Описание как способ изложения информации

Способы изложения в научном тексте

В научном стиле мы встречаемся с такими способами изложения текста как описание, повествование и рассуждение.

Описание представлено в научном стиле довольно широко и характеризуется наибольшей простотой и четкостью организации. Цель описания – создание подробного детального представления о каком-либо предмете через множество его отличительных (существенных и несущественных) признаков.

В описании в определенной последовательности перечисляются признаки, свойства, черты какого-либо предмета или явления и устанавливаются связи между ними, причем так, чтобы у учителя сложилось законченное представление о данном объекте.

Элементы описания обычно располагаются по степени значимости, так, чтобы каждый последующий элемент добавлял новые сведения к предыдущему. Общее представление о предмете может быть дано как в начале описания, так и в конце.

Такая форма изложения естественнонаучной и технической информации используется чаще всего при описании новой техники, материалов, опытов, экспериментов, приборов, поэтому различают описания предметов, действий и процессов

В текстах-описаниях используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления и пр.; предметом описания обычно являются размеры, протяженность, качество, пространство и т.п. Таким образом, если мы имеем целью раскрытие признаков предмета, мы строим описание.

Объектом повествования может являться процесс (т.е. закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо) или событие (т.е. тот или иной значительный педагогический факт и т.п.). Общая схема повествования включает начало, развитие и конец события. В текстах-повествованиях говорится о событиях, развивающихся в хронологической последовательности.

Объект повествования имеет временную протяженность и определенные временные границы, в рамках которых он претерпевает определенные изменения, количественно и качественно меняется. Повествование фиксирует отдельные стадии изменения объекта – от начальной ступени до конечного его состояния. Развитие действия, временные отношения (например, описание хода формирующего эксперимента) излагаются в текстах – повествованиях.

С помощью рассуждения раскрывается процесс логического вывода нового знания о любых объектах и сообщается само это знание. Предметом изложения при рассуждении выступают не сами объекты, а процесс получения нового знания о них.

В простом рассуждении объясняется одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложном – несколько мыслей. Выводов тоже может быть несколько или один обобщенный. Рассуждение может быть представлено следующими речевыми компонентами: объяснение нового понятия, явления; введение в объяснение термина; выведение и объяснение формулы, закона; цепь суждений, объясняющая авторскую точку зрения на что-либо; обоснование авторской позиции и т.д.

Разновидностью рассуждения является доказательство. Рассуждение и доказательство наиболее широко представлены в текстах по математике.

Одним из наиболее распространенных способов изложения в научном стиле является определение.

Научный текст начинается как правило с определения, затем следуют примеры. Сообщение передает информацию о материальных объектах, процессах (явлениях), событиях, действиях или отдельных свойствах объектов. Цель сообщения – информировать обо всех перечисленных объектах как о чем-то новом, только что ставшем реальным, существующим фактом.

После утверждения студенты защищают актуальность выбранной темы на научно-исследовательском семинаре, оформляют реферат, который сдается на кафедру и хранится вместе с индивидуальным планом.

Реферат пишется для того, чтобы показать, насколько глубоко изучен материал. Объем такого реферата составляет обычно 10-30 страниц машинописного текста.

Учебный реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат сдается на кафедру вместе с индивидуальным планом в первый месяц обучения в магистратуре.

Реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книги, сложных для понимания конструкций.

В реферате обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Изложение материала должны носить проблемно-тематический характер.

Диссертанту необходимо уметь вперед вести научную диссертацию.

Дополнение:

Кстати, хотелось бы дополнить…

Нельзя не обратить внимание еще на один аспект.

В подтверждение мыли…у меня есть несколько цитат. Полностью согласен с этим определением, но…

Согласие:

Я разделяю эту точку зрения.

Я хотел (а) бы присоединиться к мнению коллеги о …

Хочу поддержать мнение коллеги…

Мне близка позиция (кого?)…

Трудно не согласиться с тем, что…

Я бы, пожалуй, добавил еще, что…

Частичное согласие:

Я с этим согласен, но, с другой стороны…Безусловно, но с одной оговоркой…

С этим нельзя не согласиться, но…

Нельзя при этом забывать о том, что…

Это верно, однако…

По существу я согласен с (кем?), но с одной оговоркой: концепция (кого?) выглядит предпочтительнее других. Это так. Но для меня убедительнее подход, который предложил (кто?)…

Несогласие:

У меня есть возражение.

Это расходится с моим представлением о…

Я придерживаюсь противоположного мнения.

Позволю себе не согласиться с позицией (кого-либо).

Сомнение

Позволю себе усомниться в (абсолютной) справедливости Вашего высказывания.

Сомневаюсь, что это так, хотя…

Насколько я помню эту работу, в ней эти факты изложены несколько иначе.

это замечание не бесспорно.

Читайте также:  Близок тургеневу по способу изображения личности героя

Возможно, что я ошибаюсь, но мне кажется, что это…

Допускаю, что могу ошибаться, но…

Запрос информации, стимулирование собеседника к высказыванию, выражению своей позиции:

Не могли бы Вы сказать…

А что Вы подразумеваете под…

Интересно было бы узнать Ваше мнение о…

Не могли бы Вы ответить на несколько вопросов?

Мне хотелось бы узнать, во-первых…

А что Вы думаете о…?

Уточнение адекватности восприятия:

Неужели Вы думаете, что…?

Возможно, вы правы, но я хотел уточнить…

Если я правильно понял…

В начале обсуждения, возможно, имеет смысл уточнить, что мы понимаем под термином «…».

Ограничение активности собеседника:

Извините, я попросил бы вернуться к исходному тезису.

Минуточку, а нельзя ли более конкретно?

Простите, что я позволю себе вмешаться, но…

Этапы работы над рефератом

1. Выбор темы. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но, прежде чем сделать выбор, вам необходимо определить, над какой проблемой вы хотели бы поработать и более глубоко ее изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

3. Составление библиографии. Записи лучше делать на отдельных карточках. На основе карточек составляется список литературы.

Источник

Лекция №6.. Классификация способов изложения и видов текста

Классификация способов изложения и видов текста

Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных час­тей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский ана­лиз подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор. Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой струк­туры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведе­ния, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и струк­турная полнота и целостность. Выбор способа изложения дикту­ется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответствен­но три вида текста: повествование, описание и рассуждение(в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать дви­жение событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент.Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений.

Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычай­но разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествова­ние, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и дос­таточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большин­ство – имеют дело с материалами информационными, справочны­ми, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информа­ции. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении. Своё место в ней должно найти сообщение, структура которого обычно предопределена хорошо известной всем журналистам формулой – ответом на вопросы: что? где? ког­да?; информационное описание,которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существен­ных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение– выведение нового суждения из суж­дений известных, не осложнённое агитационными задачами. На­учно-техническая революция, интерес к проблемам социальным, небывалая общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых поня­тий и терминов, которые редактору надо уметь ввести в текст и оценить их целесообразность и точность. В связи с этим возник­ла необходимость специально рассмотреть такие тексты, в кото­рых раскрывается содержание понятий, даётся их определение и объяснение.

Система видов текста, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующим образом * :

Изобразительные виды текста Логизированные виды текста
повествование описание рассуждение объяснение
сообщение Информационное описание умозаключение определение

Структура текстов первого ряда типична для материалов убеж­дающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздейст­вие. Композиционные приёмы их организации близки к приня­тым художественной литературой. Здесь ясно прослеживается риторическая традиция, а отсюда закономерен подход к анализу формы «по закону читателя».

Во втором ряду – тексты информационных материалов прес­сы, официальных документов, научных публикаций. Для них ха­рактерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений. Предметом и повествования и со­общения служит событие, но сообщение не прослеживает ни дви­жения событий во времени, ни их развития. Описание и информа­ционное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе при­ёмов их построения, описания информационные строятся по оп­ределённой схеме. Умозаключение как вид текста в отличие от рассуждения, богатого по своим изобразительным и конструк­тивным возможностям, имеет в своей основе строгую логичес­кую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращённой формой – энтимемой.

Читайте также:  Как выбрать способ закупки по 44 фз схема

Определение раскрывает содержание понятий в обобщённой форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчётливое представление о предмете или явлении (фор­ма его свободна).

Следует подчеркнуть, что всё сказанное выше относится к мо­нологической форме изложения. Монолог как форма построения речи от первого лица наиболее обусловлен функционально в жур­налистском произведении. Он представляет основной массив пуб­лицистической речи как «организованная система облечённых в словесную форму мыслей». 3 Форма речи, для которой характерна смена высказываний двух (диалог) или нескольких (полилог) пер­сонажей, в текстах массовой информации присутствует обычно как включение в основной монологический текст. Исключение представляют лишь тексты интервью и бесед. Причём в матери­алах первого ряда диалог и полилог служат средством выра­зительности. Взаимодействие монологических и диалогических форм речи – актуальная проблема для редактора публицистичес­ких произведений.

2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Логические структуры повествования и описанияодно­типны. Их составляющие (узлы повествования и элементы опи­сания) равноправны, а связь между ними сочинительная. Для син­таксической структуры повествования характерна опора на гла­гольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наи­более отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие пре­кращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий. Эту функцию прошедшего времени совер­шенного вида отмечал В.В. Виноградов, говоря, «что оно толкает – по разным линиям или по прямому направлению – сюжет к развязке, к заключительному финалу. Прошедшее время совер­шенного вида, свойственное быстрому рассказу, повествованию, отличается динамизмом». 1

Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в про­шедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не слу­чайно одна из функций настоящего времени глагола в граммати­ке имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. Сошлёмся снова на наблюдения В.В. Виноградова: «. динамичность настоящего времени – не непосредственная, а композиционно-обусловленная. Оно совме­щает в себе и номинативную и семантическую функции. Вот почему даже надпись к картине может быть означена формой настоящего времени». 2 И тогда, когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть раз­личные глагольные формы, – они семантически близки к настоя­щему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их.

Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинатив­ных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.

В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы про­странственно-временных отношений, существующих в действи­тельности. Не случайно в старой риторической традиции было принято рассматривать повествование и описание как единство, «род слова». Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определённых условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, поя­виться их обрывы, могут включаться фрагменты, в которых опи­сываются результаты действия. В качестве основы текстовой конструкции может выступить и описание: «постоянное взаимодей­ствие повествования и описания создаёт возможность включить отдельный эпизод в более широкий контекст пространства и вре­мени, подводит к необходимости понять общий смысл отдельного события». 3 Однако психология создания автором этих видов тек­ста и психология восприятия их читателем различны, и это суще­ственно для редактора.

Повествование представляет собой, на первый взгляд, наибо­лее простой способ изложения. Не случайно, видимо, древнейшие образцы народного творчества – это в основном повествования, рассказы о событиях. Психологи установили, что дети, учась го­ворить, первую свою связную речь строят обычно как повество­вание. Педагогические методики учитывают это. «Первые темы, которые самым естественным путём пришли нам в голову, –свидетельствуют воспоминания преподавателей Яснополянской школы Толстого, – были описания простых предметов, как-то хле­ба, избы, дерев и т. п.; но, к крайнему удивлению нашему, требова­ния эти доводили учеников почти до слёз, и, несмотря на помощь учителя, они решительно отказывались писать на темы такого рода. Мы попробовали предложить описание каких-нибудь собы­тий, и все обрадовались, как будто им сделали подарок. Столь любимые в школах описания так называемых простых предме­тов – свиньи, горшка, стола – оказались, без сомнения, труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы».

В чём причина относительной сложности описания? При чте­нии мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента опи­сания к другому, но в результате этого поэлементного знаком­ства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

Читайте также:  Самый надежный способ обеспечения исполнения обязательств

Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем чита­телю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способ­ствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

Логическая и синтаксическая структуры информационных пуб­ликаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекват­ное действительности знание. Этому способствуют выработан­ные практикой стереотипы построения. Привычность, закреплён­ность формы и конструктивных приёмов помогают сконцентри­ровать внимание на фактическом наполнении материала.

Сообщениекак композиционно-речевая форма констатирует факт или представляет его как то, что должно обязательно свер­шиться. Задача отразить временные и пространственные отноше­ния, как в повествовании и описании, передать динамику смысло­вого развития, как в рассуждении, перед сообщением не стоит. Его логическая структура отражает лишь отношения общего и частного. Самый краткий вариант сообщения – одно распростра­нённое предложение, содержащее, однако, много сведений, и по­этому его синтаксическая структура обычно усложнена. Если в сообщение входит несколько предложений, они могут быть офор­млены как самостоятельные абзацы, но первая фраза всегда веду­щая, смысловой центр сообщения, остальные – зависимы от неё, хотя между собой равноправны. Связь между ними осуществля­ется через ключевые слова, часто их повтором.

Информационное описание– в научной, справочной, учеб­ной литературе выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Достаточно обратиться к любому справочному пособию или учебнику, чтобы убедиться в этом. Так, в описание реки будут включены сведения об её длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и т. д. В опи­сание города обязательно войдёт упоминание об его географичес­ком положении, количестве жителей, истории, достопримеча­тельностях. Последовательность этих элементов предопределе­на и логически обоснована, нарушать её не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечение инфор­мации из текста, помогают сопоставить данные с приведёнными в однотипных описаниях, легко запомнить их. Цель информаци­онных описаний в журналистских текстах – сообщить читателю новое знание, полезные сведения.

Рассуждение– самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограни­читься повествованием о событиях или их описанием. Не­посредственная реакция на то, что было увидено или почувствова­но им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явле­ниями, обобщить их, сделать вывод.

Логические и синтаксические особенности рассуждения пре­допределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс вы­ведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – «цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих сужде­ний необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». 5 Особенности логи­ческих, смысловых связей находят своё отражение и в синтакси­ческой структуре рассуждения. Если для описания и повествова­ния характерен синтаксический параллелизм, выражающийся в строении предложений, в подборе форм сказуемых, то основная единица «рассуждающей речи» – прозаическая строфа с цепной связью. 6 Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являюще­еся предикатом суждения, в следующем предложении повторя­ется. Таким образом синтаксическая структура рассуждения от­ражает движение, развитие, сцепление мыслей.

Временной план, соотнесённость сказуемых, которые обраща­ли на себя наше внимание при анализе описаний и повествова­ний, в рассуждениях играют второстепенную роль, главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли. Лин­гвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуж­дениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содер­жание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о собы­тиях или описать их.

Рассуждение, так же как повествование и описание, в тексте редко существует в «чистом виде». В публицистике оно всегда бывает осложнено включениями фрагментов других видов тек­ста, облегчающих читателю постижение подчас весьма сложной логической конструкции.

В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостными конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация так называемого «непонятно­го слова» (в текст введены слова профессиональной или диалек­тной лексики, архаизмы и т. п.).

Источник

Оцените статью
Разные способы