Организация деятельности учащихся на уроке
Эффективность решения всех педагогических задач урока находится в прямой зависимости от правильной организации учебной деятельности занимающихся на уроке и, в частности, от рационального использования научно обоснованных способов выполнения физических упражнений (поочередный, поточный, одновременный) и методов организации деятельности учащихся (фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой).
Поочередный способ заключается в том, что каждый последующий ученик (или группа учащихся) начинает выполнять упражнение только после окончания работы предыдущим занимающимся (или группой). Применяется, как правило, на первом-втором этапах обучения двигательным действиям и позволяет своевременно обнаружить отклонения от эталонной техники.
При поточном способе выполнения учебного задания каждый последующий ученик включается в работу до окончания выполнения упражнения предыдущим, что значительно увеличивает моторную плотность урока и двигательную активность учащихся.
Одновременный способ основан на одновременном выполнении учащимися одного или различных заданий. Используется на этапе закрепления и совершенствования разучиваемого двигательного действия, дает высокую моторную плотность урока.
Фронтальный метод организации деятельности учащихся наиболее часто используется в вводной, подготовительной и заключительной частях урока и реже — в основной, при выполнении несложных двигательных действий. Его сущность состоит в том, что все учащиеся класса одновременно привлекаются к выполнению одного и того же учебного задания. Достоинство фронтального метода — в максимальном охвате учащихся двигательной деятельностью, в возможности достижения высокой моторной плотности урока.
Групповой метод часто используется при углубленном разучивании сложных упражнений, т.к. позволяет точнее дозировать физическую нагрузку, лучше вести наблюдение за работающими учениками, исправлять ошибки. Данный метод дает широкие возможности для развития самостоятельности учащихся, повышения их активности, организации соревнования за успешное решение поставленных на уроке задач.
Индивидуальный метод организации учебного труда школьников заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, должны тут же самостоятельно их выполнять. Важными условиями его использования являются наличие достаточной материально-спортивной базы и тщательная подготовка мест занятий.
Метод круговой тренировки следует рассматривать не как метод упражнений, а как метод организации учебно-воспитательного процесса. Для его практической реализации учащиеся делятся на группы, число которых должно соответствовать числу мест занятий (или станций). В то же время количество станций определяется численностью занимающихся и числом упражнений, включенных в комплекс круговой тренировки. Станции могут располагаться по кругу, квадрату, прямоугольнику и пр. Нагрузка на каждой станции строго регламентируется.
Максимальное число повторений упражнения, вес отягощения, интенсивность выполнения устанавливаются индивидуально в зависимости от показателей максимального теста максимального числа повторений упражнений (МП), а также физического развития и физической подготовленности учащихся. Исходя из него, определяют нагрузку, например, в первую неделю ее вычисляют по формуле: МП/2 х 1. Это означает, что число повторений каждого упражнения должно быть в два раза меньше, чем МП. Если в течение 30с ученику удалось согнуть и разогнуть руки в упоре лежа 20 раз (МП=20), то в первую неделю занятий это упражнение нужно повторить 10 раз (20/2). Цифра «1» в приведенной формуле (МП/2 х 1) означает, что весь комплекс следует выполнить 1 раз. На выполнение комплекса упражнений по методу круговой тренировки отводится 8-10 минут, и делается он по методу интервального упражнения с жестким интервалом отдыха.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Какие способы организации занимающихся используют для проведения комплекса ОРУ?
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ:
а) сменный; б) индивидуальный; в) фронтальный; г) групповой; д) круговой; е) игровой
В зависимости от задач урока, численности и подготовленности занимающихся, наличия инвентаря и т.п. деятельность учащихся в основной части может быть организована различными способами. При разучивании и повторении несложных упражнений целесообразно использовать фронтальный способ.Этот способ предусматривает одновременное выполнение упражнения всеми учащимися, и может эффективно использоваться в проведении несложных акробатических и общеразвивающих упражнений, элементов танцев и вольных упражнений. Преимущество фронтального способа заключается в возможности значительного повышения плотности урока. При таком способе учитель может следить за действиями всех учеников, что организует и дисциплинирует последних.
Разновидностью фронтального способа организации учащихся является сменный способ.Он используется в случае недостаточного числа снарядов или мест занятий. В этом случае одно и то же задание получают несколько групп школьников по 8-10 человек и выполняют его по очереди одна смена за другой фронтально.
Наиболее распространенным способом организации учащихся при выполнении упражнений на гимнастических снарядах является групповой способ.В этом случае занимающиеся делятся на группы и каждая группа получает свое задание. Через определенное время группы меняются местами, чтобы каждая группа имела возможность пройти все виды (снаряды). В каждой группе (отделении) упражнения могут выполняться фронтально (одновременно, одни и те же), или поточно (друг за другом)
Круговой способорганизации предусматривает последовательное выполнение занимающимися упражнений на разных снарядах двигаясь по кругу или квадрату. Снаряды при этом, размещаются так, чтобы учащиеся не сталкивались переходя от одного вида к другому. Упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы у одного снаряда не возникало большого скопления занимающихся из за его низкой пропускной способности. После прохождения занимающимися одного круга, задания на каждом снаряде можно усложнить или изменить
Наибольший эффект от занятия для занимающихся наблюдается при индивидуальном способеорганизации. Данный способ предусматривает индивидуальный подход к каждому ученику, точное дозирование нагрузки, своевременное исправление ошибок при выполнении упражнений и возможность дополнительного воздействия на слабо развитые группы мышц. Каждый занимающийся получает персональное задание. Однако этот способ очень не удобен для преподавателя, поскольку требует больших временных затрат на объяснение заданий, и затрудняет контроль за выполнением упражнений при занятиях с учебной группой. Данный способ целесообразно использовать в конце основной части урока, когда занимающимся предоставляется возможность выполнять дополнительные задания самостоятельно.
Наибольший интерес у занимающихся вызывает игровой способорганизации. Этим способом можно проводить почти все упражнения основной гимнастики. Упражнения при этом выполняются последовательно одно за другим, чаще всего в виде полос препятствий или эстафет. Занимающихся при этом способе целесообразно делить на 2 – 4 группы, которые выполняют задания параллельно (кто вперед) или поочередно (кто быстрее по времени)
Источник
Методы организации учебной деятельности
Методика проведения урока характеризуется преимущественно выполнением требований к размещению учащихся во время занятий, их перемещениям по залу, четкостью и правильностью подачи команд, показа и объяснения упражнений и т.д. Правильное размещение занимающихся на занятиях, характер их действий и перемещений по залу определяются задачами урока, выбора метода их решения.
Методы организации учебной деятельности определяют условия и характер изучения учебного материала, развития основных физических способностей и воспитания физических качеств. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвентаря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки или индивидуального метода.
Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколько разновидностей, имеющий общий признак – выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством учителя. При этом класс может располагаться на всей площади зала в несколько колонн или шеренг. Высокорослые ученики располагаются за низкорослыми, а учитель занимает место в центре перед строем лицом к ученикам, Среди этих разновидностей выделяют одновременное и поточное (поочередное) выполнение заданий.
Поточный метод – учащиеся одно и тоже упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Таких потоков может быть два, три в зависимости от конкретных условий. Например, при обучении упражнению в равновесии два – три потока могут быть при наличии двух – трех бревен или гимнастических скамеек и т.д.
Преимущество одного потока – в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений.
При двух и трех потоках увеличивается плотность урока, а следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении акробатических упражнений, упражнений с длинной скакалкой, в лазанье по скамейкам и гимнастической стенке, в перелезании, в равновесии, при опорных прыжках и прыжках в длину и в высоту, а также при изучении приемов игры в баскетбол.
Разновидностью поточного способа будет поочередное выполнение нескольких различных упражнений. Например, вначале ученики идут по скамейке, а затем перелезают через бревно, далее прыгают через
планку. Такая поточная линия не дает возможности учителю наблюдать за выполнением школьниками всех упражнений , поэтому он будет находиться там, где его присутствие наиболее необходимо.
Поточный способ чаще всего применяется при проведении упражнений с целью совершенствования умений и навыков, а также для увеличения нагрузки.
Групповой метод – организация деятельности занимающихся, предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных заданий. При обучении новым упражнениям необходимо в первую очередь показать их правильное выполнение с попутным объяснением техники движения и в каждой группе выделить старшего ученика (капитана).
Метод круговой тренировки характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему:
— в спортивном зале или на площадке оборудуют так называемые станции, т.е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;
— на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;
— выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, переходит на другую, а во втором – класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того как каждый ученик на каждой станции выполнит задание, проводят смену мест занятий.
Двигательные задания подбирают с таким расчетом, чтобы включаемые в них упражнения оказывали преимущественное воздействие на развитие определенных физических способностей. Например, для развития силовых способностей на первой станции выполняют упражнения для мышц плечевого пояса и предплечий, на второй – для мышц туловища, на третьей – для мышц нижних конечностей и т.д.
Индивидуальный метод организации характеризуется определением двигательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализация заданий может присутствовать и при
фронтальном, и при круговом методах. Например, в процессе пробегания дистанции на выносливость учитель дает отдельным ученикам соответствующие распоряжения, регулируя скорость передвижения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого, индивидуальный метод используют при определении домашних заданий, проведении подвижных игр и соревнований.
Методы ведения урока зависит от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Кроме того, применение различных методов разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми.
Источник
Основные способы организации занятий
1.4 Основные способы организации занятий
Фронтальный способ организации занятий (одновременное выполнение упражнений всеми учащимися) применяется при изучении большинства упражнений, предусмотренных учебной программой: гимнастические построения и перестроения, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах и др. Этот способ используется в ходе выполнения простых, не требующих страховки заданий. Фронтальный способ обеспечивает большую плотность урока, многократное повторение движений позволяет учителю одновременно следить за действиями всех учеников, но затрудняет индивидуальный контроль.
Поточный способ (поочередное выполнение упражнений, когда один ученик закончил задание, другой приступает к нему) применяется для выполнения прыжков с высоты и в высоту, упражнений в равновесии, акробатических упражнений, при подъемах и спусках с гор на лыжах и т. д. Чем больше потоков, тем выше плотность урока.
Посменный способ применяется при проведении занятий в тесном помещении и при недостатке учебных пособий. В этих случаях вес классы получают одно и то же задание, но выполняют его по очереди, сменами. Например, ученики I класса выполняют метание к цель, II — собирают мячи, III — отмечают ошибки метающих, а ученики IV класса готовятся сменить метающих мяч первоклассников.
Групповой способ наиболее удобен для учителя малокомплектной школы, но требует хорошей подготовки помощников учителя (физоргов). Каждая группа-класс, получив задание, работает отдельно под руководством физорга. Например, первоклассники повторяют комплекс упражнений с малыми мячами по карточкам-заданиям, группа второклассников выполняет упражнение с мячом на гимнастической скамейке, третьеклассники упражняются на бревне, учащиеся IV класса играют в «Бой петухов». Или, например: ученики I класса упражняются с длинной скакалкой; II — выполняют кувырок; III — занимаются на бревне. Учитель осуществляет общий контроль и страховку в наиболее опасных видах упражнений, в данном случае, т.е. бревне.
Индивидуальный способ применяется в тех случаях, когда отдельные ученики занимаются по карточкам. Этот способ во многом помогает учителю работать с отстающими[15, c. 19]
В условиях малокомплектной школы учитель иногда сочетает на уроке ряд способов: индивидуальный и групповой, поточный и групповой и т. д.
Таким образом по методическим особенностям мы можем увидеть различия между малокомплектной школой и общеобразовательной, какие плюсы и минусы проведения уроков могут существовать у малокомплектной школы.
Раздел 2. Организация и методика исследования
2.1 Методы и исследования
Метод анализа научно – методической литературы.
Используя метод анализа и обобщения литературных источников,мы изучили 19 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: И.П. Подласый, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужил источник « Малокомплектная школа » В.И. Пензулаева, а практической основой служил «Физическое воспитание в малокомплектной школе» Л.П.Горчаков.
Метод анализа и сравнения
Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явлений, процесса или отношения явления, процессов, с целью их всестороннего изучения.
Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали и анализировали уроки в малокомплектной школе и общеобразовательной школе.
2.2 Организация и результаты собственных исследований
В своем исследовании мы проводили сравнения проведения уроков в общеобразовательной школе и малокомплектной школе. Исследования проходили на базе Кипеловской средне общеобразовательной школы и Сельской малокомплектной школы, для данного исследования мы брали методы, такие как сравнения и анализ.
На первом этапе исследования мы определились с образовательными учреждениями, методиками исследования, и изучили данную литературу.
На втором этапе мы провели уроки в общеобразовательной школе и в малокомплектной школе, где было проведено сравнение и анализ, а затем были выявлены положительные и отрицательные моменты данных уроков.
Для того чтобы провести урок в малокомплектной школе мы применили организационно-методические особенности такие как:
1 Сложность и дозировка упражнений так как при проведения урока в малокомплектной школе надо учитывать тот факт, что одновременно может присутствовать два класса. Следственно и дозировка для разных классов различна.
2 Применение карточек-заданий для самостоятельной работы учеников позволяет частично разделить класс: старшие занимаются по карточкам, а с младшими работает учитель.
3 Объединение близких по возрасту учащихся так как один класс изучает тему, а второй – совершенствует. Например, пятый класс изучает кувырок вперед, а шестой совершенствует. (Приложение 1)
4 Индивидуальный подход может осуществляться по причине того, что на уроке в малокомплектной школе присутствует мало человек, следственно, можно применять такую особенность как индивидуальный подход, который в общеобразовательной школе довольно трудно осуществить.
5 Работу начинаем с подготовки материально-технической базы. Так как в малокомплектной школе есть проблема нехватки инвентаря, поэтому подборку необходимо начинать заранее.
6 Объединение одной темой программного содержания то есть классы объединяются темами занятия, только для разных классов идут разные частные задачи.
7 Применение поточного метода выполнения упражнений. Так как на уроке присутствует мало человек и при выполнении упражнений плотность урока практически не снижается, а учитель постоянно следит за правильностью выполнения что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.
8 Предлагать более сложные задания старшим детям так как уровень подготовленности старших детей выше. Например, при изучении темы «гимнастика» старшим можно давать более сложные по технике упражнения или комбинацию из относительно простых.
9 Впереди колонны ставить старших ребят. Так как старшие ребята лучше усваивают на слух команды и задания, а младшим дается возможность зрительно воспринять задание.
10 Построение классов с не большим интервалом так как задания для классов различны и дети не путались в выполнении.
Данные особенности мы учитывали при проведении урока в сельской малокомплектной школе. После проведения урока мы проанализировали.
Анализ урока в Сельской малокомплектной школе:
В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5,6 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой метод выполнения упражнений. Освобожденных детей не было. Все термины были использованы правильно.
Подготовка условий для проведения началась до начала урока. Были подготовлены: инвентарь, спортзал, проверено наличие спортивной формы у учащихся.
Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Из-за того, что на уроке присутствовали два класса, то периодически один из них оставался без присмотра и контроля учителя, следственно на уроке была плохая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку, применялась работа по карточкам. Из-за разности возраста учеников возникали трудности с регулированием нагрузки. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.
Анализ урока в общеобразовательной школе:
В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой и поточный методы выполнения упражнений. Учитель смог занять освобожденных детей на помощь в проведении урока. Все термины были использованы правильно.
Подготовка условий для проведения была полностью соблюдена: и спортзал, и инвентарь и гигиенические требования.
Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Весь класс был постоянно занят, поэтому присутствовала хорошая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.
Мы сравнили два урока и увидели плюсы, минусы в обеих школах, но можно сказать о каждой отдельно.
Малокомплектная Сельская школа
положительное | отрицательное |
Положительное | Отрицательное |