XII. 1. ВЫБОР СПОСОБА ПЛАВАНИЯ
ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ
СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ
С точки зрения последовательности обучения различным способам плавания все системы обучения можно разделить на две основные группы, каждая из которых в свою очередь делится на две подгруппы:
1. Последовательное (поочередное) обучение различным способам
плавания.
А. Начало обучения с какого-либо спортивного способа плавания и после его усвоения обучение следующему способу. При этом обычно придерживаются такой последовательности:
а) кроль на груди, кроль, на спине, брасс, баттерфляй,
или:
б) кроль на спине, кроль на груди, баттерфляй, брасс, \
или:
в) брасс на груди, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (изу
чение спортивных способов плавания в такой последовательности,
начиная с брасса на груди, широко применялось в начале текущего сто
летия; в настоящее время используется редко — в тех случаях, когда
обучение проводится с целью подготовки занимающихся к решению
каких-либо прикладных задач или когда индивидуальные особенности
обучаемых дают основание предположить, что брасс на груди они
смогут освоить быстрее, чем какой-либо другой способ плавания).
Б. Начало обучения с одного из так называемых облегченных способов плавания: кроль на груди с продвижением рук вперед под водой; кроль на спине без вынимания рук из воды при выполнении подготовительных движений (движения руками могут выполняться или одновременно, или поочередно); на боку с движением верхней рукой вперед под водой; на боку с одновременным движением обеими руками и с выполнением ими подготовительных движений под водой и др,
После освоения облегченного способа плавания начинают обучение спортивным способам.
2. Параллельно-последовательное обучение различным способам
плавания.
А. Обучение, при котором определяется общая последовательность обучения спортивным способам плавания (например, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс), но непосредственное обучение этим способам проводится не поочередно, а параллельно — уже в комплекс упражнений для освоения с водой вводятся подготовительные упражнения, используемые при обучении плаванию способами кроль на груди и кроль на спине; затем упражнения для освоения в воде постепенно заменяются упражнениями, используемыми для изучения элементов техники плавания способами баттерфляй и брасс. Изучение этих способов начинается раньше, чем будут закреплены навыки в плавании способами кроль на груди и кроль на спине. При этой системе обучения могут быть использованы и облегченные способы плавания, но только как подготовительные упражнения для обучения плаванию спортивными способами. Закреплять навыки в плавании облегченными способами не следует.
Б. Одновременное обучение основным элементам техники плавания всеми спортивными способами: определяются основные положения тела и основные элементы техники дыхания и движений руками при плавании всеми способами. Упражнения, направленные на освоение положений тела и техники движений руками и дыхания, вводятся в программу занятий уже во второй половине этапа освоения в воде.
После того как обучаемые освоятся с водной средой, продолжаются упражнениям скольжении на груди и в движениях одними руками (всеми способами) и, кроме того, вводятся в программу занятий упражнения в плавании с движениями одними ногами. Когда техника движений ногами изучена, включаются упражнения в сочетании движений рук и ног.
Каждый из этих двух методов (последовательное и параллельно-последовательное обучение) и их разновидности имеют свои достоинства и недостатки.
Последовательное (поочередное) обучение, особенно при использовании облегченных способов плавания иди при обучении тому способу плавания, который в наибольшей степени отвечает индивидуальным особенностям занимающегося, позволяет обучить человека плаванию в наиболее короткий срок. Однако при таком методе у обучаемых: а) недостаточно развивается способность управлять своими движениями в воде, дифференцировать и чередовать напряжения и расслабления мышц и т. д.; б) при длительном повторении относительно однообразного комплекса упражнений, направленных на освоение одного способа плавания, некоторые неточности в структуре движений (излишние напряжения, неправильное выполнение отдельных элементов движений и другие недостатки) могут автоматизироваться и войти в прочный двигательный стереотип. В дальнейшем очень трудно устранить такие недостатки. Это особенно проявляется в тех случаях, когда обучение начинается с облегченных способов. Навык в плавании облегченным способом может препятствовать усвоению правильной техники плавания спортивными способами. Например, когда новичок, обученный плаванию кролем с продвижением рук вперед под водой («собачкой») обучается плаванию спортивным кролем, то у него, как правило, возникают такие трудно устранимые ошибки, как сгибание
163 7*
руки в локтевом суставе во второй половине гребка («смазывание» эт половины гребка) и приподнимание головы при повороте ее для вдох;
Параллельно-последовательное обучение обеспечивает более эфф тивное развитие способности управлять своими движениями в вод позволяет устранить недостатки в технике плавания новичка раныи чем они автоматизируются, создает предпосылки к хорошему овлад нию техникой плавания спортивными способами и успешному дальн шему совершенствованию стиля пловца. Однако при этом методе освоение новичков с водной средой и на обучение их плаванию затрач; вается несколько больше времени, чем при последовательно-поочередном методе, особенно если обучение начинается с облегченных способов.
В результате новичок при последовательном (поочередном) обучении быстрее может научиться удерживаться у поверхности воды и \ проплывать 25—50 м, но в дальнейшем тот, кто обучался по параллель-‘ но-последовательному методу, сможет превзойти его и по длине ‘ проплываемой дистанции, и по скорости плавания.
Выбор метода обучения определяется его целевой направленностью и сроками обучения (количеством уроков, за которые человека нужно научить плавать). Оба этих фактора обычно тесно связаны между собой.
Источник
Обучение плаванию взрослых и детей (методики)
Содержание
Теория и методика обучения плаванию [ править | править код ]
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
высших учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области физической культуры
в качестве учебника для образовательных учреждений
высшего профессионального образования, осуществляющих
образовательную деятельность по направлению «Физическая культура».
Содержание [ править | править код ]
ГЛАВА 5. Основы методики обучения плаванию (Е.В. Ивченко, А.А. Литвинов)
ГЛАВА 6. Обучение спортивным способам плавания, стартам и поворотам (А.В. Козлов, А.А. Литвинов)
ГЛАВА 8. Организация занятий плаванием (Е.В. Ивченко)
ГЛАВА 9. Прикладное плавание (А.В. Козлов, Е.Ф. Орехов)
ГЛАВА 10. Организация и проведение соревнований по плаванию (Б.В. Синев)
ГЛАВА 11. Проведение занятий по плаванию в системе физического воспитания (Е.В. Ивченко, Е.А. Ивченко)
ГЛАВА 12. Физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания (Р.В. Кууз)
Предисловие [ править | править код ]
Плавание как учебная дисциплина включает в себя несколько самостоятельных разделов: спортивное и прикладное плавание, плавание на открытой воде, синхронное плавание, водное поло и прыжки в воду, скоростное плавание в ластах, подводный спорт и оздоровительные технологии. Основная задача учебной дисциплины по плаванию — это передать студентам теоретические знания, привить умение и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в самостоятельной практической деятельности.
Учебная дисциплина «Плавание» включает в себя теоретические и практические разделы. В теоретические разделы входят: история развития плавания, основные понятия о свойствах воды и их влияние на формирование движений пловцов, правила выполнения движений в различных спортивных способах плавания. В практические разделы входят: освоение студентами методов и приемов, применяемых при изучении техники плавания и спортивной тренировки.
Все теоретические разделы спортивного плавания разработаны специалистами отечественной школы. У истоков создания теоретических разделов стояли такие известные советские педагоги и ученые, как Н. А. Бутович, В. С. Васильев, Н. Ж. Булгакова, Л. П. Макаренко, В. Н. Платонов и др. Они стали создателями системы отправных теоретических положений, определяющих дальнейшую направленность развития практических умений и навыков обучения и спортивной тренировки.
В разработке практических разделов, включающих в себя набор основных упражнений и порядок их применения при обучении спортивным способам плавания, стартам и поворотам, а также методов спортивной тренировки, участвовали преподаватели спортивных вузов: В. Ф. Китаев, К. А. Инясевский, С. М. Вайцехов-ский, А. М. Шумин, А. К. Дмитриев, Т. Г. Менынуткина и тренеры Б.Д.Зенов, И. М. Кошкин, А. Ф. Красиков, Г.В.Яротский и многие другие.
В предлагаемом учебнике в достаточном объеме представлены теоретические и практические разделы, которые позволят студентам, не специализирующимся в спортивном плавании, обеспечить полноценную практическую работу по обучению плавательным навыкам людей разного возраста.
Настоящий учебник написан коллективом авторов кафедры плавания Национального государственного университета физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта в составе: А. А. Литвинова, А. В. Козлова, Е. В. Ивченко, Е. Ф. Орехова, Е. А. Ивченко, Т. В. Рыбьяковой, Р. В. Кууз и Б. В. Синева.
Учебник состоит из двенадцати глав.
В гл. 1 дана классификация предмета «Плавание», раскрыто его место и значение в системе физического воспитания. В гл. 2 представлена история развития плавания, описываются результаты выступлений советских и российских пловцов на Олимпийских играх, дается анализ их выступлений. В гл. 3 излагаются основы техники плавания. Гл. 4 раскрывает технику спортивных способов плавания, стартов и поворотов, в ней впервые иллюстрируется техника пловцов высокого класса по материалам двухплоскостной подводной киносъемки. Это позволяет более детально и без ошибок анализировать подводные движения. Гл. 5 раскрывает основы методики обучения плаванию. В гл. 6 представлена методика обучения спортивным способам плавания, стартам и поворотам, основные упражнения с комментариями, позволяющими лучше понять задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Гл. 7 отражает особенности методики обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста, подробно излагается организация процесса обучения детей плавательному навыку, что дает возможность даже студентам, не специализирующимся по плаванию, вести полноценную работу с детьми. В гл. 8 отражены вопросы организации и планирования занятий плаванием, раскрыты особенности организации и проведения урока по плаванию, что позволяет проводить со студентами учебную практику в соответствии с принятыми в спортивном плавании требованиями по составлению конспектов уроков и формированию общих и частных задач. Также в этой главе описаны санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при проведении занятий. В гл. ,10 отражены вопросы организации и проведения соревнований по плаванию. В гл. И рассмотрены вопросы организации занятий плаванием в различных звеньях системы физического воспитания, основные требования и направления проведения занятий. Гл. 12 раскрывает физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания, отражает новые направления в оздоровительных технологиях, разработанных сотрудниками кафедры плавания НГУ им, П. Ф. Лесгафта.
В учебнике представлен материал, который позволяет сформировать теоретические знания и практические навыки плавания, методики начального обучения плаванию, прикладному плаванию, подготовить бакалавра к педагогической деятельности в области преподавания дисциплины «Плавание» в образовательных учреждениях всех типов, организациях, относящихся к организационноуправленческой деятельности в сфере дисциплины «Плавание», с учетом оздоровительных, рекреационных, восстановительных задач в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, реабилитационных и профилактических учреждениях.
Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, не специализирующихся в спортивном плавании, при подготовке бакалавров по направлению «Физическая культура».
Издание учебника имеет большое практическое и теоретическое значение для студентов, обучающихся в вузах физической культуры. Объем учебного материала, включенного в учебник, достаточен для бакалавров, изучающих дисциплину «Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание» как базовую часть профессионального цикла физкультурно-спортивных дисциплин.
Достоинством предлагаемого издания является рассмотрение вопросов по теории и методике плавания, базирующихся на материалах педагогических исследований и изданных ранее учебных и учебно-методических пособий.
Список литературы [ править | править код ]
Алексеева О. А. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе / О. А. Алексеева, В. И. Григорьев. — М. : Теория и практика физической культуры, 2003.
Борисов Е.Г. Плавание : Организация и судейство соревнований / Е. Г. Борисов, О. А.Горлов. — СПб., 2006.
Булгакова Н.Ж. Плавание / под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. — М. : ФиС, 2001.
Водные виды спорта / [Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.
Ганчар И. Л. Методика преподавания плавания : технологии обучения и совершенствования / И. JI. Гончар. — Одесса : Друк, 2006.
Дмитриев А. В. Плавание /А. В. Дмитриев. — М.: ФиС, 1966.
Ивченко Е.А. Теоретико-методические основы двигательной рекреации / Е.А.Ивченко. — СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009.
Ивченко Е.В. Оздоровительная направленность занятий плаванием : Теория и методика здорового образа жизни /под ред. Г. П. Виноградова, А. К. Кульназарова, В. Ю. Салова. — Алматы, 2004.
Козлов А. В. Спортивное плавание юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008.
Козлов А. В. Спортивная тренировка юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб., 2011.
Козлов А. В. Спортивные способы плавания : учеб.-метод. пособие / А. В. Козлов. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.
Козлов А. В. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания : монография / А. В. Козлов, Е.Ф. Орехов. — СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта. — 2010.
Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / под. ред. Ю. Ф. Курамшина. — М.: Сов. спорт, 2003.
Литвинов А. А. Азбука плавания (для детей и родителей, бабушек и дедушек) /А.А.Литвинов, Е.В.Ивченко, В.М.Федчин. — СПб.: Фолиант, 1995.
Литвинов А. А. Как научить своего ребенка плавать : Самоучитель для детей и родителей / А.А.Литвинов, В.М.Федчин. — СПб.: Спортклуб плавания Ленинградского ин-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1992.
Литвинов А. А. Маленький пловец : Самоучитель для детей и родителей /А.А.Литвинов. — СПб. : Олимп, 2006.
Менъшуткина Т. Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами : монография / Т. Г. Меньшуткина. — СПб., 1999.
Меныиуткина Т. Г. Техника спортивных способов плавания, старта и поворота: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Меныиуткина, А. А. Литвинов, А. В. Орехова. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004.
Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / [Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2008.
Основы спортивной тренировки пловцов / [Агеевец А. В. и др.]. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001.
Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду / Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. — М. : Просвещение, 1991.
Плавание и легководолазная подготовка/ под общ. ред. А. М. Тихонова. — Л. : Изд-во Военного дважды Краснознаменного ин-та физ. культуры, 1983.
Плавание. Программа / под ред. А. А. Кашкина, О. И. Попова, В. В. Смирнова. — М., 2004.
Спортивное плавание / [Н.Ж. Булгакова и др.]. — М. : ФОН, 1996.
Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий : учеб.-метод. пособие/ [Т. Г. Меныиуткина и др.]. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.
Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста / М. Г. Шибалкин. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.
Источник