- Урок по русскому языку по теме:«Дополнение. Способы выражения дополнения» (8 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Урок по русскому языку по теме:«Дополнение. Способы выражения дополнения» (8 класс)
Урок русского языка
«Дополнение. Способы выражения дополнения»
Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.
— научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;
— распознавать трудные случаи выражения дополнения (отличие И.п. от В.п., дополнение, выраженного инфинитивом от сказуемого, выраженного инфинитивом);
— формировать коммуникативные навыки у уч-ся;
— развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: частично – поисковые.
Оборудование и средства: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, карточки на печатной основе.
Оформление доски: число, классная работа, тема урока, таблица, презентация.
Повторение изученного по теме.
Работа со словосочетаниями.
Изучение новой темы.
Организационный момент. Приветствие.
Д = записываем число, классная работа.
Тему урока пока не пишем. На доске на магните перевернутый обратной стороной лист с напечатанной темой.
(на доске и на карточках)
Задание : вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных словосочетаниях вид связи.
С тяжелой ношей (согл-ие)
Иду по шоссе (упр-ие)
Шорох и шепот (сочин-ое)
Старичок шел (не слов-ие, подлеж-ее и сказ-ое)
Течет далеко (прим-ие)
Жесткой щеткой (согл-ие)
Чешут челку (упр-ие)
Чертит хорошо (примык-ие)
Семьдесят семь (не слов-ие, числит-ое)
Один из десяти (цельное)
Изучение новой темы.
Тополь перерос клен.
Облако закрыло солнце.
Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.
— Какие возникли трудности, при определении главных членов и второстепенных?
— Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?
— Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?
— На что обращать внимание?
Учитывать смысл предложения.
Обращать внимание на порядок слов в предложении.
-Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу)
Сравним: Книга переросла книгу.
Книга закрыла книгу.
— Какие из представленных членов предложения мы с вами уже изучили?
— Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь? (верно, о дополнении)
Переворачиваю лист на доске.
Объявление цели, задач урока.
Сегодня на уроке мы обобщим имеющиеся знания о дополнении, узнаем новые способы выражения дополнения, научимся правильно определять способы выражения дополнения, поучимся составлять предложения с разными способами выражения дополнения.
И теперь для того, чтобы нам пойти дальше, мы должны вспомнить материал по уже изученным темам.
5. Фронтальный опрос. Актуализация знаний.
— На какие 2 группы делятся все члены предложения?
(главные и второстепенные)
— Назовите главные члены предложения?
— В чем особенность главных членов предложения? Для чего они нужны? Может ли существовать предложение без главных членов?
(нет, т.к в них заключен смысл предложения).
— Какие члены предложения входят в группу второстепенных?
(определение, обстоятельство, дополнение)
— Какую роль в предложении играют второстепенные члены? (распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее)
— Дайте определение дополнению как члену предложения.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий лицо, предмет, понятие или явление, отвечает на вопросы косвенных падежей существительного кого? чего? кому? чему? кого? что? и др.
— Чем может быть выражено дополнение?
На доску — карточку — заголовок «Способы выражения дополнения».
Откроем учебник «Теория», параграф №177, прочитаем.
При чтении параграфа обратите внимание на способы выражения подлежащего.
Заполним таблицу на доске и на листах, которые находятся у вас на партах.
А) сначала — левую часть таблицы
Надежда на счастье
3.Имя прилагательное, причастие в значении существительного
Не вернуть потерянного
5. Цельное словосочетание и фразеологизм
Выпил стакан сока
Думал о каждом из нас
Искал ахиллесову пяту
Б) затем — правую часть таблицы примерами со следующего слайда
Думал о каждом из нас, не вернуть потерянного, пишу письмо, знал что – то, приказал уйти, искал ахиллесову пяту, звоню ему, надежда на счастье, дал подумать, выпил стакан сока.
Слайды № 7 – 9 «Разминка»
( на доске и на карточках)
Задание: найдите в предложениях дополнения, определите, чем они выражены.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой.
Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
Ему велено было атаковать Фоминское.
Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу – бу – бу».
Евгения начала выбирать из грибного мусора ягоды.
Я тебя заставлю встать.
— Как определить, чем является глагол, частью сказуемого или инфинитивом?
Глаголы, входящие в сказуемое, обозначают действие одного лица – подлежащего.
Он продолжил бежать кросс.
Глагол – дополнение относится к другому лицу.
Он предложил нам вернуться пораньше.
Глагол — дополнение можно заменить существительным.
Гостю предложили поесть (еду).
(на доске и на карточках, выполняют в тетрадях)
Задание: определите, входит инфинитив в составное сказуемое или является дополнением.
1 – инфинитив входит в состав сказуемого
2- инфинитив – дополнение
Я хочу рассказать о своем проекте.
Вы меня просили рассказать о моем проекте.
Мы можем выполнить задание в срок.
Николай Иванович намерен поехать на Урал.
Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.
Мастер требует сдать объект к концу месяца.
Отец разрешил нам с братом кататься на лыжах.
Я хочу послушать любимую кассету.
9. Слушатели просили исполнить последнее сочинение композитора.
Код: 1-1, 2-2, 3-1,4-1, 5-2,6-2, 7-2, 8-1, 9-2
— Где допустили ошибки?
— В каких предложениях было трудно определить дополнение?
(на доске и на карточках)
(если не успеем, то задать домой)
Составьте предложения с данными словами, чтобы они в одном случае выступали в роли главного члена предложения, в другом – в роли дополнения.
Рассказ мне понравился. – Я прочитал рассказ Бунина.
Она красивая девушка. – Я пришла к ней в гости.
Отдыхающие загорали на берегу. – Ведущий обратился к отдыхающим с вопросом.
Я решил вернуться домой. – Мне разрешили вернуться в класс.
Три яблока лежали на столе. – Мы разделили три яблока на всех.
11. Итоги урока. Рефлексия.
— О каком члене предложения мы сегодня говорили?
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Чем может быть выражено дополнение?
— Как отличить дополнение от подлежащего?
— Как определить, чем является инфинитив, частью составного сказуемого или дополнением?
— Возникали ли у вас сегодня трудности при выполнении заданий? Если да, то с чем они связаны?
Д = «Теория» параграф №177, №18 (обстоятельство)
На карточках напечатаны 2 задания.
В записанных предложениях определите, каким членом предложения является глагол – инфинитив.
Я начал разыскивать потерянную клюшку.
С утра мы решили заняться делом.
Врач запретил мне читать лежа.
Мать велела поставить чайник.
Не стану описывать мое состояние.
Ему велели много гулять.
Наташа попросила проводить ее.
Нам советовали купаться в бассейне.
Выполните синтаксический разбор предложений.
И тут все услышали пронзительное «мяу – мяу»!
На тарелке лежали три апельсина. К ним добавили еще два.
Никак не удавалось найти ахиллесову пяту противника.
Сегодня мне предложили занять новую должность.
После уроков учитель обычно занимается с отстающими.
Для участия в конкурсе мы должны выбрать одного из самых лучших музыкантов.
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных словосочетаниях вид связи.
Сем .. десят семь
2. Опираясь на материал параграфа, заполним левую часть таблицы, отвечая на вопрос, чем может быть выражено дополнение?
Способы выражения дополнения
Б) Заполните таблицу примерами (правую часть)
Думал о каждом из нас, не вернуть потерянного, пишу письмо, знал что – то, приказал уйти, искал ахиллесову пяту, звоню ему, надежда на счастье, дал подумать, выпил стакан сока.
3. Задание: найдите в предложениях дополнения, определите, чем они выражены.
1. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой.
2. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
3. Ему велено было атаковать Фоминское.
4. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу – бу – бу».
5. Евгения начала выбирать из грибного мусора ягоды.
6. Я тебя заставлю встать.
Задание: определите, входит инфинитив в составное сказуемое или является дополнением.
1 – инфинитив входит в состав сказуемого
2- инфинитив – дополнение
Я хочу рассказать о своем проекте.
Вы меня просили рассказать о моем проекте.
Мы можем выполнить задание в срок.
Николай Иванович намерен поехать на Урал.
Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.
Мастер требует сдать объект к концу месяца.
Отец разрешил нам с братом кататься на лыжах.
Я хочу послушать любимую кассету.
Слушатели просили исполнить последнее сочинение композитора.
Составьте предложения с данными словами, чтобы они в одном случае выступали в роли главного члена предложения, в другом – в роли дополнения.
Задание №1. « Теория» параграф №177, №18 (обстоятельство)
В записанных предложениях определите, каким членом предложения является глагол – инфинитив.
Я начал разыскивать потерянную клюшку.
С утра мы решили заняться делом.
Врач запретил мне читать лежа.
Мать велела поставить чайник.
Не стану описывать мое состояние.
Ему велели много гулять.
Наташа попросила проводить ее.
Нам советовали купаться в бассейне.
Задание №3 (повышенный уровень сложности).
Выполните синтаксический разбор предложений.
И тут все услышали пронзительное «мяу – мяу»!
На тарелке лежали три апельсина. К ним добавили еще два.
Никак не удавалось найти ахиллесову пяту противника.
Сегодня мне предложили занять новую должность.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 322 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-804571
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник