- Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ. учебно-методический материал по литературе на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как составить опорный конспект: пошаговая инструкция
- Определение
- Основные требования к составлению
- План составления
- Преимущества
- Использования педагогами
- Выводы
- Опорный конспект: правила написания, рекомендации
- Основные сведения
- Этапы написания
- Разработка кода
- Полезные хитрости
- Требования
- Где можно применять?
- Преимущества
Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ.
учебно-методический материал по литературе на тему
Материал содержит рекомендацию по составлению опорного конспекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya.kak_sostavit_opornyy_konspekt.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.
Составить такую «шпаргалку» — значит проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».
Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное .
Составление опорного конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.
Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.
При составлении опорного конспекта используются
ТРИ ЦВЕТА : — теоретический материал
— самое главное
— примеры
Этапы составления опорного конспекта
— Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;
— Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;
— Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;
— Преобразуйте записи в графические, буквенные, символические сигналы;
-Объедините сигналы в блоки;
-Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними;
-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность . ОК должен быть минимальным, чтобы его
можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
2 . Структурность . Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование . Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4 . Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета.
5. Автономия . Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря этому он лучше сохранится в памяти. Кроме того, ОК должен быть наглядным и понятным.
7 . Взаимосвязь . Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.
Источник
Как составить опорный конспект: пошаговая инструкция
Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.
Определение
Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.
Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.
Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.
Основные требования к составлению
Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:
- Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
- Излагать данные лаконично и последовательно.
- Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
- Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
- Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.
План составления
Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:
- Напишите название темы, по которой составляется конспект.
- Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
- Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
- Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
- Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
- Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
- Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
- Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
- Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.
Преимущества
Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.
Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.
Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.
Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.
Использования педагогами
Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.
Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.
По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.
Выводы
Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.
Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.
Источник
Опорный конспект: правила написания, рекомендации
Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.
Основные сведения
Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.
Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.
Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.
Этапы написания
Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.
- Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
- Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
- Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
- Разработать систему сигналов и знаков для записи.
- Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
- Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
- Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
- Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.
Разработка кода
Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:
- По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления – СС.
- Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете – русском или английском, математике, физике, химии.
- Используйте восклицательные знаки, пометки N. B. (Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.
Полезные хитрости
При составлении конспекта лекции или научного текста — статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая — основная, в ней будут вестись базовые записи.
Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.
В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.
Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.
Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.
Требования
Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.
- Лаконичность, то есть краткость конспекта. Чем меньше места он занимает, тем он полезнее. В общей сложности один конспект не должен превышать 400 знаков-символов.
- Структурность, то есть весь материал должен быть разделен на несколько связанных между собой блоков.
- Наличие смыслового акцента, то есть наличие рамок, которые отделяют блоки друг от друга.
- Использование простых условных знаков и аббревиатур.
- Автономность, то есть самостоятельность каждого блока опорного конспекта.
- Акцентирование – выделение основных мыслей с помощью цветов, подчеркиваний.
- Доступность и понятность написанного.
Где можно применять?
Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.
В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.
Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.
Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.
Преимущества
К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:
- Повышение уровня заинтересованности учеников и студентов, так как у них нет необходимости записывать под диктовку весь материал лекций.
- Учитель получает больше времени для общения с учениками.
- Данные оформляются в удобном для визуального восприятия виде, а как известно, большую часть информации (до 90%) мы получаем именно с помощью зрения.
- Существенно сокращается время, необходимое для подготовки к урокам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
- Ученики и студенты учатся самостоятельно обрабатывать информацию, выделять главное, составлять и оформлять конспекты.
Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.
Источник