- Памятка для учеников к практической работе: «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, оксида углерода, водорода)».
- Химия 9 класс Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Практическая работа на тему: «ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА (IV) И РАСПОЗНАВАНИЕ КАРБОНАТОВ», 9 класс.
Памятка для учеников к практической работе: «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, оксида углерода, водорода)».
Инструкция к практической работе «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, оксида углерода IV, водорода)».
1. Запишите число, название практической работы
2. Сформулируйте и запишите цели к практической работе
3. Определите и запишите оборудование
4. Повторите инструктаж по технике безопасности при работе с горючими веществами, кислотами, работе со спиртовкой, работе с лабораторной посудой.
5. После завершения работы тщательно помойте руки с мылом под проточной водой.
6. При оформлении работы записывайте свои действия и наблюдения
7. По окончании работы наведите порядок на рабочем месте, и сдайте оборудование и материалы.
Выполнение работы (Работа может выполняться по вариантам)
Получение, собирание и распознавание газа (кислорода). Учащиеся должны сами определить с каким газом они работают.
1. Соберите прибор для получения газов, как показано на рисунке.
2. Прибор для получения газа проверьте на герметичность.
3. В пробирку насыпьте перманганат калия на ¼ её объёма, у отверстия пробирки положите кусочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
4. Закрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы донышко пробирки было ниже отверстия, а конец газоотводной трубки доходил практически до дна второй пробирки (стакана), в котором будет собираться газ.
5. Сделайте рисунок установки для получения газа.
6. По ТБ необходимо прогреть в пламени спиртовки всю пробирку, а затем нагреем её дно.
7. Через некоторое время проверьте, заполнился ли стакан газом. Для этого поднесите к нему тлеющую лучинку. Что наблюдаем?
8. Делаем вывод по характерным признакам газа, какой именно газ находится в пробирке.
9. Как только сосуд наполнится газом, закроем его пластиковой крышкой.
10. Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.
11. Сделайте вывод, какой газ находится в пробирке. Опишите его физические свойства.
Практическую работу можно продолжить и осуществить реакцию горения в кислороде угля или серы.
Вопросы к практической работе:
· Каким методом ещё можно получить газ – кислород?
· Кислород легче или тяжелее воздуха? Каким образом мы это можем определить?
· Что происходит при нагревании перманганата калия?
· Каким образом можно сохранить кислород для следующего опыта?
Получение, собирание и распознавание газа (водорода)
1. Соберите прибор для получения газов, как показано на рисунке.
2. Прибор для получения газа проверьте на герметичность.
3. В пробирку поместите несколько гранул цинка и прилейте через воронку соляную кислоту так, чтобы гранулы цинка были в неё полностью погружены.
4. Газ, выделяющийся в результате реакции должен свободно выходить в течение минуты.
5. Соберём газ в пробирку, перевёрнутую верх дном, после закроем пробирку пробкой
6. Проверим собранный газ на чистоту. Для этого пробирку, наполненную газом, поднесем к пламени спиртовки , держа отверстие вниз.
7. Запишите, что вы наблюдаете.
8. Убедившись в том, что газ чистый, т.е, горит спокойно. Подожжем его у конца газоотводной трубки.
9. Сделайте вывод, какой газ находится в пробирке. Запишите его физические свойства.
10. Напишите уравнение реакции горения и получения газа.
Вопросы к практической работе:
· Почему при работе с водородом нужно строго соблюдать правила техники безопасности?
· В каком случае полученный водород сгорает спокойно, а в каком со взрывом? Почему?
· Что образуется в результате сгорания водорода?
· Почему, прежде чем поджигать водород у конца газоотводной трубки, необходимо убедиться, что он без примеси воздуха?
· Почему водород собирают в перевернутую пробирку?
«Получение, собирание и распознавание углекислого газа».
1. Соберите прибор для получения газов, как показано на рисунке.
2. В пробирку поместите несколько кусочков карбоната кальция.
Прилейте к карбонату кальция 3 — 4 мл. раствора соляной кислоты.
3. Запишите, что наблюдаете?
4. Напишите уравнение химической реакции в молекулярной и ионной форме.
5. Приготовьте тлеющую лучину.
Внесите тлеющую лучину в пробирку. Запишите, что наблюдаете?
6. Пробирку с выделяющимся газом закрой пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в сосуд с известковой водой. Запишите, что вы наблюдаете?
7. Запишите уравнение химической реакции.
8. Сделайте вывод о том, какой газ выделяется. Опишите его физические свойства.
Вопросы к практической работе:
· Что происходит при взаимодействии карбоната кальция с соляной кислотой?
· Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
· Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).
· Почему известковая вода мутнеет?
· Углекислый газ легче или тяжелее воздуха?
· Где можно применять углекислый газ?
Выпадение осадка гидроксида цинка белого цвета.
Zn (2+) + 2OH (-) = Zn (OH) 2 сокращенное ионное уравнение
Реакция экзотермическая, реакция обмена, окислительно- восстановительная, прямая
Может быть и другой вариант, когда с сильным основанием гидроксид цинка реагирует как кислота:
Zn (OH) 2+2NaOH=Na2[Zn (OH) 4].
2. Zn(OH) ₂ +Ba(NO ₃ ) ₂ =Ba(OH) ₂ +Zn(NO ₃ ) ₂
Происходит растворение ( Zn ( OH ) ₂ ) и образование новой щёлочи ( Ba ( OH ) ₂ ) и соли ( Zn ( NO ₃ ) ₂ )
Реакция экзотермическая, реакция обмена, не окислительно- восстановительная, прямая
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Химия 9 класс Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Химия 9 класс Практическая работа № 5
«Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Цель: научить получать углекислый газ реакцией обмена; продолжить ознакомление с химическими свойствами углекислого газа; познакомить с методами распознавания карбонатов.
Планируемые результаты: уметь получать и собирать углекислый газ в лаборатории, описывать наблюдаемые явления, доказывать наличие оксида углерода ( IV ), распознавать соли угольной кислоты в растворе.
Техника безопасности: осторожное обращение с химреактивами и стеклянной посудой.
Оборудование и реактивы: кусочки мрамора или мела, фенолфталеин, лакмус,
растворы: соляной кислоты , гидроксида натрия, нитрата серебра( I ), хлорида бария; вода, известковая вода, в пронумерованных пробирках кристаллические вещества( сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия), пробирки, газоотводная трубка с пробкой, стакан.
1.Получение оксида углерода ( IV ) и определение его свойств
1.Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты
При воздействии соляной кислоты на мрамор выделяется углекислый газ
2. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды
Образуется нерастворимое вещество карбонат кальция
3. Пропускаем углекислый газ еще некоторое время
Раствор становится прозрачным
При пропускании углекислого газа через известковую воду образуется карбонат кальция, который затем растворяется, превращаясь в гидрокарбонат
4. Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните в дистиллированной воде. Затем поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустите через неё газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, внесите в полученный раствор универсальную индикаторную бумагу (синий лакмус)
В воде образуется слабая угольная кислота
5.В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ
Малиновая окраска исчезает, раствор становится прозрачным
Идет реакция между CO 2 и NaOH
Это еще раз подтверждает кислотные свойства
CO 2
В четырёх пронумерованных пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Na 2 SO 4 , ZnCl 2 , K 2 CO 3, Na 2 SiO 3
В каждую из пробирок добавляем раствор соляной кислоты
В двух пробирках ничего не изменилось, в одной из пробирок выделился газ, в другой студенистый осадок
Выделение газа при действии кислоты — признак карбонатов
Студенистый осадок – образовалась нерастворимая кремниевая кислота
Два оставшихся вещества растворяем водой и добавляем раствор хлорида бария
1) Выпал белый осадок
Это качественная реакция на сульфат-ион, значит, в данной пробирке находится сульфат натрия
В оставшийся раствор добавляем раствор нитрата серебра (I)
2) Выпал белый осадок
Реакция является качественной на хлорид-ион, в данной пробирке — хлорид цинка
Вывод: качественной реакцией на карбонат-ион является действие сильной кислоты, которая вытесняет слабую кислоту из раствора ее соли, происходит выделение углекислого газа.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-175445
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практическая работа на тему: «ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА (IV) И РАСПОЗНАВАНИЕ КАРБОНАТОВ», 9 класс.
Практическая работа № 4
Получение оксида углерода (IV)
и распознавание карбонатов
Цели: получить оксид углерода (IV) реакцией ионного обмена, выполнить опыты, характеризующие его свойства, провести качественную реакцию на соль угольной кислоты.
Оборудование и реактивы:
1) карбонат кальция, растворы соляной кислоты, серной кислоты, карбоната натрия, дигидрофосфата калия (или натрия);
2) прибор для получения газов, пробирка, штатив лабораторный (или зажим пробирочный), стакан с водой, раствор гидроксида кальция, лучинка;
3) три пробирки с твердыми веществами: хлоридом натрия, сульфатом натрия, карбонатом натрия.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Задание 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните верные утверждения.
а) Алмаз является смесью веществ.
б) При растворении карбоната кальция образуется неоднородная смесь.
в) Раствор гидрокарбоната натрия можно использовать для нейтрализации кислоты.
Задание 2. Получение оксида углерода (IV).
Проведите необходимые действия и заполните таблицу:
Уравнения реакций
в молекулярном и ионном виде
1. Закрепить пробирку с карбонатом кальция в штативе, добавить в нее раствор серной кислоты и быстро закрыть пробкой с газоотводной трубкой
2. Опустить трубку в раствор гидроксида кальция
(известковую воду)
3. Собрать газ в сухую пробирку и проверить его наличие с помощью горящей лучинки
Вывод. Оксид углерода (IV) – газ, __________________________
___________________, который можно получить при ______________
и собрать в _________________________________________________
Задание 3. Проведите качественное определение соли угольной кислоты среди выданных твердых солей (хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия) . Заполните таблицу и составьте уравнения протекающих реакций.
№ пробирки, результат наблюдения
Добавить 1 мл воды
Добавить раствор серной кислоты
Вывод . Качественным реактивом на ион СО 3 2– является _________
Задание 4. Проблемный эксперимент.
Вам знакома реакция взаимодействия карбоната натрия с гидросульфатом калия. Вспомните, что происходит и почему. Проведите следующий опыт: к раствору карбоната натрия прилейте раствор дигидрофосфата калия (KH 2 PO 4 ) . Опишите свои наблюдения и попробуйте объяснить происходящее.
Задание 4А. Мысленный эксперимент.
Ответьте на вопросы:
1) Почему при пропускании углекислого газа через известковую воду происходит сначала помутнение раствора, а затем растворение взвеси? Напишите уравнение соответствующей реакции.
2) Гидрокарбонат натрия имеет формулу NaHCO 3 . Подумайте, почему его раствор не имеет кислой среды?
Практическая работа № 4
Получение оксида углерода (IV) и распознавание карбонатов
Уравнения реакций
в молекулярном и ионном виде
1. Закрепить пробирку с карбонатом кальция в штативе, добавить в нее раствор соляной кислоты и быстро закрыть пробкой с газоотводной трубкой
Бурная реакция с выделением бесцветного газа, без запаха
CaCO 3 + 2H + + 2Cl – = Ca 2+ + 2Cl – + CO 2 ↑ +
2. Опустить трубку в раствор гидроксида кальция
(известковой воды)
Наблюдается выделение газа, раствор становится мутным
Ca 2+ + 2OH – + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O
3. Собрать газ в сухую пробирку и проверить его наличие с помощью горящей лучинки
Газ не горит и не поддерживает горение
Вывод: оксид углерода (IV) – газ, без цвета и запаха, плохо растворяющийся в воде, не поддерживающий горение, который можно получить при взаимодействии карбонатов с кислотами; собирать в пробирку, держа ее вниз дном.
Реактивы: твердые хлорид натрия (1), сульфат натрия (2), карбонат натрия (3) ; раствор H 2 SO 4 .
Вывод: карбонат натрия находится в 3-й пробирке. Качественным реактивом на ион СО 3 2– является ион Н + , присутствующий в кислотах и кислых солях.
При сливании растворов Na 2 CO 3 и KH 2 PO 4 ожидаемой реакции (как в случае взаимодействия средней соли, образованной слабой кислотой, с кислой солью) не наблюдается – газ не выделяется.
Вывод : в растворе недостаточная концентрация ионов H + , которые должны были образоваться при полной диссоциации соли KH 2 PO 4 . Следовательно, данная соль диссоциирует не полностью, а только по первой ступени: KH 2 PO 4 → K + + H 2 PO 4 – .
Диссоциация дигидрофосфат-ионов идет слабее, чем гидросульфат-ионов, следовательно, кислотные свойства этих солей значительно ниже, чем гидросульфатов.
1) Сначала образуется нерастворимая средняя соль – карбонат кальция (CaCO 3 ). При дальнейшем пропускании углекислого газа карбонат кальция взаимодействует с ним, что приводит к образованию кислой соли – гидрокарбоната кальция (Ca(HCO 3 ) 2 ), растворимого в воде.
2) Гидрокарбонат натрия образован слабой кислотой (угольной). При диссоциации образуются ион Na + и ион НСО 3 – , который далее не диссоциирует. Поэтому в растворе нет избытка ионов Н + .
(Если ученики знакомы с гидролизом солей , то могут объяснить результат опыта следующим образом: данная соль подвергается гидролизу по аниону, в результате чего среда становится щелочной:
Источник