- Словари
- ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
- Полезное
- Смотреть что такое «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
- Современные педагогические технологии в образовательном процессе.
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Статьи на букву «Т» (часть 2, «ТЕС»-«ТЬЮ»)
- ТЕСТ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ
- ТЕСТ МОДУЛЬНЫЙ
- ТЕСТ НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
- ТЕСТ-ИНТЕРВЬЮ
- ТЕСТИРОВАНИЕ
- ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ
- ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
- ТЕСТОВЫЙ ПРАКТИКУМ
- ТЕСТОЛОГ
- ТЕСТОЛОГИЯ
- ТЕТРАДЬ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ
- ТЕХНИКА ПИСЬМА
- ТЕХНИКА РЕЧИ
- ТЕХНИКА ТЕСТИРОВАНИЯ
- ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
- ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ
- ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
- ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
- ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НОВЫЕ
- ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА
- ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY
- ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СЕТЕВАЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
- ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
- ТИПИЧНАЯ ОШИБКА
Словари
ТЕХНОЛО́ГИЯ (от греч. technē — искусство, ремесло, мастерство + . логия) ОБУЧЕ́НИЯ.
Совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Термин получил распространение в литературе второй половине ХХ столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств обучения.
В 70-е гг. термин стал использоваться в более широком контексте: и для обозначения обучения с использованием ТСО и как рационально-организованное обучение в целом. Таким образом, в понятие Т. о. стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержания термина: технологии обучения (Technology of Teacning) и технологии в обучении (Technologу in Teaching). С помощью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя (НОТ), благодаря которым наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения, а с помощью второго — приемы использования в учебном процессе технических средств обучения и сами такие средства. Важнейшими характеристиками Т. о. считаются следующие:
1) результативность (высокий уровень достижения поставленной цели каждым учащимся), экономичность (за единицу времени усваивается больший объем учебного материала нежели без использования таких средств при наименьшей затрате усилий учащихся на овладение материалом);
2) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и утомления);
3) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет раскрыть резервные возможности учащегося. Большинство исследователей рассматривает Т. о. как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. В лингводидактике к Т. о. принято относить: обучение в сотрудничестве, проектные технологии (метод проектов), центрированное на учащихся обучение, тандем-метод, технология «case study», дистанционное обучение, компьютерные технологии, технологии, интенсивные технологии, технология освоения иностранных языков НЕО, игровые технологии и др.
ТЕХНОЛО́ГИЯ ОБУЧЕ́НИЯ «CASE STUDY».
Технология обучения, возникшая в середине ХХ в. в стенах Гарвардской школы бизнеса. Получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юриспруденции, менеджмента, а позже при обучении языку специальности и подготовки преподавателей иностранного языка. Суть технологии заключается в том, что обучающимся выдается набор учебных материалов (кейс) и предлагается в результате знакомства с материалами осмыслить содержание заключенной в них проблемы, как правило, не имеющей однозначного решения, и предложить свое решение с использованием приобретенных знаний и умений.
На занятиях по языку работа с кейс-технологиями предполагает также совершенствование речевых навыков и умений учащихся в результате обсуждения проблемной ситуации, содержащейся в задании. Модель организации занятий на основе этой технологии включает несколько этапов. Организационная стадия: комментарий преподавателя о характере предстоящей работы с материалами кейса, знакомство учащихся с учебными материалами. Рабочая стадия: детальное знакомство учащихся с материалами кейса, выполнение заданий, принятие решения по проблеме, которую предстоит обсудить. Завершающая стадия: обсуждение проблемы, комментарии преподавателя, оценка работы учащихся, письменное задание по обсуждаемой проблеме. На занятиях по курсу методики преподавания иностранных языков один из возможных вариантов задания для работы с кейс-технологиями содержит: название темы обсуждения, список ключевых слов по теме, текст для обсуждения, задания к тексту, темы для устного и письменного выступления на семинарском занятии.
Источник
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .
Полезное
Смотреть что такое «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса. Технология обучения должна отражать современный уровень научно педагогических знаний,… … Профессиональное образование. Словарь
Технология обучения — Педагогические технологии Технология обучения (Саентология) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из … Википедия
Технология обучения — (педагогическая технология, образовательная технология) совокупность психолого педагогических процессов в конкретной обучающей системе, научное описание приемов и способов педагогической деятельности по решению задач воспитания, обучения и… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — составная процессуальная часть дидактической системы (М. А. Чошанов) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Технология обучения — совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Технология обучения (Саентология) — Технология обучения это методология обучения разработанная Л. Р. Хаббардом, писателем, философом и основателем церкви саентологии. «Технология обучения» Хаббарда используется прихожанами церкви саентологии как часть их обучения саентологии. Она… … Википедия
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СЕТЕВАЯ — ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СЕТЕВАЯ. См. сетевая технология обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY — ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ «CASE STUDY». Технология обучения, возникшая в середине ХХ в. в стенах Гарвардской школы бизнеса. Получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юриспруденции,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Технология обучения (саентология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Технология обучения. Технология обучения (англ. «study technology», или «study tech») методика обучения, разработанная Л. Р. Хаббардом, писателем, философом и основателем… … Википедия
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ — технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Источник
Современные педагогические технологии в образовательном процессе.
« Современные педагогические технологии
в образовательном процессе».
Педагогические технологии в образовательном процессе: сущность, виды, классификация.
Понятие «педагогическая технология», аспекты понимания и уровни применения в образовательной практике. Структура педагогической технологии.
Классификация педагогических технологий.
Критерий эффективности педагогических технологий.
Источники и составные части новых педагогических технологий.Технология и содержание образования.
— совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств.
Педагогическая технология –совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
2. Содержательная часть обучения:
• цели обучения -общие и конкретные;
• содержание учебного материала.
3.Процессуальная часть -технологический процесс:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности
• методы и формы работы учителя;
• деятельность учителя по управлению
процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Классификация педагогических технологий:
1.По уровню применения:
• частнометодические(предметные) и локальные (модульные).
2.По философской основе:
• материалистические и идеалистические;
• гуманистические и антигуманные и др.
3.По ведущему фактору психического развития:
4.По научной концепции усвоения опыта:
• бихевиористские; гештальттехнологии; интериоризаторские;
5.По ориентации на личностные структуры:
• информационные технологии; операционные;
• эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные;
• эвристические и прикладные.
6.По характеру содержания и структуры:
• обучающие и воспитывающие;
• светские и религиозные;
• общеобразовательные и профессионально-ориентированные;
• гуманитарные и технократические.
7.По позиции ребёнка в образовательном процессе:
8.По категории обучающихся:
• массовая, технологии продвинутого уровня;
• технологии компенсирующего обучения;
• технологии работы с отклоняющимися (трудными и одарёнными) детьми.
9.По способу, методу, средству обучения:
• программированного, проблемного, развивающего обучения;
• коммуникативные, игровые, творческие и др.
10.По направлению модернизации традиционной системы обучения:
• на основе гуманизациии демократизации педагогических отношений;
• на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
• на основе эффективности организации и управления процессом обучения;
• на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала;
— технологии, в рамках которых осуществляется субъектный подход, создаются ситуации для рефлексии и самостоятельной деятельности учащихся, развития ключевых компетенций и личностных качеств учащихся (технологии интерактивного обучения как сочетание методов организации взаимодействия, а также использование методов активного,
Классификация личностно- ориентированных педагогических технологий:
3. Технологии свободного воспитания.
4. Эзотерические технологии.
Классификация методов и технологий по критерию развития мышления учащихся (Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл «Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Методы мотивации деятельности с новой информацией (вызов), актуализации личного опыта (мозговой штурм, прогнозирование по ключевым словам, восстановление логической цепочки, аллитерация, алфавит).
Методы осмысления содержания (карта идей/понятий, ЗХУ, зигзаг, инсерт, кластер, ротация , 6 шляп).
Методы рефлексии (эссе, рефлексивный круг, мишень, заверши фразу, острова, телеграмма, 5 пальцев, дерево настроения, мухомор, ХИМС).
Технологии проблемного обучения.
Критерии эффективности педагогических технологий:
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-308579
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Статьи на букву «Т» (часть 2, «ТЕС»-«ТЬЮ»)
Статьи на букву «Т» (часть 2, «ТЕС»-«ТЬЮ»)
ТЕСТ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ
ТЕСТ МОДУЛЬНЫЙ
ТЕСТ НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ТЕСТ-ИНТЕРВЬЮ
Тест для оценки коммуникативных умений, разработанный в 50-е гг. XX в. в Институте иностранной службы США. Процедура тестирования включает беседу экзаменатора с тестируемым на иностранном языке продолжительностью от 10 до 30 минут. Цель беседы — получить образцы речи и оценить коммуникативные умения соискателя. Беседа записывается на пленку. Оценка ей дается по специальной шкале. При этом учитываются следующие параметры высказывания:
1) глобальность задачи, которую решает учащийся (на уровне контекста, содержания, дискурса);
2) правильность речи (соблюдение фонетических, грамматических, лексических, социолингвистических (см. социолингвистика) и прагматических (см. прагматика) норм;
3) усложнение текста (связность текста, длительность пауз, логичность речи);
4) понятность речи. В ходе Т.-и. экзаменатор использует набор обязательных фраз: ознакомительных, устанавливающих, проверяющих и итоговых (ознакомительные — приветствия, формулы знакомства, рутинные вопросы; устанавливающие — позволяющие определить уровень, на котором учащийся общается без труда; проверяющие — дающие возможность определить, насколько испытуемый способен пользоваться иностранным языком при выполнении различных социальных ролей; ролевые задания; итоговые вопросы). Такие Т.-и. используются для распределения студентов по группам, в процессе приема на работу, где требуется знание иностранного языка и т. п.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Один из методов исследования, предусматривающий выполнение испытуемыми тестовых заданий, с помощью которых определяются различные характеристики личности и/или оценивается уровень владения языком. Стандартная форма заданий обеспечивает оперативность Т. и легкость подсчета результатов. Термин «Т.» встречается в литературе в узком значении — как использование и проведение тестов, и в широком значении — как совокупность процедурных этапов планирования, составления и опробования тестов, обработки и интерпретации их результатов (Коккота, 1989). Т. проводится как с помощью специальных технических устройств, так и путем использования печатных материалов. На занятиях по языку проводится Т. владения отдельными аспектами языка и речевой деятельностью (по отдельным видам деятельности и в целом). Т. не заменяет традиционных методов контроля, а дополняет их. К достоинствам Т. как способа проверки уровня владения относится массовость проверки и использование единого методического инструментария, на основе которого сравниваются результаты учащихся (Аванесов, 1995; Балыхина, 2000; Раппопорт и др., 1987).
ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
Вид задания, используемого в тестировании. От формулировки Т. з. и его содержания во многом зависит успех процедуры тестирования. В методической литературе используются четыре основных формы Т. з.
1. Задания в закрытой форме. Задание состоит из основного текста (инструкции), служащего стимулом для ответа, и нескольких вариантов ответов, только один из которых является правильным.
2. Задания в открытой форме. В них не используются готовые варианты ответов, а испытуемому следует вставить недостающее слово (группу слов), что явится показателем правильности выполнения задания.
3. Задания на установление соответствия. В таких заданиях испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков.
4. Задания на установление правильной последовательности. Задания такого вида позволяют контролировать знания в тех видах учебной деятельности, где можно использовать повторяющиеся элементы из данной области содержания. Типовая схема задания выглядит следующим образом: инструкция, основной текст, список элементов. В лингводидактике получили распространение два вида тестов: нормативно-ориентированные тесты (позволяют разделить испытуемых на группы в зависимости от количества набранных баллов) и критериально-ориентированные тесты (позволяют определить, достиг ли испытуемый определенного уровня владения языком). Показателями качества теста считаются валидность, надежность, экономность (компактность материала, рациональность его размещения; затраты времени на выполнение и проверку задания). В большинстве Т. з. используется техника множественного выбора, т. е. выбора одного ответа из нескольких вариантов. В лингводидактике в последние годы большое внимание уделяется разработке так называемых коммуникативных тестов, с помощью которых проверяется не только уровень владения системой языка, но и степень сформированности коммуникативной компетенции. В качестве Т. з. используются также устное сообщение по предложенной теме, контролируемое интервью, построение высказывания с опорой на наглядный стимул и др.
ТЕСТОВЫЙ ПРАКТИКУМ
Учебное пособие, которое ставит задачу подготовки к сдаче тестов. Включает типовые образцы тестовых заданий (Русский язык. 1997).
ТЕСТОЛОГ
Специалист по тестологии, тестированию, занимающийся составлением тестов или проведением тестовых испытаний.
ТЕСТОЛОГИЯ
ТЕТРАДЬ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ
ТЕТРА́ДЬ С ПЕЧА́ТНОЙ ОСНО́ВОЙ.
Средство обучения, используется часто для организации самостоятельной работы учащихся; входит в состав некоторых типовых учебных комплексов. Содержит задания и некоторые части текста с пробелами для записей. Такие тетради позволяют экономить время, дают направление работе учащихся — строго в рамках темы и задания. Особенно полезны при обучении на начальном этапе.
ТЕХНИКА ПИСЬМА
ТЕ́ХНИКА (от греч. technē — искусство, ремесло, мастерство) ПИСЬМА́.
Графическое фиксирование речи и ее элементов. Обучение Т. п. является начальной стадией обучения письму и включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Графическое кодирование состоит из ряда последовательных операций:
1) звуковое представление (при воспроизведении текста);
2) звуковое восприятие (при записи диктуемого кем-л. текста);
3) зрительное восприятие, связанное со звуковым представлением (при списывании текста), ассоциирование с этим представлением или с восприятием определенных графем;
4) кинестезия в виде сочетающейся с внутренней речью двигательной деятельности при письме. В графическом кодировании участвуют многочисленные анализаторы: зрительные, моторно-двигательные, артикуляционные (см. артикуляция), слуховые. Т. п. выполняет роль средства обучения языку, поскольку помогает усвоению лексического и грамматического материала, овладению другими видами речевой деятельности.
ТЕХНИКА РЕЧИ
Совокупность умений и навыков, связанных с внешними качествами устной речи (дикция, жесты, логическое ударение, интонация, мимика, кинесика, паралингвистика).
ТЕХНИКА ТЕСТИРОВАНИЯ
Планирование состава теста, выбор объектов тестирования и типа заданий и т. п.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Навыки и умения чтения, которые обеспечивают перцептивную (см. перцепция) переработку письменного текста, перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы — восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями. Навыки и умения Т. ч. связаны с правильным произнесением при чтении вслух или при внутреннем проговаривании, они формируются уже во вводно-фонетическом курсе параллельно с освоением соответствий между графемами и фонемами и овладением умениями в других видах речевой деятельности. Упражнения, направленные на выработку этих умений, строятся на произнесении усложняющихся элементов — букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний (синтагм), предложений, микротекстов. Начиная с уровня слова, озвучивание элементов необходимо сочетать с установлением значения произносимого. Скорость чтения — важнейший показатель Т. ч.: добиться быстрого чтения можно при уменьшении доли громкого чтения уже на начальном этапе обучения.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ
ТЕХНИ́ЧЕСКИЕ СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ВИЗУА́ЛЬНЫЕ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
Статья большая, находится на отдельной странице.
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НОВЫЕ
ТЕХНОЛО́ГИИ ИНФОРМАЦИО́ННЫЕ НО́ВЫЕ.
См. новые информационные технологии.
ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Набор умений, обеспечивающих возможность пользоваться ТСО в учебном и общеобразовательном процессе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА
ТЕХНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ УЧЕ́БНАЯ СРЕДА́.
Учебная среда, в которой наряду с традиционными учебными материалами и видами работ используются электронные учебные материалы.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ТЕХНОЛО́ГИЯ КРИТИ́ЧЕСКОГО МЫШЛЕ́НИЯ.
Технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить — обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Может рассматриваться как разновидность проблемного обучения. Называется также технология развития критического мышления через чтение и письмо. Авторами этого проекта являются американские педагоги Дж. Стил, К. С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Активно внедряется в образовательных учреждениях США, во многих странах Европы, в том числе и при обучении иностранным языкам. Авторами этой технологии разработаны основы обучения и учения, включающие в себя 3 стадии:
1) вызов (evocation),
2) осмысление содержания, реализация смысла (realization of meaning),
3) рефлексия (reflection). Первая стадия — вызов, другими словами мозговой штурм (брейнсторминг) — используется как способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Преподаватель задает учащимся проблемную ситуацию, которая строится из предметных значений, и учащиеся сознательно выбирают способ практического действия в соответствующих обстоятельствах. Главная задача второй стадии обучения и учения технологии — осмысления содержания или реализация смысла — состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес, соотнести новую информацию с уже известной (использовать в решении тех или иных проблем свой жизненный опыт). Третьей стадией познавательной деятельности в этой технологии является стадия рефлексии. Именно на стадии рефлексии происходит закрепление полученных знаний учащимися, что позволяет им перестраивать свои прежние представления о предмете, включать в них новые понятия и знания (Соосар, Замковая, 2004; Загашев, Заир-Бек, 2003; Конева, 2008).
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛО́ГИЯ (от греч. technē — искусство, ремесло, мастерство + . логия) ОБУЧЕ́НИЯ.
Совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Термин получил распространение в литературе второй половине ХХ столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств обучения. В 70-е гг. термин стал использоваться в более широком контексте: и для обозначения обучения с использованием ТСО и как рационально-организованное обучение в целом. Таким образом, в понятие Т. о. стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержания термина: технологии обучения (Technology of Teacning) и технологии в обучении (Technologу in Teaching). С помощью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя (НОТ), благодаря которым наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения, а с помощью второго — приемы использования в учебном процессе технических средств обучения и сами такие средства. Важнейшими характеристиками Т. о. считаются следующие:
1) результативность (высокий уровень достижения поставленной цели каждым учащимся), экономичность (за единицу времени усваивается больший объем учебного материала нежели без использования таких средств при наименьшей затрате усилий учащихся на овладение материалом);
2) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и утомления);
3) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет раскрыть резервные возможности учащегося. Большинство исследователей рассматривает Т. о. как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. В лингводидактике к Т. о. принято относить: обучение в сотрудничестве, проектные технологии (метод проектов), центрированное на учащихся обучение, тандем-метод, технология «case study», дистанционное обучение, компьютерные технологии, технологии, интенсивные технологии, технология освоения иностранных языков НЕО, игровые технологии и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY
ТЕХНОЛО́ГИЯ ОБУЧЕ́НИЯ «CASE STUDY».
Технология обучения, возникшая в середине ХХ в. в стенах Гарвардской школы бизнеса. Получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юриспруденции, менеджмента, а позже при обучении языку специальности и подготовки преподавателей иностранного языка. Суть технологии заключается в том, что обучающимся выдается набор учебных материалов (кейс) и предлагается в результате знакомства с материалами осмыслить содержание заключенной в них проблемы, как правило, не имеющей однозначного решения, и предложить свое решение с использованием приобретенных знаний и умений. На занятиях по языку работа с кейс-технологиями предполагает также совершенствование речевых навыков и умений учащихся в результате обсуждения проблемной ситуации, содержащейся в задании. Модель организации занятий на основе этой технологии включает несколько этапов. Организационная стадия: комментарий преподавателя о характере предстоящей работы с материалами кейса, знакомство учащихся с учебными материалами. Рабочая стадия: детальное знакомство учащихся с материалами кейса, выполнение заданий, принятие решения по проблеме, которую предстоит обсудить. Завершающая стадия: обсуждение проблемы, комментарии преподавателя, оценка работы учащихся, письменное задание по обсуждаемой проблеме. На занятиях по курсу методики преподавания иностранных языков один из возможных вариантов задания для работы с кейс-технологиями содержит: название темы обсуждения, список ключевых слов по теме, текст для обсуждения, задания к тексту, темы для устного и письменного выступления на семинарском занятии.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СЕТЕВАЯ
ТЕХНОЛО́ГИЯ ОБУЧЕ́НИЯ СЕТЕВА́Я.
ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ТЕХНОЛО́ГИЯ ОСВОЕ́НИЯ ИНОСТРА́ННЫХ ЯЗЫКО́В.
Технология обучения, суть которой состоит в утверждении, что для достижения быстрых, надежных и нестрессовых для здоровья человека результатов иностранные языки нужно осваивать в соответствии с древними естественными наследственными программами адаптации в живой природе. Курс обучения предусматривает овладение разговорным английским языком без домашних заданий и самоподготовки при 4-х ежедневных уроках по 45 мин, во время которых 25% времени отводится на введение новой лексики, 25% — на коммуникативный тренинг, 25% — на грамматический тренинг, 25% — на повторение. Краткосрочный курс обучения рассчитан на 24 занятия (12 дней обучения), за время которых учащиеся овладевают лексикой в объеме 2 400 единиц, из них 1 200 — продуктивная лексика. В ходе коммуникативного тренинга, проводимого на ранее усвоенной лексике, учащиеся овладевают следующими умениями: ориентировка в среде общения (беседа с незнакомцем), диалог (бытового характера), деловые встречи (устройство на работу, заключение сделок), телефонные разговоры, экстренная ситуация, монолог (рассказ), интервью, дебаты. По утверждению авторов технологии, ее отличие от общепринятых методик освоения иностранных языков заключается в следующем. Во-первых, легкость, с какой ученики осваивают на слух большое количество иностранных слов, что позволило отказаться от домашних заданий и уделять введению новой лексики только четверть учебного времени на занятиях. Во-вторых, возможность освоить основы грамматики быстро и прочно. В-третьих, возможность вырабатывать навыки общения в реальных ситуациях. Технология разработана и проходила апробацию на занятиях по английскому языку в течение 10 лет очного обучения в г. Витебске. Иногда эту технологию называют НЕОС (нестрессовая естественная обучающая система). Ее описание предложено разработчиками технологии Н. В. Черемновой и В. С. Черемновым (2004).
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТИПИЧНАЯ ОШИБКА
Нарушение нормы речи, повторяющееся у значительной части учащихся либо у одного ученика и вызванное недостаточной сформированностью тех или иных речевых механизмов.
Источник