Охрана труда понятие способы

Охрана труда понятие способы

С 01.03.2022 ст. 209 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

ТК РФ Статья 209. Основные понятия

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 209 ТК РФ

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть двенадцатая утратила силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 гл. 33 дополняется ст. 209.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

Источник

Управление охраной труда и безопасностью на предприятии

Общие понятия

Правила и нормы безопасности труда на предприятии разрабатываются и утверждаются специальными службами в соответствии с Трудовым кодексом РФ и большим числом подзаконных актов, не только федеральных, но и отраслевых. Если в компании работают не пять человек, то встает вопрос: должен ли этим заниматься целый отдел или хватит одного специалиста? Существует Постановление Минтруда от 22.01.2001 № 10, в котором приведен расчет численности работников трудоохранной службы в зависимости от количества людей на предприятии. Несмотря на то, что документ рекомендованный, его активно использует ГИТ при своих проверках.

Второй вопрос — можно ли пригласить на договорных условиях специалиста или компанию и отдать им полностью подготовку необходимых локальных актов и проведение учебы и инструктажей? Можно, но не целиком, во всяком случае, если у вас более 50 человек списочного состава. Об этом говорил Минтруд в Письме от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Читайте также:  Как вылечить нарыв народным способом

Для организации Службы ОТ издается приказ.

Организация охраны труда на предприятии

Управление безопасностью труда на предприятии могут осуществлять руководители, получившие удостоверение о том, что они прошли обучение и проверку знаний по ОТ в аттестованной обучающей организации, имеющей лицензию. Все остальные сотрудники, кроме тех, кто входит в комиссию по проверке знаний, а также специалистов-трудоохранников, также учатся, но внутри предприятия.

Кроме обучения, обязательно проводятся инструктажи по ОТ, о которых говорится в том же Постановлении 1/29 раздел 2.1. Про виды инструктажей знают все:

Но чем отличается обучение от инструктажа? Коротко — для проведения инструктажей нужны инструкции, а для учебы утверждаются программы. Замечу, «техника безопасности» — устаревший термин советских времен. Сейчас, согласно Приказу Минздравсоцразвития от 17.05.2012 № 559н, есть руководители и специалисты по ОТ, а инженеров по ТБ нет.

Отдельно скажу, что промышленная, экологическая безопасность на предприятии, охрана труда — не синонимы. Первая определяется Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997, вторая — Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002, а последняя — Трудовым кодексом и подзаконными актами.

Мероприятия по ознакомлению с правилами безопасности

Программы внутреннего обучения сотрудников можно разработать на основе «Примерной программы…», утвержденной тем же ведомством 17.05.2004. После того как специалист по ОТ программу разработает, ее нужно ввести в действие приказом по предприятию. Факт завершения учебы по ней фиксируется протоколом (п. 3.6 и Приложение 1 Постановления Минтруда № 1/29 от 13.01.2003).

Для проведения инструктажей можно использовать Типовые инструкции по охране труда или разработать собственные, в соответствии с «Методическими рекомендациями…», утвержденными Минтрудом 13.05.2004. Факт прохождения инструктажа фиксируется в специальном журнале, в котором можно отмечать все виды инструктажей, кроме вводного. Для него должен быть заведен отдельный журнал.

Обязанности работодателя

Согласно ст. 212 ТК РФ , обеспечение безопасных условий работы — прерогатива работодателя, вне зависимости от того, есть ли кто-то из сотрудников, занимающихся охраной труда, или нет. Если компания невелика, трудоохранные обязанности директор может кому-нибудь делегировать. Например, техника безопасности труда на предприятиях общественного питания может быть возложена на завпроизводством. Но чаще всего в качестве специалистов по ОТ выступают кадровики. Которым следует помнить, что если они в вузе или среднем специальном заведении не изучали соответствующие дисциплины, проходить стандартное обучение по программе повышения квалификации в 40 часов им нельзя. Необходимо получить удостоверение на прохождение переподготовки по специальности «техносферная безопасность» или подобных ей в размере 250 часов. Напомню, что для бюджетников обязательны к применению профстандарты, коммерческие предприятия их используют пока добровольно (Письмо Минтруда от 13.12.2016 № 15-2/ООГ-4380). Но в любом случае, ознакомиться с требованиями, изложенными в Приказе Минтруда от 04.08.2014 № 524н, утвердившими стандарт специалиста ОТ, будет полезно и им.

Обязанности службы ОТ

Основным документом, регулирующим обязанности трудоохранной службы, является Постановление Минтруда от 08.02.2000 № 14. В нем разработаны рекомендации по созданию этого производственного подразделения и специфика его деятельности. Повторюсь, что сотрудники отдела разрабатывают программы обучения и инструкции по охране труда, проводят необходимые инструктажи и организуют регулярное повышение квалификации руководства и членов комиссии по ОТ в специализированных организациях. Кроме того, они обязаны заниматься расследованием несчастных случаев, произошедших на предприятии, согласно «Положению о расследовании…» № 73, утв. Постановлением Минтруда от 24.10.2002. И вовремя сообщать о них не только в ФСС РФ, но и в ГИТ, прокуратуру, местные органы исполнительной власти и др. в случае группового НС, тяжелого НС или со смертельным исходом.

Еще одним направлением работы для специалистов ОТ является организация медосмотров сотрудников, согласно Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, и психиатрических освидетельствований по Постановлению Правительства № 695 от 23.09.2002.

Отдельно следует упомянуть и подготовку необходимых документов для проведения регулярной и внеплановой СОУТ, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Обучение правилам безопасности

Отдел ОТ должен обучить всех сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях (Письмо Минтруда от 07.07.2017 № 15-2/В-1755). Для организации такого обучения приглашается врач, лучше травматолог. Но инструкцию вы должны разработать самостоятельно. Обеспечить безопасность труда на автотранспортном предприятии, можно взять типовую инструкцию ТОИ Р-200-22-95, утв. Приказом Минтранса от 27.02.1996 № 16.

Трудоохранный специалист должен следить за подтверждением квалификации отдельных категорий работников, трудящихся во вредных и опасных условиях труда. У них своя, отдельная система допуска к работе. Речь идет о сварщиках, электриках и других специальностях. Интересующихся отсылаю к Правилам технической эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6, ГОСТам 53690 и Р 53526 — по аттестации сварщиков и др. нормативным документам.

Ответственность за нарушение правил

Если речь идет о правонарушениях, для наложения штрафов будет использована ст. 5.27.1 КоАП . Наказания со второй по пятую части вполне понятны, а часть первая общая. По ч. 1 вас оштрафуют за отсутствие специалиста по ОТ (Письмо Минтруда от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698), за неразработанные программы обучения и отсутствие инструкций (Постановление 19ААС от 27.10.2017 № А35-10378/2016). А также вас ждет наказание, если ваши руководители пройдут повышение квалификации в области ОТ в «неправильной» обучающей организации. Сертификация предприятий по безопасности труда, куда направляется руководство, проводится согласно Приказу Минздравсоцразвития № 205н от 01.04.2010, но правильнее говорить «аккредитация».

Читайте также:  Мозговой штурм как способ творческой деятельности

Для трудоохранных преступлений используется ст. 143 УК РФ . По ней накажут руководителей и специалистов, если на предприятии произойдет групповой несчастный случай, в результате которого кто-нибудь погибнет или серьезно пострадает.

Контроль за службой ОТ

Организация службы безопасности труда на предприятии — это область проверок ГИТ. Согласно Постановлению Правительства № 806 от 17.08.2016, плановые проверки предприятий надзорный орган с прошлого года осуществляет с регулярностью от 1 года до 6 лет. Существуют внеплановые проверки, основанием которых может быть любая жалоба на действия работодателя, как его сотрудников, так и кого-нибудь со стороны, например СМИ.

Источник

Тема 9. Охрана труда

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о понятии правового значении охраны труда, о социальном, экономическом и основных направлениях.
  2. Знать способы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Оглавление

9. 1. Понятие охраны труды. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Охрана труда и здоровья граждан в Российской Федерации является основным направлением в социальной политике Российского государства, что закрепляется в ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей… устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» и в ст.37 Конституции РФ, которая фиксирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Главная задача охраны труда состоит во всемерной охране трудоспособности человека, которая включает в себя состояние здоровья и социально-профессиональные навыки.

Эти положения отражены в системе нормативно-правовых актов по охране труда, где наряду с Конституцией РФ действуют:

  1. Международные нормы: например: Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981)- ратифицирована РФ в 1988 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (п.1 ст.23); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст.7); Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государства 1994 г. (ст. 31, 32).
  2. Трудовой кодекс РФ (ст. 209- 231).
  3. Уголовный кодекс ( ст. 143).
  4. Федеральные законы: например, Федеральный закон от 17июля 1999 г., № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  5. Постановления Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения проведении государственной экспертизы условий труда в РФ».
  6. Акты министерств и ведомств, например: совместное постановление от 13 января 2003 г. № 1/29 Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда работников организаций.
  7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, например, приказ администрации Санкт-Петербурга от 17 июня 1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест в организациях Санкт- Петербурга»; Целевая программа Санкт-Петербурга «Улучшение условий и охраны труда в Санкт-Петербурге» на 2002–2005 годы.
  8. Акты органов местного самоуправления
  9. Локальные акты конкретных организаций (инструкции по технике безопасности, правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и др.)
  10. Соглашения и коллективные договоры

Охрана труда – определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

С целью уяснения правовой природы системы охраны труда следует рассмотреть следующие понятия:

  1. Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
  2. Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
  3. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
  4. Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
  5. Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
  6. Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
  7. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
  8. Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Читайте также:  Самый простой способ сделать шарлотку

Государственные нормативные требования по охране труда издают органы исполнительной власти, например:

  1. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда межотраслевые типовые инструкции по охране труда – утверждаются министерством социального развития;
  2. отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции – утверждаются федеральными органами исполнительной власти;
  3. правила безопасности, правила устройств и безопасной эксплуатации – утверждаются органами Федерального горного и промышленного надзора и т. д.

Подзаконные нормативные акты по направлениям обеспечения охраны труда можно классифицировать следующим образом: организационно-технические, санитарно-гигиенические, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда (ст. 4 Закона об основах охраны труда в РФ и ст. 210 ТК РФ).

9.2. Организация и обеспечение охраны труда

Государственное управление охраной труда в РФ осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Организация охраны труда на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность:

  1. при численности более 100 работников должна быть создана служба охраны труда или должна быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
  2. при численности 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации;
  3. при отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Обеспечение прав работников на здоровые и безопасные условия труда реализуется путем:

  • защиты права на труд в условиях, отвечающих требованиях охраны труда;
  • недопущения отступления от государственных требований в трудовом договоре;
  • возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • установления ответственности должностных за нарушение требований охраны труда

Работодатель должен для здоровья и безопасности работника в целях охраны его труда:

Источник

Оцените статью
Разные способы