- Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
- Изменения в закупках по 44-ФЗ
- Квотирование закупок
- Обязанности закупочной комиссии
- Электронный запрос котировок
- Малые закупки
- Изменения в закупках по 223-ФЗ
- Закупка российских товаров отдельных видов
- Административная ответственность
- Расширение перечня заказчиков
- Особенности закупок среди СМСП
- Шпаргалка
- Как обосновать НМЦК в 2021 году
- Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор
- Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
- Как обосновать НМЦК тарифным методом
- Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом
- Как обосновать НМЦК нормативным методом
- Как обосновать НМЦК затратным методом
- Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
- Когда НМЦК не обосновывают
Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»
Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года
Изменения в закупках по 44-ФЗ
Квотирование закупок
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
Обязанности закупочной комиссии
С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.
Электронный запрос котировок
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Малые закупки
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
В конце статьи есть шпаргалка
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
Изменения в закупках по 223-ФЗ
Закупка российских товаров отдельных видов
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Административная ответственность
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
- для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.
Расширение перечня заказчиков
В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Особенности закупок среди СМСП
С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:
- изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
- электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена;
- заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
- первая — предложение по предмету закупки;
- вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения;
- определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.
В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Источник
Как обосновать НМЦК в 2021 году
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта — это процедура расчета и документального оформления предельной стоимости закупаемых товаров, работ или услуг. Для определения НМЦК утверждены методические рекомендации.
Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор
Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ представляет собой действия заказчика по расчету стоимости конкретной закупки.
Процедура определения начальной цены регулируется статьей 22 Федеральной контрактной системы. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ:
- метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- нормативный;
- затратный.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 16 44-ФЗ). НМЦК на приобретаемые товары, работы и услуги необходимо рассчитать при подготовке плана-графика. В Федеральной контрактной системе не указано, нужна или нет дата обоснования НМЦК, но ее следует поставить для выявления актуальности рыночных цен.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности формирования НМЦД по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Если заказчик нарушит требования и не предоставит в качестве приложения к плановой документации ценовое обоснование, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017). За отсутствие расчета ответственный специалист получит штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей ( ст. 7.29.3 КоАП РФ ).
Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную стоимость контракта. Выбранная методология зависит от закупаемого объекта и специфики предмета закупки. К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применяется для тех ТРУ, стоимость которых регулируется государством.
Если все вышеуказанные методы нельзя использовать для расчета НМЦК, заказчик применяет затратный способ. В таком случае заказчик составляет обоснование невозможности применения других методов расчета НМЦК (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017). А если определить количество приобретаемых товаров, работ и услуг невозможно, приводится обоснование начальной единицы цены ТРУ.
Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.
Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:
- Выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или продукцию, которая заменяет предмет закупки.
- Исследовать конъюнктуру рынка и получить ценовую информацию.
- Указать однородность таких цен.
- Определить НМЦК по формуле.
Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.
Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.
Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик воспользуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013 .
Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.
Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:
- Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. Использовать ценовую информацию от исполнителей, включенных в РНП, не рекомендуется. Заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (п. 3.13 Методических рекомендаций № 567, письма Минфина № 24-01-08/95232 от 02.11.2020, № 24-01-08/84885 от 29.09.2020, № 24-01-08/13316 от 25.02.2020, письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
- Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
- Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
- Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.
При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.
После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):
- — средняя величина цены;
- σ — среднеквадратическое отклонение.
Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.
Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:
Как обосновать НМЦК тарифным методом
Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:
- услуги водоснабжения и водоотведения ( 416-ФЗ от 07.12.2011 );
- теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010 );
- предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003 );
- электросвязь, почтовая связь ( ПП РФ № 637 от 24.10.2005 ).
Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.
Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом
Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):
- строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
- сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за данными работами.
Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, составленная согласно методике применения сметных норм ( приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 ).
С 01.07.2019 изменилась редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента в проектную документацию необходимо включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.
Как обосновать НМЦК нормативным методом
Нормативный способ используется, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).
Информация о предельной стоимости находится в открытом доступе. Пользователи просматривают сведения в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» — в блоке «Правила нормирования в сфере закупок».
Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.
Как обосновать НМЦК затратным методом
При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.
Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.
Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
Не все начальные (максимальные) цены обосновываются вышеуказанными пятью методами расчета. Для некоторых заказов используют иные виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44, которые зависят от отраслевых особенностей закупки. Вот основные нормативы:
- Градостроительная сфера. Стоимость строительных работ определяется по приказу Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.
- Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования по ПП РФ № 1465 от 02.12.2017 .
- Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010 .
- Отдельные виды медицинского оборудования ПП РФ № 881 от 03.11.2011 , лекарственные препараты для медицинского использования ( приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019 ), медицинские изделия (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
- Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008) .
- Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ , приказ Минтранса № 158 от 30.05.2019).
- Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).
- Работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта, включенные в один лот по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. НМЦК рассчитывают по методам из ст. 22 44-ФЗ и получают аудиторское заключение обоснования предполагаемой стоимости капитального строительства (ПП РФ № 563 от 12.05.2017). Для контрактов, предметом которых является и подготовка проектной документации, инженерных изысканий и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цену определяют по приказу Минстроя № 175/пр от 30.03.2020 .
- Охранные услуги. НМЦК рассчитывают по приказу Росгвардии № 45 от 15.02.2021 .
Когда НМЦК не обосновывают
В ст. 93 Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заказчик проводит закупку у единственного поставщика. Когда организация заключает контракт с единственным исполнителем на сумму до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, документально обосновывать начальную цену контракта не требуется.
Если заказчик проводит электронную закупку малого объема на сумму до 3 миллионов рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, ему в обязательном порядке потребуется обоснование НМЦК с единственным поставщиком для торгов на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используют форму из приказа № 567. Обосновывать НМЦК для всех остальных закупок малого объема — это права, а не обязанности заказчика.
Источник