Обучение старших дошкольников способам словообразования

Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается.

Скачать:

Вложение Размер
seminar-praktikum_dlya_vospitateley_slovoobrazovanie_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей № 21 «Искорка»

Семинар-практикум для воспитателей

«Словообразование у детей старшего

Подготовила и провела: воспитатель первой

Родионова Светлана Валерьевна

Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением. Например, рыбка — рыбка путем добавления к нему суффикса -к- с вновь приобретенным этим словом значением уменьшительности. Этим словообразование отличается от словоизменения , поскольку при словоизменении смысловое значение не меняется. Так, например, слово «лампа», в каком бы падеже оно не было употреблено (вижу лампу, нет лампы, подошел к лампе…), так и остается «лампой». Но если мы добавим суффикс -очк- , получится «лампочка», то смысловое значение его будет уже иным, то есть это будет уже не словоизменение, а словообразование .

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в 2-3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершенствующемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети часто заменяют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придает речи ситуативный характер.

Эти изменения, изученные психологами-исследователями: Выготским, Любинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут.

На первый взгляд это незначительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребенка в этот период.

Самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество.

Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке (мама – мамонька, мамушечка, цветушечка, хорошуленька…. или дом – человечник, людильник).

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы – суффиксальные, способ сложения корней, а также часто используются в речи детей.

Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как, во-первых, оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребенка.

Основные способы словообразования однотипны, а это значит, что любой усвоенный ребенком способ свободно переносится и на другие слова, благодаря чему он может в дальнейшем уже самостоятельно образовывать все новые и новые слова. Например, синий – ласково «синенький», слегка синий «синеватый».

Глагол от прилагательных: розовый – розовеют, белый – белеют.

При помощи приставок образование глаголов: выхожу – прихожу — перехожу.

При помощи приставок образуют причастия: выходящий – приходящий – переходящий.

Деепричастия: выходя – приходя – переходя.

Если ребенок усвоил способы образования новых слов, относящихся практически ко всем частям речи, от какого-то одного глагола, то это автоматически переносится на все другие глаголы.

Иными словами, овладев основными способами словообразования, ребенок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и поистине безгранично обогащать свой словарный запас.

Во-вторых , способствует более точному и более глубокому пониманию ребенком смыслового значения слов. Кроме того, работа над словообразованием дает первоначальные навыки подбора родственных слов и подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.

Ребенок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования:

  1. Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбка). Д/игра «Большие и маленькие».
  2. Образование глаголов при помощи приставок (ушел – пришел). Д/игра «Скажи наоборот».
  3. Образование относительных прилагательных (сок березы — березовый сок). Д/игра «Что из чего сделано», «Какой получился сок?», «Вкусное варенье», «Скажи какой дом?».
  4. Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы – лисий хвост). Д/игра «Чей дом?», «Какой лист?».

Нужно упражнять детей, образовывать сложнее существительные на

-ищ- . Например, лапка, а большая … лапище

В работе над словообразованием используйте следующие приёмы :

  1. Дидактические игры и упражнения.

Д/игры: «Подбери пару», «Дюймовочка и Гулливер»…

Игры с игрушками (образовывают детёнышей животных).

  1. Демонстрация картин, альбомов, фотографий (парные картинки – уменьшительный суффикс) иллюстрации к сказкам и другим книгам (например, «Заяц – хваста».)
  2. Художественная литература (потешки, стихи, сказки – способствуют правильному усвоению суффиксов. «Заяц – хваста» — зуб-ищ-е, лап-ищ-и)
  3. Наблюдение за окружающей жизнью (накопить опыт употребления сходных по значению суффиксов можно в свободном общении с людьми, в играх с игрушками, а также при рассматривании и названии картинок).
  4. Обогащать словарь ребёнка через музыку, театр.
  5. Использовать технические средства.
  6. Применять совместное «чтение» текстов, содержащие пиктограммы (помогают вводить в речь ребёнка слова, содержащие суффиксы; помогает воспитывать активное внимание ребёнка, побуждает к чтению).

5 лет – период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи.

Активными словотворцами они становятся лишь на шестом году жизни.

Процесс развития словообразования у детей начинается в младшем дошкольном возрасте (яблоко – яблоки, много – рук, ложек…) и заканчивается уже в младшем школьном возрасте.

В старшей группе знакомим с разными способами образования слов (сахар – сахарница, соль – солонка…). Упражняем в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – перебежал).

В подготовительной к школе группе совершенствуем умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Работу по словообразованию нужно строить по плану:

1. Формирование интереса (игровая ситуация: волшебная книга, медаль…).

  1. Разработка приёмов.
  2. Подготовка необходимых материалов и атрибутов.
  3. Работа с родителями (для закрепления).

Тогда правильно спланированная работа приведёт к результатам, что:

— увеличится активный словарь детей;

— повысится интерес к словотворчеству;

— речь детей станет грамотной;

— дети научатся отличать выдуманные слова от русской речи.

Дети допускают в речи ошибки. Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста»

В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части.

Семинар — практикум «Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста»

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог.

Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен.

Семинар-практикум для воспитателей «Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста»

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском сад.

Семинар-практикум по теме: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Цель семинара-практикума: Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.

Семинар- практикум «Оригами, как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум » Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум » Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Цель: • Повышение профессиональной компетентн.

Источник

Развитие словообразования у старших дошкольников

Татьяна Козырева
Развитие словообразования у старших дошкольников

Развитие словообразования у старших дошкольников.

Словообразование — это действие по образованию новых слов из исходных определенными способами (доступными в нашей ситуации для дошкольника, принятыми в русском языке. Словообразование является частью лексико-грамматического строя речи.

Как и вся грамматика оно усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования им уже полученного речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающемся самоконтроле.

Умение использовать разные способы словообразования является одним из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существует несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса,а при достаточной практике: слиянием двух основ или слов, и переходом одной части речи в другую.

Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.

При обследовании речи отмечается неуверенность старших дошкольников в умении словообразования. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая практически «услышать» детям приемы словообразования и в последствии научиться ими пользоваться.

Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования.

I. Имена существительные.

1. Образование существительных с помощью суффиксов уменьшительности и ласкательности.

a) «Ласковые имена»

Оля – Олечка Саша – ….

Волк – волчонок Медведь — ….

d) «Назови ласково»

Гриб – грибочек Кровать – ….

2. Образование слов со значением единицы целого.

Дождь – дождинка Бусина – ….

3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

a) «Назови профессию»

Кто играет на барабане? (барабанщик)

b) «Женские профессии»

Мужчина – художник, а женщина – художница.

Мужчина – писатель, а женщина ….

4. Образование существительных со значением вместилища.

Для супа – супница Для сахара — ….

5. Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности.

Ротик – ротище Кустик – ….

6. Образование существительных со значением уничижительности.

Голова – головёнка Глаза – ….

7. Образование существительных со значением принадлежности по национальности.

«Гости из далеких стран»

В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.

Гость из Японии – японец

8. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).

«Два слова в одном»

Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)

Когда листья падают?

Какая машин сено косит? (сенокосилка)

Какая пыль сосет?

9. Образование существительных из различных частей речи.

Этот котенок пушистый.

Назовем его Пушок.

Этот котенок белый как снег.

Назовем его (Снежок).

b) «Как назвать такого человека»

Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.

Если человек трусливый, то его назовем — ….

II. Имена прилагательные.

1. Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности.

Зубастый крокодил – зубастенький

2. Образование качественных прилагательных.

a) «Какой? Какая? Какое?»

Ум – умный, умная, умное Страх – ….

b) «Придумай название»

Улицу на которой находится завод, назовем – Заводская

На которой стоит школа — ….

3.Образование относительных прилагательных:

a) выражение признака через отношение к предметам или материалам

Бумага – бумажный Виноград – ….

b) выражение признака через отношение к месту

Деревня – деревенский Иркутск – ….

c) выражение признака через отношение к времени

Утро – утренний Вчера — …. День — ….

d) выражение признака через отношение к действию

Стирать – стиральная Гладить — ….

4.Образование притяжательных прилагательных:

Кошка – кошкин Лиса – ….

Мама – мамина (сумка) Папа — ….

Пожарный – пожарный (шланг)

Полицейский – полицейская (машина)

c) «Назови листья (иголочки)»

Дуб – дубовый Береза — ….

5. Образование сравнительной степени прилагательных.

«Доскажи словечко»

Это темная юбка, а другая еще (темнее)

Это удобное кресло, а другое еще …

6. Обозначение качества (слово+ слово).

Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)

С желтой грудкой?

Как можно назвать человека с широкими плечами? (широкоплечий)

С красными щеками?

1. Образование приставочных глаголов.

«Добавляй и говори» (на начальном этапе лучше использовать картинки)

На примере показать детям что если к слову ЕХАТЬ добавить У в начале, получится новое слово УЕХАТЬ. Далее также с приставками В-, ВЫ-, ОТ-, ПРИ-, ЗА-, ПЕРЕ-, С-, НА-, ПОД-, ДО-. Затем вместе с детьми повторить аналогичные действия со слово ЛИТЬ. Потом дети могут самостоятельно попробовать образовать новые словаот следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т. д.

2. Образование категории времени глагола.

Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только …. (встает). «Когда же ты …. (встанешь?» Шустрик оделся, а Мямлик …. И т. д. (заправил, умылся, позавтракал, почистил и т. д.)

3. Образование глаголов из других частей речи.

Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи . Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи, исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный процесс.

Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии СЛАЙД №1 «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии». Слайд №2 Современный мир меняется стремительно. Запросы школы.

Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.

Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой. Процесс становления и развития музыкальных способностей у дошкольников.

Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.

Развитие творческих способностей старших дошкольников Каждый ребёнок рождается со своими способностями, задатками. Но сейчас учёные уже доказали, что каждый ребёнок от природы ещё и талантлив. Давайте.

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Развитие музыкальных способностей старших дошкольников ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности в дошкольном.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Источник

Читайте также:  Хвост как способ общения
Оцените статью
Разные способы