Обучение способам обследования длины ширины высоты

Обучение способам обследования длины ширины высоты

Ориентировка малышей одновременно на несколько разных размеров формирует у них способность анализировать, находить сходства и отличия. Дети сравнивают коробки, одинаковые по длине, но разные по ширине и высоте. При этом они отмечают, что красная коробка шире, чем синяя, но синяя ниже, чем красная. Вместе с тем красная коробка уже, чем зеленая, но выше ее. Зеленая и синяя коробки одинаковые по длине и ширине, но разные по высоте. Воспитатель постоянно обращает внимание своих учеников на точное использование ими терминологии.

Такие упражнения повышают интерес к этим знаниям, уточняют их, совершенствуют навыки в сравнении предметов по величине.

§ 5. Методика обучения детей измерению

Измерение — один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность. В истории развития человеческого общества счет и измерение были, конечно, самыми первыми видами математической деятельности, тесно связанными с элементарными потребностями человека, и прежде всего с определением площадей земельных участков, вместимости сосудов и др.

Основной момент в обучении измерению — ознакомление детей с мерой. Введение измерения в Программу воспитания в детском саду решает две задачи: познакомить детей с мерой и научить измерять, сравнивать предметы по величине, а также показать детям зависимость между величиной предмета, мерой и результатом измерения — количеством отмериваний. Это и подводит детей к пониманию функции — основного понятия математики. Понимание функции (зависимости) между величиной, мерой и результатом измерения способствует развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка. Сенсорное восприятие, на которое опирается ознакомление детей с величиной предмета, тесно переплетается с развитием у них мышления.

Значение измерения детерминировано потребностью в простейших измерениях, которая возникает у малышей в практических делах (сделать одинаковые по длине и ширине грядки, встать друг за другом по росту, определить, чья постройка оказалась выше, кто прыгнул дальше и т. д.). Научившись правильно измерять на занятиях по математике, дети смогут свои умения использовать в процессе труда, на занятиях по аппликации, конструированию и т. д. Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Решение простейших глазомерных задач дает возможность точнее оценивать величину предмета (длину, ширину, толщину и т. д.). Измерение углубляет понятие о числе как отношении.

Источник

Изучение длины, ширины, высоты

Лекция 6. Методика формирования представлений о величине и форме. Обучение элементарным измерительным действиям

Сравнение предметов по длине, ширине и высоте происходит по аналогии со сравнением предметов в средней группе. Постепенно количество предметов для сравнения увеличивается (по мере овладения знаниями о числах), а контрастность между ними снижается, что усложняет определение величины. К концу года дети выполняют сериацию десяти предметов. Особое внимание необходимо уделить установлению транзитивности отношений (елочка выше березки, но ниже сосны). Такая работа коррелирует с установлением зависимостей между смежными числами.

Речевые высказывания, сопровождающие перцептивные действия по установлению величины, не усложняются. Дети используют уже знакомые термины и фразы, что обеспечивает их повторение и закрепление. Однако если в предыдущих группах требовалось правильное повторение речевого образца, то в старшей группе больше внимания уделяется обучению самостоятельному построению высказывания. Детям задают наводящие вопросы, которые содержат в себе ответ или являются альтернативными. Например: «Что шире, шоссе или тропинка?

Формирование представлений о величине

Организовывается рассмотрение и анализ игрушечной пирамидки и ее частей. Нужно наглядно показать, что ее кольца разные — большие и маленькие. Педагог берет пару колец и сравнивает их приемом наложения, уже изученным в процессе работы с множеством. После надевает их на стержень пира­мидки в убывающем порядке. Свой показ сопровождает объяснением-инструкцией: «Взять самое большое кольцо, надеть на стержень, из оставшихся колец опять взять самое боль шое надеть на стержень и т. д.». Каждый ребенок должен самостоятельно собрать пирамидку в убывающем и возрастаю­щем порядке, стараясь комментировать свои действия.

Детям четвертого года жизни с нарушениями речи доступно понимание величины, но они не могут правильно проговаривать слова. Несмотря на трудности в речевом высказывании, необходимо добиться осмысления значения слов «боль шой» и «маленький», понимания их роли в предложении. Для этого воспитатель должен четко и правильно произносить слова и фразы, интонационно подчеркивать характеристику средства и фразы, интонационно подчеркивать характеристику вели­чины, а также окончания в словах при изменении по числам, родам и падежам.

Подобные практические задания выполняются не только с использованием пирамидки. Необходимы разнообразные наглядные средства обучения и точная инструкция к выполнению операций. Можно использовать народную дидактическую игрушку матрешку, мисочки, которые вкладывают одну в другую или кладут одну на другую для получения башенки, и др.

Существует зависимость восприятия величины от прежнего опыта человека. Один и тот же предмет может казаться детям большим или маленьким в зависимости от того, с какими предметами они уже знакомы. Так, если для ребенка привычными являются мячи диаметром около метра (он занимается лечебной гимнастикой), то футбольный мячик будет маленьким, и, наоборот, если ребенок все время играет с пластмассовыми шариками диаметром около десяти сантиметров, то футбольный мяч будет для него большим. Именно поэтому необходимо расширить представления о величине предметов, показать

относительный характер величин. Для этого демонстрируются два однородных предмета, большой и маленький, например мишки, или рассматриваются два мячика, две подушки, два стуле или чашки и т. д., после этого берется третий предмет, больше, чем уже имеющийся «большой» (или меньше, чем имеющийся «маленький»). Внимание детей обращается на то, что «большой» мишка стал маленьким по сравнению с еще большим,

Читайте также:  Способ заставить уважать самого себя

Подобные упражнения, показывающие относительность величины, позволяют расширить практический опыт.

Изучение длины, ширины, высоты

Знакомство с основными параметрами протяженности предполагает развитие восприятия размеров на основе расширение чувственного опыта, а также обогащение словарного запаса.

Изучение величины проходит с использованием контрастов, рассматриваются длинные и короткие, высокие и низкие, широкие и узкие предметы. Противопоставление величин позволяет добиться осмысленности восприятия, показать возможности целенаправленного использования предметов. Дети дошкольного возраста должны понимать, что для широкой

Внимание детей обращается на дома, разные по величине, — есть большие и маленькие. Большие дома не похожи друг на друга и маленькие — тоже.

Противопоставление различных величин поможет повы­сить интерес к изучаемому материалу, подчеркнуть значение точного определения величины.

В дальнейшем предметы сравниваются только по одной протяженности. Для того чтобы акцентировать внимание детей на длине, нужно сравнить два предмета, отличные друг от друга только одним признаком. Это позволит выделить существенный в данном случае признак — длину, и скрыть несущественные. Например, подбираются две полоски одинакового цвета, ширины и толщины, но разные по длине (короткая и длинная).

Практическая работа организовывается так, чтобы у каждого ребенка были свои полоски для сравнения и они самостоятельно выполняли необходимые операции. Особое внимание уделяется правильному приложению (наложению) полосок друг к другу — края полосок слева должны совпадать, в противном случае результат сравнения будет неверный.

Только после того, как дети получат первые представления о длине, можно предложить для сравнения полоски, различные не только по длине, но и по цвету. Однако, если на вопрос, чем отличаются полоски, ребенок смог только указать на различия по цвету, следует вернуться к наглядности, используемой для ознакомления с длиной предмета.

Источник

Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду

александрина ушакова
Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду

При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить, как абсолютную (длинный — короткий, так и относительную величину (длиннее — короче). Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные — короткие, длиннее — короче; разной ширины — широкие — узкие, шире — уже и т. д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину, поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность -действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.

Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3—4 занятиях. Исходным в работе с малышами является обследование — специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Положительный эффект дает применение таких приемов следования, как показ длины, ширины и т. д., проведение пальцем по указанной протяженности, «измерение» разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.

Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета, показывая ширину, рука движется поперек предмета, высота показывается снизу-вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина округлых предметов показывается путем обхвата их. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.

Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения: приложению и наложению. При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.

Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например,задания:

— из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;

— детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

— нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

— найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

Читайте также:  Руководитель горных работ при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали. В процессе этих упражнений у детей развивается глазомер, накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний; обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов.Постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т. п.

Необходимо учить детей называть размер предметов,сопоставляя и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям.Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную — много, на короткую — одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие — узкие, высокие — низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная — короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

В средней группе учат сравнивать три — пять предметов, менее контрастных по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).

Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее, постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца — эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий — практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.

Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе,широко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.).

Большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10—12 занятий. Знания и умения, полученные на таких занятиях,необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности: сравнивать размеры разных частей растений, подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг, рисовать, лепить предметы соответствующих размеров, наблюдать, как изменяются размеры строящегося дома, и т. д.

Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели, а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.

В старшей и подготовительной группах продолжается решение задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Теперь количество упорядочиваемых в ряд предметов увеличивается до 10, а разница их размеров еще более уменьшается (от 3 до 1 см). Усложнение заданий состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладываются по длине, а затем по толщине). Другое усложнение заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше, чем все предыдущие, и больше (меньше, чем все последующие. Так происходит осознание не только относительности размера, но и транзитивности отношений между упорядоченными элементами (если а>b и b> с, то а > с).

«Мерка», равная «лишнему кусочку», используется для определения различий между соседними элементами ряда. Таким образом устанавливается постоянство равенства различий как существенного свойства упорядоченного ряда.Можно дать задания: достроить ряд, построить его от промежуточного элемента, нарисовать ряд до и после его упорядочивания, найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду, вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы, преобразовать восходящий ряд в нисходящий и наоборот, найти соответствие между несколькими рядами, составить ряд из парных элементов и т. д. С этой целью проводятся игры «Что изменилось?», «Угадайте, которого не хватает», «Угадайте, где пропущено», «Который лишний?», «Найди свое место». Одним из элементов их усложнения может быть введение правила, требующего выполнения сериации только зрительным путем, без практических проб.

Читайте также:  Легкий способ чтобы заболеть

Старшие,дошкольники выполняют и более сложные задания на развитие глазомера: найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец; подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др. Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужного размера.

Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности1.

«Кто первый?» — «Мишки (или матрешки) забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий?»

«Чья коробочка?» — «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, утенок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?»

«Угадайте, кто выше (ниже) ростом.» — «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самого низкого роста? А самого высокого?»

При проведении игр наглядность применяется для утверждения в правильности ответа. Задания на сериацию связываются с закреплением навыков порядкового счета.

Новой задачей для воспитателя старшей группы является задача уточнения представлений детей об изменении предметов по длине, ширине, толщине, высоте при правильном отражении этого в речи («Стало длиннее», «Это больше» и т. д.).

Известно, что каждый человек в своем индивидуальном опыте при решении разнообразных жизненных задач так или иначе изменяет величину предметов.Ребенок практикуется в этом постоянно в самых разнообразных видах деятельности: в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в конструировании, при изготовлении игрушек и т. д. Складывающийся таким образом опыт изменения величины предметов вряд ли достаточен. Необходимы специальные упражнения, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, связывается с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия — в процессе работы, с раздаточным материалом. Воспитатель организует действия по комплектованию, уравниванию по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой-посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметовдолжны иметь совершенно конкретную направленность на результат: изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков, сделать лесенку или заготовки определенных размеров для ремонта книг, коробок, плетения ковриков, елочных бус и т. п.

Такие упражнения позволяют ребенку понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом (раскатали столбик пластилина, он стал длиннее, но тоньше).

Таким образом, у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.

Методика оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома В современных социально – экономических условиях развития общества особенно остро, на государственном уровне, стоит проблема оптимизации.

Конспект занятия «Сравнение предметов по величине» (вторая младшая группа) «Сравнение предметов по величине» Целевые ориентиры: ребенок умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами;.

Центр развития и формирования математических представлений в детском саду Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с раннего возраста и продолжается до конца пребывания.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по теме «Сравнение предметов по величине» Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по теме: «Сравнение предметов по величине» Интеграция образовательных областей: познание,.

Методика формирования элементарных ма-тематических представлений и понятий при изучении темы «Длина. Единицы измерения длины» Длинна (длина отрезка прямой) – расстояние между его концами; положительная величина, определённая для каждого отрезка так что: 1) равные.

Методика проведения гимнастики пробуждения в детском саду Гимнастика после сна. Дети просыпаются под музыку. Время проведения: Для младшего возраста — 5-10 мин., для старшего – 10-15 мин. Состоит.

Методика работы со сказками в детском саду Методика работы со сказками в детском саду Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром.

Модель образовательной деятельности по РЭМП «Сравнение предметов по форме и величине» (средняя группа) Текма: «Сравнение предметов по форме и величине» Целевые ориентиры: ребенок умеет правильно употреблять слова, обозначающие результаты сравнения:.

Особенности развития представлений дошкольников о величине предметов (на сенсорной основе) Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться в раннем возрасте в результате установления связей между зрительными.

Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования Детям в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, чувствовать его длительность измерять время.

Источник

Оцените статью
Разные способы