР способствовала развитию товарооборота между городом и деревней, укреплению контактов торговли с промышленностью. Были образованы специализированные рекламные организации: «Промреклама» — агентство ВСНХ; «Мосторгреклама» — бюро по торговой Реклама и др. В дальнейшем рекламное дело развивалось по пути совершенствования организационных форм и технических средств Реклама В 60—70-е гг. созданы крупные специализированные рекламные организации: «Союзторгреклама», «Росторгреклама», «Главкоопторгреклама» и др., а также коммерческо-рекламные организации в промышленности (при министерствах и ведомствах). С целью координации рекламной деятельности организованы междуведомственные советы по Рекламе. Выпускается свыше 60 специальных рекламных изданий («Реклама», «Коммерческий вестник», «Московская реклама», «Новые товары», «Панорама», приложения к областным и республиканским газетам), сотни рекламных фильмов (более 400 в 1974), ежедневно передаются радио и телевизионные рекламные программы.

Реклама. Что такое реклама

Реклама — оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п.

Реклама — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. Например, реклама в США играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной американской жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства.

Читайте также:  101 способ позволяющий мужчине набрать очки

Реклама оказывает большое влияние на потребителя в выборе товаров.

Как и во всем мире, внимание жителей России более всего привлекает телевизионная реклама (61,2 %). Более четверти россиян (26,2 %) вообще не обращают внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в газетах и журналах может заинтересовать 21 % респондентов. Остальные виды рекламы привлекают гораздо меньше внимания опрошенных. Так 14,9 % россиян обращают внимание на рекламу по радио. Щитовая реклама способна привлечь 6,6 % опрошенных, реклама на транспорте — 4,7 % россиян. Реклама, присылаемая по почте, привлекает 2,5 % респондентов. На рекламных агентов, как и на рекламу в Интернете, обращают внимание по 0,5 % опрошенных. Остальные 2 % учпстников опроса затруднились с ответом. Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество потенциальных потребителей.

В то же самое время не вся реклама эффективна и оказывает желательное воздействие на человека.

У человека существует система установок, стереотипов, через которые можно и нужно формировать образ, причем, в совокупности с изобразительно-выразительными средствами языка. Реклама достигнет цели лишь в том случае, если при её создании будут учитываться особенности человеческой психики. Общепринятой моделью восприятия рекламы принято считать AIDMA model**, подразумевающую следующую цепочку «Внимание-Интерес-Желание-Мотив-Действие».

Прежде всего, реклама должна привлечь внимание потенциального Потребителя, которое может быть как произвольным, так и непроизвольным.

Первое возникает тогда, когда предмет замечен как бы случайно, без намеренного указания на него со стороны. Поэтому для такого привлечения внимания часто используются яркие, запечатлевающиеся в сознании образы, ассоциации. Второе — требует определенного напряжения, связанного с тем, что человек сознательно хочет что-то увидеть.

Далее реклама должна пробудить интерес потребителя, воздействуя на его интеллект или эмоции.

Если реклама привлекает эмоционально, то, чтобы заставить человека задержать на ней свое внимание, она должна заинтересовать его своим содержанием, вызвать ту или иную реакцию. Например, обрадовать, заинтриговать, удивить, подбодрить. Хорошая реклама не только сформирует в сознании потребителя представление о продукции, создаст рекламный образ, но и пробудит в нем желание воспользоваться ею, т. е. последовать неким ненавязчивым «советам». Это, в конечном счёте, и есть её главная задача.

Воздействие рекламы зависит и от содержащейся в ней оценки рекламируемой продукции, и от аргументации в её пользу. Если такой оценки и аргументации потребитель не обнаруживает, то и влияние рекламы значительно ослабевает. Аргументы можно подразделить на объективные, логически раскрывающие сущность рекламируемой продукции, её отличительные особенности (например, в рекламе компьютеров компании Intel Pentium говорится об отличительных свойствах компьютеров этой фирмы: удобство, быстрота, надежность), и на вызывающие определенные эмоции и ассоциации (например:»Фэйри — отличное средство для мытья посуды» или «Финт – только для тех, кто вправду крут!»).

И как только человек осознает, что рекламируемая продукция или услуга — это именно то, что ему нужно, он принимает решение, за которым и следует действие. Однако человек не всегда может рационально объяснить причину совершения покупки.

Реклама внедряет в сознание людей этот рекламный образ, который в дальнейшем становится стереотипом, через который легче воздействовать на потребителей. Творческие подходы могут быть разными. Например, при рекламе товаров массового спроса, как правило, используют эмоциональные мотивы, для изделий промышленного назначения — рациональные.

Эффективность и сила рекламы заключается в том, насколько ясно будет для человека представление о внешнем виде и содержании рекламируемого товара. Он представляет собой совокупность рекламного текста, графического изображения, слогана, и т. д. Если эти элементы рекламы тщательно проработаны и существуют во взаимосвязи, представляя одно целое, то вероятнее всего, что эта реклама может стать эффективной.

Реклама обязательно должна быть направлена на определенную группу людей и эта группа должна быть хорошо изучена. Для этого проводят маркетинговые, социологические и прочие исследования, чтобы можно было прогнозировать действия этой группы. И поскольку образ жизни группы с определенным доходом достаточно последователен, придерживающиеся его люди, скорее всего будут единообразно реагировать и приобретать одинаковые или сходные товары. Происходит ориентация на своего потенциального клиента. Таким образом, реклама, создающая привлекательный образ и направленная на опеределенную аудиторию, является довольно эффективной.

Активно действуя на сознание потребителя и пропагандируя те или иные свойства товара, реклама оказывает большое влияние на формированиепотребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т. д.

Так, например, по данным исследований Mori, каждый четвертый британский опрашиваемый школьник признал, что в течение последних 12 месяцев, так или иначе, преступал закон.

Среди причин увеличения числа малолетних преступников исследование отмечает негативное влияние рекламы, которая пропагандирует обладание материальными «статусными» вещами — это ведет к росту уличной преступности.

Из этого можно сделать вывод, что, навязывая определенный стереотип современного человека, который должен обладать определенными атрибутами, чтобы быть модным, реклама достигает совей цели – провоцирует человека на покупку, или, в крайнем случае, на приобретение товара иным способом.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 405 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

«Реклама — оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей» [26, с. 618].

По мере развития общества и экономики значение слова «реклама», естественно, видоизменялось и расширялось. В последнее время существует несколько определений понятия рекламы, которые, сохраняя ее первоначальное значение — сообщать, в большей или меньшей степени содержат ряд современных характеристик.

Так, по определению американской Ассоциации маркетинга, реклама представляет собой «любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком».

В последнее время существуют два подхода к пониманию термина «реклама». В узком значении под рекламой понимается размещение объявления (рекламы) обычно в средствах массовой информации и на наружных щитах. Это платное, однонаправленное обращение производителя, агитирующее за покупку его товара. Второе, более широкое понимание термина «реклама» включает любое обращение производителя к своему потенциальному потребителю и использование им для этого большого арсенала средств: нетрадиционные газетные заметки, выставки, коммерческие семинары, определенная маркировка и упаковка товара, внутренние витрины и т.д. Вероятно, второе определение более точно передает суть современной рекламы. Однако в зависимости от контекста реклама может восприниматься в одних случаях в узком, в других — в широком понимании.

Читайте также:  Способы временной иммобилизации голени

На Западе для обозначения этих двух аспектов восприятия рекламы используются два термина: «реклама» (advertising — реклама, рекламирование) и «комплекс маркетинговых коммуникаций». Последний включает в себя, по мнению ведущих западных специалистов, пять дисциплин:

собственно реклама (в средствах массовой информации);

сейлз промоушн (sales promotion — способствование продвижению);

паблик рилейшнз (public relations — связи с общественностью);

директ-маркетинг (direct marketing — прямой маркетинг);

сопутствующие материалы и мероприятия.

Таким образом, реклама на западном рынке предстает как сложное, многоаспектное и многоцелевое явление. Этот подход к восприятию ее значимости начинает распространяться и на рекламные рынки бывших социалистических стран Восточной Европы и России.

«Реклама — по законодательству РФ — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» [42, с. 115].

Как видно, в различных определениях отражаются разные подходы к сложному и многостороннему понятию «реклама». Выделим основные черты, коммуникационные характеристики рекламы как одного из главных средств СМК. Наиболее важными из этих характеристик представляются следующие:

Односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю.

Неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы.

Легкость определения спонсора, рекламодателя, субъекта, за чей счет и от чьего имени осуществляется реклама.

Броскость и способность к увещеванию.

Исходя из приведенных определений рекламы, ее можно понимать как процесс передачи различными средствами, как правило, платной и носящей характер убеждения информации о товарах, услугах и идеях, предлагаемых представляющими себя рекламодателями.

Основной целью рекламы является стимулирование продаж рекламируемого товара или услуг. Есть множество теорий того каким образом работает реклама. Наиболее простая из них называется AIDA (Attention, Interest, Desire and Action) – внимание, интерес, желание и действие. Цели рекламной деятельности должны быть четко установлены, выражены количественно и определены сроками, что позволит контролировать эффективность рекламных мероприятий.

Цель рекламы для рекламодателя — довести информацию до потребителей и добиться их расположения для расширения спроса на услуги. Потребителю реклама позволяет сэкономить время и средства при выяснении заявленных отличительных свойств услуги.

Специалисты отмечают следующие взаимосвязанные цели у рекламы:

формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре, услуге;

формирование потребности в данном товаре, услуге;

формирование благожелательного отношения к фирме;

побуждение потребителя обратиться к данной фирме;

побуждение к приобретению именно данного товара у данной фирмы;

стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуг;

стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем услуг, постоянным клиентом фирмы;

формирование у других фирм образа надежного партнера;

помощь потребителю в выборе товаров и услуг.

Пример 2. Феномен игры привлекал внимание многих философов, этнографов, социологов, экологов, психологов и педагогов, поскольку она является деятельностью ребенка любого возраста, наиболее освоенной и привлекательной, вызывающей интерес. Как разнообразна деятельность, так разнообразна и игра [О.С.Газман]. Имеется немало трактовок сущности игры. Ее представляют как особую форму детской жизни, выработанную обществом для управлением развитием детей [Г.П.Щедровицкий]; как моделирование деятельности по решению сложных проблем с различными ролевыми целями и взаимодействием ролей, многоальтернативными решениями [Л.С.Выготский, А.А.Гусейнов, С.А.Шмаков], как свободную естественную форму проявления деятельности старшеклассников, направленной на осознание, изучение окружающего мира, проявление своего «я», своей самости [С.Л.Рубинштейн, Дж.Лисд] и т. д.

Многие авторы [Н. П. Аникеева, В. Г. Денисова, А. П. Усова] отмечают, что, несмотря на искусственность, моделируемость игровых ситуаций все чувства, переживания отношения участников игры реальны. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не только результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые человеком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны [Аникеева 1987]. Как отмечает Л.С.Выгот­ский, игра ребенка не просто воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка [1966].

Игра, подчеркивает С. А. Шмаков [1994: 211-213] необычайно информативна. Она не только знакомит с окружающим миром, но и самим собой. Здесь субъект совершенно свободен и уже по этому не копирует поведение людей, вносит даже в подражательные действия нечто свое.

Таким образом, игра, как косвенный метод воздействия, позволяет ребенку ощутить себя полноправным субъектом деятельности. Поэтому в процессе игры люди сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра- это, то средство, где воспитание переходит в самовоспитание, происходит раскрытие внутреннего мира, как для педагога, так и для самого воспитанника, а также познание им себя и всей многогранной системы отношений окружающей действительности, через опыт эмоциональных переживаний. Все это обеспечивает мощное стимулирующее воздействие игры на становление осознанности выбора.

Важная роль игровой деятельности в становлении обеспечивается социальной контекстностью игр. В игре активно развиваются многие духовные социально значимые начала личности — терпимость, толерантность, сыгранность, взаимопонимание, независи­мость, активность, решительность, инициативность, воля и т. д. Игровая деятельность выступает как путь формирования интеллектуальных способностей, нравственных качеств человека, средство социализации личности.

Особенностью игры является то, что она не только готовит человека к социальным отношениям, но и является средством их регулирования. В игровой ситуации учитель, включая в нее определенные роли, правила и способен программировать определенные положительные чувства у детей, формировать необходимые психические реакции, закреплять определенный стиль поведения [Л. С. Выготский, А. П. Усова]. При этом важным фактором является возможность самостоятельно, активно выбирать и в дальнейшем корректировать свою игровую позицию [Жадан 1997].

Игра дает человеку богатый опыт самоанализа, самоконтроля, самоуправления, опыт принятия решений и ответственности перед коллективом за их реализацию. Это происходит в процессе реального взаимодействия учащих в ходе игры, которое подкрепляется высокой удовлетворенностью, осознанием собственной индивидуальности, значимости для себя и для коллектива.

Значимость игры обеспечивается такими особенностями игры как добровольность и возможность вариативного выбора, импровизации. Человек вступает в игру по собственному желанию, свободно; играющий в ходе игры не несет ни каких обязательств [Н. П. Аникеева; Р. Калуа], неудача или ошибка во время игры не связаны с какими либо реальными отрицательными последствиями [Я. С. Гинсбург, Н. М. Коряк], элементы игры служат достижению свободного творческого состояния ее участников [В. В. Сериков]. Как отмечает Е. А. Жадан [1997: 73], важной особенностью выступает полифункциональность игр — их нацеленность на творчество участников, их возможности в создании условий для творчества, направленности на игровую импровизацию, фантазию, выдумку, мыслительную активность. Это приводит нас к таким важнейшим характеристикам игры как свобода и творчество.

Читайте также:  Способ разделки кромок ст3

Не смотря на то, что в игре поддерживается высокое эмоционально – интеллектуальное напряжение, существуют внешние, установленные учителем и логикой игры правила, играющий свободен [И. Г. Абрамова]. В игре снимается такое важное ограничение свободы как материальная и моральная ответственность за совершенную ошибку, каждый участник получает объективную возможность экспериментировать со своим поведением, исследовать альтернативные варианты решений [Я. С. Гинзбург, Н. М. Коряк].

Это согласуется с выводами Д.Б.Эльконина о том что, в игре впервые формируется и проявляется потребность человека воздействовать на мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» [Эльконин 1978].

Педагог, осуществляя методическое руководство игрой, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на личную инициативу, умение уступать партнерам по игре, на самообладание, ответственность за свои действия и действия товарищей [А. Н. Леонтьев, С. А. Шмаков]. Педагог способен управлять содержанием игры, включать в нее определенные роли, правила и тем самым программировать определенные положительные чувства у играющих, формировать необходимые психические реакции, закреплять определенный стиль поведения.

Пример 3. Понятие «самоопределение» используется в педагогике, социологии, психологии для обозначения процесса становления человека, его ценностной ориентации; для развития жизненной перспективы, формирования профессионального выбора в соответствии с определением им своего предназначения, отношения к окружающему миру, обществу, где реализуется переход вероятности в действительность.

В толковых словарях (Кузнецов 2001: 1145, Ожегов 1988: 567) глагол «самоопределиться» означает «найти, определить свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности», «…осознать свои общественные, классовые, национальные интересы». В. И. Даль (1994: 36) под самоопределением понимает «самостоятельное распоряжение собственной судьбой по собственному выбору». В этих толкованиях категории «самоопределение» проявляется характеристика разумной и целеустремленной деятельности субъекта, приводящей в конечном итоге к осуществлению запланированной цели. Сама же цель в период ее постановки интерпретируется как возможность воплощения, реализации чего-либо и в то же время как выражение динамики развития жизни человека и ориентации его деятельности. Таким образом, вся человеческая жизнь может пониматься как самоопределение – «ведь человек, в силу своего беспокойного характера, не может находиться в состоянии покоя, не может успокоиться достигнутым» (Борытко 2000: 105).

Происхождение термина «самоопределение» и его лингвистическая семантика позволяет нам выявить этимологию этого слова, его сущностные характеристики как педагогической категории.

Термин «самоопределение» происходит от глагола «определить», который первоначально означал «установить», «раскрыть», «выяснить». В этом смысле «самоопределение» обозначает действие субъекта. Со временем его деятельностное пространство расширилось и было реализовано в социальной действительности, изменено за счет приставления к нему части «само», что способствовало возникновению сложного слова «самоопределение». На современном этапе это слово означает следующее: «самому выяснить, установить, определить касающиеся овеществленного или неовеществленного объекта характеристики или, если в качестве объекта выступает сам человек, самопознание, самовыявление, самооценку и самокоррекцию» (Носова 1998: 25).

Одно из наиболее исчерпывающих дефиниций самоопределения представлено в педагогическом тезаурусе «Новые ценности образования» (1995: 81), где оно определяется как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы».

Уточнение данного понятия с различных точек зрения позволяет в общем виде интерпретировать самоопределение как способность человека к самостоятельному построению собственной жизни. Важнейшим звеном, узловым личностным механизмом, создающим условия для самоопределения в любой области является выбор. Выбор как «единичный акт, элемент “клеточка” непрерывного процесса самоопределения» (Борытко 2000: 109) позволяет сопоставить мотивационно-потребностную сферу личности с внешними обстоятельствами.

По мнению Е. А. Костриковой (1999: 9 – 10), выбор является важнейшим фактором ценностного самоопределения, пронизывающим все формы жизнедеятельности старшего школьника (общение, игру, деятельность). Согласно ее исследованию, выбор – главное новообразование ранней юности, для которой характерно доминирование в мотивационной сфере планов и намерений в отношении будущего.

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, по мнению Д. А. Леонтьева и Е. В. Шелобановой (2001: 58), можно отнести к личностному или экзистенциальному, основным признаком которого является отсутствие или неполнота альтернатив, «требующих конструирования самих альтернатив». Таким образом, ситуация выбора выступает в качестве одной из сущностных характеристик самоопределения.

Смысловую сущность самоопределения обнаруживают Л. И. Божович, К. И. Обуховский и Н. С. Пряжников. Так, Л. И. Божович (1976: 51) трактует самоопределение как «поиск» смысла, цели своего существования, рассматривая эту категорию в возрастном аспекте. Этой же позиции придерживается и Н. С. Пряжников (2004: 330), указывая на то, что «смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции». К. И. Обуховский (1972: 54) понимает под самоопределением одну из стержневых личностных потребностей, которая проявляется в поиске и осознании смысла жизни не как ряда отдельных случайных жизненных событий, а как целого процесса, обладающего конкретным направлением и преемственностью. Самым емким, на наш взгляд, является дефиниция потребности в самоопределении «как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о себе самом и тем самым найти и определить смысл своего собственного существования» (Борытко 2000: 114).

Анализ самоопределения с разных точек зрения дает нам возможность выделить субъектно-личностные, социально-личностные, рефлексивно-ценностные и смысловые характеристики данной категории.

Отсутствие способности к самоопределению, умения выбирать приводит к тому, что человек утрачивает возможность изыскать культуру, самореализоваться как своеобразное существо, активно изменяющее жизнь общества, т.е. возможность «строить себя, свою индивидуальную историю» в рамках социокультурного пространства.

Для конкретизации категории самоопределения в профессиональной сфере мы обратились к психологическим исследованиям И. С. Кона, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, В. В. Чебышевой, П. А. Шавира, в которых проблема профессионального самоопределения личности рассматривается с позиций принципов детерминизма и деятельности. С этой точки зрения, профессиональное самоопределение понимается «как существенная сторона общего процесса развития личности», движущие силы которого заключены в его внутренней противоречивости, «самодвижении».

Выделенные основные характеристики объекта и предмета исследования должны прозвучать в первом выводе работы.

Источник

Оцените статью
Разные способы