Оперативно-служебная деятельность органов: виды, основы и принципы
Любое государство, так или иначе, имеет установленный аппарат управления в рамках прописанного законодательства, посредством которого осуществляется управленческая деятельность, распространяемая территориально на все уровни его функционирования. Соответственно, правительство каждого государства имеет в своем подчинении ряд министерств и служб, которые дают возможность своевременно и качественно реагировать на всевозможные процессы, происходящие внутри страны, а также реализовывать все необходимые мероприятия по обеспечению нормальной жизнедеятельности живущего в ней общества. Одной из важнейших задач подобного уровня является осуществление оперативно-служебной деятельности органов правопорядка и соответствующих структур государства. Что она собой представляет и каким значением обладает в жизни современного социума?
Понятие оперативно-служебной деятельности
Нынешняя жизнь полна всевозможных рисков и опасностей. К сожалению, современное общество спустя долгие годы эволюции так и не научилось жить в полном союзе и согласии. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно и ежесекундно где-то кто-то совершает преступление. Причем злодеяния совершаются различного характера: от мелкой документальной махинации до грандиозной аферы по ограблению одной из крупнейших банковских систем, от безобидной дворовой перепалки до преднамеренного умышленного убийства, от словесной клеветы до насилия со зверскими пытками и издевательствами. Страшно, но факт.
Как бы там ни было, социум нуждается в надежной защите своих прав, охране труда и собственной жизнедеятельности. Именно такого рода необходимость обусловливает обязательность функционирования уполномоченных органов обороны и правопорядка среди граждан, которые охраняются оперативно-служебной деятельностью МВД. Министерство внутренних дел, как неотъемлемый элемент структуры аппарата государственного управления, целиком и полностью направляет все свои действия на хранение правопорядка в социуме и защиту прав народа.
В чем же заключается конкретная суть оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (ОВД)? Это комплекс мероприятий и действий различных уровней иерархии исполнительных органов и спецслужб, в основе которых лежит оперативная (сыскная) деятельность, сопровождаемая работой смежных видов государственного служебного функционирования, а именно^ аналитического аппарата, информационного, кадрового, управленческого и прочих отделов государственного регулирования правоохранительной деятельности. Говоря проще, оперативно-служебная деятельность ОВД – это главный инструмент в масштабном механизме, выполняющем функцию охраны государством общества.
Особенности
Благодаря созданию единой системы охраны правопорядка, власти регулируют процессуальные отношения между гражданами и контролируют уровень существующей преступности, выполняя как профилактические меры, так и карательные. Принципиально важные особенности оперативно-служебной деятельности заключаются в наборе конкретных функций, которые выполняются соответствующими органами на каждом из уровней централизованной иерархической системы. Весь функциональный аппарат системы регулирования правоохранительных отношений сводится к нескольким основным, а именно:
- осуществление конституционного контроля и надзора – предполагается проверка соответствия законодательной базы в виде актов и норм конституции государства, то есть упор делается конкретно на соблюдение прописанных законом правил осуществления хозяйственной и процессуальной деятельности;
- свершение правосудия – имеется в виду функционирование юстиции как системы судебных учреждений с вынесением и исполнением конкретных судебных решений в рамках действующих мер наказания за конкретно совершенные преступления;
- ведение прокурорского надзора – характеризуется вневедомственным ведением наблюдения за выполнением норм закона в государстве и последующим принятием соответствующих мер к тем, кто имел неосторожность эти нормы закона нарушить;
- деятельность по расследованию правонарушений – осуществляется в рамках контроля соблюдения отдельными единицами и субъектами разных сфер функционирования прописанных законодательством нормативных положений касательно их труда, жизнедеятельности, прав и обязанностей;
- обеспечение должного уровня безопасности – выражается в комплексе организационных мер, которые направлены на профилактику, локализацию и ликвидацию угроз существованию и развитию жизнедеятельности отдельной личности, как единицы общества, самого общества и государства в целом, что является регулярной задачей и главным условием благополучия социального единства; достичь должного уровня безопасности государству помогает проведение политики по части создания и поддержания необходимого уровня защищенности всех объектов надзора;
- приведение судебных решений к исполнению – имеется в виду осуществление пенитенциарной службой приведения приговоров в исполнение касательно судебных решений, вынесенных по конкретному делу специалистом-судьей; иными словами, данная уголовно-исполнительная система осуществляет меры по лишению свободы за совершенные преступниками деяния;
- ведение оперативно-розыскной деятельности – проявляется в организации оперативных групп квалифицированных специалистов, работников оперативного отдела правоохранительных органов, которые обязуются вести сыскную работу и поисковые мероприятия по части преступной деятельности;
- соблюдение охраны общественного порядка – выполняется посредством внедрения на областных, городских, районных и местных участках патрульных, административных, дорожных, налоговых инспекций для проведения контроля за соблюдением общественностью законодательных норм;
- юридическая помощь – предполагает, что каждый гражданин общества имеет право на юридическую защиту в суде или на консультацию юриста касательно вопросов имущества, владений, покушений, правонарушений, совершенных против гражданина или совершенных гражданином, то есть на юридическую помощь вправе рассчитывать каждый;
- предупреждение правонарушений – выступает в роли работы соответствующих органов, направленной на предотвращение комплекса социальных явлений, совместное действие которых провоцирует возникновение преступной деятельности.
Принципы
Говоря о принципах оперативно-служебной деятельности МВД как главного органа контроля и надзора за правопорядком и охраной правовых взаимоотношений в обществе, можно разделить их условно на две группы – общие и частные. Общие принципы, как основополагающие, исходные положения, вытекающие из закономерностей общественного развития, подразумевают модель поведения соответствующих органов над всеми направлениями их работы. А частные принципы носят конкретную направленность в оперативно-служебной деятельности ОВД, то есть их суть предполагает более узкий круг функционирования. В целом эти две группы предопределяют начало и первооснову работы контролирующих и управляющих органов, а также несут в себе идеи и правила, в соответствии с которыми осуществляется их практическая работоспособность.
Так, общие принципы направлений деятельности оперативно-служебной системы государства включают в себя следующие:
- уважение прав и свобод человека и гражданина – подразумевает соблюдение положений Конституции и норм международного права, основываясь на строгом следовании всех сотрудников правоохранительных органов правам и свободам любого представителя общества;
- законность – основой любого действия представителя правопорядка является закон и неуклонное ему следование;
- беспристрастность – несмотря на всевозможные личные убеждения, принципы, родственные связи, сочувственность и прочие моменты, которые могут помешать объективному выполнению служебного долга, представители правопорядка ни в коей мере не должны обладать предвзятым отношением или, наоборот, расположением к тому или иному субъекту правонарушения;
- открытость и публичность – законодательно предусмотрено закрепление обязательности предоставления информации СМИ правоохранительными органами в рамках определенного уровня открытости (засекреченная в целях следствия информация, разумеется, сюда не относится);
- общественное доверие и поддержка граждан – полиция, судейская система, юридические структуры и прочие органы правопорядка и регулирования общественных отношений должны работать на социум, всячески своими действиями демонстрируя службу народу и доказывая приверженность ему;
- взаимодействие и сотрудничество – предполагает согласованность всех сил и средств, применяемых для задержания преступников, устранения незаконных вооруженных формирований в интересах следствия и успешного выполнения поставленной перед органами миссии к выполнению.
Перечень общих принципов в работе рядовых и специальных служб служит фундаментом качественной работы органов на результат.
В то же время частные принципы основ оперативно-служебной деятельности, функционирующие по конкретным направлениям, представлены следующими:
- конспирация – система продуманных действий и методик, разработанных специально для осуществления оперативно-розыскной деятельности, предполагает обязательное хранение в тайне тактических приемов и стратегических шагов в продвижении к раскрытию конкретного дела;
- совмещение гласных и негласных методик и способов работы – комбинация из разглашаемой и неразглашаемой информации с целью проверки и перепроверки полученных в ходе расследования данных способствует более тщательной сыскной работе и получению более достоверных результатов;
- скрытность – в определенных рамках проведения оперативно-сыскной деятельности присутствуют информационные данные и люди (работники спецслужб, подставные лица-«приманки» и прочие сотрудники), внедряемые в преступные структуры и группировки с целью выявления необходимых сведений и последующего обезвреживания преступного банд-формирования;
- дезинформация – действенный оперативный метод по распространению сотрудниками правоохранительных органов ложной информации с целью введения в заблуждение преступных организаций и их представителей, что побуждает их к опрометчивым действиям, способствующим их дальнейшему разоблачению.
Таким образом, на основании действующих принципов, как общих, так и частных, осуществляется работа главнейшего правоохранительного института государства. На них базируется вся оперативная деятельность служебных подразделений, отдельных округов и всей централизованной структуры службы в целом.
Любое подразделение управленческого аппарата делится на отдельные структурные разветвления по конкретным направлениям. Аналогично происходит и с оперативно-служебной деятельностью: виды всевозможных работ, проводимых органами представителей власти и правопорядка на различных уровнях функционирования, в своей отраслевой классификации многогранны. Условно можно разграничить данную сферу на несколько блоков, включающих конкретные мероприятия по защите человеческих прав и свобод , а также по борьбе с правонарушениями различных форм воздействия. Ввиду этого виды оперативно-служебной деятельности распределяются внутри конкретного рабочего аппарата.
- Оперативно-розыскные работы – мощный блок, функционирующий в противодействии с преступным миром и существующими на территории государства бандформированиями. Включает в себя такие разновидности оперативно-служебной деятельности, как опрос свидетелей, дознание, интервьюирование очевидцев, поиск образцов для сравнительного анализа, проверочная закупка, обследование причастных к делу предметов и документации, наблюдение, исследование личности, обыск движимости и недвижимости, контроль связи и оповещений в социальных сетях, «прослушка» телефонных разговоров, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и прочие.
- Криминалистика и судмедэкспертиза – предусматривает комплекс мероприятий по работе с местом преступления и телами пострадавших (погибших). Проявляется в осмотре вещественных доказательств, их анализе, лабораторном обследовании, вскрытии трупов, выявлении точного времени и причин смерти убитого (погибшего).
- Прокуратура – емкая система, основным функционалом которой является сбор доказательной обвинительной базы против совершившего преступление подозреваемого. Сюда входят такие направления оперативно-служебной деятельности, как выявление нарушений закона, установление виновных лиц, принятие соответствующих мер касательно них, подготовка грамотных юридических основания для свершения правосудия.
- Судебная система – включает работу по организации процессов после проведения органами следственного комитета всех видов возложенных на них работ, а также после выдвинутых прокуратурой обвинений подозреваемому в совершении конкретного преступления. Судебная система, как вид оперативно-служебной деятельности органов правопорядка и свершения закона, выполняет свои функции посредством судебных заседаний, принятия информации от сторон – прокуратуры и адвокатуры, назначенных слушаний, обсуждений вердикта с присяжными, непосредственного вынесения приговора.
Направления
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности любого общества правительству необходимо предусмотреть формирование соответствующих органов, которые могли бы стать блюстителями правопорядка и охраны прав человека и максимально защищать его от правонарушений различного рода. В этом ключе предусмотрено подразделение оперативно-служебной деятельности по направлениям. Существует три основных разветвления в направлениях аппарата правозащитных органов, которые работают на благо социума: полиция, юстиция, следственный отдел.
Полиция – один из органов оперативно-служебной деятельности, который предусматривает административно-методический подход к фиксации правонарушений и документировании происходящих отклонений от закона. Административный блок правоохранительных органов включает в себя такие основные органы, как:
- дорожно-патрульная служба;
- патрульно-постовая служба;
- государственная автомобильная инспекция;
- участковые объекты полиции;
- таможенная полиция;
- пограничная полиция.
Юстиция – сектор оперативно-служебной деятельности, итогом работы которого является юридическая защищенность пострадавшей стороны и понесение соответствующего наказания преступной стороной. Противоборство блюстителей закона с преступными бандформированиями имеет обязательную юридическую подоплеку, органами-представителями которой являются:
- адвокатские бюро (адвокатура);
- обвинительное представительство – прокуратура;
- судебные приставы;
- служба вынесения наказаний.
Следственный отдел – это направление в организации оперативно-служебной деятельности, которое включает в себя систему доказательных мероприятий, сыскной работы, действий, направленных на поиск и выявление обстоятельств конкретного дела. Его цель – свершение правосудия, а также защита прав невиновных и понесение наказания виновными. В органы данного блока входят:
- следственный комитет;
- федеральная служба безопасности;
- министерство внутренних дел;
- отделы и подразделения спецслужб.
Итоги
Как уже говорилось ранее, одним из принципов, которым руководствуются органы власти и правопорядка по результатам оперативно-служебной деятельности за определенный период времени, является открытость и публичность информации. То есть, вся работа, которая проводится в рамках государственной службы конкретными органами, имеет место в перечне размещаемой на официальном сайте МВД статистических данных. В этой информации об итогах оперативно-служебной деятельности отображается тенденция роста или спада преступности в том или ином районе государства, на том или ином территориальном участке. Фиксируется уровень раскрытых преступлений в количественном и процентном соотношении, и сроки, которые берутся за основу анализа. А также предоставляется много другой обширной информации, которая позволяет судить об уровне работоспособности соответствующих органов и подводить итоги оперативно-служебной деятельности их структурных подразделений, а именно:
- результаты исследования источников внешней среды, влияние социально-экономических процессов на состояние преступности;
- состояние и эффективность сотрудничества с органами местного управления, общественным советом при окружном МВД, другими правоохранительными органами в решении задач по обеспечению правопорядка;
- характеристика криминогенной обстановки в конкретном районе;
- уровень преступлений против личности;
- уровень преступлений против собственности;
- предупреждение экстремистских проявлений;
- борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия;
- защита экономики от преступных посягательств и противодействие коррупции;
- раскрытие преступных деяний и расследование совершенных преступлений;
- охрана общественного правопорядка;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- административная практика;
- профилактика правонарушений;
- организация работы в сфере миграции;
- выводы и предложения касательно дальнейшей трудовой деятельности соответствующих служб.
Регламентация
Как и любая деятельность, работа органов правопорядка регламентируется соответствующими законодательными актами, нормами, правами. Правовые основы оперативно-служебной деятельности можно распределить на два иерархических уровня: регламентация глобального значения на уровне государства и местный правовой регламент в структурном подчинении централизованного аппарата. На высшем уровне подчиненности органы правопорядка и блюстители закона апеллируют в своей работе следующими законами РФ:
- «О полиции».
- «О судебной системе РФ».
- «О статусе судей в РФ».
- «О Конституционном суде РФ».
- «Об арбитражных судах в РФ».
- «О прокуратуре».
- «О безопасности».
- «Об органах ФСБ в Российской Федерации».
- «О внешней разведке».
- «О федеральных органах правительственной связи и информации».
- «О государственной охране».
- «О федеральных органах налоговой полиции».
- «О внутренних войсках МВД РФ».
Если же говорить о частных нормативных документах, которыми руководствуются в своей деятельности различные подразделения правоохранительных органов на местном уровне подчиненности, то они включают более широкий спектр всевозможных документов распорядительного характера.
- Акты, регламентирующие оперативно служебную деятельность – содержат перечень информации частного характера, применимого более к территориальным округам конкретного района. Это могут быть, в первую очередь, указы президента, регламентирующие деятельность МВД, положения об отделах министерства внутренних дел в конкретной области, акты о социальных гарантиях органам внутренних дел.
- Приказы оперативно-служебной деятельности – сюда относятся всевозможные распоряжения, разработанные правительством, способствующие функциональному выполнению поставленных перед органами правопорядка задач. Например, в них входят: приказ об утверждении кодекса этики представителей органов МВД, приказ об организации научного обеспечения и применения опыта в подготовке квалифицированных кадров, приказ об организации информационно-аналитической работы и планирования ОСД органов внутренних дел, приказ о дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения, приказ о морально-психологическом обеспечении и прочие.
Психологическое обеспечение
Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности занимает особое место в перечне документов, регламентирующих деятельность соответствующих сотрудников в отделах правопорядка. Исходя из того, что одним из самых важных направлений в функциональном значении органов внутренних дел является контакт с представителями общества — с народом — всевозможные изменения, реформации и решения не возымеют эффекта без должной степени внимания к профподготовке кадрового штата, его перепрофилированию и модернизации, обусловленной реалиями нынешнего времени и переменами в социуме. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности предусматривает формирование, поддержание и восстановление эмоциональной и психической стабильности личного рабочего состава сотрудников полиции, обусловливающего качественную работу по выполнению оперативно-служебных задач. Оно предопределяет динамику воспроизведения морально-нравственных черт характера и тех качеств личности работников внутреннего аппарата МВД, которые выражают их реальное отношение к происходящему, а также повышают степень служебной активности, уровень подготовки и способность выходить из самых непредсказуемых ситуаций, которые могут произойти на задании. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности предполагает устройство благоприятствующих работе подразделений факторов, а именно:
- готовность трудиться в органах на результат;
- устойчивость к влиянию психотравмирующих факторов;
- эмоционально стабильный климат в служебном коллективе;
- воспитательная работа;
- формирование профессиональных качеств;
- создание условий в обществе для эффективного проведения оперативных мероприятий;
- социальная работа по просвещению и культурному познанию;
- дисциплинарная работа.
Перед тем как приступить к выполнению задания, каждый сотрудник правоохранительных органов и органов правопорядка должен быть морально и психологически подготовлен к тому, на что он идет.
Моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности
Для того чтобы качественно выполнять свою работу, быть ориентированными на результат, понимать, какие могут ожидать их ситуации и исходы операций, работники полиции и оперативники спецслужб проходят специальную профилирующую подготовку, в ходе которой происходит моделирование возможных ситуативных вариантов служебной деятельности. Примечательно, что построение модели в труде оперативников – это ответственный момент в системе отображения реальности возможных факторов, которые могут сложиться в ходе проведения расследования. Благодаря инсценировке предполагаемого развития событий на специальном оперативном задании, воспроизводятся существенные признаки модели поведения потенциального преступника, что в процессе обучения дает не только новые знания об угрожающем объекте, но и позволяет сформировать практические навыки в реальной оперативной обстановке. Поэтому нельзя не отметить важность и значимость такой составляющей в подготовительной базе оперуполномоченных специалистов, как инсценировка поведенческой модели преступника или сопутствующих криминальному делу обстоятельств.
Тактика применения оружия
Еще одним важнейшим аспектом осуществления трудовой деятельности органами правопорядка является тактика применения оружия в оперативно-служебной деятельности. Это так называемый комплекс мероприятий, мер и способов оптимального и наиболее эффективного использования боевых приемов, а также свойств огнестрельного оружия, используемого в случае устранения грозящей личности или обществу опасности.
Немаловажным фактом является то, что такая система функционирует исключительно в соответствии с законодательством и установленным порядком его применения в складывающихся обстоятельствах. Вырабатывается данная тактика на основании законодательства и с учетом всех возможных особенностей ситуативного характера. Так, предусмотрена возможность использования тактики применения огнестрельного оружия в случаях:
- нападения на граждан;
- опасности для жизни или здоровья граждан, которая возникла в результате человеческого вмешательства;
- штурма на захваченном террористами объекте;
- освобождения заложников;
- отражения нападения на сотрудника полиции с целью овладения его оружием;
- отражения нападения на жилищные или государственные объекты;
- отражения нападения на полицейский конвой.
Соответственно, если сотрудник полиции применил оружие не по назначению, или ситуация не предусматривала вмешательство действиями с его применением, он также несет уголовную ответственность и его дело рассматривается с доскональным изучением всех обстоятельств, обусловивших инцидент.
Источник