- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Каким способом образованы слова однофамилец одиннадцатилетние плащ — палатка зернохранилище пешеход носоглотка листопад многоцветный водоснабжение ракетоноситель двухкилограммовый?
- Как образованы слова : громкоговоритель, иглодержатель, миноискатель, огнетушитель, снегоочиститель, ракетоноситель, канавокопатель?
- Каким способом образовано слово носоглотка?
- Каким способом образовано слово многоцветный ?
- Каким способом образованы данные слова листопад пароходик лесостепь носоглотка водопровод лесопарковый железобетон ракетоноситель самоварный тепловозный ракета — носитель заплыв?
- Каким способом образованы слова : плащ — палатка, носоглотка, ракетоноситель, двухкилограммовый водоснабжение?
- Каким способом образованы слова?
- Морфемный разбор слова опилки и плащ — палатка?
- От каких слов образаванно слово одиннадцатилетний?
- Определите способы образования данных слов : будничный — газопровод — выход — кондитерская — плащ — палатка — серость -?
- Каким способом образованы слова : плащ — палатка, носоглотка, водоснабжение?
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Каким способом образованы слова однофамилец одиннадцатилетние плащ — палатка зернохранилище пешеход носоглотка листопад многоцветный водоснабжение ракетоноситель двухкилограммовый?
Русский язык | 5 — 9 классы
Каким способом образованы слова однофамилец одиннадцатилетние плащ — палатка зернохранилище пешеход носоглотка листопад многоцветный водоснабжение ракетоноситель двухкилограммовый.
Сложение простых слов в сложное.
Как образованы слова : громкоговоритель, иглодержатель, миноискатель, огнетушитель, снегоочиститель, ракетоноситель, канавокопатель?
Как образованы слова : громкоговоритель, иглодержатель, миноискатель, огнетушитель, снегоочиститель, ракетоноситель, канавокопатель.
Каким способом образовано слово носоглотка?
Каким способом образовано слово носоглотка.
Каким способом образовано слово многоцветный ?
Каким способом образовано слово многоцветный ?
Пример : зеленоглазый — зелёный глаза соединительная гласная о корень зелен и глаз .
Каким способом образованы данные слова листопад пароходик лесостепь носоглотка водопровод лесопарковый железобетон ракетоноситель самоварный тепловозный ракета — носитель заплыв?
Каким способом образованы данные слова листопад пароходик лесостепь носоглотка водопровод лесопарковый железобетон ракетоноситель самоварный тепловозный ракета — носитель заплыв.
Каким способом образованы слова : плащ — палатка, носоглотка, ракетоноситель, двухкилограммовый водоснабжение?
Каким способом образованы слова : плащ — палатка, носоглотка, ракетоноситель, двухкилограммовый водоснабжение.
Каким способом образованы слова?
Каким способом образованы слова?
ОБРАЗЕЦ : Зелёноглазый — зелёные глаза Однофамилец, одиннадцатилетний, плащ — палатка, зернохранилище, пешеход, носоглотка, листопад, многоцветный, водоснабжение, ракетоноситель, двухкилограммовый.
1. Какие слова образованы сочетанием нескольких способов образования слов?
2. Какие слова образованы способом сложения с соединительной гласной, какие — без соединительной гласной?
3. Запишите по образцу.
Выделите графически соединительные гласные.
Морфемный разбор слова опилки и плащ — палатка?
Морфемный разбор слова опилки и плащ — палатка.
От каких слов образаванно слово одиннадцатилетний?
От каких слов образаванно слово одиннадцатилетний.
Определите способы образования данных слов : будничный — газопровод — выход — кондитерская — плащ — палатка — серость -?
Определите способы образования данных слов : будничный — газопровод — выход — кондитерская — плащ — палатка — серость -.
Каким способом образованы слова : плащ — палатка, носоглотка, водоснабжение?
Каким способом образованы слова : плащ — палатка, носоглотка, водоснабжение.
На этой странице находится вопрос Каким способом образованы слова однофамилец одиннадцатилетние плащ — палатка зернохранилище пешеход носоглотка листопад многоцветный водоснабжение ракетоноситель двухкилограммовый?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
«Все, что связано с квартирами, дико радовало Тему, и тот согласился. » Предложение сложное, с разными видами связи. Состоит из двух смысловых частей. Первая часть представлена сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным, стоящим м..
Несовершенный, 1 спр, наст, ед ч.
Любуешься (что делаешь? ) — несовершенный вид, настоящее время, 2 лицо, ед. Число, I спряжение (любуются — если у глагола в форме 3 — его лица множественного числа ударное окончание — ут, — ют, то это глагол I спряжения).
Чтобы правильно написать безударный гласный, надо подобрать проверочное слово так чтобы эта буква стояла под ударением. Речь идет о букве.
6)Синим(окончание им) Подымается(что делает? ) Прекрасно(приставка пре, значение очень) Не бывает(не с глаголами пишется раздельно) Оживлённо(суффикс ённ) По весеннему(предлог пишется раздельно) Же они(предлог пишется раздельно) Не мешают Как будто ..
1 Пришвин советский писатель, писал произведения как для взрослых , так и для детей. 2. Тема : весна, птицы. Основная мысль : каждое существо нашло себе место и никто никому не мешает. 3. Всем хорошо! 4. Художественный.
Нужно заметить, что произносим мы как раз не букву, а звук. Это важно, потому что в этом суть вопроса. Сравним : пёрышко — транскрипция, то есть, произношение, будет следующей : [п`орышко], видим, что букваёпроизносится как звук [о]. А вот в слова..
Потому что пёрышко там буква ё а в тех словах буква е.
)согласование . Наш лицей, липовая аллея, это сад, зелёное дерево, первый класс2)управление. Встретить друга, купить книгу, поднять настроение, написать сочинение, нарисовать рисунок. 3)примыкание. Очень любить, надо тренироваться, говорить не ду..
Там в общем они пошли туда не зная куда, ну в общем, куда шла глядят, идут идут и нашли то, не зная что.
Источник