Одежда как способ самовыражения и презентации личности
Шафикова Лилия Азатовна, Студент СПбГУПТД, Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: shafikova233@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются факторы, влияющие на потребителей при выборе швейных изделий, значение одежды с социально психологической точки зрения, а именно влияние одежды на самооценку и на презентацию внешнего вида в социальной среде.
Ключевые слова: Презентация личности; одежда для повышения самооценки и самоутверждения; манера одеваться; формирование вкуса; выбор одежды.
Abstract: the article examines the factors affecting consumers when selecting garments, meaning garments with the social psychological perspective, namely the impact of clothing on self-presentation and appearance in a social environment.
Key words: Presentation of personality; clothes for self-esteem and self-empowerment; manner of dress; the formation of taste; choice of clothing.
Одежда играет в нашей жизни весьма значимую роль. В течение всей многовековой истории люди создавали одежду, в которую вкладывали часть своей культуры и самобытности. Поэтому одежда – это проявление материальной культуры определенной эпохи, традиций, а так же личностных качеств человека.
На начальном этапе освоения своей специальности хотелось бы поподробнее изучить значение костюма. И прежде всего я хочу рассмотреть его с социально-психологической точки зрения, а точнее как одежда влияет на самооценку, чем руководствуется человек при выборе одежды и как произвести правильное впечатление?
Временами у людей, в особенности у представительниц женского пола, появляется желание обновить гардероб. Очень часто это вызвано желанием снять напряжение, ввести яркую краску в серую повседневность. Это также способствует повышению самооценки. В данной ситуации покупка новой одежды оказывает антистрессовый и бодрящий эффект. Невозможно не вспомнить слова американской киноактрисы 1950-х годов Мэрилин Монро: «Не в деньгах счастье, а в покупках». Одежда влияет на настроение, так же как и настроение влияет на выбор одежды. Неспроста же в зимний период времени люди, в основном, облачаются в изделия холодных и серых тонов, а летом же наоборот охотно примеряют на себя яркие и экстравагантные вещи.
«Наиболее активное участие в потреблении модной одежды принимают средние слои, что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения» [2, c.142]. Именно у них желание самоутвердиться и продемонстрировать свое «Я» выражено наиболее ярко. Одежда же способствует подчеркиванию своей индивидуальности. Человек с заниженной самооценкой будет тратить больше времени при подборе своего гардероба, так как «чем ниже самооценка личности, тем более значимым для него оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Ношение модной одежды для таких превращается в повседневную демонстрацию мод» [2, c.233]. То, насколько мы сами себе нравимся в выбранном нами наряде, влияет как на самовосприятие, так и на настроение. А хорошее настроение, как известно, — залог успеха. Поэтому одежда, прежде всего, должна нравиться тому, кто ее носит, вследствие чего формируется вкус и манера одеваться.
Люди с адекватной самооценкой в процессе выбора костюма опираются на свой вкус и образ жизни. Они не поддаются стереотипному мышлению, вполне понимая, что одеться хорошо не значит одеться дорого. В основном, нынешнее поколение людей ведут активный образ жизни, они заняты в различных сферах деятельности, не забывают при этом и про досуг. И для каждой ситуации внешний вид должен быть уместен. Именно поэтому возрос спрос на многофункциональную одежду, в которой можно комфортно себя чувствовать в различных жизненных ситуациях, комбинируя одно изделие с другим.
В каждой социальной среде люди склонны либо к одному и тому же стилю одежды, либо к стилям, схожим между собой. Поэтому человек положительно воспринимает тот стиль, который он привык видеть в своем окружении, и при покупке одежды на него действуют социальные факторы. «Существуют референтные группы, побуждающие потребителей приобрести ту или иную одежду. Косвенное влияние оказывают так называемые «знаменитости» — актеры, певцы, популярные спортсмены и проч. А прямое влияние исходи от родственников, друзей, коллег, от тех людей, которые нас окружают» [3, с.18]. Люди, умеющие хорошо одеваться, считаются с собой и не оставляют без внимания мнения других, находя выход в самом естественном. Те, кто еще не определился со своими предпочтениями в одежде, могут воспользоваться простым советом: для создания стильного образа достаточно скомбинировать скромный костюм лаконичного кроя с удачно подобранным, броским аксессуаром. Аксессуар помогает придать образу целостный вид. Изделие с простым кроем будет выглядеть при этом намного изящнее. Это хорошая перспектива и для производителей. Важно не переусердствовать с внешним видом, хорошо подобранная одежда не должна привлекать к себе лишнего внимания.
С помощью одежды человек создает для себя некий образ, чтобы окружающие воспринимали его так, как он сам этого хочет. Но при этом в гардеробе будут присутствовать и личностные особенности: какие-либо предпочтения в крое изделия, в рисунке, цветовой гамме. Так во внешнем виде человека совмещаются две его стороны: «Я» идеальное (каким он хочет быть) и «Я» реальное (какой он есть на самом деле).
Многое можно сказать о человеке по его внешнему виду, сделать некие выводы о его образе жизни, стиле, социальном положении. По выражению американского писателя Ральфа Уолдо Эмерсона: «Стиль человека – это голос его души». Действительно, в своей манере одеваться человек, так или иначе, проявляет свои черты характера и темперамента. Предпочитаемая цветовая палитра тоже может охарактеризовать человека и его эмоциональное состояние. «Изменяется состояние – меняется и отношение к цвету. Поэтому выбираемый цвет есть индикатор нашего самочувствия и настроения» [5, c.179]. «Если субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, то одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках. Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии» [1,c.28].
Например, людей, которые любят дорогую и модную одежду, можно назвать людьми со слабой волей, они живут одним днем и редко доводят начатое дело до конца. Если человек носит скромную одежду в нейтральных тонах, то он отличается своей ответственностью и застенчивостью. Такого человека можно обидеть любым неосторожным словом или действием. Энергичные, целеустремленные, уверенные в себе люди, как правило, носят одежду в единой цветовой гамме, предпочтение отдают простым изделиям, но если того требует ситуация, они могут добавить и шарм в свой образ. Одежда для них предмет удобства, а не роскоши.
По данным известного психолога из Санкт-Петербурга В.Н. Панферова 85% людей склоны формировать впечатление о человеке, опираясь на его внешний вид. Поэтому во многих случаях одежда является нашей «визитной карточкой». «Только поверхностные люди не судят по внешности», — подметил Оскар Уайльд. Есть ситуации, когда очень важно создать правильное впечатление. «В деловом общении наиболее важно произвести выгодное впечатление о наших деловых и профессиональных качествах. Добиться требуемого результата Вам поможет одежда» [4, c.45]. Например, при собеседовании на новом месте работы ваш внешний вид будет говорить за вас, насколько вы ответственный и исполнительный работник. Важно помнить, что и по манере ношения костюма многое можно сказать о вас, что не только параметры изделия могут вас охарактеризовать. Уместность одежды, её чистота и опрятность будут показывать только сильные ваши стороны.
Одежда стала неотъемлемой частью социальной активности человека. Она способствует как самовыражению личности так общению между индивидуумами. В своих предпочтениях в одежде человек выражает отношение к себе и к окружающим, характеризует себя как личность. Формирование своего стиля, имиджа напрямую зависит от динамичности образа жизни. Именно внешний вид помогает нам «прочесть» индивидуальные качества человека. Безусловно, вопросы, касающиеся швейных изделий, являются одними из самых актуальных и обсуждаемых, поскольку потребность в одежде была, есть и будет всегда. Все мы одеваемся в соответствии тому, кем мы являемся или хотим являться. И как сказала Софи Лорен: «Одежда – самое простое средство раскрытия личности».
1 Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2015. – 95с.
2 Килошенко М. И. Психология моды. – М.: Оникс, 20005. – 320с.
3 Свирина Л. Мастер-класс Дарьи Пикаловой//Швейная промышленность. – 2006. – №6. – с.18-21
4 Сорины, сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. – М.: Издательство «Гном и Д», 200. – 192с.
5Сорины, сестры. Язык одежды или как понять человека по его одежде. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 224с.
Источник
Исследовательский проект»Английские надписи на одежде как способ самовыражения у подростков»
Исследовательский проект по теме «Английские надписи на одежде как способ самовыражения у подростков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 64.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №3 г. Лысково
Исследовательский проект по английскому языку по теме
« Английские надписи на одежде как способ самовыражения у подростков »
Выполнил : ученик 9Б класса
Руководитель : Макарова А.С.
Введение…………………………………………………… ……..………3
Основная часть ……………………………………………………..…… ..4
1. История возникновения «принта» …………………………..……… .4
2. Определение понятия «принт». ………………………..………… ….. 5
3. Виды принтов. ……………………………………… .………………. ..5
4. Способы самовыражения у молодежи. ………… ..………………….. 6
5. Распространенные принты у подростков. …… …………………….. ..7
Заключение ……………………………… ..……………………………….9
Список литературы ………………… .……………………………………10
Приложение. ………………………………………………………………11
Данная исследовательская работа (проект) по английскому языку на тему «Английские надписи на одежде как способ самовыражения у подростков» посвящена изучению одежды, а именно надписям на ней. Одежда многое может сказать о человеке. Не зря же говорят « по одежке встречают ». Оценивая человека, мы отмечаем, насколько одежда соответствует возрасту, социальному статусу, моде. Изучая английский язык, мы чаще обращаем внимание на обилие иностранных слов вокруг нас и задумываемся об их значении и причинах их употребления.
Наше внимание привлекли англоязычные надписи. Они могут рассказать нам много о человеке, об уровне знания английского языка, о круге интересов. И довольно много молодых людей не в полной мере понимают смысл иностранных надписей на одежде. Тем не менее, они покупают вещь и носят её, потому что она модная, красивая или могут быть другие причины для этого. Большинство учащихся не обращают особого внимания на надписи на одежде, которые, в свою очередь, могут содержать грубые слова, грамматические и орфографические ошибки.
Мы решили исследовать английские надписи на одежде школьников и разобраться, понимают ли владельцы вещей смысл английских надписей на одежде или носят вещи потому, что это модно, красиво, либо имеются другие причины? Наше исследование нацелено на поиск ответов на эти вопросы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что футболки с надписью стали неотъемлемой частью гардероба современного человека. Редко встретишь человека без надписи на футболке, поэтому футболка стала предметом самовыражения у подростков, с помощью которой он может показать свою позицию, свою принадлежность к той или иной группе лиц / людей.
Цель работы – изучение истории возникновения принта и значение его в жизни подростков.
- Изучить материал о принтах.
- Ознакомиться с историей возникновения надписей на одежде.
- Ознакомиться с разными способами самовыражения у подростков.
- Узнать самые распространенные принты среди подростков.
- Провести опрос среди 8-11 классов, с целью выявления количества учащихся, которые носят одежду с надписями, наличия знаний перевода надписей на одежде учащихся.
Объектом исследования являются надписи на одежде.
Предметом исследования являются надписи на одежде как средство самовыражения у молодёжи.
Методы исследования: изучение литературы, проведение опроса, анализ исследования.
История возникновения принта
Надписи на одежде существовали много веков назад. Самые ранние знакомы нам по Древней Греции. Там мы находим вышивки на поясах, которые говорят нам об именах владельца, или находим имена на ювелирных украшениях. На множестве итальянских и немецких портретов конца XV и XVI веков вы видите надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни девизы знатного рода, имена владельцев этих портретов или нарядов. Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Например, в начале второго
тысячелетия в вышивке использовались готические шрифты [3, 4].
Что же асается современных надписей, все началось просто: сначала надписи украшали только форму рабочих, указывая на их статус на рабочем месте, затем они стали показывать какого дизайнера, или какой фирмы эта вещь и позднее стали появляться надписи, которые несут определенный смысл.
Шестидесятые годы прошлого столетия можно считать моментом зарождения первых смысловых надписей на футболках. Объясняется это тем, что спустя 20 лет после окончания второй мировой войны, во многий странах отмечается рост материального благополучия, стремление к комфортной жизни. Поколению 60-х характерны свобода, желание всё успеть и всё попробовать, открыть новое или некогда запретное, будь то искусство, музыка или одежда. В этот период надпись на одежде стала своего рода транспарантом (девизом или слоганом), который люди использовали для выражения общественного, политического протеста: « Stop the War — остановите войну, No More Wars – нет больше войн ». Кроме того, это была попытка выделиться из серой массы людей, заявив тем самым, о своей индивидуальности.
Рисовать и писать на футболках придумали представители молодёжного и очень популярного в те времена движения — хиппи. С тех пор надпись, выражающая отношение к окружающему миру, стала одним из самых популярных и удобных средств общения. Являясь средством международного общения и одним из самых распространённых языков на планете, английский был выбран в качестве основного языка надписей на одежде [3, 4].
Определение понятия «принт»
Слово « принт » — это заимствование английского « print », что в переводе означает « печатать » или « печать ». Изначально слово « печать » появилось в XVI веке, и было связано со словами « пеку, печь ». Первым его значением было: металлический штамп, чтобы выжигать тавро на коже животного, « припекая » эту кожу. Затем оно стало обозначать любой оттиснутый на чем-нибудь знак и всякое приспособление для этого. Со временем значение его расширилось: оно включило в себя: « все, что печатается » — литературу, прессу, картинки, фото. В русском языке « принтом » чаще всего называют какую-нибудь надпись или рисунок, напечатанный на одежде [1,2].
Принт – изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (вышивка, прямая печать на ткани, термотрансфер), бумагу или другую поверхность [1].
Область применения принтов
- дизайн одежды (в индустрии моды);
- полиграфический дизайн;
- дизайн упаковки;
Существует множество различных видов принтов. Их можно разделить на следующие группы, например [1] :
- арт-принты – оригинальные, непохожие на другие;
- авторские принты – работы отдельных, чаще всего знаменитых дизайнеров.
По стилю различают:
- геометрические принты (узоры на ткани).
По технике исполнения
- трафаретная (шелкография) – самый популярный и один из самых старых видов печати на футболках, который обеспечивает хорошую яркость и высокую износостойкость.
- ручная роспись (аэрография) – популярный вид среди любителей, используется, как дополнительные эффекты к принту или, как самостоятельное украшение.
- аппликации – делятся на ручные швейные и набивные аппликации, не дорогой способ, может включать стразы, металлические шпильки и др.
- термотрансфер – это способ печати на одежде, основанный на переносе изображения с бумаги на ткань под воздействием высокой температуры и давления.
- вышивка – бывает ручная и машинная, на протяжение долгого времени остается популярным способом украшения одежде. Этот метод затратный и трудоемкий, поэтому в основном используется для создания небольших рисунков и логотипов.
- струйная печать – наносится с помощью струйных принтеров, которые не боятся стирки, высокая стоимость по сравнению с трафаретной печатью. Струйная печать может выдавать любое количество цветок, включая полноценную фотографию [3].
Способы самовыражения подростков
Стремление человека к самоутверждению появляется в раннем подростковом возрасте. Особенно интенсивно оно становится заметным в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично.
Более того, в каждом из нас существует наше внутреннее « Я » с безграничным потенциалом энергии, которое нужно удовлетворить. Но социум поглощает, подавляет это « Я », диктует свои условия жизни, и мы адаптируемся к жизни в обществе, и забываем про это.
Поэтому свою потребность в самовыражении обязательно нужно удовлетворять. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться. Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия. Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе, и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества. Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения. Необходимо их рассмотреть:
¾ Творчество (искусство, танцы, декоративно – прикладное искусство и т. д.);
¾ Внешность (яркий макияж, экспрессивная одежда, татуировка, пирсинг);
¾ С помощью вкусов (кино, музыка, игры);
В нашей работе мы обращаем внимание на одежду. По нашему мнению – это самый лучший способ выразиться в обществе, « судят человека по одежке… ». Каждый подросток — это индивидуальность. Именно поэтому все молодые люди могут смело позволить себе появиться на людях и проявить себя в неповторимом стиле, который свойственный только ему. Через такую одежду подросток демонстрирует самовыражение « Я », которое он пытается выдвинуть на первый план. Здесь стоит помнить о том, что внешний вид это важная составляющая часть его представления о себе, как о личности. Вот именно поэтому одежда — это лучший способ проявить себя в социуме. [7]
Распространённые принты у подростков
Самыми распространёнными принтами у подростков являются
- Принт в виде картинки или рисунка.
- Принт в виде надписи.
Мы обращаем внимание на надписи. Надпись на одежде – это не только декоративный элемент, но и коммуникативное средство, имеющее разнообразное смысловое содержание. В наше время можно найти множество различной одежды с английскими надписями. И это является незаменимым атрибутом гардероба у подростков, особенно можно выделить футболки. Надевая одежду с надписями, подростки выражают свою позицию, выделяются в толпе. Однако многие подростки не задумываются, что может быть написано на их футболках, не думают о переводе этих надписей, и какой смысл они могут нести, будь то оскорбление, призыв к чему-либо или выражение своих чувств и эмоций.
Мы опросили учащихся 8-10 классов, опросник включал следующие вопросы
- Есть ли у вас одежда с английскими надписями, словами?
- Знаете ли вы перевод этих слов, надписей (напишите эту надпись на английском языке)?
- Чем вы руководствуетесь при выборе одежде с английскими надписями, словами. Думаете ли вы о переводе? Или покупаете просто, потому что вещь понравилась?
В результате анкетирования и подсчета результатов были составлены диаграммы и выявлен % учащихся, имеющих одежду с английскими надписями, знающих перевод, или не думающих при покупке одежды с надписью о переводе.
— В 8 классах было опрошено 55 человек. Из них 46% имеют одежду с английскими надписями, 35% знают перевод надписей на их одежде и 19% думают о переводе при покупке.
— В 9 классах было опрошено 47 человек. Из них 44% имеют одежду с английскими надписями, 39% знают перевод на их одежде и 17% думают о переводе при покупке.
— В 10 классах было опрошено 17 человек. Из них 38% имеют одежду с английскими надписями, 38% знают перевод на их одежде и 24% думают о переводе при покупке.
Можно сделать вывод: что в среднем 20% учащихся думают о переводе надписей на покупаемой одежде, а остальные 80% — не думают при покупке о переводе. Также всего 37% знают перевод надписей, а это значит, что остальные 63% не знают перевод своих надписей, которые могут содержать непристойные слова, оскорбления или ненормативную лексику. (см. приложение 2)
Надписи, которые были написаны учащимися нашей школы, можно классифицировать следующим образом: бренды, города, психологическое состояние (чувства, эмоции и настроение), разное. Эти группы мы представили в виде диаграммы (см. приложение 3) и таблицу.
У каждой группы есть определенный смысл:
- Название бренда, фирмы-производителя (24%). Среди молодежи популярны такая символика спортивной одежды, как « Nike », « Adidas », « Puma », « Reebok » и так далее. Футболки с надписями брендов популярны и от того, что по ним окружающие могут судить о материальном благосостоянии человека, если это бренд, то стоимость футбоки будет дороже.
- Психологическое состояние (чувства, эмоции и настроение). Например: « Rich » (Богатый), « Queen » (Королева), « My body- My rules » (Моё тело – мои правила), « Nothing can stop me » (Ничто не сможет остановить меня). Именно поэтому так важно знать, как переводится собственная надпись, чтобы не оказаться в нелепом положении.
- В категории « Разное » можно выделить шуточные слова или фразы, любовь, романтические отношения, дружба, нейтральное значение надписи, не несущее никакой конкретной информации. Например, « I love you » (Я люблю тебя), « Music » (Музыка), « Holiday » (Праздник), « Forever » (Навсегда).
- Бывает и такое, что надписи бессмысленны или сделаны с ошибками. “I can to fly”, “Follo u your dreams”.
Но во время нашего исследования не было обнаружено орфографических ошибок в английских надписях.
Как видно из приведенной классификации, смысловая нагрузка надписей на одежде разнообразна. Они имеют очень мощный коммуникативный потенциал, так как окружающие воспринимают их как слова, произнесенные хозяином одежды вслух. И это естественно, иначе справедлив вопрос – если ты не поддерживаешь написанные слова, то зачем надел эту вещь? Поэтому очень важно знать правильный перевод английской надписи на вашей одежде [5].
Подводя итоги работы над исследовательским проектом по английскому языку «Английские надписи на одежде как способ самовыражения у подростков», мы узнали историю возникновения принта и значение этого слова. Более того, мы выявили виды принтов и узнали самые распространенные принты у подростков.
Одежда – это один из способов самовыражения у подростков. Именно с помощью одежды, они показывают себя в обществе, выражают свою позицию. С помощью одежды, показывают свою индивидуальность.
По собранному материалу можно сделать вывод , что подростки далеко не всегда понимают смысл англоязычных надписей на своей одежде, выбирая одежду чаще лишь по внешнему виду. Однако уровень владения английским языком, который определялся возрастом опрашиваемого учащегося школы, позволяет ориентироваться в надписях и правильно использовать написанную информацию. Чем младше учащийся, тем больше вероятность того, что ученик не знает перевод надписи. И, следовательно, чем старше, тем тщательнее учащийся выбирает одежду с английскими надписями.
Таким образом, мы показала, что существует неразрывная связь между языковым уровнем и культурой самого человека со смыслом английской надписи на одежде и знанием ее перевода.
Ресурсы сети интернет по запросам:
1. Английские надписи на одежде.
2. Английские надписи на одежде как экстралингвистический фактор, влияющий на культуру подростков.
3. Анализ содержания английских надписей на одежде подростков.
4. Значение слова « принт »
5. Иностранные языки.
6. Классификации принтов.
7. Способы самовыражения у молодежи.
Источник