- Статья 17. Основные задачи подготовки населения по защите от чрезвычайных ситуаций
- Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС
- Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС
- Приложение. Положение о порядке подготовки и обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Статья 17. Основные задачи подготовки населения по защите от чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Основные задачи подготовки населения по защите от чрезвычайных ситуаций
Основными задачами подготовки по защите от чрезвычайных ситуаций являются:
— обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
— обучение (переподготовка) руководителей всех уровней действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
— изучение должностными лицами и населением республики нормативных правовых актов по обеспечению безопасности, предупреждению и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— выработка и закрепление у руководителей и специалистов органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, и организаций практических навыков по управлению силами и средствами, входящими в территориальную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— практическое усвоение работниками в составе сил территориальной подсистемы Республики Бурятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС
Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547. Этим постановлением определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
— население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
— руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно — правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
— работники федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Основной задачей подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.
Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по общеобразовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и простора телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:
— на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учений и тренировок;
— на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;
— на сохранение средней заработной платы по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
Источник
Приложение. Положение о порядке подготовки и обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
главы Судогодского района Владимирской области
от 28 мая 2010 г. N 835
Положение
о порядке подготовки и обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
I. Общие положения
Настоящее положение, разработанное в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. N 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 04.09.2003 г. N 547 «Об утверждении положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Настоящее положение определяет основные задачи и функции органов местного самоуправления, органов исполнительной власти и организаций по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к действиям в чрезвычайных ситуациях и защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий.
II. Основные задачи
1. Основными задачами обучения населения Судогодского района в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
— обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
— выработка у руководителей органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— совершенствование практических навыков руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, при проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
— практическое усвоение в ходе учений и тренировок уполномоченными работниками порядка действий, при различных режимах функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2. Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:
— изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
— совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
— выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — формирований) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
III. Формы подготовки и обучения
1. Обучение население в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны.
2. Подготовка в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
— для руководителей администраций муниципальных образований района — проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне, организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, администрациями Владимирской области и Судогодского района;
— для председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников — повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам ГО и защиты от ЧС, а также участие в сборах, учениях и тренировках;
— для работающего населения — проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
— для обучающихся в учебных заведениях — проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— для неработающего населения — проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов (в том числе в ходе посещений учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплутационных организациях), прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
3. Повышение квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляется в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Владимирской области и курсах гражданской обороны.
4. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации, в течение первого года работы являются обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
5. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
В муниципальном районе:
— штабные учения — одно учение в год, если не проводятся командно-штабные учения, комплексные учения;
— штабные тренировки — одна тренировка в год;
— комплексные учения или объектовые тренировки с предприятиями, учреждениями и организациями — два-три предприятия, организации, учреждения в год;
— комплексные проверки предприятий, организаций, учреждений по вопросам защиты населения и территорий — 15-20 % предприятий, организаций, учреждений;
— специальные учения со службами ГО — одна — две службы ГО в год;
а). с формированиями повышенной готовности — один раз в год;
б). с другими формированиями ГО — один раз в три года;
в). внезапные проверки состояния ГО служб, предприятий, организаций, учреждений одна проверка в квартал по плану внезапных поверок;
г). учебно-методический сбор с начальниками ГО объектов экономики, начальниками ГО служб города, района, по итогам работы за прошедший год и постановка задач на наступивший год — один (в первом квартале наступившего года);
д). сборы с руководящим составом КЧС, эвакоорганов, комиссий по устойчивости — один раз в год с каждой комиссией;
е). декада по предупреждению ЧС и подготовке населения к действиям при их возникновении — один раз в год;
ж). месячник пропаганды знаний по вопросам защиты населения и территорий от ЧС — один раз в год.
В функциональных звеньях территориальной подсистемы РСЧС (службах ГО):
а). штабные учения — один раз в год;
б). штабные тренировки — один раз в год;
в). занятия с дублерами — один раз в год.
Проверка состояния ГО в подчиненных службах — две-три службы муниципального района в год:
а). учебно-методический сбор — в первый месяц нового учебного года;
б). тактико-специальное учение с формированиями повышенной готовности — один раз в год, с другими формированиями — один раз в три года;
в). декада по предупреждению ЧС и подготовке населения к действиям при их возникновении — один раз в год;
г). месячник пропаганды знаний по вопросам защиты населения и территорий от ЧС — один раз в год.
комплексные учения на объектах экономики, в организациях и учреждениях:
— на всех объектах экономики, в организациях и учреждениях, независимо от форм собственности, с численностью рабочих и служащих 300 и более человек — один раз в три года;
— с администрациями муниципальных образований — один раз в три года (в ходе проведения КШУ с органами местного самоуправления);
— тренировки, проводимые на объектах экономики, в организациях и учреждениях, не проводящих комплексные учения — один раз в три года;
— тренировки, проводимые в общеобразовательных школах, ПТУ — один раз в год (в «День защиты детей»);
— командно-штабные учения ГО — один раз в год;
— штабные тренировки — один раз в год;
— тактико-специальное учение с формированиями ГО повышенной готовности — один раз в год;
— тактико-специальное учение с другими формированиями — один раз в три года;
— тренировки по оповещению и сбору формирований ГО — две тренировки в год;
— декада по предупреждению ЧС и подготовке населения к действиям при их возникновении — один раз в год;
— месячник пропаганды знаний по вопросам защиты населения и территорий от ЧС один раз в год.
IV. Рекомендуемый порядок организации обучения в муниципальных образованиях
1. В целях организации и осуществления обучения населения в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
— планируют повышение уровня персональной подготовки руководителей и специалистов ГО и РСЧС и обучение населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций;
— разрабатывают и утверждают организационные указания по подготовке населения;
— ежегодно издают приказ об итогах и задачах по подготовки населения;
— организуют учет обучения должностных лиц в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны городов, округов Владимирской области;
— организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов — дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
— создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу и организуют их деятельность;
— оборудуют учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и уголки гражданской обороны для неработающего и незанятого в производстве населения в населенных пунктах, в ЖЭУ и организуют их деятельность;
— уточняют и утверждают (с учетом местных особенностей) программы подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих обучение на курсах гражданской обороны;
— организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений;
— организуют и осуществляют пропаганду знаний по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий;
— осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
2. Руководители организаций:
— осуществляют обучение своих работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
— организуют подготовку руководителей и специалистов формирований в УМЦ и на курсах ГО, обучение личного состава формирований непосредственно по месту работы, а также в ходе учений и тренировок;
— уточняют и утверждают (с учетом особенностей деятельности организации) программы обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций своих работников и личного состава формирований;
— создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Финансирование подготовки руководителей, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и уполномоченных работников администрации района, организации и проведения администрацией района учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из районного и областного бюджетов.
Финансирование подготовки председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки учений и тренировок осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств соответствующих организаций.
Органы местного самоуправления, не имеющие на своей территории курсов гражданской обороны, оплату за подготовку обучаемых проводят на договорной основе, учитывая при этом долевое содержание численности преподавательского состава, командировочные расходы преподавателей учебно-методического центра и курсов гражданской обороны, а также использование учебно-материальной базы и транспортных средств центра и курсов.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник