Движение одноклеточных
Движение одноклеточного организма осуществляется с помощью разных органоидов и выростов цитоплазмы. В цитоплазме расположена сложная сеть микротрубочек, микрофиламентов и других структур, обладающих опорными и сократительными функциями, обеспечивающими амебоидное перемещение (переползание) клетки. Так двигаются корненожки и обыкновенные амёбы. Некоторые простейшие перемещаются за счёт волнообразного сокращения всего тела. Активное движение клетка совершает с помощью таких специальных образований, как жгутики и реснички (мерцательное, или ресничное, движение).
Жгутик совершает симметричные движения в одной плоскости или спиралеобразные, «ввинчиваясь» в окружающую жидкую среду и утягивая за собой всю клетку. Биение ресничек асимметрично: после быстрого и энергичного удара ресничка изгибается и медленно возвращается в исходное положение. Биение соседних ресничек синхронизировано так, что по ним пробегает волна сокращений. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Раздражимость одноклеточных проявляется в том, что они могут воспринимать из внешней среды различные раздражения и реагировать на них. Как правило, ответ на раздражение состоит в пространственном перемещении (движении) особей. Этот вид раздражимости у одноклеточных называют таксисом (греч. taxis — «расположение в порядке»). Источником раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества, пища и др.
Активная реакция на свет называется фототаксисом, на химические соединения — хемотаксисом, на температуру — термотаксисом, на притяжение земли — геотаксисом и т. д. Таксисы могут быть положительными и отрицательными. Так, когда эвглена зелёная стремится переплыть на освещённое место в водоёме — это положительный фототаксис, а когда уплывает прочь от брошенной в воду крупинки соли — это отрицательный хемотаксис.
Источник
Опишите способы передвижения одноклеточных организмов.
Направленные движения одноклеточных организмов, а также отдельных клеток, входящих в состав многоклеточных организмов, и внутриклеточных частей под влиянием различных факторов (раздражителей) называют таксисами (от греческого слова — порядок, расположение) .
Эти движения могут быть как по направлению к раздражителю — положительный таксис, так и от него — отрицательный. Те раздражители, которые привлекают к себе, называются аттрактантами (от латинского слова — притягиваю) , а раздражители, от которых отдаляются, — репеллентами (от латинского слова — отталкиваю, отгоняю) . Различают и движения, не ориентированные по отношению
к источнику раздражения.
Если раздражителем является свет, то движение носит название фототаксис, если химическое вещество — хемотаксис, температура — термотаксис, повреждение — травмотаксис, электрический ток — гальванотаксис, сила земного притяжения — геотаксис и т. д.
Один и тот же раздражитель для одних видов может быть аттрактантом, а для других — репеллентом. Так, одноклеточная эвглена всегда двигается к источнику света, а инфузория трубач — от него.
Таксис может зависеть от интенсивности раздражителя. Например, фототаксис при слабой интенсивности света может быть положительным, при значительной — отрицательным, а при средней — и вовсе не проявляться. Отрицательный гальванотаксис (когда движение идет в сторону катода) у инфузории туфельки при возрастании силы тока сменяется на положительный. И совсем сложно определить, какой термотаксис у этой инфузории. Если туфелек поместить в горизонтальную трубку, вдоль которой имеется перепад температуры от +40°С на одном ее конце до +15°С на другом, то через некоторое время все инфузории скопятся в том месте трубки, где температура +26°, +27°С. Здесь для них, видимо, самые благоприятные условия: ни жарко, ни холодно.
Благодаря таксисам одноклеточные организмы отыскивают пищу, находят места с более благоприятными условиями обитания, а также находят особей своего вида и избегают вредоносных воздействий.
Из внутриклеточных таксисов лучше всего изучен фототаксис хлоропластов в клетках листа растения.
В них содержится пигмент филл, благодаря которому на свету идет синтез. Обычно в листьях, находящихся в ноте, хлоропласты расположены более или нее равномерно вдоль всех стенок клетки. На умеренном свету они перемещаются к перпендикулярным к падающему свету, достигается максимальная освещенность ропластов.
Пример таксиса отдельных клеток многоклеточного организма — хемотаксис лейкоцитов (белых
кровяных клеток) . Под влиянием трактантов, образующихся при воспалениях, они передвигаются к месту воспалительного процесса, где участвуют в захватывании и переваривании болезнетворных микробов и остатков погибших здесь клеток. Благодаря киносъемке удалось определить: если в кадре находится неподвижный лейкоцит и в это время вносится какой-нибудь аттрактант, то у лейкоцита сразу начинают появляться выросты — ложноножки, с помощью которых он передвигается. Причем возникают они на стороне, обращенной к аттрактанту. Значит, лейкоцит обнаруживает разницу в концентрации аттрактанта по обе стороны своего тела, т. е. на расстоянии около 8 мкн. Доказано, что у лейкоцитов имеются особые чувствительные центры, которые реагируют на продукты выделения микробов.
Иной механизм хемотаксиса у бактерий, который помогает им находить пищу и спасаться от вредоносных химических компонентов среды обитания. Они как бы сравнивают концентрацию вещества в данный момент с той, которая была несколько раньше. Это временной принцип. Различными опытами с использованием биох
Источник
Конспект «Движение одноклеточных организмов и животных»
Урок № 28 .12.2018г. 6 класс БИОЛОГИЯ
ДВИЖЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ И ЖИВОТНЫХ
тема урока
ПРЕМЕТНЫЕ — формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения живых организмов: раскрыть черты приспособленности к условиям окружающей среды и образу жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ – воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к живым организмам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами; совершенствовать навыки устного общения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — определять и регулировать тему и цель урока с помощью учителя, вносить коррективы и оценивать свою деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничество друг с другом и с учителем.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, электронный учебник.
Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность.
Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности. Заполнение журнала.
2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Цель: фиксация причины затруднения. Формулировка цели урока учащимися путем наводящих вопросов учителя. Записывают тему урока и дату в тетрадь. Слайд
Какие мы можем поставить задачи перед собой на уроке?
1. Узнать, как передвигаются одноклеточные организмы.
2. С помощью каких приспособлений передвигаются животные в разных средах.
3. Узнать, у каких организмов – одноклеточных или многоклеточных движения сложнее и разнообразнее.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
Ученики в течении урока работают по карточке. (Приложение №1). Ученик с ОВЗ работает также по карточке (Приложение №2)
Слайд Одно из важнейших свойств всех живых организмов – способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.
Движение одноклеточных организмов
Одноклеточные организмы могут перемещаться в пространстве разными способами.
Задание №1. Заполните схему, ответ найдите в учебнике.
Многие бактерии, одноклеточные животные и водоросли передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся волнообразно.
Задание №2. Запишите организмов, которые передвигаются при помощи ЖГУТИКОВ
в схему.
Инфузории перемещаются в водной среде при помощи ресничек. Они более чем в 10 раз короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника.
Задание №3. Запишите организм, который передвигается при помощи РЕСНИЧЕК
в схему.
Амеба движется с помощью временных выростов цитоплазмы – ложноножек. Выпуская ложноножки, она словно перетекает с одного места на другое. Движется амеба со скоростью менее 1 мм в минуту.
Задание №4. Запишите организм, который передвигается при помощи ЛОЖНОНОЖЕК
в схему.
Большинство животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, избежания опасности. Именно поэтому у многоклеточных животных в процессе исторического развития сформировалась сложная опорно-двигательная система.
Вспомните! Чем представлена опорно-двигательная система животных?
Основа такой системы – скелет.
Вспомните! Какой скелет у позвоночных животных – наружный или внутренний?
У позвоночных животных скелет внутренний. Он построен из костной и хрящевой тканей. Части скелета соединяются неподвижно или с помощью суставов. К скелету прикрепляются мышцы. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит к различным движениям.
Пользуясь 32П учебника, найдите ответ на вопрос: С помощью каких приспособлений передвигаются животные разных сред жизни? – самостоятельно выполняют задание, оформляют в виде схемы.
НО, сначала, давайте вспомним, в каких средах могут обитать животные?
Для активного передвижения в разных средах у животных сформировались разнообразные конечности.
Задание №5. Пользуясь 32П учебника, найдите ответ на вопрос: С помощью каких приспособлений передвигаются животные разных сред жизни?
Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей. У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей – это видоизмененные передние конечности. Крылья бабочек и других насекомых – это выросты покровов.
5. ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Рефлексия. Выполнение заданий (электронный учебник) на электронном тренажере
6. Слайд ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 35 – учить п.1, 3.
7. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК
Источник
назовите и приведите примеры основных способов передвижения у одноклеточных животных, каковы их механизмы. Срочно плиз^_^
Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных. Это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «переливания» плазмы из одного участка тела в другой. Другие представители простейших, грегарины, передвигаются своеобразным «реактивным» способом — путем выделения из заднего конца тела слизи, «толкающей» животное вперед. Существуют и простейшие, пассивно парящие в воде.
Однако большинство простейших передвигаются активно с помощью особых структур, производящих ритмичные движения, — жгутиков или ресничек. Эти эффекторы представляют собой плазматические выросты, совершающие колебательные, вращательные или волнообразные движения. Жгутиками, длинными волосовидными выростами обладают уже упомянутые примитивные простейшие, получившие свое название благодаря этому образованию. С помощью жгутиков тело животного (например, эвглены) приводится в спиралевидное поступательное движение.
Некоторые морские жгутиковые, по данным норвежского ученого И. Трондсена, вращаются при движении вокруг оси со скоростью до 10 оборотов в секунду, а скорость поступательного движения может достигнуть 370 микрон в секунду. Другие морские жгутиковые (из числа динофлягеллят) развивают скорость от 14 до 120 микрон в секунду и больше. Более сложным эффекторным аппаратом являются реснички, покрывающие в большом числе тело инфузории. Как правило, реснитчатый покров располагается неравномерно, реснички достигают на разных участках тела различной длины, образуют кольцевидные уплотнения (мембранеллы) и т. п.
Примером такой сложной дифференциации могут служить инфузории из рода стилонихия. Своеобразные органеллы этих животных позволяют им не только плавать, но и «бегать» по твердому субстрату, причем как вперед, так и назад. Установлено, что координация этих способов и направлений локомоции, как и их «переключение» , осуществляется специальными механизмами, локализованными в трех центрах и двух осях градиентов возбуждения в цитоплазме.
Жгутики и реснички приводятся в движение сокращениями миофибрилл, которые образуют волоконца, мионемы, соответствующие мышцам многоклеточных животных. У большинства простейших они являются основным двигательным аппаратом, причем имеются они даже у наиболее примитивных представителей типа жгутиковых. Мионемы располагаются в строгом порядке, чаще всего в виде колец, продольных нитей или лент, а у высших представителей и в виде специализированных систем. Так, у инфузории Caloscolex имеются специальные системы мионем околоротовых мембранелл, глотки, задней кишки, ряд ретракторов отдельных участков тела и т. д.
Интересно отметить, что, как правило, мионемы имеют гомогенную структуру, что отвечает гладкой мускулатуре многоклеточных животных, однако иногда встречаются и поперечно исчерченные мионемы, сопоставимые с поперечнополосатой мускулатурой высших животных. Все сократительные волоконца служат для выполнения быстрых движений отдельных эффекторов (у простейших — игловидных выростов, щупальцевидных образований и т. п.) . Сложные системы мионем позволяют простейшим производить не только простые сократительные движения тела, но и достаточно разнообразные специализированные локомоторные и нелокомоторные движения.
Источник