Технология поэтапного формирования умственных действий
Технология поэтапного формирования умственных действий
Просмотр содержимого документа
«Технология поэтапного формирования умственных действий»
Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории Петра Яковлевича Гальперина, Даниила Борисовича Эльконина, Нины Федоровны Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий.
Данная технология соответствует ФГОС НОО, т.к на этапе формирования ориентировочной основы закладываются условия активности ученика (субъекта познания) — особенно при третьем типе ориентировки, когда учащийся сам выделяет главные ориентиры (носители) будущего знания. Учащийся понимает не только то, что надо усвоить, но и как это можно сделать.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Данная технология соответствует этому критерию, т.к в основе данной технологии теория поэтапного формирования умственных действий.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
взаимосвязью его частей, целостностью.
Эта технология состоит из шести последовательных и взаимосвязанных этапов.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Центральное звено этой технологии – действие, как единица деятельности учения. П.Я.Гальперин выделил шесть этапов формирования умственных действий:
1-й этап – мотивационный. Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации.
2-й этап – составление схемы ориентировочной основы действия. Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.
3-й этап – формирование действия в материальной или материализованной форме. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия. Действие выполняется с преобразованным материалом: моделями, схемами, диаграммами, чертежами и т. п. (материализованная форма). При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.
4-й этап – формирование действия в громкой речи. Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.
5-й этап – формирование действия во внешней речи «про себя». Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.
6-й этап – формирование действия во внутренней речи.
Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика скоростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необходимо вернуться на один из предыдущих этапов). На последнем, шестом, этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».
Рассмотрим конкретно суть этапов формирования умственных действий на примере изучения темы «Прием сложения в случае □+4» ( 1 класс ) с шестилетними детьми.
1.Создание соответствующей мотивации учения означает создание потребностей в изучении данной темы, убеждение учащихся в необходимости этого. Соответствующая мотивация учения, в частности, может быть создана: 1) постановкой соответствующих учебных задач, 2) созданием проблемной ситуации, 3) использованием различных познавательных задач, задач практического характера и т.п.
Приступая к изучению данной темы мотивацию можно осуществить следующим образом:
1. Актуализация знаний:
1) Организует повторение таблицы сложения +2, +3.
2) Предлагает решить пример 5+4 без наглядных пособий и с объяснением.
3) Учитель: «Удобно ли каждый раз прибавлять по единице? А если 5+12?
1) Отвечают на вопросы в ходе устного счета.
2) Учащиеся умеют прибавить 4 на пальцах, палочками присчитыванием по 1. Теперь это запрещено. Они могут прибавить устно присчитыванием по 1: 5+4=5+1+1+1+1=9.
3) Ответа четкого нет. Возникает проблема: а как же быть?
2. Создание ориентировочной основы действия, т.е. подбор таких заданий, ориентируясь которых можно было бы изучить новую тему.
Основное требование на этом этапе — нужно повторить только тот материал, на котором базируется содержание нового и другие упражнения должны быть отброшены. Если уж они так нужны на уроке, то лучше их перенести на другой этап урока.
При изучении вышеназванной темы ориентировочная основа действий создается так:
1. Объявляет тему и мотивирует: «Мы повторим состав числа 3, сложение+3 и нужные рассуждения. Потом точно так же будем делать и со сложением 4».
2. Организует повторение состава числа 3.
3. Организует повторение сложения +3, используя его состав и рассуждения.
4. Закрепляет ориентир.
2. Отвечают: 3=1+1+1, 3=1+2, 3=2+1.
3. Дают ответы типа: «К 6 надо прибавить 3. Для этого к 6 сначала прибавим 2, получим 8 и прибавим 1, получим 9. Значит 6+3=9».
4. Хоровое повторение рассуждения.
В изучении математики ориентировочной основой действия могут служить:
1) ранее изученная тема, на которую опирается изучаемая тема и при котором обязательно сохраняются принципы математических действий;
2) опорная схема, таблица, карта, опыт и другие, используя которые учащиеся будут работать на следующем этапе;
3) межпредметные связи, когда ситуация в одной области объяснима, а в нашей ситуации требует дополнительного теоретического обоснования.
Ориентировочная основа может быть предложена в готовом виде, составлена или разработана совместно с самими учащимися. Выбор нужного варианта определяется содержанием изучаемой темы.
3.Этап материальных и материализованных действий, т.е. учащиеся выполняют действия в материальной форме (с реальными предметами) или в материализованной форме (с рисунками, схемами и др.) с развертыванием входящих в него операций.
Главным на данном этапе является то, что ученик сам работает с индивидуальными наглядными пособиями (дублирует учителя, работает по его указаниям и т.п.), если это требование не соблюдается, то данный этап выпадает из общего звена и, следовательно, поэтапного формирования умственных действий не происходит.
Отметим, что на этом же этапе параллельно начинается внешнеречевой этап (см. ниже.).
При изучения сложения □ +4 данный этап реализуется следующим образом.
1. Организует работу по изучению состава числа 4:
1) Положите перед собой 2 красных кружка.
2) Теперь положите 2 зеленых кружка.
3) Сколько кружков положили?
4) 4 кружка — это какие и какие?
5) Значит, из каких чисел состоит число 4?
6) Аналогичная работа для случая 4=3+1.
2. Организует изучение различных способов прибавления числа 4 по частям.
1. Учащиеся по просьбе учителя работают с индивидуальными кружками и отвечают на вопросы
1) Кладут 2 красных кружка.
2) Кладут 2 зеленых кружка.
3) Всего положили 4 кружка.
4) 4 кружка — это 2 красных и 2 зеленых.
5) 4 — это 2 и 2, 4 — это 2+2 и записывают в тетради.
6) Проделывают все то же самое.
2. Учащиеся аналогично работают с кружками, одновременно проговаривают свои действия (хором и индивидуально) и записывают в тетради.
На этом этапе возможны следующие варианты работы:
1) учащиеся работают наглядными пособиями под управлением учителя; дублирование действий учителя допускается только в тех случаях, когда они не могут работать самостоятельно;
2) учащиеся самостоятельно изучают тему, используя предложенные ориентиры;
3) учащиеся слушают объяснение учителя и работают
при этом предложенным ориентиром;
4) учитель проводит эвристическую беседу, организуя при этом работу учащихся по ориентирам:
5) совместное составление с учащимися различных схем, моделирование ситуации, опираясь на ориентиры;
6) самостоятельная работа учащихся по дополнительным источникам информации и создание своих моделей (схем, рисунков, чертежей, планов).
4. Внешнеречевой этап, т.е. все действия с предметом, рисунками и т.п. сопровождаются речью (вслух- индивидуально или хором) и доводятся до безошибочного выполнения.
Данный этап при изучении нашей темы выглядит так:
1. Проводит беседу по рисункам учебника (рисунки к составу числа 4, к примеру 6+4).
2. Проводит работу над запоминанием полных рассуждений при решении примеров 5+4, 3+4, 2+4.
1. Учащиеся рассказывают рисунок и повторяют сначала индивидуально, потом хором (можно наоборот):
а) 4 — это 2+2, 4 — это 3+1;
б) чтобы к 6 прибавить 4 сначала прибавим 2 и получим 8, потом прибавим еще 2 и получим 10.
2. Ученики объясняют проговаривая рассуждения хором или индивидуально (в различных сочетаниях).
На этапе внешней речи могут быть использованы, в частности, такие приемы:
1) хоровое проговаривание вслух определений, правил, фрагментов текста, практических действий и т.п. (если речь развита слабо) с переходом на индивидуальное проговаривание вслух (прием нужен особенно в младших классах);
2) использование комментированного управления с переходом на комментированное доказательство, когда ученик сначала воспроизводит ход своих действий и после обосновывает каждый свой шаг с использованием теоретических знаний;
3) воспроизведение вслух целого текста;
4) работа в парах, когда один ученик воспроизводит материал, а другой – контролирует по определенным образцам (записи в тетради, по конспекту, по книге и т.д.).
5. Внутреннеречевой этап — этап, когда все действия выполняются беззвучно, проговариванием про себя и доводятся до автоматизма, т.е. усваиваются.
На данном этапе учащиеся самостоятельно работают в тетради с печатной основой. Учитель контролирует их работу и некоторых учащихся просит повторить рассуждения вслух.
Всю деятельность учителя и учащихся на данном уроке в схематичной форме можно представить в виде следующей сводной таблицы 16:
Ориентировочная основа действий
1) Повторение таблицы сложения +2, +3.
2) Решить пример 5+4 без наглядных пособий и с объяснением (у учащихся возникает затруднение, т.е. проблема).
3) Объявляем тему.
4) Повторяем состав числа 3: 3=1+1+1, 3=1+2, 3=2+1.
5) Повторяем □ +3 используя его состав и повторяя рассуждение: «Чтобы к 6 прибавить 3 сначала прибавим 2, получим 8, потом прибавим 1 и получим 9.
Значит, 6+3=9″ и т.д.
Этап материализованных действий
2. Изучение новой темы:
1) Работа по изучению состава числа 4.
2) Разбор различных способов прибавления числа 4 по частям.
Этап внешней речи
1) Работа по рисункам учебника (состав числа 4, рисунки к примеру 6+4).
2) Работа над запоминание рассуждений типа «Чтобы к5 прибавить 4, сначала прибавим 2, получим 7, по том прибавим еще 2 и получим 9. Значит, 5+4=9» в ходе работы над упражнениями учебника.
Этап внутренней речи
4. Работа в тетради с печатной основой:
1) Арифметический диктант (N 1): раскрасьте желтым цветом числа, которые получаются от 2, 4, . прибавлением 4 (дети проговаривают про себя, при контроле — вслух).
2) Упражнения по повторению состава чисел (N 2).
3) Письмо цифр и примеров, записанных на доске (на пример, 3+4, 5+4, 1+4 и т.п.).
При проверке обратить внимание на правильность рассуждений!
Повторяем, используя правильные и полные рассуждения:
а) состав числа 4;
Необходимые дидактические игры учитель может вводить по своему усмотрению на 3-м этапе или же на последующих этапах.
Используя методику организации урока по аналогии с технологией поэтапного формирования умственных действий учитель может достичь ожидаемых результатов в развитии детей только при условии соблюдения всех этапов деятельности и соответствующих требований к ним.
Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.
Недостатки технологии поэтапного формирования умственных действий ‒ ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыследеятельных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.
Источник