- Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов. —
- Урок-лекция по теме «Аммиак»
- 1. Состав молекулы аммиака
- 2. Строение молекулы аммиака
- 3. Водородная связь
- 4. Физические свойства аммиака
- 5. Химические свойства аммиака
- 6. Получение аммиака
- 7. Применение аммиака
- 8. Закрепление.
- 9. Домашнее задание
Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов. —
Вариант 1.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
4. Опишите, как можно распознать водород.
Ответ:
Собрали прибор для получения газов и проверили его на герметичность. В пробирку положили 1-2 гранулы цинка и прилили в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и надели на кончик трубки еще одну пробирку, подождали некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Сняли пробирку с водородом и не переворачивая ее поднесли к горящей спиртовке. Чистый водород взрывается с глухим хлопком.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.
Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.
Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.
Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Ответ:
Собрали прибор для получения аммиака и проверили его на герметичность. В фарфоровую чашку насыпали хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по 1 ложечке для окисления веществ. Смесь перемешали стеклянной палочкой и высыпали в сухую пробирку. Закрыли ее пробкой и укрепили на лапке штатива. На газоотводную трубку надели сухую пробирку для собирания аммиака. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция нагрели.
Вариант 2.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание кислорода
Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.
Вопросы и задания
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Ответ:
Собрали прибор для получения кислорода и проверили его на герметичность. В пробирку насыпали примерно на 1/4 ее объема перманганата калия у отверстия пробирки положили рыхлый комочек ваты.
Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепили пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).
Ответ:
В пробирку поместили несколько кусочков мела и прилили 1 мл разбавленной соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Наблюдаем как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Эта реакция является качественной на углекислый газ.
Источник
Урок-лекция по теме «Аммиак»
Разделы: Химия
Цели: формирование общеучебных умений и навыков.
образовательные: изучить строение и свойства аммиака; изучить новый вид связи – водородную; рассмотреть донорно-акцепторный механизм образования химической связи; развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса уравнений реакций, уравнивание МЭБ.
воспитательные: формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой по составлению конспекта; провести профориентационную информацию.
познавательные: развивать интерес к предмету, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту.
Технологическая карта урока на столах учащихся (Приложение № 1); оборудование для химического эксперимента (аммиачная вода, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, фенолфталеин, лакмусовая бумажка, прибор для получения газов, стеклянные палочки, соляная кислота конц.); компьютерная презентация (Приложение № 2).
1. Организационный момент.
Вначале урока необходимо настроить учащихся на наиболее сложный тип урока-лекцию. Объяснить, что урок проходит строго по плану на столах учащихся и требует от них большой концентрации. Все вопросы, которые необходимо рассмотреть зафиксированы в технологической карте, и в ходе лекции они всегда будут перед глазами и не требуют запоминания. Для лучшего усвоения составляется конспект в технологической карте. В ходе лекции используются различные формы: компьютерная презентация, работа с учебной литературой, демонстрационные опыты.
2. Изучение нового материала.
План лекции (слайд № 2)
1. Состав молекулы аммиака
2. Строение молекулы аммиака
3. Водородная связь
4. Физические свойства аммиака
5. Химические свойства аммиака
6. Получение аммиака
7. Применение аммиака
9. Домашнее задание
1. Состав молекулы аммиака
Учитель начинает свой рассказ об аммиаке с обращения внимания на несоответствие написания химической формулы аммиака принятым правилам степени окисления.
- запишите молекулярную формулу аммиака;
- укажите степень окисления элементов;
- дайте химически верное название и запись формулы аммиака.
NH3 = H3 +1 N -3 нитрид водорода (слайд № 3)
2. Строение молекулы аммиака
Учащиеся самостоятельно определяют тип химической связи в молекуле аммиака. Представляют схему образования химической связи в молекуле.
- запишите молекулярную, электронную, структурную формулы молекулы аммиака.
- укажите вид химической связи в молекуле и способы образования,
- укажите смещение электронной плотности к более электроотрицательному элементу.
NH3 — молекулярная формула
ковалентная полярная связь, одинарная, по обменному механизму.
электронная формула (слайд № 4)
3. Водородная связь
Учитель акцентирует внимание ребят на неподеленной электронной паре атома азота, сдвиге электронной плотности в сторону гораздо более электроотрицательного атома азота и возникновении в молекуле аммиака на атоме азота частично отрицательного заряда, а на атоме водорода частично положительного.
структурная формула (слайд № 5)
Учитель знакомит учащихся с новым для них видом химической связи – водородной связью, которая возникает между молекулами аммиака.
Отметьте особенности водородной связи:
1) между какими атомами возникает связь;
2) силу связи по сравнению с другими видами связи;
3) условное обозначению водородной связи;
4) следствие образования водородной связи в соединении.
Водородной называется связь между атомами водорода и атомами очень ЭО элементов, имеющих свободные электронные пары;
- слабее ковалентной связи в 10 – 20 раз;
- условно обозначается тремя точками;
- вещества с водородной связью обладают хорошей растворимостью в воде, повышается их температура кипения и плавления. (слайд № 6)
4. Физические свойства аммиака
С физическими свойствами аммиака учитель предлагает познакомиться учащимся самостоятельно по учебнику.
- изучите физические свойства аммиака по учебнику;
- рассчитайте его плотность по воздуху Dвозд = 29/МNН3;
- предложите способ собирания газа в лабораторных условиях.
NH3 – газ без цвета, с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, при охлаждении до -33,6 о С он сжижается, а при температуре -77,8 о С превращается в твердое белое вещество, хорошо растворим в воде. (слайд № 7)
Учитель разъясняет ребятам, что поскольку аммиак легче воздуха, то при выделении он будет улетать вверх. Поэтому, для того чтобы собрать аммиак, пробирку необходимо держать перевернутой дном. (слайд № 8)
Учащиеся делают вывод, что при растворении аммиака в воде образовалась щелочь, т.к. фенолфталеин окрасился в малиновый цвет.
Учитель демонстрирует учащимся аммиачную воду (25% раствор аммиака) и нашатырный спирт (10% раствор аммиака). Напоминает, как правильно обращаться с растворами сильно пахнущих веществ.
5. Химические свойства аммиака
Особое внимание уделяется химическим свойствам аммиака:
а) аммиак – комплексообразователь
необходимо рассказать об особом ионе – ионе аммония NH4 +. Отметить его уникальность: ион, образованный только неметаллами, играет роль металла. Разъяснить, что ион аммония, так же как ионы металлов образует свои соли. (слайд № 10)
• Запишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой:
аммиак + соляная кислота = хлорид аммония,
• Рассмотрите механизм реакции.
• Отметьте образование ковалентной полярной связи по донорно-акцепторному механизму (по учебнику)
Аммиак – комплексообразователь. (слайд № 11)
б) Аммиак – восстановитель (в реакциях окисления).
• Запишите уравнение реакции горение аммиака:
аммиак + кислород = азот + вода
• Составьте электронный баланс к этому уравнению.
1) Окисление аммиака без катализатора. (слайд № 12)
2) Окисление аммиака в присутствии катализатора
• Запишите уравнение реакции каталитического окисления аммиака:
аммиак + кислород = оксид азота (II) + вода.
Составьте электронный баланс к этому уравнению. (слайд № 13)
6. Получение аммиака
В промышленности аммиак получают прямым синтезом из простых веществ – азота и водорода. Реакция идет только в присутствии катализатора, при температуре 500 о и повышенном давлении.
• Запишите уравнение реакции получение аммиака:
а) в промышленности (дайте классификацию реакции по всем известным признакам и предложите оптимальные условия проведения реакции);
б) в лаборатории (отметьте способы распознавания аммиака).
а) в промышленности
Р соединения, экзотермическая, гомогенная, обратимая, окислительно-восстановительная, каталитическая. (слайд № 14)
б) в лаборатории получают действием щелочей на соли аммония
Собирание — в перевернутую кверху дном пробирку. (слайды № 15, 16)
б) по посинению влажной лакмусовой бумажки
в) по появлению белого дыма от поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl (конц.) (слайд № 17)
7. Применение аммиака
Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с применением аммиака по схеме в учебнике.
1) в холодильных установках;
2) в медицине и быту;
3) для производства азотной кислоты, солей аммония;
4) как удобрение (слайд № 18)
Профориентационная информация. Растворы аммиака довольно широко используются в медицине. Разведенный раствор аммиака, издавна называемый нашатырным спиртом, дают нюхать при обморочных состояниях и алкогольном опьянении; при этом происходит рефлекторное возбуждение сердечной деятельности и центра дыхания. При тяжелом алкогольном отравлении практикуют прием внутрь слабых растворов аммиака (3 капли на полстакана).
Более слабые растворы аммиака дают отхаркивающий эффект (нашатырно-анисовые капли).
Местнораздражающее действие аммиака используют для приготовления препаратов, применяемых как отвлекающие средства (при артритах, невралгиях и т.п.).
Хлористый аммоний – белый кристаллический порошок. Слегка гигроскопичен. Имеет солоноватый вкус, легко растворим в воде. Применяется в качестве диуретического и отхаркивающего средства.
8. Закрепление.
Для закрепления предлагается решить фронтально ряд задач:
1) При синтезе аммиака промышленном способом азот объемом 56 л. (н.у.) прореагировал с водородом взятом в избытке. Массовая доля выхода аммиака составила 50%. Рассчитайте объем и массу полученного аммиака.
2) Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?
3) Какой объем кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака? (слайд № 19)
9. Домашнее задание
П. 25, упр. 1-6 (устно), 7-8 (письменно), повторить конспект (слайд № 20)
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 9 класс, М., 2001, “Блик и К о ”.
2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии , М., 2004, “Вако”.
3. Габриелян О.С., учебник химии 9 класс, М., Дрофа, 2008 г.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО “Нью Медиа Дженерейшн”.
Источник