- Непосредственное управление домом, УО и РСО : отвечаем на вопросы
- Кто вносит в ГИС ЖКХ информацию по лицевым счетам потребителей коммунальной услуги
- Кто отвечает за качество коммунальных услуг внутри дома
- Могут ли собственники помещений отказаться от части работ/услуг, прописанных в ПП РФ № 290
- Проверяет ли орган ГЖН управляющую организацию, если собственники заключили с ней договор на обслуживание дома
- На заметку
- Порядок расчетов ОДН
- 1. Что такое ОДН?
- 2. Что такое дома с непосредственным способом управления и как в них рассчитывается ОДН?
- 3. Начисления платы за ОДН в домах с непосредственным способом управления возможно двумя способами:
- Жители домов без управления и с непосредственным способом управления оплачивают весь объем коммунальных услуг на общедомовые нужды
- Как с 1 июля изменился расчёт платы за ОДН в домах без УО и ТСЖ
- Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950
- С 1 июля 2020 года для расчёта ОДН в домах без УО/ТСЖ не применяется норматив потребления
- РСО вправе выставить собственникам к оплате весь фактически потреблённый ими объём ресурса на ОДН
- На заметку
Непосредственное управление домом, УО и РСО : отвечаем на вопросы
Среди способов управления многоквартирными домами наименее распространённый – непосредственное, когда МКД управляют сами владельцы помещений. Сегодня отвечаем на вопросы, заданные нашими читателями о непосредственной форме управления домом.
Кто вносит в ГИС ЖКХ информацию по лицевым счетам потребителей коммунальной услуги
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники вправе выбрать на общем собрании такой способ как непосредственное управление домом при условии, что количество квартир в нём не превышает тридцати. В таком случае владельцы помещений сами заключают с подрядными компаниями договоры на обслуживание и ремонт общего имущества МКД и предоставление коммунальных услуг.
Поскольку между собственниками и исполнителями нет управляющей организации или ТСЖ/кооператива, у жителей часто возникают вопросы о нюансах исполнения требований законодательства к надлежащему управлению МКД. Например, кто должен вносить обязательную информацию по лицевым счетам потребителей коммунальных услуг в ГИС ЖКХ и нужно ли это делать вообще.
В соответствии с разд. 8 приказа № 74/114/пр, среди информации, подлежащей размещению поставщиками коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг в МКД, есть данные о лицевых счетах и их номерах. Поскольку при непосредственном управлении домом исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация, то именно она должна размещать данные о лицевых счетах потребителей.
Если собственники помещений не видят такой информации в ГИС ЖКХ, им необходимо обратиться к поставщику соответствующих коммунальных ресурсов с претензией. В отсутствие ответа – в орган ГЖН, который проведёт проверку РСО и при наличии нарушений потребует от организации их устранить.
Кто отвечает за качество коммунальных услуг внутри дома
Один из наших читателей спросил, кто несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, возмещает ущерб (при его наличии), если до границы балансовой принадлежности показатели качества не нарушены.
Согласно ПП РФ № 354, при непосредственном способе управления исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация. Поэтому ответственность за некачественное оказание услуг несёт именно она.
Исключением может стать ситуация, когда собственники заключили договор с какой-либо подрядной организацией, которая занимается содержанием и ремонтом их общего имущества. Если ухудшение качества коммунальной услуги случилось из-за действий/бездействия такой организации, то именно она будет нести ответственность за причинённый ущерб.
Могут ли собственники помещений отказаться от части работ/услуг, прописанных в ПП РФ № 290
Разберём вопрос, вправе ли собственники на ОСС принять решение об отказе от уборки лестничных клеток и придомовой территории, включённых в договор с подрядчиком на содержание и ремонт общего имущества МКД.
В соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, перечень услуг и работ из числа включённых в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются общим собранием собственников и отражаются в его решении. Таким образом, собственники вправе исключить из перечня услуг/работ уборку мест общего пользования и/или придомовой территории.
Проверяет ли орган ГЖН управляющую организацию, если собственники заключили с ней договор на обслуживание дома
И последнее, о чём поговорим сегодня: проверяет ли работу управляющей организации орган ГЖН, если собственники помещений в МКД при непосредственном управлении заключили с ней по договор обслуживания и ремонта общего имущества.
Если собственники на ОСС выбрали непосредственное управление домом и решили заключить договор обслуживания с управляющей организацией, то орган ГЖН не вправе осуществлять лицензионный контроль в отношении такой УО.
В таких отношениях компания выступает подрядчиком. Если УО по такому договору не выполняет какие-то работы, нарушает его условия, то решить этот вопрос собственники могут только через суд. Отношения с УО по договорам подряда регулируются нормами ГК РФ, а не ЖК РФ.
На заметку
При непосредственном управлении домом ответственность за надлежащее содержание общего имущества несут сами собственники. Если исполнителями коммунальных услуг в таких условиях являются поставщики ресурсов, то для ремонта и обслуживания общего имущества, инженерных сетей владельцы квартир должны найти подрядную организацию, отношения с которой будут регулироваться нормами гражданского законодательства.
Собственники на общем собрании сами устанавливают перечень работ и услуг, которые необходимы в доме для надлежащего его содержания, и включают такой перечень в договор с подрядчиком. В качестве обслуживающей дом организации может выступать и компания, получившая лицензию на управление МКД. Но по договору подряда такая УО в отношении дома на непосредственном управлении не подлежит лицензионному контролю со стороны надзорных органов.
Источник
Порядок расчетов ОДН
1. Что такое ОДН?
Если управление многоквартирным домом (далее – МКД) осуществляется непосредственно собственниками либо способ управления таким домом не выбран, то плата за ресурсы на общедомовые нужды (далее – ОДН) включается в плату за коммунальные услуги (ч.5 ст. 154 ЖК РФ, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Что включает в себя плата за ОДН за электроэнергию:
- Освещение:
- подъездов;
- подвалов;
- лестничных клеток;
- придомовой территории;
- лифтов и лифтовых шахт.
- Затраты по электроэнергии, необходимые для работы:
- оборудования интернет-провайдеров;
- системы пожаротушения;
- антенн;
- насосных систем.
2. Что такое дома с непосредственным способом управления и как в них рассчитывается ОДН?
Согласно ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении договоры оказания услуг по содержанию, выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД заключаются собственниками помещений на основании решений общего собрания.
От имени собственников в таком МКД вправе действовать один из собственников (председатель), имеющий полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме.
С 01.07.2020 в МКД с непосредственным способом управления либо в домах, способ управления которых не выбран, размер платы за ОДН рассчитывается исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учета путем распределения между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру их площади.
3. Начисления платы за ОДН в домах с непосредственным способом управления возможно двумя способами:
1. При отсутствии общедомового прибора учёта (ОДПУ) исходя из нормативов.
Источник
Жители домов без управления и с непосредственным способом управления оплачивают весь объем коммунальных услуг на общедомовые нужды
Изменения в Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (утвержден постановлением Правительства России от 6 мая 2011 года № 354) внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950 и вступили в силу с 01.07.2020.
Таким образом, с июля изменился порядок начисления платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению на общедомовые нужды для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, в которых способ управления не выбран или применяется непосредственный способ управления.
СПРАВКА: При непосредственном способе управления в многоквартирном доме не создано ТСЖ и не определена управляющая компания, но есть решение собственников о том, что домом они управляют сами, либо такого решения нет.
Ранее, до 01.07.2020 плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды в таких домах начислялась исходя из объема, не превышающего установленных нормативов потребления. Расходы за сверхнормативное потребление коммунальных услуг несли сами поставщики данных услуг.
С июля 2020 года расчет платежей производится исходя из показаний общедомовых приборов учета, то есть из фактического потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Плата будет предъявляться собственникам помещений данных домов пропорционально долям в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Обращаем внимание, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, объем коммунальной услуги на общедомовые нужды рассчитывается, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Источник
Как с 1 июля изменился расчёт платы за ОДН в домах без УО и ТСЖ
Эксперты и СМИ говорят о новом постановлении Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 в основном в свете передачи обязанности по установке и замене ИПУ электроэнергии от собственников помещений поставщикам этого ресурса и сетевым организациям. Но оно касается и других РСО. Узнайте, каких и почему.
Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950
В новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец рассказала об одном из нововведений в сфере расчёта платы за коммунальные услуги, введённом постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950:
ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.
С 1 июля 2020 года для расчёта ОДН в домах без УО/ТСЖ не применяется норматив потребления
В домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.
До появления ПП РФ № 950 размер платы для потребителей за коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объёма, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса. То есть ресурсоснабжающая организация, независимо от фактического количества поставленного КР, могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объём (абз. второй п. 44 ПП РФ № 354). Сверхнорматив оплачивала сама РСО.
ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2020 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём.
РСО вправе выставить собственникам к оплате весь фактически потреблённый ими объём ресурса на ОДН
Как рассказала в видео Елена Шерешовец, норма ПП РФ № 950 о том, что РСО могут выставлять потребителям в домах без УО/ТСЖ или кооператива полный объём потреблённого ими коммунального ресурса, правильная. Только, как всегда, есть «но».
Как правило, нередко на непосредственном управлении находятся старые двухэтажные деревянные дома, где проживают люди с небольшим достатком. Если исполнитель КУ возьмёт и выставит им сумму за весь объём ОДН, скорее всего, это приведёт к социальному взрыву и жалобам во все уровни органов власти вплоть до президента.
Эксперт в видео рекомендует поставщикам ресурсов сначала системно проработать вопрос в каждом конкретном доме, а затем уже выставлять плату за ОДН по факту потребления. Если объём ОДН в доме большой, РСО следует провести ряд мероприятий для его снижения. Что нужно сделать, вы можете узнать, посмотрев выпуск онлайн-журнала.
Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме. Как отметила Елена Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук.
На заметку
Постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950, помимо корректировки порядка расчёта платы за ОДН в домах без управляющей организации или ТСЖ/кооператива, внесло изменения в порядок установки и ремонта индивидуальных приборов учёта электроэнергии. Если раньше за это отвечали собственники помещений, то с 1 июля 2020 года такие обязанности перешли к энергосбытовым и сетевым компаниям.
Для реализации этого нововведения были внесены изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов:
- «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (ПП РФ № 861).
- «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 491).
- «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ПП РФ № 354).
- «Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» (ПП РФ № 124).
- «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 290).
Все изменения касаются только электросчётчиков и не относятся к приборам учёта других коммунальных ресурсов. В новом постановлении:
- прописано, как будет построено взаимодействие между поставщиками электроэнергии и потребителями услуги;
- зафиксированы обязанности сторон и особенности учёта электроэнергии;
- установлены сроки выполнения отдельных работ по эксплуатации приборов учёта.
Подробный обзор ПП РФ № 950, а также Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ, читайте в нашей следующей статье. Следите за обновлениями!
Источник