- Проектная задача: Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в падежных и личных окончаниях» план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка во 2 классе «Способы проверки орфограмм» (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Контрольная работа для выявления уровня сформированности у младших школьников навыка правописания орфограмм сильных позиций. (2 класс)
Проектная задача: Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в падежных и личных окончаниях»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Третьеклассникам предагается изготовить в подарок для младших товарищей второклассников пособие, которое поможет ученикам в проверке орфограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_zadacha.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в окончаниях»
Ученики 3-го класса
С точки зрения предмета – рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел
- обучение младших школьников совместному решению задач;
- более глубокое усвоение детьми способов проверки орфограмм в окончаниях;
- подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;
- очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
Знания, умения и способы действия, на которые опирается эта задача
Третьеклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы в падежных и личных окончаниях. Эти способы: 1) определение набора окончаний; 2) определение спряжения; 3) нефонемное написание в падежных окончаниях
Планируемый педагогический результат
во-первых, решая данную задачу, каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год;
во-вторых, часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях, тем самым улучшить результат итоговой работы;
в-третьих, в рамках этой задачи детям предлагается опробовать один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания
Способ и формат оценивания результатов работы
- педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист);
- публичная сборка единого продукта (пособия) из отдельных частей, над каждой из которых работала одна из групп;
- публичное выступление групп: предъявление результатов своей работы.
Проектная задача: Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в падежных и личных окончаниях»
Основной замысел самой задачи :
Третьеклассникам предлагается изготовить в подарок для младших товарищей второклассников пособие, которое поможет ученикам в проверке орфограмм. Для этого ребята делятся на четыре группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:
- распределить задания внутри группы согласно инструкции;
- рассмотреть материалы и определить способ, о котором предстоит рассказать в своей части пособия;
- составить рассказ о способе;
- проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно было бы проверить, как ученик N освоил данный способ, а также, перечислить критерии оценки освоения способа.
Результат, которого должны достичь дети :
Иллюстрированное пособие (формат листа А3), на котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.
Описание проектной задачи :
Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2-го класса. Второклассникам предстоит освоить способы проверки окончаний, а мы с вами уже умеем их проверять. Поэтому, я хочу предложить вам сделать красивое, иллюстрированное наглядное пособие на тему: Способы Проверки Орфограмм в падежных и личных окончаниях. Для того, чтобы это получилось действительно красиво и грамотно, предлагаю вам план действий. Внимательно читайте задания.
В подарок для учеников 2-го класса нужно приготовить иллюстрированное наглядное пособие на тему: Способы Проверки Орфограмм в окончаниях.
— отдельные задания и комментарии к ним
Задание 1. Распределите задания в группе, как показано на рисунке.
Петя
Одно из первых заданий – это распределение работы внутри группы. Предполагается, что способ распределения запомнится ребятам, и в дальнейшем они будут применять его при необходимости. Интересно для наблюдения, каким образом ребята будут распределять задания внутри группы.
Задание 2. Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм в окончаниях слов. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.
Задание 3. Составьте рассказ о вашем способе проверки орфограмм.
Здесь ученики на доступном им языке изложат информацию об одном из способов проверки и принципе его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.
Задание 4. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.
В этой части задачи ребята приводят примеры к способу. Учитывая серьезную работу по теме, которую выполнили дети в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один ученик.
Задание 5. Придумайте задание, с помощью которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, задание какого уровня придумают ребята (к этому периоду обучения у детей уже есть небольшой опыт решения заданий на трех уровнях: репродуктивном, рефлексивном, ресурсном). Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задачи, потребуется помощь.
Задание 6. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Вновь глубокая рефлексия способа. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа поверки. Ученик, взявшийся за это задание изначально, вероятно, вынужден будет запросить помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта.
Задание 7. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему Способы Проверки Орфограмм.
Все группы воссоединяются для создания единого общего продукта, в который вложен труд каждого из присутствующих третьеклассников. Это визуально презентабельно, приносит моральное удовлетворение всем участникам.
Практика реализация задачи (если была)
Предложенная задача была проведена в третьем классе. Она достаточно трудна для учеников этой возрастной группы, однако, в группе, при поддержке взрослых, при правильном распределении обязанностей и относительно слаженного взаимодействия учеников, получается красивое и содержательное пособие по теме Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях, которое можно использовать в учебном процессе как схему-помощник.
Задание 1. Распределите задания в группе, как показано на рисунке.
Источник
Урок русского языка во 2 классе «Способы проверки орфограмм» (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Целью данного урока является систематизация знаний учащихся о способах проверки орфограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_98.docx | 21.48 КБ |
urok.notebook | 346.68 КБ |
kartochki.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: «Русский язык» 4 февраля 2015 г.
УМК: сиситема РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тема: Способы проверки орфограмм (Урок 98)
Цель: систематизировать знания учащихся о способах проверки орфограмм.
Задачи: — упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
— упражняться в проверке слов по словарю;
— проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
— развивать способности детей.
Формировать УУД: регулятивные УУД: развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу; развитие
психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания; развитие познавательных умений;
личностные УУД : воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,
способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
I. Организационный момент
1.Вступительное слово учителя.
Прозвенел и смолк звонок.
Мы за парты тихо сели
Друг на друга посмотрели.
2. Психологический настрой.
— … посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, быть внимательными и активными.
Слушают и приветствуют учителя.
II. Актуализация знаний
1. Минутка красивого письма.
— Сегодняшний урок мы, как обычно, начинаем с минутки красивого письма (СЛАЙД 1). Запишите сочетания букв правильно.
— Какое слово можно получить из этих сочетаний? (СЛАЙД 1, Ѵ – проверка) Запишите это слово.
— Что такое орфограмма?
2. Словарная работа.
— А сейчас я предлагаю вам такое задание: на доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Распределите их в три столбика, соответственно схемам. (СЛАЙД 1, шторка вниз)
— Предлагаю учащимся 1 ряда списать слова первого столбика и вставить пропущенные буквы, 2 ряда – второго столбика, 3 ряда – 3 столбика.
Записывают в тетрадь сочетания букв.
Письмо по правилу.
Учащиеся по очереди выходят к доске и делят слова по столбикам.
Записывают слова в тетради. Затем проверка: по одному представителю от ряда вставляют буквы в словах на доске.
II. Постановка целей и задач урока.
1. Целеполагание, определение темы урока.
— Ребята, какие слова вы сейчас записывали? Возникали ли у вас какие-то сложности? Почему?
— А все ли слова здесь словарные? Как же вы записывали их?
— Что вы делали, чтобы подобрать проверочное слово?
— Ребята, сегодня у нас с вами очень ответственная работа. Отнестись к ней нужно серьёзно. Я предлагаю вам составить памятку для будущих второклассников о способах проверки орфограмм. Памятка будет называться так же, как и тема нашего урока (СЛАЙД 2)
— Какие задачи мы должны выполнить на уроке?
Словарные. Нет, потому что мы помним, как их надо писать.
Нет. Подбирали проверочные слова.
Несколько человек предлагают свои способы.
Мы будем проверять орфограммы слабых позиций. Тренироваться подбирать проверочные слова.
III. Систематизация знаний.
1. Повторение способов проверки орфограмм.
— Вспомните, какими способами мы можем воспользоваться, чтобы проверить орфограмму. Распределите способы по очерёдности. (СЛАЙД 2, шторка вправо)
Ученик расставляет на доске схемы способов соответственно их номерам.
Встают из-за парт и выполняют движения вместе с учителем.
2. 1 способ — проверка по сильной позиции.
— Итак, вы определили 1 способ – способ проверки по сильной позиции. Что это значит?
— Как это сделать?
— Как могут изменяться слова-предметы? (СЛАЙД 2)
— Покажите это на примере. (СЛАЙД 3, «стена», «шапка»)
— Как можно изменять слова-действия? (СЛАЙД 2)
— Докажите. (СЛАЙД 3, «смотрю», «несу», «стрижёшь»)
— Как изменяются слова-признаки? (СЛАЙД 2)
— Найдите проверочное слово для слова ВЕСЁЛЫЙ (СЛАЙД 3)
3. 2 способ – проверка по словарю.
— Случилось так, что мы не смогли подобрать проверочное слово по сильной позиции (например, к слову ВЕСЁЛЫЙ). Что делать?
— Какие секреты работы со словарём мы знаем?
4. 3 способ – проверка по специальному правилу.
Надо подобрать проверочное слово так, чтобы слабая позиция стала сильной.
Слово надо изменить.
Учащиеся на доске выстраивают схему.
Все работают в тетрадях, один – у доски.
Проверяем по словарю.
Все слова расположены в алфавитном порядке. Каждые последующие буквы в словах расположены по порядку. Все слова в словаре в единственном числе.
IV. Работа над закреплением материала.
1. Работа с учебником. (Упр. № 205, 1 высказывание). (СЛАЙД 4)
— Кто уверен в своих силах, работает самостоятельно, а затем работает над вторым высказыванием (проверка на слайде 4, убрать белое полотно)
2. Самостоятельная работа (на карточках).
— Проверьте орфограммы и запишите слова правильно:
Пл_чо, кру_ка, _арсик, п_суда, б_льшой, в_лна, д_лить, кр_сивый, б_гу, удач_.
( 1 уровень сложности: определить способ проверки, записать проверочное слово, записать слово правильно (пл (1) чо – плечи – плечо);
2 уровень сложности: записать проверочное слово, записать слово правильно;
3 уровень сложности: изменить слово, найти проверочное и записать его правильно.)
Один ученик – у доски, остальные в тетради.
Проверка по эталону (СЛАЙД 5)
VII. Подведение итогов.
— Итак, с поставленной задачей вы справились! Молодцы! Я думаю, что памятка окажет помощь вашим младшим друзьям.
— Давайте подведём итог нашей работе, и я приглашаю вас на страницу вопросов. Выберите вопрос и дайте ответ. (СЛАЙД 6)
О чём говорили на уроке?
Что такое слабые позиции букв?
Как находить проверочные слова?
Зачем нужно проверять слова?
Сколько способов проверки слов?
Где можно узнать значение слова?
2. Оценивание работы.
— Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:
- зелёная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;
- синяя точка – работал с классом, допустил 1-2 ошибки;
- точка — работал с классом, допустил 3-4 ошибки;
- красная точка – не включался в работу класса.
— Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок.
Один ученик выходит к доске, выбирает вопрос и даёт на него ответ. (Слабая позиция – это позиция неразличения звуков.)
VIIII. Домашнее задание
— Я раздаю вам памятки, которые мы сегодня составили. Задание: дооформить, если можно, памятку.
Источник
Контрольная работа для выявления уровня сформированности у младших школьников навыка правописания орфограмм сильных позиций. (2 класс)
Для выявления уровня сформированности у младших школьников навыка правописания орфограмм сильных позиций, предлагается следующая срезовая работа, состоящая из 5 заданий. Каждое задание используется с целью выявления уровня сформированности каждого из четырех собственно орфографических умения, которое всходит в структуру орфографического действия:
1) ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
3) применять правило (правильно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
4) осуществлять орфографический самоконтроль.
Задание 1. Запиши текст под диктовку. Найди все слова с орфограммами. Обозначь орфограммы.
Цель: выявить уровень сформированности умения видеть орфограмму в слове (орфографическая зоркость).
В текст задания включены слова с орфограммами сильных позиций:
1) правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
2) правописание слов с ь – показателем мягкости;
3) правописание разделительного ь;
4) правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн.
Так как нас интересует уровень сформированности навыка правописания уже изученных орфограмм сильных позиций в целом. Поэтому в задание мы включили слова со всеми орфограммами данного вида.
Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. Шумят ветви деревьев. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.
В таблице 1 представлены данные по видам и количеству орфограмм, содержащихся в тексте предложенного учащимся диктанта.
Таблица 1 — Виды и количество орфограмм, содержащихся в тексте диктанта
Орфограмма/правило постановки знаков препинания
сочетания жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща
Девочка, часто, ищут, шишки, щавель, птички, ручная.
Мальчик, девочка, весело, хорошо.
прописная буква в начале каждого предложения.
раздельное написание предлогов с другими словами
В лес, в лесу, в дупле, на поляне, в лесу.
правописание слов с ь – показателем мягкости
Задание 2. Выпиши слова только с орфограммой правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: выявить уровень сформированности умения определять тип орфограммы.
Умение видеть орфограмму (орфографическая зоркость) и умение определять тип орфограммы мы можем объединить в одно умение, так как при определении типа орфограммы нужно ее найти, а это и есть не что иное, как орфографическая зоркость. Данное задание направлено на выявление этих двух умений и в частности на изучаемые орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку.
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Задание 3. Прочитай слова. Какие орфограммы ты здесь нашел? Запиши в несколько столбиков слова с одинаковой орфограммой.
Цель: Выявить умение отличать нужную орфограмму от других (умение определять тип орфограммы).
Учащимся были предложены следующие слова с орфограммами:
Учусь, кружить, встреча, щука, пища, ширма, чудо, волчата, чищу, пуща, ерши, житель, товарищу.
Задание 4. Спиши, вставь пропущенные буквы.
Цель: выявить уровень сформированности умения применять правило.
Данное задание содержит следующие примеры слов:
Пруж_на, ч_лок, ош_бка, щ_вель, ч_йка, чищ_.
Задание 5. Диктант. Подчеркнуть орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: выявить умение осуществлять самоконтроль.
В лесу живёт коршун. Он часто прилетал к избушке лесника. Дедушка давал ему хлеба и каши. Он всё съедал. А ночью коршун охотился в лесу.
К показателю высокого уровня сформированности орфографического навыка мы относим работы учащихся, которые смогли найти все орфограммы. Смогли определить все типы орфограмм и правильно применить правило. А так же умеют осуществлять самоконтроль. Другими словами у учащихся сформированы все необходимые для изучения данных орфограмм и формирования навыка правописания орфограмм сильных позиций специальные орфографические умения. Количество допущенных ошибок – 0.
Средний уровень сформированности орфографического навыка покажут те учащиеся, которые смогут найти от 20 из 27 орфограмм в задании на орфографическую зоркость. Правильно смогли определить типы орфограмм. Верно применили правила к большему числу орфограмм. Но у таких учащихся слабо развит самоконтроль. Количество допустимых ошибок в задании на это умение 1-2 ошибки.
К низкому уровню мы отнесем тех учащихся, у которых низкий уровень орфографической зоркости, они не умеют определить тип орфограмм или определили их наименьшее количество. Пропустили слова с нужными орфограммами, выписали слова не связанные с данными орфограммами. Они могут определить тип орфограмм, но сделать в слове ошибку, не во всех случаях сумеют применить правило на письме. У таких учащихся слабо развит уровень орфографического самоконтроля, при написании диктанта допустили от 1 до 3 ошибок, в основном на другие правила.
Источник