Ограничения, характерные для технических средств и способов навигации
Каждое техническое средство или способ навигации имеют ограничения, которые необходимо учитывать.
Гирокомпас— возможность неожиданного ухода из меридиана Достоверность информации гирокомпаса систематически контролируется путем сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения показаний компасов выполняются тем чаще, чем ближе судно к опасности (чаще чем один раз в час).
Во время плавания судна достоверность учитываемой поправки гирокомпаса систематически проверяется по пеленгам створов, небесным светилам, по трем пеленгам (ожидаемая СКП 0,7°).
Если при разовом определении поправки гирокомпаса в рейсе ее величина отличается от учитываемой более чем на 2° или средняя величина 3—4 определений поправок гирокомпаса отличается от постоянной поправки более чем на 1°, следует принять меры к выяснению причины такого расхождения. В первую очередь проверяют технические параметры гирокомпаса и сличают показания репитеров пелорусов с показаниями основного прибора.
Если при сличении показаний курсоуказателей, исправленных поправками, обнаружится их расхождение более чем на 3 0 , правомерно считать, что один из курсоуказателей неисправен, и немедленно принять меры к выяснению причин расхождения. При плавании вблизи навигационных опасностей частота определений места судна при сомнении в качестве работы курсоуказателей должна быть увеличена.
Если судно оборудовано техническими средствами, вырабатывающими курс (путь) судна по обсервациям, эта информация должна использоваться для контроля за работой курсоуказателей.
Магнитный компас— девиация, которая меняется с изменением широты района плавания и сменой перевозимого груза.
Правильность табличных значений девиации контролируется путем сличения показаний компасов. Если величина девиации лавного магнитного компаса превысит допускаемую Правилами Регистра СССР величину — 3° (у путевого — 5°), может быть использована временная таблица девиации.
Лаг с выдвижным датчиком — возможность изменения поправки из-за смещения датчика.
РЛС — большие систематические погрешности угломерного устройства. В связи с этим для определения места предпочтительнее использовать дальномерное устройство. Недостатками РЛС являются также значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличие теневых секторов. Если теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо периодически отворачивать с курса для их просмотра.
Автосчислитель координат (в частности, входящий в приемоиндикатор СНС) — возможность того, что систематические погрешности в определении счислимых координат достигнут величины плавания судна после поворота, если автоввод сноса в момент поворота не будет отключен.
Преобразователь координат (в частности, входящий в приемоиндикатор СНС и приемоиндикаторы РНС некоторых моделей) — расхождение используемой в его математическом обеспечении системы координат с системой координат картографической основы путевой карты. Расхождение координат из-за использования различных эллипсоидов в морях СССР, Европы, Южной Азии, Южной Америки и Австралии достигает 0,1 мили, в водах Северной Америки — 0,25 мили, в водах Японии, Южной и Восточной Африки 0,4мили. Погрешность, обусловленная разностью параметров эллипсоидов, обнаруживается только при нанесении полученных координат места судна на карту с изображением берега.
Использование поправок за разность координатных систем, как правило, затруднено отсутствием информации о картографической основе карты.
Прокладка измеренных радионавигационных параметров на радионавигационной карте снимает названное ограничение и обеспечивает увязку радионавигационных обсерваций с определениями места по береговым ориентирам.
Поскольку приемоиндикаторы СНС индицируют только координаты места судна, следует своевременно переходить на обсервации по береговым ориентирам.
Технические средства, математическое обеспечение которых предусматривает сглаживание измеряемых параметров (например, некоторые модели САРП, приемоиндикаторы РНС и СНС), — отставание времени выдаваемых данных от фактического текущего их значения, которое может достигать нескольких минут. При этом маневры судна, затраты времени на выполнение которых меньше сглаживания, могут быть вообще потеряны (сглажены).
Названное ограничение компенсируется или отключением сглаживания, если это возможно, или учетом запаздывания индицируемых данных.
РНС приемоиндикатора любого типа — возможность потери приемоиндикатором одной или нескольких дорожек. При этом обсервации на карте хорошо согласуются со счислением по компасу и лагу, препятствуя обнаружению промаха.
Многим типам РНС свойственны постоянные для конкретных районов искажения радионавигационного поля, достигающие нескольких микросекунд, вследствие чего расчетные координаты, выданные вычислителем приемоиндикатора РНС, не совпадают с фактическим местом судна. В отдельных моделях приемоиндикаторов поправки за систематические искажения радионавигационных параметров вводятся в память и автоматически учитываются в индицируемых выходных данных. Эти же поправки публикуются в специальных изданиях для мореплавателей. Наконец, некоторые гидрографические службы вводят такие поправки в радионавигационные сетки карт. Таким образом, судоводитель, не знающий, учитывается или нет автоматически такая поправка в используемом приемоиндикаторе, может исправить откорректированный навигационный параметр табличной поправкой и проложить его на карте с откорректированной радионавигационной сеткой, трижды учтя одну и ту же поправку.
Правильность информации приемоиндикатора РНС контролируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств навигации. При этом возможна проверка показаний индикатора каждого канала РНС путем определения линий положения, параллельных изолиниям радионавигационного параметра, нанесенным на радионавигационную карту.
Стационарные искажения рабочего поля РНС во многих случаях учитываются при создании радионавигационной карты. Поэтому прокладка на ней измеренных радионавигационных параметров обеспечивает повышение точности обсерваций, снимая одновременно ограничение из-за несоответствия координатных систем.
Приемоиндикатор СНС — зависимость точности спутниковой обсервации от погрешности вводимого вектора скорости судна, а также эпизодический—примерно один случай на 30—50 обсерваций — прием ошибочной обсервации за правильную (ошибка может достигать нескольких миль).
Кроме того, необходимо учитывать погрешность, обусловленную различием систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта. Если при плавании в открытом море погрешностью можно пренебречь, то при плавании вблизи берегов и навигационных опасностей она может существенно влиять на безопасность плавания. На советских картах, выполненных в масштабе 1:40000
Главным ограничением комплекса технических средств системы УДС является возможность потери связи с оператором во время радиолокационной проводки судна, что может поставить судно в опасное положение Судоводители, используя информацию БРЛС, должны контролировать место судна с помощью судовых средств и быть готовы предпринять в случае необходимости меры для обеспечения его безопасности
Ограничениями способа графического счисления пути являются отсутствие достаточно точной информации о дрейфе и сносе судна; возможность промаха при переходе с карты на карту, прокладке или снятии курса, пройденного расстояния, пеленга, дистанции, координат, использовании масштаба карты Лучший способ контроля счисления — обсервации,
Ограничениями всех визуальных способов определения месть являются их зависимость от условий видимости и возможность промаха в опознании ориентиров Поэтому желательно, чтобы пеленг и/или дистанция каждого нового ориентира накладывались на месте определенное по пеленгам и/или дистанциям ранее надежно опознанных ориентиров При плавании вдоль берегов следует, если это возможно, использовать один из ориентиров на носовых курсовые углах, чтобы не потерять место судна при переходе с карты на карту Ограничением способа определений места с помощью радиолокационных средств является вероятность принять на экране эхо-сигналы одного объекта за эхо-сигналы другого. Такой случай возможен при большой ошибке счисления, когда в районе плавания имеются похожие объекты. Поэтому следует контролировать по карте наличие в радиусе погрешности счислимого места судна объектов которые можно перепутать. Промах может быть предупрежден, например, измерением и прокладкой контрольного радиопеленга. При анализе радиолокационной информации следует учитывать возможность появления ложных эхосигналов.
Перечень приведенных ограничений и методов их учета не охватывает все случаи, которые встречаются на практике Судоводитель должен знать реальные возможности каждого судового технического средства, каждого способа определения места и, умело их комбинируя, обеспечивать надежный контроль за движением судна в любых и условиях плавания.
Оценка точности места судна
Оценка точности текущего места является обязательным условием безопасного движения судна по заданному маршруту. Судно находится в безопасности, если дистанция до ближайшей навигационной опасности превышает предельную погрешность определения текущего места, за которую принимают тройное значение СКП.
Погрешность определения текущего места складывается из погрешности исходной обсервации и погрешности счисления за время плавания после обсервации.
СКП определения места по трем гирокомпасным или радиолокационным пеленгам, трем радиолокационным расстояниям, радиолокационным пеленгу и расстоянию, гирокомпасному пеленгу и радиолокационному расстоянию, РНС «Декка», «Марс-75», «Лоран-C» и «Чайка» с фиксацией фазы в приемоиндикаторе при средних условиях измерений каждым способом составляет 0,1—0,3 мили, при худших условиях — 0,2—0,5 мили; по радиопеленгам, высотам светил — 1—3 мили.
При использовании приемоиндикатора СНС в океанах и открытых морях погрешность обсервации составляет 0,3—0,8 мили, а погрешность счислимого места равна 0,8— 1,2 мили при средних интервалах между обсервациями порядка 1 ч. При увеличении интервалов между обсервациями до 2 ч погрешность счислимого места достигает 1,5—3,0 мили. В прибрежных районах погрешности обсервации и счислимого места могут быть в 2 раза больше.
Погрешность счислимого места, за редкими исключениями, обычно не превышает 10ДГ от пройденного расстояния при плавании до 3 ч, 8 % — при плавании 6—10 ч, 6 Ж — при плавании 14—18 ч.
При плавании в районе со стесненными условиями, выборе безопасной скорости и при расхождении с другими судами учитываются маневренные характеристики судна. Способ учета (глазомерный, графический и т.д.) определяется в зависимости от обстановки.
В штормовых и ледовых условиях, в мелководных районах табличные значения маневренных характеристик судна заметно отличаются от фактических. Поэтому необходимо накапливать и учитывать опыт плавания в таких условиях.
Источник
Тест оценки компетентности для пднв-дипломирования Тестируемый
Название | Тест оценки компетентности для пднв-дипломирования Тестируемый |
страница | 4/16 |
Тип | Диплом |
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Диплом
04.1.010 Ширина территориальных вод России 12 миль |
04.1.011 Какие воды признаются внутренними морскими водами?
внутренними морскими водами признаются воды, расположенные в сторону Берега от исходной линии территориального моря
04.1.012 Укажите ожидаемую СКП измерения пеленга с помощью РЛС 1-1,5°
04.1.013 Укажите ожидаемую СКП измерения дистанции с помощью РЛС на шкалах крупного масштаба 1-1,5% от D шкалы
04.1.014 В каких случаях на курсограмме можно не ставить отметки времени Если курсограф оборудован точным часовым механизмом
04.1.015 При стоянке на якоре несение ходовой вахты Осуществляется если капитан считает необходимым
04.1.016 Постоянная поправка ГК исключается из показаний гирокомпса вводом коррекции, если величина постоянной поправки превышает 0.5°
04.1.017 Капитан может продлить срок действия штатной таблицы девиации магнитного компаса до 3 месяцев, если значения девиации в результате сличения компасов не отличается от табличных более чем на 2о
04.1.018 Погрешность индицирования скорости , измеренной с помощью лага в соответствии с требованиями ИМО при условии, что судно свободно от влияния эффекта мелководья, ветра, течения и приливов Не должна превышать 2% скорости судна или 0.2 узла, смотря по тому, что больше
04.1.019 Допустимая погрешность измерения глубин эхолотом по требованиям ИМО должна быть ± 1 м в диапазоне малых глубин и ± 5 м в глубоководном диапазоне, либо ± 5 % измеряемой глубины, что больше
04.1.020 Где публикуются сведения о системах разделения движения судов, рекомендованных и глубоководных путях, в водах Мирового океана одобренных ИМО? Системы разделения движения, рекомендованные и глубоководные пути, ИМ УНиО МО РФ, вып. 1
04.1.021 Погрешность измерения скорости с помощью лага в соответствии с требованиями ИМО при условии, что судно свободно от влияния эффекта мелководья, ветра, течения и приливов Не должна превышать 2% скорости судна или 0,2 узла, смотря по тому, что больше
04.1.022 Максимальное время прихода гирокомпаса в меридиан по требованиям ИМО в широтах до 60 градусов 6 часов
04.2.001 Заступающий на вахту помощник капитана должен лично удостовериться в отношении 1. Местоположения судна, его курса, скорости и осадки
2. Распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна
3. Преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость
4. Процедур использования главных двигателей для осуществления маневра, если главные двигатели управляются с мостика
5. Рабочего состояния навигационного оборудования, поправок компасов, наличия судов, находящихся на виду , условий и опасностей, которые могут встретиться в течение вахты
04.2.002 Вахтенный помощник капитана всегда должен использовать РЛС 1. При ухудшении видимости
2. В ожидании ухудшения видимости
3. При плавании в районе интенсивного судоходства
04.2.003 При ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости первой обязанностью вахтенного помощника является 1. Известить капитана
2. Выставить наблюдателя
3. Включить ходовые огни
4. Включить радиолокатор и пользоваться им
5. Перевести машину на манёвренный режим работы
6. Подавать туманные сигналы в соответствие с требованиями МППСС-72 с поправками
04.2.004 При стоянке судна на якоре вахтенный помощник обязан 1. Обеспечить надлежащее наблюдение и регулярные обходы судна
2. Наблюдать за метеорологическими условиями, приливами и состоянием моря
3. Предпринимать все меры для предотвращения загрязнения окружающей среды с судна
4. Поставить капитана в известность в случае дрейфа судна на якоре или ухудшении видимости
5. Обеспечивать готовность главных двигателей и других механизмов в соответствии с указаниями капитана
6. Обеспечивать выставление надлежащих огней и знаков и подачу соответствующих звуковых сигналов в соответствии со всеми применимыми правилами
04.2.005 Все члены экипажа, назначенные выполнять обязанности вахтенного , должны отдыхать 1. Не менее, чем 77 часов отдыха в любой 7-дневный период
2. Не менее, чем минимум 10 часов отдыха в любой 24-часовой период, причём эти часы можно поделить на две части, одна из которых должна быть не менее 6 часов
04.2.006 Для несения вахты 1. Вахтенный механик должен иметь надлежащую квалификацию, подтверждённую дипломом
2. Вахтенный помощник капитана должен иметь надлежащую квалификацию, подтверждённую дипломом
04.2.007 Проверка судового навигационного оборудования должна проводиться 1. До прибытия в порт
2. До отхода из порта
3. Так часто, как это практически целесообразно
4. Если ожидаются опасности, которые могут повлиять на безопастность плавания судна
04.2.008 Во время вахты вахтенный помощник должен осуществлять регулярные проверки чтобы обеспечить 1. Нормальную работу радиооборудования
2. Удержание судна на заданном курсе лицом , стоящим на руле, или авторулевым
3. Нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней и другого навигационного оборудования
4. Нормальную работу органов управления машины и аварийной сигнализации при безвахтенном методе работы машинного отделения
5. Не менее одного раза за вахту определение поправок главного магнитного компаса , проверку перехода с автоматического управления рулём на ручное, частое сличение гиро- и магнитного компаса
04.2.009 Вахта на палубе должна нестись так, чтобы все время когда судно находится в порту 1. Поддерживался порядок и нормальная деятельность судна
2. Соблюдались международные, национальные и местные правила
3. Обеспечивалась охрана человеческой жизни, безопасность, судна, порта и окружающей среды и безопасная эксплуатация всех механизмов, связанных с грузовыми операциями
04.2.010 Заступающий на вахту вахтенный помощник до принятия вахты в порту должен удостовериться в том, что 1. Швартовы и якорь-цепь надлежащим образом закреплены
2. Меры безопасности и правила противопожарной защиты выполняются
3. Соответствующие сигналы или огни должным образом выставлены или подаются звуковыми сигнальными средствами
4. Нет никаких внешних условий или обстоятельств, угрожающих судну, и его собственное судно не создает угрозы для других
5. Он знает характер опасных грузов, которые грузятся/выгружаются, и готовы предпринять соответствующие действия в случае какого либо инцидента или пожара
04.2.011 Действия вахтенного помощника при выходе из строя рулевой машины 1. Докладывает капитану
2. Сообщает вахтенному механику
3. Вблизи опасностей готовит якоря к отдаче
4. Останавливает движение судна в случае невозможности обеспечения управления рулем
5. Организовывает переход на дублирующее устройство либо аварийное управление рулем
6. В соответствии с МППС-72 поднимает сигнал, а в условиях ограниченной видимости подает звуковой сигнал
04.2.012 При расчете запаса глубины под килём необходимо принять во внимание 1. Величину прилива
2. Запас глубины на крен
3. Запас глубины на проседание
4. Запас глубины на ветровое волнение
6. Глубину, указанную на карте
04.2.013 Гирокомпас имеет следующие ограничения Возможность неожиданного ухода из меридиана
04.2.014 Магнитный компас имеет следующие ограничения Необходимость учета девиации, которая изменяется от широты и загрузки судна
04.2.015 РЛС имеет следующие ограничения 1. Наличие теневых секторов
2. Большие систематические погрешности угломерного устройства
3. Разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий
04.2.016 САРП имеет следующие ограничения 1. Наличие теневых секторов
2. Большие систематические погрешности угломерного устройства
3. Разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий
4. Многократное снижение точности данных автослежения при маневрировании своего судна и цели
04.2.017 Ограничениями способа графического счисления пути являются 1. Возможность промаха при переходе с карты на карту
2. Отсутствие достаточно точной информации о сносе судна
3. Отсутствие достаточно точной информации о дрейфе судна
04.2.018 Ограничениями всех визуальных способов определения места являются 1. Зависимость от условий видимости
2. Возможность промаха в опознании ориентиров
04.2.019 Ограничением способа определения места с помощью радиолокационных средств является 1. Возможность появления ложных эхо-сигналов
2. Вероятность принять на экране эхо-сигналы одного объекта за эхо-сигналы другого
04.2.020 При переходе с карты на карту место судна рекомендуется переносить 1. По координатам — при плавании в открытом море
2. По измеренным навигационным параметрам береговых ориентиров, имеющихся на обеих картах
3. По измеренным на карте пеленгу на береговой ориентир и расстоянию до него при плавании вблизи берега (контроль при это осуществляется по координатам)
04.2.021 Какой может быть ширина территориальных вод иностранных государств? 1. 6 миль
04.2.022 Достоверность счислимого места в случае большой невязки проверяют 1. Сличением показаний компасов
2. Проверкой проложенного на карте курса
3. Оценкой обоснованности учёта/неучёта сноса
4. Контролем правильности переноса счисления с одной карты на другую
5. Сличением расстояния, пройденного по лагу, с расстоянием, рассчитанным по скорости и времени плавания
04.2.023 Счисление переносится в принятую обсервацию 1. В других случаях по указанию капитана
2. Если обсервация показала заметное смещение судна в сторону навигационной опасности
3. Перед входом в узкость, портовые воды, систему разделения движения судов или систему УДС
4. Если величина накопленной невязки достигла большого значения, препятствующего оперативной оценке навигационной ситуации
04.2.024 Качество обсерваций обеспечивается 1. Правильным опознанием и выбором ориентиров
2. Точным измерением навигационных параметров
04.2.025 Какие из перечисленных утверждений в отношении требований ИМО к приемоиндикатору GPS правильные: Приемоиндикатор GPS должен 1. Обеспечивать расчет обсервованных координат и выдачу новых данных с дискретностью не более 2 с
2. Обеспечивать точность в статическом режиме, при которой координаты антенны определяются с погрешностью в пределах 100 м для вероятности 95%
3. Обеспечивать точность в динамическом режиме, при которой координаты места судна определяются с погрешностью в пределах 100 м для вероятности 95%
4. Осуществлять повторный поиск сигналов, расчет обсервованных координат с требуемой точностью в течение 2 мин при перерывах питающего напряжения на время до 60 с
04.2.026 Во время несения ходовой вахты вахтенный помощник 1. Является представителем капитана
2. Постоянно несет главную ответственность за безопасное плавание судна
3. Постоянно несет главную ответственность за соблюдение МППСС-72 с поправками
04.2.027 В светлое время суток вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем в случае, если 1. Обстановка тщательно оценена, и установлено без сомнения, что это безопасно
2. Имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка
3. Полностью учтены все соответствующие факторы: состояние погоды, видимость, интенсивность судоходства, близость навигационных опасностей, необходимость повышенного внимания, необходимого при плавании в районах или вблизи систем разделения движения и др
04.2.028 Факторы, которые должны учитываться при определении состава вахты на ходовом мостике 1. Несение на судне радиовахты
2. Наличие на судне авторулевого
3. Использование и техническое состояние навигационных средств
4. Непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике
5. Состояние погоды, видимость, светлое или темное время, близость навигационных опасностей
6. Органы управления МО с периодическим безвахтенным обслуживанием, сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, процедуры их использования и огрничения
05.1.001 В каких районах применяются МППСС-72 В открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда
05.1.002 Какое печатное издание предназначено для помощи мореплавателям и всем другим лицам, которых это касается, в части применения некоторых Правил МППСС-72 в качестве официального Руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72
05.1.003 Какой из перечисленных ниже признаков является условием, при котором может возникнуть необходимость отступить от Правил Непосредственная опасность
05.1.004 Какое из перечисленных состояний судна подпадает под термин «НА XОДУ Лежит в дрейфе, проводя шлюпочные учения
05.1.005 Какое из перечисленных состояний судна подпадает под термин «НА XОДУ Перемещаясь, маневрирует с приспущенным до грунта якорем
05.1.006 Какое из утверждений подходит к термину «СУДНО, ЛИШЕННОЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ» Перо руля перекладывается только на 10o
05.1.007 Какое из утверждений подходит к термину «СУДНО, ЛИШЕННОЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ» Остановилось из-за начавшегося сжатия льда
05.1.008 Какое из приведенных ниже судов подпадает под термин «СУДНО, ОГРАНИЧЕННОЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ» Маневрирует при сдаче лоцмана на лоцманский катер
05.1.009 Согласно Правил термин «Судно» означает Все, указанные в ответах объекты, подпадают под этот термин
05.1.010 Согласно Правил термин «СУДНО» означает Все, указанные ответы, подпадают под этот термин
05.1.011 Какая ширина судна имеется ввиду в Правилах Наибольшая ширина
05.1.012 Какое из приведенных ниже утверждений в отношении термина «НА ВИДУ ДРУГ У ДРУГА» соответствует Правилам Все, приведенные утверждения, являются правильными
05.1.013 При каком численном значении видимость считается ограниченной Ни одно из указанных утверждений не присутствует в Правилах
05.1.014 Раздел 1 части В Правил применяется При плавании судов при любых условиях видимости
05.1.015 Следуя ИК=38° и скоростью 12,5 узлов Вы наблюдаете на экране РЛС эхо-сигнал судна, пеленг и дистанция на которое не меняется. Каким курсом и скоростью оно идет? Курс 38°, скорость 12,5 узлов
05.1.016 Опасность столкновения считается существующей, если Пеленг приближающегося судна заметно не меняется
05.1.017 В какой из перечисленных ситуаций опасности столкновения не существуют Другое судно находится на нашем курсе, пеленг не меняется, дистанция увеличивается
05.1.018 Каковы признаки наличия опасности столкновения Все указанные в ответах признаки
05.1.019 Каковы требования к действиям, предпринимаемым для предупреждения столкновения Все признаки, указанные в ответах
05.1.020 Наиболее эффективным действием, предпринимаемым для предупреждения столкновения согласно Правил может быть Изменение только курса, при условии, что оно сделано заблаговременно, является существенным и не вызывает чрезмерного сближения с другими судами при наличии достаточного водного пространства
05.1.021 До каких пор следует контролировать эффективность действия, предпринятого для предупреждения столкновения согласно Правил Пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади
Источник