33. Цели и средства в политике
Политика является целенаправленной деятельностью, которая пользуется для достижения намеченных целей соответствующими средствами.
Целью в политике называют идеальный, желательный результат, ради которого и осуществляется политическая деятельность.
Цели политики можно классифицировать по общим, родовым, признакам:
1) по их значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства народного доверия);
2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологические, политико-юридические и др.;
3) по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные (для конкретного политического процесса);
4) по сферам политической деятельности: внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п.
Средствами в политике называют инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты.
В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия, популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и т. д.
Цели могут быть жесткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результата, и мягкими (умеренными), использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Цели и средства взаимозависимы, и между ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют ее основные параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов.
Умение соизмерять цели и средства, использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей — в этом и заключается искусство политики.
И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которых можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.
Источник
Политология. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Политология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
- 1. Сущность политики как общественного явления
- 2. Политология в системе социальных и гуманитарных наук
- 3. Структура политики и ее функции
- 4. Мораль и политика
- 5. Цели и средства политики
- 6. Субъекты и объекты политических отношений. Функции и методы политологии
Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Цели и средства политики
1. Большое значение в реализации политики имеет соотношение цели и средств. Цель — это мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, носит конкретный характер. Цели общества и государства имеют общий характер, так как они должны отвечать интересам большого числа людей.
2. Но в политике наряду с общими целями существуют и более конкретные, или промежуточные, цели, например создание эффективной системы управления обществом, разработка и принятие необходимых законов и т. д. В демократически организованном обществе основными целями политики являются согласование общих и частных интересов всех членов общества; поддержание правопорядка в обществе и урегулирование возникающих конфликтов; управление общественными делами; содействие в распределении общественных ресурсов; защита членов общества от угрозы извне. Но бывает так, что сама политическая власть является основной целью для различных политических сил, и люди, обладающие властью, используют ее как средство для удерживания власти и достижения иных корыстных целей.
3. Средства в политике — это особые инструменты, методы, ресурсы, с помощью которых достигаются намеченные политические цели. В качестве средств в политике могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж и др.
4. В современной политике большое значение имеют средства массовой информации (СМИ). Они дают политикам огромные возможности для того, чтобы манипулировать общественным сознанием и достигать своих целей. Проблема соотношения целей и средств в политике была актуальной во все времена. Часто политики для достижения своих целей использовали самые жестокие средства. Многие политики руководствовались постулатом Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства». Но это крайности.
5. В целом же перед любым политическим лидером, политической элитой постоянно возникает проблема выбора: как достичь намеченных целей и при этом не использовать безнравственные средства. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо исходить из соизмеримости целей и средств и не вдаваться в крайности. Главными механизмами, способными ограничить применение безнравственных средств и методов в политике, являются действенный контроль над исполнительной властью со стороны законодательных и судебных институтов, политических и общественных организаций гражданского общества и неотвратимость наказания за совершенные политические преступления.
Источник
Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения.
Политическая деятельность — это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления её к своим интересам, идеалам и ценностям.
Цель деятельности — это её предвосхищенный результат, его идеальная модель, создаваемая субъектом в своем сознании.
Средства политической деятельности — это то, что преобразует предмет деятельности в её продукт (результат) или то, что созидается. Для каждого вида деятельности характерны соответствующие средства.
Опасность политического экстремизма
Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).
Рост экстремизма — серьезная угроза стабильности и общественной безопасности.
Международный терроризм(как одно из направлений современного экстремизма) – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей, затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
Политический режим.
Политический (государственный) режим — способ функционирования государственной власти. Совокупность характерных для определённого типа государства политических отношений.
Типология политических режимов.
Политические режимы отличают по:
•Методам осуществления власти,
• Источнику власти (в чьих интересах осуществляется),
• Степенью политической свободы в обществе и состоянием правового статуса личности,
• Открытостью или закрытостью элит (со стороны социальной мобильности)
Источник
Цель и средства в политике
Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Цель и средства в политике» в других словарях:
цель — 2.42 цель (target): Ресурс, к которому субъект запрашивает доступ. Примечание Важность цели моделируется в настоящем стандарте как набор атрибутов, представленных либо атрибутами в нотации ASN.1, либо элементами XML. Источник: ГОСТ … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Стратегия и тактика в политике — уровни планирования и управления политическим процессом. Стратегия формируется как общая цель движения и общие принципы и способы ее достижения и реализуется через идеологические теории, манифесты, общие программы политических партий и элит.… … Политология. Словарь.
Целеполагание в политике — исходный пункт политической технологии, заключающийся в формулировании основных задач, установок, конечных результатов, ради достижения которых предпринимаются те или иные действия. Целеполагание является важнейшим элементом в теории политики … Политология. Словарь.
ПОЛИТИКА — (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия
НАСИЛИЕ — общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация… … Философская энциклопедия
Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия
Этика — I. Предмет этики и ее основные направления. II. Исторический очерк этических учений. III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ήθος нрав) или мораль (от лат. mos нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Нрав — Этика (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος этос, «нрав, обычай») исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области … Википедия
Нравы — Этика (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος этос, «нрав, обычай») исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области … Википедия
Философия морали — Этика (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος этос, «нрав, обычай») исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области … Википедия
Источник
Цели и средства в политике
По своей природе политика является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения желаемых целей и результатов определенные средства и методы. В научной литературе цели политики определяются как идеальный, желательный результат, ради которого осуществляется политическая деятельность.
Политическая цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты и который является побудительным мотивом их деятельности. Цель в политике, кроме мотиваци-онной, выполняет и организационную, мобилизационную функцию. Другая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлении людей к лучшей жизни, благосостоянию.
Цели политики разделяются по различным основаниям. Так, по их значению цели могут быть частными и общими, минимальными (формирование правительства) и максимальными (достижение справедливости, всеобщего равенства). По содержанию политики цели делятся на социальные, экономические, идеологические, экологические, политико-юридические и др. По очередности цели могут быть ближайшими, промежуточными, более отдаленными, конечными (для данного политического процесса). Возможны классификации целей по социальным, партийным, классовым, личным и другим признакам. Их перечисление не имеет практического смысла, ибо они по существу бесконечны. Политика в известном смысле — это «царство целей».
Средства политики представляют собой инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. Это совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо общественных сил, включая и саму власть.
Средств политики много. Это пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, борьба за голоса избирателей, популистские обещания,критика соперников, запугивание людей и т.д. Они могут быть жесткими и мягкими, насильственными и ненасильственными. В качестве средств политики используются культурные, этические нормы, традиции, вера, доверие, надежда, энтузиазм, общественные настроения. В принципе, многие, если не любые, общественные явления и события могут обрести политический смысл и стать средством политики, хотя бы временным. Искусство политики и состоит в умении использовать их или, наоборот, не допустить их политического использования, если они нежелательны.
Методы политики представляют собой способы политического воздействия. В зависимости от отношения к существующему социально-политическому строю методы могут быть разделены на революционные, реформистские и консервативные. Принято также выделять насильственные и ненасильственные методы, убеждение и принуждение. В зависимости от взаимоотношений внутри правящих групп выделяют диктаторские, авторитарные, демократические методы осуществления власти. В каждой конкретной политической ситуации сочетаются разнообразные методы и приемы.
Вопрос о взаимовлиянии целей и средств в политике рассматривается, как правило, в зависимости от их нравственной оценки. Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основные позиции:
1) характер политики определяется ее целью (в основе такой политики лежит
тезис «цель оправдывает средства»);
2) используемые средства оказывают приоритетное влияние на нравственность
политики;
3) как цели, так и средства одинаково важны для гуманной политики, и они
должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.
В рамках первого подхода наиболее детальное теоретические оправдание тезис «цель оправдывает средства» получил у католического ордена иезуитов, основанного в 1534 г. в Париже и существующего до сих пор. Эта воинствующая организация, построенная на жестком централизме, железной дисциплине, обязательном взаимном шпионаже, использует любые средства для утверждения своей веры. Теоретики этого ордена создали целую систему иезуитской морали, Построенной на оправдании любого преступления, в том числе развязывания ядерной войны, высокой религиозно-нравственной целью.
В мире современной политики широко распространены ложь, утаивание информации, манипулирование сознанием людей, обман, что многими политиками считается вполне допустимым, хотя общественное мнение относится к этому отрицательно. Многие политические преступления (несправедливые войны, массовый террор, кровавые перевороты и другое прикрывались великими, с точки зрения их творцов, целями, сулящими благо если не всему человечеству, то своей нации, этносу, классу, стране.
Думается, что позиция «цель оправдывает средства» исходит во многом из того, что эти цели определяет не народ, а политическая элита, партийные лиде-ры, стремящиеся достичь этих целей любой ценой, в том числе и ценой жизни тех людей, ради счастья которых вроде бы и провозглашались эти цели. Потому возникает вопрос о праве политиков, революционеров и других борцов за на- родное, национальное и иное счастье провозглашать эти цели от имени всего I народа. Видимо, в известной мере прав был известный немецкий социал-демо- ‘] крат Э. Бернштейн, провозгласивший в начале XX в., что «конечная цель — ничто, движение — все». Жизнь показывает, что политикам надо быть весьма осторожными с провозглашением целей, особенно «эпохальных», ибо их реализация может потребовать и великих жертв.
Второй подход к соотношению целей и средств, исходящий из приоритета средств над целью, представлен идеологами ненасилия в политике. Здесь речь может идти о роли Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и др. Они полагали, что политические средства должны быть нравственными, ибо этим определяется уровень развития общества, моральное совершенство людей. Однако доста- • точно эффективно и использование ненасильственных средств.
А.С. Пушкин: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Третий подход учитывает нравственную значимость как целей, так и средств в политике, поскольку цели, средства, результаты политики сами по себе весьма важны и взаимосвязаны. С одной стороны, цели предопределяют использование определенных средств, с другой — средства определяют реалистичность или утопичность цели или вообще отказ от этой цели. Особо важно, когда моральная политика выступает и как правовая.
И. Кант: «Есть две возможности: либо приспособить мораль к интересам политики, либо приспособить политику морали. Подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией служит гласность».
Между целью и средством ее достижения существует противоречие, которое может оперативно разрешаться, но может и консервироваться на длительное время. Поскольку средства являются более конкретными и подвижными инструментами политической деятельности, то они непосредственно влияют на результат политики, могут корректировать цель. Отсюда очевидно, что политик обязан владеть механизмами использования средств, не абсолютизировать какое-то одно средство, быть готовым к быстрой их смене, стараться разумно сочетать цель и средство в политике.
Трактовка взаимосвязи целей и средств в политике заключается в том, что для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства. От целей, достижение которых связано с применением антигуманных, насильственных средств, следует отказаться. Так, безнравственны попытки достигать целей негодными средствами, равно как и выбирать недостижимые цели. Безнравственность таких попыток заключается не только в том, что невозможно достичь результатов, выполнить политический долг, но и в напрасных жертвах, неоправданных ожиданиях, растрате сил и времени, расхождении слова и дела.
А.Д- Сахаров: «В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, — полагал, — является самым правильным».
Есть предел в использовании тех или иных средств. Например, в современных демократических государствах неприемлемо использование политического террора, вооруженных восстаний, убийств, государственных переворотов для достижения каких бы то ни было целей. То же самое можно сказать о применении ядерного, химического, бактериологического оружия, захвате территорий других государств и использовании иных подобных средств.
Насилие является одним из основных методов, который использовался в политике во все времена. Насилие сыграло существенную роль в процессах образования империй, завоеваниях территорий, колоний, в восстаниях и в революциях, в проведении реформ «сверху», в утверждении мира и других политических процессах. Известно, что К. Маркс рассматривал насилие как «повивальную бабку истории».
Насилие представляет собой преднамеренное действие по отношение к иному социальному (политическому) субъекту и осуществляемое вопреки его воле. Оно может быть физическим, экономическим, психологическим, моральным, политическим, идеологическим и др. Государственное насилие отличается от обычного тем, что государство узаконивает определенные формы насилия в отношении граждан в правовых нормах, а также создает для его применения специальные органы и структуры. Насилие выступает одним из источников власти, хотя власть не сводится к насилию. В правовом государстве власть основана на мирных, гуманных принципах, в большей мере использует убеждение, а не насилие.
Насилие выполняет в обществе определенные функции. Различают иррациональное и рациональное насилие. Под первым понимается спонтанный процесс психической разрядки, агрессии. Рациональное насилие выполняет политическую функцию, является средством борьбы за достижение определенных целей. На протяжении веков насилие выступало важным способом разрешения острых социальных противоречий, в том числе и между государствами, народами (войны, восстания, революции, погромы и т.д.). Политическое насилие далеко не всегда эффективно. Победа, если она и достигается, оплачивается большими людскими потерями и материальными затратами. В правовом государстве насилие должно быть легитимным, ограниченным правом.
Ненасилие в политике представляет собой отказ от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, выдвижение в основу политической деятельности принципа, гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности. Принцип ненасилия в политике заключается в отказе от применения силы при разрешении конфликтов и в урегулировании спорных вопросов на основе принципов гуманизма и нравственности. Идеология ненасилия рассчитана на совесть, чувства человека, на силу общественного мнения. Соответственно, к ненасильственным принято относить такие действия, которые ориентированы на гражданское неповиновение властям и утверждение принципа взаимной терпимости в решении конфликтных ситуаций.
В политике очень важно добиваться оптимального соотношения между це-«/ лями, с одной стороны, методами и средствами их достижения—с другой. Принцип «все средства хороши, если они ведут к достижению поставленной цели» должен быть решительно отброшен. Только тогда, когда цели и средства заключены в одно и то же время, когда одни и те же люди, выступая в роли средств, являются одновременно и целями, можно говорить о гуманистической мере их соотношения, что и подразумевается известной формулировкой кантонского категорического императива.
И. Кант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В идеале лучшим является не только тот строй, который предъявляет к своим гражданам более высокие или даже наивысшие моральные требования, но и тот, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру.
К. Гельвеции: «Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным».
И.А. Ильин: «Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан».
В современных условиях нравственные требования к политике институционализируются прежде всего в правах человека. Они являются универсальным критерием оценки гуманности политики, ее человеческою измерения.
Источник