Обучение способам самостоятельной деятельности

Самостоятельная учебная деятельность и её виды.
статья по теме

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении школьником учебного задания; в конечном счёте приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Скачать:

Вложение Размер
samostoyatelnaya_uchebnaya_deyatelnost_i_eyo_vidy.docx 22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная учебная деятельность и её виды.

Учитель начальных классов

Тюрина Татьяна Дмитриевна

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении школьником учебного задания; в конечном счёте приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

— в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

— формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённого класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

— вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

— является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения.

Исследования учёных-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.

Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной работе.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индивидуальным и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существуют. Дать самостоятельное задание ученику, уровнем выше – это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

Естественно, что вы можете возразить, что программа – максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвёртого уровня. Т.е. до самостоятельной деятельности.

Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

Поэтому хотелось бы остановиться на основных требованиях к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.

Итак, любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы:

— самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы;

— обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;

— назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы принятия решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свети до минимума шаблонное их выполнение;

— содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнять работу до конца;

— самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

По форме организации самостоятельной работы можно разделить на индивидуальную, фронтальную и групповую.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельной работы:

Естественно, каждый из четырёх типов имеет свои дидактические цели:

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений), формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Она формирует фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объём работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишает ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. А задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

2. Самостоятельная работа реконструктивно – вариативного типа позволяет на основе ранее полученных знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания,

Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

3. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик сам определяет пути решения задачи и находит их. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. Таки формируется творческая личность учащегося.

Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания учащихся более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды таких работ самые разнообразные: это и самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, строгое обоснование видов с помощью аргументов или уравнений и расчётов.

4. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной работы школьников. Эта деятельность позволяет учащихся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочной и внеурочной деятельности.

Перечислю наиболее распространённые и эффективные из них.

1. Работа с книгой . Это работа с текстом и графическим материалом ученика:

— пересказ основного содержания части текста;

— составление плана ответа по прочитанному тексту;

— краткий конспект текста;

— поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;

— анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и редактирование прочитанного.

— тренировочные, воспроизводящие по образцу;

— составление различных задач и вопросов, их решения;

— рецензирование ответов других учащихся, оценка их деятельности.

3. Различные проверочные работы, диктанты, сочинения.

4. Подготовка докладов и рефератов.

6. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

7. Техническое моделирование и конструирование.

Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащихся цели действия и способов действий. Сегодня плохой урок характеризуется, прежде всего, тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. На уроках больших мастеров ученики значительное время урока выполняют разнообразную самостоятельную работу. Наблюдение за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяет выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

— нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

— уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

— самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

1. Г.Д. Кириллова «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения»

2. Зотов «Организация современного урока»

3. Коротяев «Обучение-процесс творческий»

4. Лайметс «Групповая работа на уроке»

5. Махмутов «Современный урок»

6. Онищук «Урок в современной школе»

7. Кондаренко С.М. «Учите детей сравнивать»

8. Волков И.И. «Учим творчеству»

9. Границкая А.С. «Научить думать и действовать»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников.

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность уче.

Развитие самостоятельности у детей процесс сложный, тем не менее, опыт показывает, что при систематическом использовании определенных видов самостоятельной деятельности на любом уроке и на разных его .

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.Ключевые слова: универсальная учебная деятельность; группы универсальных учебных действия; ос.

презентация поможет педагогам в работе по данной теме.

О видах учебной деятельностиВиды познавательной деятельности.

Статья об организации учебной деятельности учащихся в группе продлённого дня.

Источник

Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Светлана Шатова
Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Обучение дошкольников технологии организации самостоятельной деятельности

Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим ребенком и корригируемая им по процессу выполнения и результату деятельность.

В рамках данного подхода считается,что дети должны научиться в детском саду:

самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности;

— анализировать условия и средства предстоящей деятельности;

— формулировать её алгоритм;

— контролировать результат выполнения (преодолевать разногласия, корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата).

— Создать условия для самостоятельной работы

Обучить детей методам и приёмам творческой работы

— Предоставить время для самостоятельной деятельности

Нельзя забывать о том, что при организации самостоятельной деятельности, педагогу отводится только корректирующая роль.Довольно часто свободу выбора ребенка мы связываем с:

— игровой деятельностью (игры, партнёров, атрибутов.);

— в отношениях со сверстниками (дети могут выбирать как им поступить, как спросить, что ответить).

И значительно реже мы предоставляем детям свободу выбора — на занятиях (выбор материалов, способов выполнения заданий, темпа работы, видов продуктивной деятельности и др.)

С одной стороны, мы знаем и создаем условия для поддержки детской инициативности и самостоятельности, однако на практике детям очень сложно овладеть умениями организации своей самостоятельной деятельности (не только образовательной, но некоторым даже игровой). В чём причина?

На наш взгляд, одна из проблем кроется в планировании (тематическом, ежедневном, НОД).

Составляя собственные планы и конспекты занятий, стараемся опираться не на подробное описание хода занятия или деятельности детей, полагая, что всё пойдёт именно так, как мы запланировали.

Проанализировав свои ошибки при планировании самостоятельной работы и деятельности детей,выделили для себя следующие моменты:

1. При определении темы проекта на месяц исходим из пожеланий и высказываний детей «Что мы знаем», «Что хотим узнать».

2. На основе выделенной темы, высказываний «Где и как это можно узнать» и «Что мы можем сделать» (в различных видах деятельности) составляем опорную схему-модель, которую можно дополнить или откорректировать по ходу реализации проекта.

3. Из данной модели и обсуждений определяется итог проекта и распределяем поэтапность проекта (алгоритм наших дел) на недели (темы недели).

4. Подробнее планируем ежедневную деятельность только на несколько дней (максимум неделю, с учетом возможности изменений содержания и форм организации деятельности детей (прогнозируя варианты создания условий).

5. При организации самостоятельной деятельности детей в образовательной деятельности (а точнее сказать создании условий, используем проблемные вопросы, проблемные ситуации и различные задания. Кроме того, для активизации детского мышления, среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

При этом стараемся:

— представить,как на каждое из них будут реагировать дети: в целом группа, отдельные подгруппы с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

— спрогнозировать проблемные педагогические ситуации, которые могут возникнуть при организации коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности детей и подумать об алгоритме выхода из них.

Кроме того, сложно не только регулировать самостоятельную деятельность детей, трудности возникают при создании условий для проявления детской активности и самостоятельности.

Здесь на помощь приходит система специальных вопросов и заданий:

На уровне знаний детей: назовите. перечислите. опишите. расскажите. обозначьте. определите. изобразите схемой.

На уровне понимания смысла: сравните. выберите. найдите. объясните. докажите. сделайте выводы. приведите примеры.

На уровне сознательного пользования: покажите взаимосвязь. решите. найдите. измените. объясните зачем. воспользуйтесь, чтобы решить.

На уровне анализа: проанализируйте. объясните причину. найдите различия и сходства. назовите одним словом. классифицируйте.

На уровне синтеза материала: скажите по-другому. составьте — разработайте. создайте. спланируйте. придумайте другой вариант. что произойдет, если. какие могут быть последствия.

На уровне оценки: определите и объясните. сформулируйте правила. отберите и выберите. взвесьте возможности. проверьте. выскажите замечания. оцените. что вы думаете о. объясните почему.

Организацию обучения самостоятельной деятельности в центрах активности («план-дело-анализ») начинаем с «Утреннего круга»,где и создается:

— какая-либо проблемная ситуация (задание или вопрос);

— обсуждение, поиск решения проблемы или поставленной задачи;

— выбор вариантов решений, видов деятельности, материалов, способов выполнения, партнеров;

— маркировка на магнитной доске (старшие сами пишут или схематично изображают выбранный вид работы);

самостоятельная деятельность (20-25 мин.);

— итоговый сбор (презентация, анализ-обсуждение, оценка).

Источник

Читайте также:  Способы приготовления куриных сердечек
Оцените статью
Разные способы