- Таблица штрафов за нарушения в закупках по 223-ФЗ: изменения с 2021 года
- Что изменится в 2021 году
- Какая ответственность грозит участникам за несоблюдение норм 223-ФЗ
- Как применяется административная ответственность
- Что влияет на выбранную меру ответственности
- Таблица штрафов по 223-ФЗ
- Ближайшие изменения по штрафам
- Штрафы за несоблюдение сроков закупки
- Какие нарушения встречаются на практике
Таблица штрафов за нарушения в закупках по 223-ФЗ: изменения с 2021 года
Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках — это штрафы от 3000 рублей и до 500 000 рублей. Со 02.01.2021 вступает в силу Федеральный закон №453 от 22.12.2020, который вводит новые санкции для заказчиков.
Что изменится в 2021 году
02.01.2021 вступает в силу Федеральный закон №453-ФЗ от 22.12.2020, который утвердил штрафы за просрочку оплаты в закупках с ограничениями для СМСП по 223-ФЗ. Этот закон ввел ч. 9 в ст. 7.32.3 кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ответственность вводят не только за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, но и за неоплату исполненных обязательств по отдельному этапу договора, который заключен по итогам закупки с ограничениями для СМСП. Размер штрафа установили такой:
- от 50 000 до 100 000 рублей — для заказчика;
- от 30 000 до 50 000 рублей — для должностного лица.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали что делать, если привлекают к ответственности. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какая ответственность грозит участникам за несоблюдение норм 223-ФЗ
Любые нарушения в сфере закупок подразумевают наказание. Наступает ответственность по 223-ФЗ 2021 года в тех случаях, когда заказчик пренебрегает правилами ведения закупочной деятельности, прописанными в законе о закупках отдельными видами юридических лиц. В случае нарушений организацию-заказчика привлекут к административной, дисциплинарной или гражданской ответственности. Самая высшая мера наказания — уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок — в нормативах Федерального закона №223 не прописана. Но это не означает, что серьезные правонарушения останутся безнаказанными. Некоторые действия заказчика и несоблюдение правовых основ действующего законодательства РФ влекут за собой экономические преступления, за которые последуют санкции по статьям УК РФ:
- Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
- Ч. 5, 6 ст. 204 УК РФ «Получение коммерческого подкупа». За это следует серьезная уголовная ответственность — штрафы по 223-ФЗ будут исчисляться существенными суммами: минимум — 200 000 рублей и максимум — 1 000 000 рублей. Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафуют и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. И еще предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока. Самое строгое наказание — лишение свободы возможным сроком до 5 лет с уплатой штрафа на сумму 20-кратной величины совершенного подкупа либо лишение свободы без штрафа, но с отсутствием возможности в дальнейшем заниматься определенной деятельностью или работать на определенных должностях в течение трех лет либо бессрочно.
Дисциплинарное наказание назначается строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ и только тому должностному лицу, по вине которого и были нарушены правила закупочной деятельности организации-заказчика. Под гражданско-правовой ответственностью подразумевается обязанность заказчика, нарушившего нормативы и обязательства, возместить пострадавшему лицу убытки на основании положений ГК РФ. Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привело к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора. Существует норматив, по которому заказчику придется закупать товары, работы и услуги по 44-ФЗ, а не по Федеральному закону №223. Такое наказание последует, если организация не закупила ТРУ в требуемом объеме у субъектов малого и среднего предпринимательства или не предоставила отчет о закупках у МСП в положенный срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным. С учетом обновленных положений 223-ФЗ действует еще одно правило. Если повторный тендер, который осуществляется электронно, проводят не в положенном электронном виде, то сотрудника, ответственного за ведение закупочной деятельности, а следовательно, и за данное правонарушение, исполнительные органы либо привлекут к штрафу, либо определят наказание в виде дисквалификации в течение 1 года.
Не только заказчики подвергаются ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства. Если нарушителем стал претендент на контракт, то сведения о нем направят в реестр недобросовестных поставщиков.
Как применяется административная ответственность
Меры административного наказания за несоблюдение законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц стали применяться начиная с 2014 года. После разработки системы наказания в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесли поправки, добавили новые штрафы. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о закупках — это зона ответственности Федеральной антимонопольной службы РФ и ее региональных подразделений. Если органы ФАС примут положительное решение и признают правонарушение организации, то заказчика ждут штрафные санкции в размере от 2000 до 50 000 рублей — на должностное лицо, и от 5000 до 500 000 рублей — на юридическое лицо. Рассматривает дела по правонарушениям и прокуратура, нарушения при нормировании в сфере закупок после прокурорских проверок анализируют сотрудники этого ведомства, после чего нарушитель предоставляет объяснения и перечень мероприятий по устранению выявленных ошибок. Ведомства, которые контролируют нарушения закупок по оборонному заказу, — МВД (в качестве представителей заказчика), ФАС и прокуратура. Контроль по ГОЗ ведется как по законодательству о закупках, так и по Закону о государственном оборонном заказе №275-ФЗ.
Что влияет на выбранную меру ответственности
При выборе наказания исполнительные органы учитывают различные аспекты: на кого будут возлагаться санкции по КоАП (должностное лицо или организация), в результате чего были нарушены правила, повлияли ли проступки на третьих лиц, получили ли участники закупок ущерб и прочее. Бывают ситуации, когда после тщательного анализа конкретного дела сотрудники ведомств считают ошибки несущественными. Ответственность за это установлены в виде устного взыскания, а не штрафа, на основании статей КоАП. Влияет на выбор ответственности изучение личностных характеристик должностного лица, в результате действий которого и установили проступок. Учитывают все существенные факторы: наличие за виновником других нарушений и штрафов, отягчающих или смягчающих обстоятельств, его финансовое состояние, имущественную базу. Если виновник попытался предотвратить или по возможности исправить последствия своих ошибок, это смягчает меру ответственности. Если противоправные действия совершаются должностным лицом не впервые, а исполнительный орган ранее выставлял предупреждения, то это, наоборот, расценивается как отягчающее обстоятельство и приводит к ужесточению ответственности.
Таблица штрафов по 223-ФЗ
Ответственность за нарушения лежит как на самой организации, выступающей в роли заказчика, так и на должностных лицах, ответственных за ведение закупочной деятельности. Для удобства пользователей мы подготовили весь список существующих нарушений по 223-ФЗ в виде таблицы.
Вид нарушения | Штраф на должностное лицо, руб. | Штраф на организацию-заказчика, руб. | Правовая основа в соответствии с КоАП |
---|---|---|---|
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид | 10 000–30 000 | 100 000–300 000 | Ч. 1 ст. 7.32.3 |
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид, и закупку осуществило должностное лицо, подвергавшееся административной ответственности более двух раз | От 40 000–50 000 вплоть до отстранения от занимаемой должности от полугода до 1 года | — | Ч. 2 ст. 7.32.3 |
Проведение госзакупки, которую надлежит осуществлять в рамках действия Федеральной контрактной системы (44-ФЗ) по нормам 223-ФЗ | 20 000–30 000 | 50 000–100 000 | Ч. 3 ст. 7.32.3 |
Несоблюдение положенных сроков размещения данных о закупке | 2000–5000 | 10 000–30 000 | Ч. 4 ст. 7.32.3 |
Отсутствие в ЕИС опубликованной информации о заказе | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | Ч. 5 ст. 7.32.3 |
Несоблюдение сроков размещения в ЕИС изменений по проводимой госзакупке | 5000–10 000 | 10 000–30 000 | Ч. 6 ст. 7.32.3 |
Согласована закупочная документация, которая противоречит действующим нормам 223-ФЗ | 2000–3000 | 5000–10 000 | Ч. 7 ст. 7.32.3 |
Отклонение участника по основаниям, не предусмотренным документами о закупке. Заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации | 2000–3000 | 5000–10 000 | Ч. 8 ст. 7.32.3 |
Направление в реестр недобросовестных поставщиков ошибочных сведений об участниках | 10 000–15 000 | 30 000–50 000 | Ст. 19.7.2-1 |
Неисполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы | 30 000–50 000 | 300 000–500 000 | Ч. 7.2 ст. 19.5 |
Ближайшие изменения по штрафам
В 2018 году в перечне проектов нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службы опубликован законопроект, в котором указаны плановые санкции, предусматривающие ответственность за нарушение проведения процедуры закупки и порядка взаиморасчетов по 223-ФЗ.
Вид нарушения | Штраф на должностных лиц, руб. | Штраф на организацию-заказчика, руб. |
---|---|---|
Признание участника уклонившимся от заключения контракта без правовых оснований | 50 000 | |
Ошибки в порядке подачи разъяснений по документации о закупке | 2000–3000 | 10 000–30 000 |
Ошибки при составлении или неполное содержание протоколов рассмотрения заявок и протоколов подведения итогов для закупок по 223-ФЗ | 2000–3000 | 5000–10 000 |
Преднамеренное, непреднамеренное занижение сроков, установленных для подачи заявок участниками закупок по процедуре заказа; несоблюдение сроков, положенных 223-ФЗ для отмены закупки | 10 000–30 000 | 100 000–300 000 |
Невыполнение надлежащего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 |
Несоблюдение существенных условий договора по 223-ФЗ в части взаиморасчетов — нарушение срока и регламента оплаты, отсутствие фактической оплаты аванса, предусмотренного условиями соглашения | 30 000–50 000 | 50 000–100 000 |
Штрафы за несоблюдение сроков закупки
Самые распространенные нарушения в госзакупках по 223-ФЗ — это несоблюдение положенных законом сроков по различным видам конкурентных процедур и ошибки при публикации извещений. Многие заказчики забывают, что в составе извещения, размещаемого для заказов отдельными видами юридических лиц, необходимо публиковать документацию о закупке и проект договора. Исключением из этого правила является только одна процедура — запрос котировок. Чтобы избежать ответственности за нарушения, пользуйтесь сводной таблицей сроков для размещения закупочных документов по Федеральному закону №223.
Публикуемый документ | Предельный срок | Нормативно-правовая база |
---|---|---|
Локальные нормативы заказчика | ||
Положение о закупке заказчика, решение о присоединении к положению о закупке, к изменениям положения | 15 дней с момента согласования | Ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 223-ФЗ |
План закупки | В течение 10 дней с момента подписания, но не позже 31 декабря года, предшествующего году планирования | Ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке |
Сведения о вносимых в план закупок изменениях | В течение 10 дней с момента принятия новой версии документа | Ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке |
Закупочная документация | ||
Извещение — конкурс, аукцион | Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок | Ч. 17, 19 ст. 3.2 223-ФЗ |
Извещение — запрос котировок | Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры | Ч. 21 ст. 3.2 223-ФЗ |
Извещение — запрос предложений | Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры | Ч. 23 ст. 3.2 223-ФЗ |
Извещение — электронный конкурс, электронный аукцион, с ограничениями для субъектов МСП | Не позднее 7 рабочих дней до даты проведения процедуры при начальной (максимальной) цене договора не более 30 млн руб. Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок при начальной (максимальной) цене договора свыше 30 млн руб. | П. 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ |
Извещение — запрос предложений в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 15 млн руб. | Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры | П. 3 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ |
Извещение — запрос котировок в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 7 млн руб. | Не позднее 4 рабочих дней до даты проведения процедуры | П. 4 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ |
Внесение изменений в извещение, документацию | В течение 3 дней с даты принятия решения об изменении документов. Приходится продлевать срок подачи заявок таким образом, чтобы с момента размещения извещения в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок участниками осталось не менее половины срока, установленного положением о закупке заказчика | Ч. 11 ст. 4 223-ФЗ |
Разъяснение положений закупочной документации | В течение 3 дней с момента их предоставления | Ч. 11 ст. 4 223-ФЗ |
Решение об отмене конкурентного заказа | Непосредственно в день подписания такого документа | Ч. 6 ст. 3.2 223-ФЗ |
Все закупочные протоколы | В течение 3 дней с момента подписания | Ч. 12 ст. 4 223-ФЗ |
Отчетность по 223-ФЗ | ||
Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 закона №223 | Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным | П. 1 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ |
Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком | Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным | П. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ |
Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся | Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным | П. 3 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ |
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства | В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным | Ч. 21 ст. 4 223-ФЗ |
Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства | В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным | П. 2 ПП РФ №1442 от 25.12.2015 |
Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе | В течение 10 дней с даты внесения изменений | Ч. 5 ст. 4 223-ФЗ |
Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком, если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров | В течение 3 дней с момента заключения соглашения | Ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ |
Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров | В течение 10 дней с момента внесения изменений, исполнения или расторжения соглашения | Ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ |
Какие нарушения встречаются на практике
Для изучения существующих правонарушений заказчики используют классификатор нарушений в сфере закупок — перечень, разработанный специалистами Счетной палаты и систематизирующий итоги проведенных процедур внешнего государственного аудита. Классификатор включает 55 пунктов несоблюдения законодательства в области государственных и корпоративных закупок. По 223-ФЗ выделяют такие группы отклонений:
- несоблюдение установленного порядка закупок (заказ осуществлен в бумажном виде вместо надлежащего электронного, торги проведены по 223-ФЗ вместо 44-ФЗ);
- неисполнение регламента по публикации сведений в ЕИС (нарушены сроки размещения информации, заказчик не опубликовал надлежащие данные и отчеты);
- установление в закупочной документации излишних или не предусмотренных законом требований к участникам закупки, нарушение содержательного порядка оформления документации и извещения о заказе.
Если организация-заказчик несвоевременно выполнила или не исполнила определенные предписания или решения Федеральной антимонопольной службы об устранении выявленных нарушений и ошибок, закрепленных в КоАП, то это расценивается как серьезный административный проступок, за которым следует ответственность в виде штрафа.
Источник