Ограничениями всех визуальных способов определения места являются

Ограничения, характерные для технических средств и способов навигации

Каждое техническое средство или способ навигации имеют ограничения, которые необходимо учитывать.

Гирокомпас— возможность неожиданного ухода из меридиана Достоверность информации гирокомпаса систематически контро­лируется путем сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения показаний компасов выполняются тем чаще, чем ближе судно к опасности (чаще чем один раз в час).

Во время плавания судна достоверность учитываемой поправки гирокомпаса систематически проверяется по пеленгам створов, небесным светилам, по трем пеленгам (ожидаемая СКП 0,7°).

Если при разовом определении поправки гирокомпаса в рейсе ее величина отличается от учитываемой более чем на 2° или средняя величина 3—4 определений поправок гирокомпаса отличается от постоянной поправки более чем на 1°, следует принять меры к выяснению причины такого расхождения. В первую очередь про­веряют технические параметры гирокомпаса и сличают показания репитеров пелорусов с показаниями основного прибора.

Если при сличении показаний курсоуказателей, исправленных поправками, обнаружится их расхождение более чем на 3 0 , правомерно считать, что один из курсоуказателей неисправен, и немедленно принять меры к выяснению причин расхождения. При плавании вблизи навигационных опасностей частота определений места судна при сомнении в качестве работы курсоуказателей должна быть увеличена.

Если судно оборудовано техническими средствами, вырабаты­вающими курс (путь) судна по обсервациям, эта информация должна использоваться для контроля за работой курсоуказателей.

Магнитный компас— девиация, которая меняется с изменением широты района плавания и сменой перевозимого груза.

Правильность табличных значений девиации контролируется путем сличения показаний компасов. Если величина девиации лавного магнитного компаса превысит допускаемую Правилами Регистра СССР величину — 3° (у путевого — 5°), может быть использована временная таблица девиации.

Лаг с выдвижным датчиком — возможность изменения поправки из-за смещения датчика.

РЛС — большие систематические погрешности угломерного устройства. В связи с этим для определения места предпочтительнее использовать дальномерное устройство. Недостатками РЛС являются также значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличие теневых секторов. Ес­ли теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо пе­риодически отворачивать с курса для их просмотра.

Автосчислитель координат (в частности, входящий в приемоиндикатор СНС) — возможность того, что систематические погрешности в определении счислимых координат достигнут вели­чины плавания судна после поворота, если автоввод сноса в момент поворота не будет отключен.

Преобразователь координат (в частности, входящий в приемоиндикатор СНС и приемоиндикаторы РНС некоторых моделей) — расхождение используемой в его математическом обеспечении системы координат с системой координат картографической основы путевой карты. Расхождение координат из-за использования раз­личных эллипсоидов в морях СССР, Европы, Южной Азии, Южной Америки и Австралии достигает 0,1 мили, в водах Северной Амери­ки — 0,25 мили, в водах Японии, Южной и Восточной Африки 0,4мили. Погрешность, обусловленная разностью параметров эллипсоидов, обнаруживается только при нанесении полученных координат места судна на карту с изображением берега.

Использование поправок за разность координатных систем, как правило, затруднено отсутствием информации о картографической основе карты.

Прокладка измеренных радионавигационных параметров на радионавигационной карте снимает названное ограничение и обеспечивает увязку радионавигационных обсерваций с опре­делениями места по береговым ориентирам.

Поскольку приемоиндикаторы СНС индицируют только координаты места судна, следует своевременно переходить на обсервации по береговым ориентирам.

Технические средства, математическое обеспечение которых предусматривает сглаживание измеряемых параметров (например, некоторые модели САРП, приемоиндикаторы РНС и СНС), — отставание времени выдаваемых данных от фактического текущего их значения, которое может достигать нескольких минут. При этом маневры судна, затраты времени на выполнение которых меньше сглаживания, могут быть вообще потеряны (сглажены).

Названное ограничение компенсируется или отключением сглаживания, если это возможно, или учетом запаздывания инди­цируемых данных.

РНС приемоиндикатора любого типа — возможность потери приемоиндикатором одной или нескольких дорожек. При этом обсервации на карте хорошо согласуются со счислением по компасу и лагу, препятствуя обнаружению промаха.

Многим типам РНС свойственны постоянные для конкретных районов искажения радионавигационного поля, достигающие нескольких микросекунд, вследствие чего расчетные координаты, выданные вычислителем приемоиндикатора РНС, не совпадают с фактическим местом судна. В отдельных моделях приемоиндикаторов поправки за систематические искажения радио­навигационных параметров вводятся в память и автоматически учитываются в индицируемых выходных данных. Эти же поправки публикуются в специальных изданиях для мореплавателей. Наконец, некоторые гидрографические службы вводят такие поправки в ра­дионавигационные сетки карт. Таким образом, судоводитель, не знающий, учитывается или нет автоматически такая поправка в ис­пользуемом приемоиндикаторе, может исправить откорректи­рованный навигационный параметр табличной поправкой и про­ложить его на карте с откорректированной радионавигационной сеткой, трижды учтя одну и ту же поправку.

Читайте также:  Способ решение ранг матрицы

Правильность информации приемоиндикатора РНС контро­лируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств навигации. При этом возможна проверка показаний индикатора каждого канала РНС путем определения линий положения, параллельных изолиниям радионавигационного пара­метра, нанесенным на радионавигационную карту.

Стационарные искажения рабочего поля РНС во многих случаях учитываются при создании радионавигационной карты. Поэтому прокладка на ней измеренных радионавигационных параметров обеспечивает повышение точности обсерваций, снимая одновремен­но ограничение из-за несоответствия координатных систем.

Приемоиндикатор СНС — зависимость точности спутниковой обсервации от погрешности вводимого вектора скорости судна, а также эпизодический—примерно один случай на 30—50 обсерва­ций — прием ошибочной обсервации за правильную (ошибка может достигать нескольких миль).

Кроме того, необходимо учитывать погрешность, обусловленную различием систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта. Если при плавании в открытом море погреш­ностью можно пренебречь, то при плавании вблизи берегов и нави­гационных опасностей она может существенно влиять на безопас­ность плавания. На советских картах, выполненных в масштабе 1:40000

Главным ограничением комплекса технических средств системы УДС является возможность потери связи с оператором во время радиолокационной проводки судна, что может поставить судно в опасное положение Судоводители, используя информацию БРЛС, должны контролировать место судна с помощью судовых средств и быть готовы предпринять в случае необходимости меры для обеспечения его безопасности

Ограничениями способа графического счисления пути являются отсутствие достаточно точной информации о дрейфе и сносе судна; возможность промаха при переходе с карты на карту, прокладке или снятии курса, пройденного расстояния, пеленга, дистанции, координат, использовании масштаба карты Лучший способ контроля счисления — обсервации,

Ограничениями всех визуальных способов определения месть являются их зависимость от условий видимости и возможность про­маха в опознании ориентиров Поэтому желательно, чтобы пеленг и/или дистанция каждого нового ориентира накладывались на месте определенное по пеленгам и/или дистанциям ранее надежно опоз­нанных ориентиров При плавании вдоль берегов следует, если это возможно, использовать один из ориентиров на носовых курсовые углах, чтобы не потерять место судна при переходе с карты на карту Ограничением способа определений места с помощью радиолокационных средств является вероятность принять на экране эхо-сигналы одного объекта за эхо-сигналы другого. Такой случай возможен при большой ошибке счисления, когда в районе плавания имеются похожие объекты. Поэтому следует контролировать по карте наличие в радиусе погрешности счислимого места судна объектов которые можно перепутать. Промах может быть предупрежден, например, измерением и прокладкой контрольного радиопеленга. При анализе радиолокационной информации следует учитывать возможность появления ложных эхосигналов.

Перечень приведенных ограничений и методов их учета не охва­тывает все случаи, которые встречаются на практике Судоводитель должен знать реальные возможности каждого судового технического средства, каждого способа определения места и, умело их комбини­руя, обеспечивать надежный контроль за движением судна в любых и условиях плавания.

Оценка точности места судна

Оценка точности текущего места является обязательным условием безопасного движения судна по заданному маршруту. Судно нахо­дится в безопасности, если дистанция до ближайшей навигационной опасности превышает предельную погрешность определения теку­щего места, за которую принимают тройное значение СКП.

Погрешность определения текущего места складывается из погрешности исходной обсервации и погрешности счисления за вре­мя плавания после обсервации.

СКП определения места по трем гирокомпасным или радио­локационным пеленгам, трем радиолокационным расстояниям, ра­диолокационным пеленгу и расстоянию, гирокомпасному пеленгу и радиолокационному расстоянию, РНС «Декка», «Марс-75», «Лоран-C» и «Чайка» с фиксацией фазы в приемоиндикаторе при средних условиях измерений каждым способом составляет 0,1—0,3 мили, при худших условиях — 0,2—0,5 мили; по радиопеленгам, высотам светил — 1—3 мили.

При использовании приемоиндикатора СНС в океанах и открытых морях погрешность обсервации составляет 0,3—0,8 мили, а погреш­ность счислимого места равна 0,8— 1,2 мили при средних интервалах между обсервациями порядка 1 ч. При увеличении интервалов меж­ду обсервациями до 2 ч погрешность счислимого места достигает 1,5—3,0 мили. В прибрежных районах погрешности обсервации и счислимого места могут быть в 2 раза больше.

Читайте также:  Черемуха способ распространения плодов

Погрешность счислимого места, за редкими исключениями, обычно не превышает 10ДГ от пройденного расстояния при плавании до 3 ч, 8 % — при плавании 6—10 ч, 6 Ж — при плавании 14—18 ч.

При плавании в районе со стесненными условиями, выборе без­опасной скорости и при расхождении с другими судами учитываются маневренные характеристики судна. Способ учета (глазомерный, графический и т.д.) определяется в зависимости от обстановки.

В штормовых и ледовых условиях, в мелководных районах таблич­ные значения маневренных характеристик судна заметно отличаются от фактических. Поэтому необходимо накапливать и учитывать опыт плавания в таких условиях.

Источник

Тест оценки компетентности для ПДНВ-дипломирования (стр. 8 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

2. Не менее, чем минимум 10 часов отдыха в любой 24-часовой период, причём эти часы можно поделить на две части, одна из которых должна быть не менее 6 часов

04.2.006 Для несения вахты 1. Вахтенный механик должен иметь надлежащую квалификацию, подтверждённую дипломом

2. Вахтенный помощник капитана должен иметь надлежащую квалификацию, подтверждённую дипломом

04.2.007 Проверка судового навигационного оборудования должна проводиться 1. До прибытия в порт

2. До отхода из порта

3. Так часто, как это практически целесообразно

4. Если ожидаются опасности, которые могут повлиять на безопастность плавания судна

04.2.008 Во время вахты вахтенный помощник должен осуществлять регулярные проверки чтобы обеспечить 1. Нормальную работу радиооборудования

2. Удержание судна на заданном курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым

3. Нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней и другого навигационного оборудования

4. Нормальную работу органов управления машины и аварийной сигнализации при безвахтенном методе работы машинного отделения

5. Не менее одного раза за вахту определение поправок главного магнитного компаса, проверку перехода с автоматического управления рулём на ручное, частое сличение гиро — и магнитного компаса

04.2.009 Вахта на палубе должна нестись так, чтобы все время когда судно находится в порту 1. Поддерживался порядок и нормальная деятельность судна

2. Соблюдались международные, национальные и местные правила

3. Обеспечивалась охрана человеческой жизни, безопасность, судна, порта и окружающей среды и безопасная эксплуатация всех механизмов, связанных с грузовыми операциями

04.2.010 Заступающий на вахту вахтенный помощник до принятия вахты в порту должен удостовериться в том, что 1. Швартовы и якорь-цепь надлежащим образом закреплены

2. Меры безопасности и правила противопожарной защиты выполняются

3. Соответствующие сигналы или огни должным образом выставлены или подаются звуковыми сигнальными средствами

4. Нет никаких внешних условий или обстоятельств, угрожающих судну, и его собственное судно не создает угрозы для других

5. Он знает характер опасных грузов, которые грузятся/выгружаются, и готовы предпринять соответствующие действия в случае какого либо инцидента или пожара

04.2.011 Действия вахтенного помощника при выходе из строя рулевой машины 1. Докладывает капитану

2. Сообщает вахтенному механику

3. Вблизи опасностей готовит якоря к отдаче

4. Останавливает движение судна в случае невозможности обеспечения управления рулем

5. Организовывает переход на дублирующее устройство либо аварийное управление рулем

6. В соответствии с МППС-72 поднимает сигнал, а в условиях ограниченной видимости подает звуковой сигнал

04.2.012 При расчете запаса глубины под килём необходимо принять во внимание 1. Величину прилива

2. Запас глубины на крен

3. Запас глубины на проседание

4. Запас глубины на ветровое волнение

6. Глубину, указанную на карте

04.2.013 Гирокомпас имеет следующие ограничения Возможность неожиданного ухода из меридиана

04.2.014 Магнитный компас имеет следующие ограничения Необходимость учета девиации, которая изменяется от широты и загрузки судна

04.2.015 РЛС имеет следующие ограничения 1. Наличие теневых секторов

2. Большие систематические погрешности угломерного устройства

3. Разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий

04.2.016 САРП имеет следующие ограничения 1. Наличие теневых секторов

Читайте также:  Сбор общедоступных вещей краткая характеристика первоначальные способы

2. Большие систематические погрешности угломерного устройства

3. Разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий

4. Многократное снижение точности данных автослежения при маневрировании своего судна и цели

04.2.017 Ограничениями способа графического счисления пути являются 1. Возможность промаха при переходе с карты на карту

2. Отсутствие достаточно точной информации о сносе судна

3. Отсутствие достаточно точной информации о дрейфе судна

04.2.018 Ограничениями всех визуальных способов определения места являются 1. Зависимость от условий видимости

2. Возможность промаха в опознании ориентиров

04.2.019 Ограничением способа определения места с помощью радиолокационных средств является 1. Возможность появления ложных эхо-сигналов

2. Вероятность принять на экране эхо-сигналы одного объекта за эхо-сигналы другого

04.2.020 При переходе с карты на карту место судна рекомендуется переносить 1. По координатам — при плавании в открытом море

2. По измеренным навигационным параметрам береговых ориентиров, имеющихся на обеих картах

3. По измеренным на карте пеленгу на береговой ориентир и расстоянию до него при плавании вблизи берега (контроль при это осуществляется по координатам)

04.2.021 Какой может быть ширина территориальных вод иностранных государств? 1. 6 миль

04.2.022 Достоверность счислимого места в случае большой невязки проверяют 1. Сличением показаний компасов

2. Проверкой проложенного на карте курса

3. Оценкой обоснованности учёта/неучёта сноса

4. Контролем правильности переноса счисления с одной карты на другую

5. Сличением расстояния, пройденного по лагу, с расстоянием, рассчитанным по скорости и времени плавания

04.2.023 Счисление переносится в принятую обсервацию 1. В других случаях по указанию капитана

2. Если обсервация показала заметное смещение судна в сторону навигационной опасности

3. Перед входом в узкость, портовые воды, систему разделения движения судов или систему УДС

4. Если величина накопленной невязки достигла большого значения, препятствующего оперативной оценке навигационной ситуации

04.2.024 Качество обсерваций обеспечивается 1. Правильным опознанием и выбором ориентиров

2. Точным измерением навигационных параметров

04.2.025 Какие из перечисленных утверждений в отношении требований ИМО к приемоиндикатору GPS правильные: Приемоиндикатор GPS должен 1. Обеспечивать расчет обсервованных координат и выдачу новых данных с дискретностью не более 2 с

2. Обеспечивать точность в статическом режиме, при которой координаты антенны определяются с погрешностью в пределах 100 м для вероятности 95%

3. Обеспечивать точность в динамическом режиме, при которой координаты места судна определяются с погрешностью в пределах 100 м для вероятности 95%

4. Осуществлять повторный поиск сигналов, расчет обсервованных координат с требуемой точностью в течение 2 мин при перерывах питающего напряжения на время до 60 с

04.2.026 Во время несения ходовой вахты вахтенный помощник 1. Является представителем капитана

2. Постоянно несет главную ответственность за безопасное плавание судна

3. Постоянно несет главную ответственность за соблюдение МППСС-72 с поправками

04.2.027 В светлое время суток вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем в случае, если 1. Обстановка тщательно оценена, и установлено без сомнения, что это безопасно

2. Имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка

3. Полностью учтены все соответствующие факторы: состояние погоды, видимость, интенсивность судоходства, близость навигационных опасностей, необходимость повышенного внимания, необходимого при плавании в районах или вблизи систем разделения движения и др

04.2.028 Факторы, которые должны учитываться при определении состава вахты на ходовом мостике 1. Несение на судне радиовахты

2. Наличие на судне авторулевого

3. Использование и техническое состояние навигационных средств

4. Непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике

5. Состояние погоды, видимость, светлое или темное время, близость навигационных опасностей

6. Органы управления МО с периодическим безвахтенным обслуживанием, сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, процедуры их использования и огрничения

05.1.001 В каких районах применяются МППСС-72 В открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда

05.1.002 Какое печатное издание предназначено для помощи мореплавателям и всем другим лицам, которых это касается, в части применения некоторых Правил МППСС-72 в качестве официального Руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72

Источник

Оцените статью
Разные способы