Обязательный способ закупки по 223 фз

5. Какие способы закупки заказчику необходимо включить в положение о закупке?

5. КАКИЕ СПОСОБЫ ЗАКУПКИ ЗАКАЗЧИКУ НЕОБХОДИМО ВКЛЮЧИТЬ

В ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ?

Данный материал НЕАКТУАЛЕН! Его обновление прекращено с 24.08.2021. Для просмотра актуального материала по этому вопросу перейдите по ссылке.

В положении о закупке необходимо предусмотреть следующие способы закупки (ч. 2 ст. 2, ч. 3.1, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

1. Конкурентные способы закупки:

— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

2. Неконкурентные способы закупки, например, закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Учтите: при разработке положения о закупке не злоупотребляйте своим правом проводить закупки у единственного поставщика. Это может привести к нарушению норм Закона N 135-ФЗ и (или) Закона N 223-ФЗ. Минфин России указывает, что цели Закона N 223-ФЗ не выполняются, если большая часть закупок проводится у единственного поставщика (Письмо от 19.04.2019 N 24-04-07/28730). В связи с этим рекомендуем большую часть закупок осуществлять конкурентными способами.

В положении о закупке можно предусмотреть и иные способы закупки. Конкурентными из них будут те, что соответствуют требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

В положении о закупке необходимо учесть особенности проведения ряда закупок, в частности:

— закупка товаров (работ, услуг) из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, осуществляется только в электронной форме, за исключением установленных случаев (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

— конкурентные закупки среди СМСП осуществляются только в электронной форме путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Такие закупки допустимо проводить на электронных площадках из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ч. 2 ст. 3, ч. 1, 2, 11 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);

— закрытые закупки в электронной форме, осуществляемые согласно ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, проводятся только на электронной площадке из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р и с учетом особенностей, установленных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663 (ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).

За осуществление закупки, которая должна проводиться в электронной форме, в иной форме предусмотрена административная ответственность. Подробнее об этом см. разд. 16 настоящего материала.

Источник

223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.

Мы делали цикл статей по 44-ФЗ и «расшифровывали» его сложный юридический язык. Теперь беремся за 223-ФЗ. Рассмотрим его основные положения и отметим существенные для поставщиков моменты. Мы переписали текст закона понятными словами. Итак…

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики

Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:

  • госкомпании с долей участия государства больше 50%, их «дочки» и «внучки»;
  • естественные монополии;
  • организации, которые занимаются энергетикой, газо-, тепло- и водоснабжение и др.;
  • бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, пожертвований, средств субподряда или тратят самостоятельно заработанные деньги;
  • ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности России и обеспечения прав ее граждан (перечень устанавливает Правительство);
  • компании, реализующие с господдержкой инвестиционные проекты дороже 500 млн рублей;
Читайте также:  Коллизионной нормы способ выражения воли законодателя

Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.

Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.

Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.

Поставщики

Поставщиками могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые . На стороне одного участника могут выступить несколько юридических или физических лиц.

Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.

Электронные торговые площадки

Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.

Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).

На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.

Оператор ЭТП обеспечивает:

  • непрерывную работу площадки и надежность ПО;
  • обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов;
  • равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.

Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).

Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.

Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ

Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП).

Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ

Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.

Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).

Читайте также:  Все способы оснастки фидера

Для малого и среднего бизнеса — это льготы и преференции .

В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %.

Что не регулирует 223-ФЗ

Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:

  • куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах;
  • покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров;
  • закупки в области военно-технического сотрудничества;
  • закупки товаров и услуг по международным договорам;
  • отбор организаций для бухгалтерского аудита;
  • обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности;
  • лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»;
  • деятельность владельцев облигаций;
  • банковское сопровождение государственных оборонных заказов;
  • закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц;
  • закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств;
  • отбор субъектов оценочной деятельности;
  • совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества;
  • закупки услуг по договорам синдицированного кредита;
  • инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».

Правовая основа 223-ФЗ

Закон опирается на положения Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации . Заказчик утверждает свое положение о закупке в соответствии с ними. Некоторые заказчики — учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий — могут утвердить типовое положение о закупке.

Мы рассмотрели первые 3 статьи 223-ФЗ. В следующей публикации цикла подробнее поговорим о видах закупок и основных документах закупочного процесса по 223-ФЗ.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Источник

Обязательные конкурентные закупки по 223‑ФЗ в 2019 году

Последние два года были богатыми на изменения в законе 223-ФЗ: расширено понятие «торги», изменен порядок действий заказчика. Давайте разберемся с нововведениями и начнем с видов и форм конкурентных закупок, обязательных для заказчика

Что нового в 223-ФЗ

До вступления в силу изменений закона 223-ФЗ заказчик обязан был в положении о закупке прописать лишь два способа: конкурс или аукцион. Другие способы можно было использовать и вносить в положение на свое усмотрение.

«Согласно поправкам к закону, с 1 июля 2018 года минимальный набор процедур, которые должны быть установлены в положении о закупках конкретного заказчика, — это закупка у единственного поставщика и четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок», — поясняет новшества Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Что такое конкурентная закупка

В законе 223-ФЗ перечислены следующие признаки:

    Информация о конкурентной закупке:

— размещается в ЕИС и доступна неограниченному числу потенциальных участников;

— высылается адресно двум и более участникам, если закупка закрытая.

  • Закупка проводится на условиях конкурентной борьбы поставщиков товаров (услуг, работ) за право заключить контракт. И это главное отличие от закупки у единственного поставщика.
  • В условиях заказчик описывает предмет закупки по правилам, описанным в ст. 3 закона 223-ФЗ.
  • «Заказчик не может указывать в описании предмета закупки любые идентифицирующие признаки: товарный знак, знак облуживания, знак производителя, место происхождения товара — без уточнения «или эквивалент», за исключением случаев, указанных в законе. Если заказчик хочет купить товар с конкретным товарным знаком, в этом случае речь может идти только о проведении неконкурентной процедуры», — уточняет Станислав Грузин.

    Описанным выше условиям соответствуют две большие группы закупок.

    Читайте также:  Покраска яиц необычным способом мраморные

    Первая группа — торги — и есть те конкурентные закупки, которые должны быть указаны в положении о закупках. Теперь при проведении запроса котировок и запроса предложений заказчик не может отказаться от заключения договора, как это было до изменений закона 223-ФЗ.

    «Закон позволяет заказчику использовать и иные конкурентные способы закупки кроме обязательных. Все ограничивается фантазией конкретного заказчика, могут быть любые другие процедуры: запрос цен, запрос оферт, конкурентные отборы и так далее», — объясняет Станислав Грузин.

    Виды торгов по 223-ФЗ

    После внесения изменений в законе 223-ФЗ появилось отдельное определение для каждого из видов торгов.

    Конкурс

    Определение, которое дано в законе, тяжелое и непонятное. Если сформулировать проще, конкурс — это закупка, в которой побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. При этом заявка исполнителя должна отвечать требованиям закупки.

    Аукцион

    Это вид закупки, где победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену договора, сниженную на шаг аукциона. Эта величина устанавливается в документации.

    Если в ходе аукциона цена снижается до нуля, то участники аукциона начинают бороться уже за право заключить договор. Победителем станет тот, кто предложит не самую низкую, а самую высокую цену для заказчика на право заключить договор. Иными словами, не заказчик оплачивает исполнителю работы, а исполнитель платит за то, чтобы получить заказ.

    Запрос котировок

    Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка содержит наименьшую цену договора. Обратите внимание: согласно новой редакции 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке. Заявка участника должна соответствовать извещению о проведении запроса котировок.

    Запрос предложений

    Это форма торгов, при которой заказчик организовывает тендер и заключает договор с тем участником, чье предложение больше прочих удовлетворяет критериям тендера.

    Формы проведения закупок

    Закрытые закупки можно проводить в случаях (ст. 3.5 закона 223-ФЗ):

    1. Если в проекте договора содержится государственная тайна.
    2. Если координационный орган Правительства РФ принял решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 закона 223-ФЗ.
    3. Если в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона 223-ФЗ решено, что закупка не размещается открыто. Основанием могут стать распоряжения Правительства РФ и иные подзаконные акты.

    В остальных случаях процедура должна быть открытой и все данные о ней должны размещаться в ЕИС.

    Как открытые, так и закрытые торги могут быть электронными и бумажными (неэлектронная форма закупок). Но есть нюансы.

    В положении должно быть прописано, что торги проводятся в электронной форме на ЭТП, которые соответствуют требованиям 223-ФЗ.

    Если не указано, что определенный вид закупки проводится на бумажных носителях, автоматически она должна проходить на ЭТП. Подача заявки на флеш-карте, диске, по электронной почте больше не признается электронной формой процедуры.

    Закупки для представителей малого и среднего предпринимательства могут проходить только в электронном формате. Это положение закреплено в ч. 2 ст. 3 закона 223-ФЗ и действует с 1 июля 2018 года.

    О порядке проведения обязательных конкурентных закупок читайте в нашей следующей статье.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы