Индивидуальный стиль деятельности
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.
Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности, но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем, без специальных оговорок, будем рассматривать лишь те особенности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной системы.
Итак, в узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. При этом, говоря о способах, не обязательно иметь в виду только исполнительные и тем более двигательные акты — это и гностические, ориентировочные действия и смена функциональных состояний, если они выступают как средство достижения цели (например, «самовозбуждение» у некоторых ораторов, актеров). Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Наиболее общая структура индивидуального стиля сводится к следующему. Прежде всего существуют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности можно обозначить как ядро индивидуального стиля, они-то и обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы, а значит, и такая особенность деятельности, которая может быть осмыслена как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.
Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (обозначим их литерой «А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»), При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований. Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в категории «А», например при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при удержании равновесия на неустойчивой опоре.
Если мы имеем дело с особенностью, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или сознательно она «обрастает» компенсаторными механизмами. Так, условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность и т. д.
Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются здесь наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две их категории: особенности, имеющие компенсаторное значение («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).
Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».
Если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы и относительно простой и актуальной. Однако думается, что такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача, а именно мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая (не обязательно всеобъемлющая) система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи (будет ли задача двигательной или гностической, будет ли она предполагать взаимодействие с вещами или людьми, будет ли связана с однократными или повторяющимися разнообразными или монотонными действиями, потребует ли отдельных реакций или сложного иерархического плана поведения — все это зависит от стечения обстоятельств). Наиболее общий путь, ведущий нас к ситуациям, где есть или возможен индивидуальный стиль, состоит в следующем.
Необходимо выделить, определить конкретную систему «субъект—объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления).
Выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т. е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих).
Выделить такие (из упомянутых в предыдущем пункте) управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором (например, частому переключению внимания противодействует инертность, быстроте реагирования, длительному поддержанию внимания в монотонной обстановке — подвижность и т. п.). Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.
После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру (см. общую схему основных этапов научно-практической работы по организации индивидуального подхода). Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям».
Могут сказать, что мы рекомендуем слишком хлопотный способ (разбираться в каждом, буквально отдельном, единичном случае индивидуального стиля), и спросить: где же представление о детальной типовой структуре индивидуального стиля? Спросим и мы: а почему она должна быть, если стиль действительно индивидуальный?
Если астроном изучает Солнце, то вполне допустимо, что его может занимать вопрос, как познать именно это конкретное светило и предсказать его поведение. Думается, что факт неповторимости каждой личности дает аналогичное право и психологу. В идеале мы должны уметь быстро, оперативно конструировать программу воспитательных, формирующих воздействий, адресуемых не просто к представителю типа, группы, а именно к конкретному человеку. В этом, вероятно, и состоит одна из специфических черт психологии: началом и концом проблемы для нее может быть познание данного человека.
Источник
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога
Марина Гаврюшина
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога
Деятельность педагогов высоко оценивается в человеческом обществе, так было всегда. Главным предназначением педагога является приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям его народа и всего человечества. Много ученых-психологов посвятили свои труды изучению педагогической деятельности: ее сущности, содержания и структуры.
В современном мире педагог — это фигура, которая требует особого внимания, там, где место педагога занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем обычно с невосполнимыми потерями. Это требует создания таких условий, чтобы среди педагогов оказывались люди, наиболее подготовленные морально и интеллектуально к работе с детьми.
Педагогическая деятельность, как правило, характеризуется определенным стилем исполнения. Понятие «стиль» предполагает у педагога наличие устойчивой системы способов и приемов осуществления его деятельности. Такая система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять педагогическую деятельность. То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь индивидуально-психологическими особенностями субъекта – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности, отражает ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта — преподавателя.
На стих педагогической деятельностивлияют следующие факторы:
• индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — педагога, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;
• особенностей самой деятельности педагога;
• особенностей обучающихся – воспитанников (возраст, пол, статус, уровень знаний).
В педагогической деятельностиэти особенности соотносятся также:
• с характером взаимодействия;
• с характером организации деятельности;
• предметно-профессиональной компетентностью педагога;
Стиль педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности.
Зимняя И. А. : «Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования».
Более глубокое представление о стилях педагогической деятельности дают А. К. Маркова и Л. М. Митина. Они предполагают, что в основе различия педагогических стилейлежат следующие основания:
• содержательные характеристики стиля (ориентация педагога на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда);
• динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость педагога и др.);
• результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе учеников).
Стили педагогической деятельностиразделяют на три общих вида:
• Демократический стиль. Обучающееся рассматриваются педагогом как равноправные партнеры в общении, коллег в совместном поиске знаний. Педагог привлекает обучающихся к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только их успеваемость, но и личностные качества.Методами воздействия являются: побуждение к действию, совет, просьба. У педагогов, придерживающихся этого стиля, обучающиеся чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Педагоги обращают большое внимание на свои профессиональные умения. Для таких педагогов характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
• Авторитарный стиль. Ученик или воспитанник рассматривается педагогом исключительно как объект педагогического воздействия, не рассматривается как равноправный партнер. Педагог сам решает, принимает все решения, устанавливает контроль за выполнением требований, которые он предъявляет, использует свои права без учета ситуации и мнений обучающихся, не обосновывает свои действия перед ними. Вследствие этого обучающиеся, как правило, теряют активность или, осуществляют ее только при ведущей роли педагога, обнаруживают низкую самооценку и агрессивность. При таком стиле руководства силы обучающихся больше направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Методами воздействия педагога являются приказ, научение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Педагоги с таким стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе зачастую лидируют.
• Либеральный стиль. Педагог уходит от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу обучающимся, коллегам. Организацию и контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся осуществляют без системы, проявляет нерешительность, колебания. В аудитории неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
А. К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре индивидуальных стиля педагогической деятельности:
1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь на процесс обучения, педагог недостаточно адекватно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; для занятия он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (при этом важный) зачастую оставляет для самостоятельной работы учащихся. Педагог ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность такого педагога высоко оперативна: на занятии часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Но большой арсенал методов обучения, которые использует педагог зачастую сочетается с невысокой методичностью, недостаточно представлены контроль знаний учащихся, закрепление и повторение учебного материала. Деятельность педагога характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой педагог, как правило, чуток и проницателен.
2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность педагога высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Педагог стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель чувствителен к изменениям ситуации на уроке, тревожен личностно, по отношению к учащимся чуток и проницателен.
3. Рассуждающе — импровизационный. Для этого стиля педагогической деятельности характерна ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Педагог менее изобретателен в варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения. При этом сам педагог меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитает воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Педагоги, работающие в этом стиле менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, в них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.
4. Рассуждающе-методический. Педагог ориентируется преимущественно на результаты обучения и адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, он проявляет консервативность в использовании средств и способов своей деятельности. Высокая методичность, как правило, сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, педагог предпочитает репродуктивную деятельность учащихся, редкие коллективные обсуждения. Педагог, который придерживается этого стиля отличается рефлексивностью, невысокой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих
Каждый из стилей педагогической деятельности, выявляя отношение к партнеру взаимодействия,определяет его характер: от подчинения, следования — к партнерству — и до отсутствия направленного воздействия. Они также предполагают доминирование либо монологический, либо диалогической формы общения.
Понятие индивидуального стиля деятельности педагога.
Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности.
Определение индивидуального стиля педагогической деятельности сформулировал В. И.Загвязинский: «Система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований — все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности».
Индивидуальный стиль деятельности педагога в узком смысле — «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». (Климов Е. А.)
Важнейшим условием становления профессионального мастерства педагога является определение индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Под индивидуальным стилем педагогической деятельности принято понимать обусловленную природными особенностями педагога устойчивую систему задач, способов и тактик его деятельности, которые обеспечивают эффективность педагогического труда.
Проведенные исследования, подтверждают, что индивидуальный стиль деятельности педагога, самобытный педагогический почерк зависимы от природно — обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности.
Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов во многом за счет быстроты, оригинальности и экспромтности принимаемых решений. Такие педагоги артистичны, экспрессивны, им присущ высокий уровень готовности к импровизации, непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.
Структура индивидуальной деятельности педагога.
Индивидуальный стиль деятельности педагога должен иметь определенную структуру.
В рамках типологического подхода в структуре индивидуального стиля деятельности Е. А.Климов выделил следующие компоненты:
I. Ядро (способы индивидуализации деятельности, которые реализуются на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы): группы А — типологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение деятельности (благоприятствуют успеху) и группы Б — типологические особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности (препятствуют успеху). Одна и та же типологическая особенность субъекта деятельности может быть, как благоприятствующей, так и противодействующей успешности деятельности в зависимости от характера требований.
Ядро обеспечивает первый приспособительный эффект. Затем, в меру необходимости, возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение более или менее продолжительных поисков. Эта группа является пристройкой к ядру.
II. Пристройка к ядру (способы индивидуализации деятельности, которые формируются в процессе поиска личностью путей успешного выполнения деятельности):
группа В — формирование компенсаторных механизмов в структуре типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (компенсация составляющей «Б»). Особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности, с течением времени обрастают компенсаторными механизмами. Так, например, обусловленная инертностью медлительность, нерасторопность возмещается предусмотрительностью, обусловленная подвижностью низкая сопротивляемость монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность.
группа Г — максимальное использование типологических особенностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности (усиление составляющей «А»). Т. е. тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются в связи с определенной особенностью деятельности. Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе и т. д. Особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей, относятся к группе Г.
В соответствии с данной структурой механизм формирования индивидуального стиля педагогической деятельности включает в себя:
• Выделение конкретной системы «субъект — объект» и определение того, что должно быть сформировано у субъекта в процессе взаимодействия с объектом.
• Определение условий, от которых зависит достижение желаемого результата.
• Выделение содержания типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (элемент «Б»).
• Выделение содержания типологических особенностей, благоприятствующих успешному выполнению деятельности (элемент «А»).
• Определение способов формирования элементов «В» и «Г».
Индивидуальному стилю педагогической деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы посвящена монография Е. А. Климова, в которой индивидуальный стиль деятельности педагога был определен как «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности», «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности», «вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности».
Также рассматривали три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:
Среди важнейших содержательных характеристик указывают такие,как:
•преимущественная ориентация преподавателя: — на процесс обучения; — процесс и результаты обучения; — только на результаты обучения;
• адекватное — неадекватное планирование учебно-воспитательного процесса;
• оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется:
• в темпераменте (индивидуальный темп работы, время и скорость реакции, эмоциональная откликаемость (отзывчивость);
• в характере реакций на те или иные ситуации;
• в выборе методов обучения;
• в подборе средств воспитания;
• в стиле педагогического общения;
• в реагировании на действия и поступки ребенка;
• в манере поведения;
• в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
• в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
В обучении есть две стороны: педагог и обучающийся. В процессе обучения педагог играет ведущую роль – он не только передает знания, но и организует их усвоение учащимися, дает ему образцы мышления, нравственности и поведения, отношения к изучаемому предмету и т. п. Результативность процесса руководства при этом напрямую зависит от позиции педагога и индивидуального стиля его деятельности.
Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В. А. Кан-Калик.
К этим стилям относятся:
• стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с обучающимися, что является выражением отношения педагога к своему делу, к своей профессии;
• стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешного взаимодействия педагога с аудиторией. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействия педагога с детьми;
• стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватной самооценки, снижению уровня притязаний и т. д. ;
• стиль общения — устранение и заигрывание. Оба этих стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно подразумевают, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, которые обладают разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
Педагог должен помнить о том, что опыт практически неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Попытки прямого копирования индивидуального педагогического стиля одних педагогов другими, обычно бесперспективны и зачастую дают худшие результаты. Происходит это потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты, как правило, оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное, ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности является важнейшей категорией профессионально-педагогической культуры педагога, ее составной частью и динамической итоговой системой ее конкретных проявлений, реализовывает функции профессионально-педагогической культуры. Кроме того существует ряд специфических функций, рассмотрение которых необходимо для целостного восприятия функциональных компонентов.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это индивидуально-типологические особенности и направленность личности педагога, характер взаимоотношений с окружающей средой, обществом, условия жизнедеятельности, полученное образование, воспитание, жизненный опыт и так далее.
Основа профессиональной культуры педагога. Историческая справка В настоящее время излагается множество нововведений и требований к педагогическому процессу, к личности педагога. Многие из них навеяны.
Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.
Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Цель: Знакомство педагогических работников дошкольного образовательного.
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности 1. Информационная справка об авторе ИОМ Ф. И. О. Софронова Ольга Николаевна Занимаемая должность воспитатель Образование высшее Педагогический.
Индивидуальный план повышения профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год. № п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Развитие.
Индивидуальный план профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год№ п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Организация.
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47 «Энже бортеге» г. Альметьевска» Индивидуальный план.
Консультация для педагогов «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности» В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении.
Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.
Консультация «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования» Упражнение «Аплодисменты» Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому.
Источник