- Урок ОБЖ в 6-м классе «Выживание в природных условиях»
- Паспорт проектной работы по ОБЖ 1. Тема: Выживание в условиях автономного существования . Образовательная: Обобщить знания учащихся по темам: «Оборудование временного укрытия», «Разведение костра в природных условиях», «Добывание воды в природных условиях» Развивающая: Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через проектную деятельность Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей. 1). Разделить класс на 3 группы для работы над проектами по трем темам: «Оборудование временного укрытия», «Разведение костра в природных условиях», «Добывание воды в природных условиях». 2). Каждая группа составляет план проекта, план работы, распределяет работу между членами группы. 3). Результатом работы должен стать проект в печатном виде, практическая работа (поделка, макет, модель), презентация в программе Power Point. 4). Защита проектов состоится на отдельном уроке. 4. Возраст участников: 6 класс. 5. Время работы над проектом: 3 недели. 6. Режим работы: по отдельно разработанному плану каждой группы. 7. Тип проекта по количеству учеников: групповой. 8. Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный, творческий. 9. Тип проекта по ориентации на предметную область: межпредметный проект (ОБЖ, информатика, технология) 10. Характер контактов: работа с библиотекарем, использование Интернет-ресурсов. 11. Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, подручный материал для макетов. 12. ЗУНы, необходимые учащимся: умение подбирать, анализировать и систематизировать материал, умение составлять план, делать выводы. 13. Специальные навыки, необходимые учащимся: умение работы на компьютере в программе Word, Power Point. 14. Предполагаемые приращения: анализ и синтез материала, умение работы в сотрудничестве, развитие навыков работы на компьютере. 15. Авторы — разработчики проекта: 15 человек (три группы по 5 человек) 16. Руководитель проекта : Подпорина Юлия Николаевна, преподаватель — организатор ОБЖ. 17. Дополнительно привлекаемые специалисты: библиотекарь, учитель информатики. Источник Конспект по ОБЖ Выживание в природных условиях Ф.И.О. Баринов Николай Владимирович Место работы МБОУ СОШ с.Романовка Октябрьского района Амурской области Должность учитель ОБЖ Тема урока Выживание в природных условиях Обобщить знания учащихся по темам: «Оборудование временного укрытия», «Разведение костра в природных условиях», «Добывание воды в природных условиях» Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через проектную деятельность Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. II. Вступительное слово. Автономное существование человека в природных условиях — это вынужденное нахождение его в природе по разным причинам. Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание. III. Актуализация знаний 1. Что такое выживание? Выживание — активные разумные действия, направленные на сохранение жизни и здоровья и работоспособности человека в условиях автономного существования. 2. Одним из факторов, препятствующих выживанию, является растерянность, страх. Что необходимо сделать для преодоления такого состояния? — решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план (по желанию отвечают ученики). 3. Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них? — боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики). Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии? — сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию). Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание — это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья. IV. Усвоение и закрепление новых знаний. -Какие знания и умения человеку потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии ? (ответы детей – устроить ночлег и укрытие от непогоды, добыть питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, а при необходимости подавать сигнал бедствия). — Давайте поговорим об этом подробнее. — Какие временные укрытия можно соорудить из подручных средств? ( ответы детей: навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея). Слайд1 Навес Слайд 2 — От чего зависит выбор типа укрытия?- (от времени года, сначала нужно определить, зачем оно потребуется, какие материалы вы можете использовать, какие инструменты у вас есть). — Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим, и по возможности, находиться недалеко от водоема! — Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание. — Для чего необходим костер? ( ответы детей – для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров, глядя на костер можно успокоиться). — А что делать, если нет спичек или зажигалки? ( ответы детей) – существует способ добывания огня- с помощью лука и палочки. С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика. — Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете? — Можно ли использовать для питья воду из водоемов? ( ответы детей) – природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа. — А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть? (ответы детей) – можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода. Физкультминутка со словами. -Вместе по лесу идем, -Не спешим, не отстаем. -Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте) -Тысяча цветов вокруг!(Потягивания рук в стороны -Вот ромашка, василек, -Медуница, кашка, клевер, -И направо, и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой). -К небу ручки потянули, -Потянитесь вверх повыше- -Вы достать хотите крышу.(Потягивания рук вверх). -Отдохнуть мы все успели -И на место снова сели.(Дети садятся). — Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища). — Что можно употреблять в пищу ? (ответы детей) – ее можно добыть охотой и рыболовством, но это потребует от человека определенные умения и навыки, соответствующие приспособления. Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека. — Что можно использовать в пищу? (ответы детей) – малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы. — Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать? (ответы детей) – никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения, не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый «молочный» сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом. — Посмотрите на слайд, перед вами съедобные грибы. Слайд 7 — Назовите ядовитые грибы .(ответы детей) – мухомор, бледная поганка, ложный опенок, порфирный серый мухомор. — Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии? (ответы детей) – правильно подавать сигналы бедствия. — Вы знаете, как можно подавать сигнал? ответы детей – средством сигнализации может служить яркая одежда, разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных сигналов. Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев. Для обозначения своего местонахождения днем пользуются дымовыми сигнальными кострами. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер. Слайд 9 Найди в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их, замените их на правильные. Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Для надежности можно обложить костер рюкзаками. Не разводите костер возле стройных деревьев, они могут загореться. Для заготовки дров необязательно иметь пилу, топор и рюкзак. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника. Зимой не следует разжигать костер под деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить костер. — А теперь, используя полученные знания и текст памятки, решите ситуационную задачу. Карточка. Группа туристов из пяти человек попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, через 2-3 дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте: — Какое решение вы посоветуете принять старшему группы? (ответы детей) – остаться на месте до прибытия спасателей. Организовать сооружение временного укрытия, разведения костра, приготовление пищи, подготовить сигнальные костры . — Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях автономного существования? Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении ,но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега; обеспечить себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу. Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана. VI. Домашнее задание. 1. Составить кроссворд, используя понятия по теме урока. 2. Класс разбит на группы: первая на следующем уроке будет строить макет временного укрытия, вторая группа представит способы очистки воды, третья должна придумать рецепты походного блюда (из того, что можно найти в природе). Источник
- Конспект по ОБЖ Выживание в природных условиях
Урок ОБЖ в 6-м классе «Выживание в природных условиях»
Разделы: ОБЖ
Образовательная:
- Обобщить знания учащихся по темам: «Оборудование временного укрытия», «Разведение костра в природных условиях», «Добывание воды в природных условиях»
Развивающая:
- Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через проектную деятельность
Воспитательная:
- Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Тип урока: защита проектов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, проекты и макеты учащихся.
Этап урока
Рабочее время (мин)
Реальное время
I- II
Оргмомент. Вступительное слово
10.35 — 10.36
Актуализация знаний
10.36 — 10.41
Презентация проектов
(всего 25)
Выступление 1 группы. Вопросы 1 группе
10.41 — 10.48
Выступление 2 группы. Вопросы 2 группе
10.48 — 10.55
Физминутка.
10.55 — 10.59
Выступление 3 группы. Вопросы 3 группе
10.59 — 11.06
Обобщение по теме.
11.06 — 11.09
Оценивание работ.
11.09 — 11.10
Домашнее задание.
11.10 — 11.14
Итог урока.
11.14 — 11.15
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово.
Автономное существование человека в природных условиях — это вынужденное нахождение его в природе по разным причинам.
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.
III. Актуализация знаний
1. Что такое выживание?
Выживание — активные разумные действия, направленные на сохранение жизни и здоровья и работоспособности человека в условиях автономного существования.
2. Одним из факторов, препятствующих выживанию, является растерянность, страх. Что необходимо сделать для преодоления такого состояния?
— решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план (по желанию отвечают ученики).
3. Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?
— боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).
Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?
— сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).
Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание — это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.
IV. Презентация проектов.
1) Выступление 1 группы.
Проект «Оборудование временного укрытия». (Приложение 1)
Обсуждение проекта классом. Группа отвечает на вопросы одноклассников по данной теме.
2) Выступление 2 группы.
Проект «Разведение костра в природных условиях». (Приложение 2)
Обсуждение проекта классом. Группа отвечает на вопросы одноклассников по данной теме.
3) Выступление 3 группы.
Проект «Добывание воды в природных условиях». (Приложение 3)
Обсуждение проекта классом. Группа отвечает на вопросы одноклассников по данной теме.
Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.
VII. Оценивание работ.
Командир каждой группы комментирует участие каждого члена в проекте, выставляет оценки. Учитель корректирует оценки.
VIII. Домашнее задание.
1. Составить кроссворд, используя понятия по теме урока.
2. Опережающее задание по желанию. Составить рецепт походного блюда (из того, что можно найти в природе)
Паспорт проектной работы по ОБЖ
1. Тема: Выживание в условиях автономного существования .
Образовательная:
- Обобщить знания учащихся по темам: «Оборудование временного укрытия», «Разведение костра в природных условиях», «Добывание воды в природных условиях»
Развивающая:
- Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через проектную деятельность
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
1). Разделить класс на 3 группы для работы над проектами по трем темам: «Оборудование временного укрытия», «Разведение костра в природных условиях», «Добывание воды в природных условиях».
2). Каждая группа составляет план проекта, план работы, распределяет работу между членами группы.
3). Результатом работы должен стать проект в печатном виде, практическая работа (поделка, макет, модель), презентация в программе Power Point.
4). Защита проектов состоится на отдельном уроке.
4. Возраст участников: 6 класс.
5. Время работы над проектом: 3 недели.
6. Режим работы: по отдельно разработанному плану каждой группы.
7. Тип проекта по количеству учеников: групповой.
8. Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный, творческий.
9. Тип проекта по ориентации на предметную область: межпредметный проект (ОБЖ, информатика, технология)
10. Характер контактов: работа с библиотекарем, использование Интернет-ресурсов.
11. Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, подручный материал для макетов.
12. ЗУНы, необходимые учащимся: умение подбирать, анализировать и систематизировать материал, умение составлять план, делать выводы.
13. Специальные навыки, необходимые учащимся: умение работы на компьютере в программе Word, Power Point.
14. Предполагаемые приращения: анализ и синтез материала, умение работы в сотрудничестве, развитие навыков работы на компьютере.
15. Авторы — разработчики проекта: 15 человек (три группы по 5 человек)
16. Руководитель проекта : Подпорина Юлия Николаевна, преподаватель — организатор ОБЖ.
17. Дополнительно привлекаемые специалисты: библиотекарь, учитель информатики.
Источник
Конспект по ОБЖ Выживание в природных условиях
Ф.И.О. Баринов Николай Владимирович
Место работы МБОУ СОШ с.Романовка Октябрьского района Амурской области
Должность учитель ОБЖ
Тема урока Выживание в природных условиях
Обобщить знания учащихся по темам: «Оборудование временного укрытия», «Разведение костра в природных условиях», «Добывание воды в природных условиях»
Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через проектную деятельность
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово.
Автономное существование человека в природных условиях — это вынужденное нахождение его в природе по разным причинам.
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.
III. Актуализация знаний
1. Что такое выживание?
Выживание — активные разумные действия, направленные на сохранение жизни и здоровья и работоспособности человека в условиях автономного существования.
2. Одним из факторов, препятствующих выживанию, является растерянность, страх. Что необходимо сделать для преодоления такого состояния?
— решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план (по желанию отвечают ученики).
3. Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?
— боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).
Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?
— сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).
Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание — это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.
IV. Усвоение и закрепление новых знаний.
-Какие знания и умения человеку потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии ?
(ответы детей – устроить ночлег и укрытие от непогоды, добыть питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, а при необходимости подавать сигнал бедствия).
— Давайте поговорим об этом подробнее.
— Какие временные укрытия можно соорудить из подручных средств?
( ответы детей: навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).
Слайд1 Навес Слайд 2
— От чего зависит выбор типа укрытия?- (от времени года, сначала нужно определить, зачем оно потребуется, какие материалы вы можете использовать, какие инструменты у вас есть).
— Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим, и по возможности, находиться недалеко от водоема!
— Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.
— Для чего необходим костер?
( ответы детей – для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров, глядя на костер можно успокоиться).
— А что делать, если нет спичек или зажигалки?
( ответы детей) – существует способ добывания огня- с помощью лука и палочки. С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.
— Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?
— Можно ли использовать для питья воду из водоемов?
( ответы детей) – природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и
прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.
— А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?
(ответы детей) – можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.
Физкультминутка со словами.
-Вместе по лесу идем,
-Не спешим, не отстаем.
-Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
-Тысяча цветов вокруг!(Потягивания рук в стороны
-Вот ромашка, василек,
-Медуница, кашка, клевер,
-И направо, и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой).
-К небу ручки потянули,
-Потянитесь вверх повыше-
-Вы достать хотите крышу.(Потягивания рук вверх).
-Отдохнуть мы все успели
-И на место снова сели.(Дети садятся).
— Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).
— Что можно употреблять в пищу ?
(ответы детей) – ее можно добыть охотой и рыболовством, но это потребует от человека определенные умения и навыки, соответствующие приспособления. Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека.
— Что можно использовать в пищу?
(ответы детей) – малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы.
— Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?
(ответы детей) – никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения, не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый «молочный» сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом.
— Посмотрите на слайд, перед вами съедобные грибы.
Слайд 7
— Назовите ядовитые грибы .(ответы детей) – мухомор, бледная поганка, ложный опенок, порфирный серый мухомор.
— Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?
(ответы детей) – правильно подавать сигналы бедствия.
— Вы знаете, как можно подавать сигнал?
ответы детей – средством сигнализации может служить яркая одежда, разложенная на открытом пространстве в виде стандартных международных сигналов. Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев. Для обозначения своего местонахождения днем пользуются дымовыми сигнальными кострами. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.
Слайд 9
Найди в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их, замените их на правильные.
Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Для надежности можно обложить костер рюкзаками. Не разводите костер возле стройных деревьев, они могут загореться. Для заготовки дров необязательно иметь пилу, топор и рюкзак. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника. Зимой не следует разжигать костер под деревьями: пар, скопившийся на них, может капать вниз и погасить костер.
— А теперь, используя полученные знания и текст памятки, решите ситуационную задачу.
Карточка. Группа туристов из пяти человек попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, через 2-3 дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:
— Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?
(ответы детей) – остаться на месте до прибытия спасателей. Организовать сооружение временного укрытия, разведения костра, приготовление пищи, подготовить сигнальные костры .
— Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях автономного существования?
Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении ,но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега; обеспечить себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.
Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.
VI. Домашнее задание.
1. Составить кроссворд, используя понятия по теме урока.
2. Класс разбит на группы: первая на следующем уроке будет строить макет временного укрытия, вторая группа представит способы очистки воды, третья должна придумать рецепты походного блюда (из того, что можно найти в природе).
Источник