- Принцип построения аккордов
- Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
- Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
- Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
- Немного теории для начала
- Строение трех типов аккордов
- Трезвучия
- Септаккорды
- Расширенные аккорды
- Как строить аккорды на гитаре?
- Первый способ – формула и гамма
- Способ второй – интервалы
- Формулы аккордов
- Формула трезвучий
- Формула септаккорда
- Формула расширенного аккорда
- Дополнительные формы аккордов
- Add-аккорды
- Omit-аккорды
- Надстройки
- Система CAGED
- Полная таблица формул построения аккордов
- Практические советы
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Альберт Гастинов
- 15 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
Принцип построения аккордов
Построение мажорных и минорных аккордов:
Каждый аккорд состоит как минимум из 3-х нот. И его название соответствует названию главной ноты (из этих 3-х). Например: С – до мажор, Hm — си минор, А7 — доминантный ля септаккорд. Далее речь пойдет о часто-употребляемых мажорных и минорных аккордах.
Зная расположение нот на грифе гитары (прошлый урок) и определенного правила (принципа), о котором дальше пойдет речь, каждый желающий сможет самостоятельно построить аккорд, разобрать по нотам и найти его на грифе в разных вариациях зная в уме ноты данного аккорда. Также вспомним полный нотный звукоряд:
И так, чтобы нам вывести от какой либо ноты минорный аккорд, следует добавить к нему ноту, которая расположена на полтора тона выше (3 лада на грифе вправо), а также добавить к ней еще одну, находящуюся на 2 тона выше. Проще понять на примерах:
1. При построении аккорда Am — Ля минор, берем за основу ноту А(ля) , далее полтора тона выше стоит нота С(до) , а еще на 2 тона выше — Е(ми) . Получаем вот что:
2. Для следующего примера возьмем ноту D(Ре) . Повторим вышеописанные действия: сначала отсчитаем от данной ноты 3 лада вверх(вправо), находим ноту, а следом еще 4 лада:
У мажорных аккордов принцип тот же, но есть одно отличие — при нахождении второй ноты отсчитывать нужно 2 тона (4 лада),а не 1,5 (3 лада).
3. Давайте построим мажорные аккорды от нот A(ля) и D(ре) :
Источник
Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.
Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.
Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.
Немного теории для начала
Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.
Строение трех типов аккордов
Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:
Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.
Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.
Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов .
Как строить аккорды на гитаре?
Первый способ – формула и гамма
Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.
Пример:
Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C
Способ второй – интервалы
Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.
Формулы аккордов
В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.
Формула трезвучий
Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.
Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.
Формула септаккорда
Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.
Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.
Формула расширенного аккорда
Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.
Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.
Дополнительные формы аккордов
Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе .
Add-аккорды
Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.
Omit-аккорды
Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.
Надстройки
Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.
Система CAGED
На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.
Примеры:
Полная таблица формул построения аккордов
Практические советы
Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.
Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.
Выучите интервалы – это сильно поможет.
Выучите то, как строятся гаммы.
Выучите то, как считаются ступени и ноты.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Альберт Гастинов
15 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал
Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.
Здравствуйте! Я самоучка и т.к. играю уже несколько лет, делаю это довольно неплохо. Например как рыба в воде во всяких сложных ритмических рисунках, но при этом ограничиваюсь лишь простыми аккордами на барре, все украшение — лишь куцый «мизинчик», если вы понимаете о чем я. Всвязи с этим хотелось бы узнать у вас как можно разнообразить гармонии, что изучать и на что делать упор дальше, а то топчусь на месте. Хочется уметь играть интересные и необычные варианты аккордов, уметь подстраивать к ним украшения и тому подобное. Что для этого нужно? Блюзовые/джазовые? Пентатоника, чтобы подстраивать нужные ступени?
Здравствуйте. Очень хороший вопрос. Я сам лично сталкиваюсь с этим почти каждый день, т.к. играю с Loop-станцией полноценные песни. Я для себя выделил несколько приемов, которые не сильно усложняют гармонию, но при этом дают более оригинальное звучание и заполнение.
1) 1-ый и 2-ый (или какой-то один отдельно) аккорд в последовательности, неважно минорный мажорный, просто экспериментируйте. Можно заменить на септаккорды (аккорды с семерками). Здесь просто нужно слушать, если в уши ложится, то можно оставить.
2) Играть аккорды на октаву выше. Это больше удобно играть на электрогитаре.
3) Играть аккорды на 1,2,3 струнах без баса в диапазоне от 5 до 15 лада. Здесь просто нужно знать ноты аккорда и ноты на этих струнах, чтобы зажать нужную позицию.
4) Также можно зажать аккорды просто на грифе не полной формой как мы это привыкли делать. Для этого нужно ознакомиться с системой CAGED.
5) Красиво позволяют разбавить Открытые аккорды с надстройками, в этом диапазоне грифа они звучат широко и атмосферно. Примеры Dsus2, Emaad9, Am6, Dmmaj7.
6) Если играть через комбик или звуковую карту с подключением, то очень помогают разбавить звучание и сделать его более оригинальным пространственные эффекты reverb, delay, chorus.
7) Также при игре гармонии я часто играю разные варианты боя щипком и отдельно звучащим басом. Если немного подчеркнуть партию баса с линией ритма, то может получиться четкое глубокое звучание. Не для всех песен подходит, но тут нужно экспериментировать.
Так играю я сам лично, это не какой-то свод правил и четких указаний, думаю, если взять на вооружение пару советов, вы сразу заметите прогресс. Тем более все они простые.
Абсолютно не согласен. Сам я самоучка. Да, разбираться нужно. Долго. Но имея цель научиться, а не потому что заставляют, а именно от души — это всё постигается прекрасно. Много новых терминов? В любом новом деле так, не будете же вы всю жизнь в носу колупаться? Видишь много терминов — лезь дальше по интернетам читай! Нам же дана мировая сеть, а вы жалуетесь..
Так что, я убеждён, если желание есть — дороги открыты!))
P.s. и это я ещё при Сталине не жил)
Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез.
Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
— о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
— «обязательно поднимайте ноту» — какую. их в септаккорде 4 штуки
— выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…
Пожалуйста, исправьте ошибку.
Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.
Источник